Режиссер бернардо бертолуччи: биография, семья, лучшие фильмы

Алан-э-Дейл       08.11.2022 г.

Примечания и ссылки

Примечания

  1. Произношение на стандартном итальянском языке, записанное в соответствии со стандартом API .
  2. Получено в Риме по предложению Президиума Совета Министров .
  3. Коллективный производство Ugo Adilardi, Silvano AGOSTI , Gianni Amico , Альфредо Анджели , Giorgio Arlorio, Джоя Benelli, Роберто Бениньи , Бернардо Бертолуччи, Джузеппе Бертолуччи , Паоло Бьянкини, Libero Bizzarri, Карло Ди Пальма , Луиджи Faccini, Джорджо Феррара, Николо Ferrari, Андреа Frezza, Ansano Giannarelli , Франко Джиральди , Франческо Лодадио , Лидзани , Луиджи Маньи , Массимо Manuelli, Мазелли , Монтальдо , Риккардо Наполитано, Piero Nelli, Ренато Parascandolo, Луиджи Perelli, Паоло Pietrangeli, Джилло Понтекорво , Роберто Faliero Руссо , Массимо Сани, Этторе Скола , Рафаэле Синискальки, Серхио Спина, Габриэле Танферна, Анна Мария Тато , Джанни Тоти и Пьеро Виварелли .

использованная литература

  1. ↑ и (оно) Ирен Биньярди, , на Repubblica.it , Repubblica,26 ноября 2018 г.(по состоянию на 26 ноября 2018 г. ) .
  2. Курсив , 2 канал ОРТФ , 24 августа 1973 г., 16 августа 1974 г.
  3. (es) , о Министерстве культуры ,2006 г.(проверено 18 января 2015 г. ) .
  4. .
  5. (in) Йосефа Лошицки , Радикальные лица Годара и Бертолуччи , Wayne State University Press,1995 г., 286  с. .
  6. (en-GB) Шейн Даниэльсен , «  Конформист возвращается, чтобы напомнить нам о банальности зла  » , The Guardian ,28 февраля 2008 г..
  7. (in) на TVGuide.com (по состоянию на 20 января 2020 г. ) .
  8. (en-US) Руководство по фильмам , , в справочнике по альтернативным фильмам (по состоянию на 20 января 2020 г. ) .
  9. .
  10. Дидье Перон, «  Бертолуччи о « Последнем танго в Париже »  :« Мне было ужасно с Марией »  », « Либерасьон» ,4 декабря 2016 г..
  11. (en-GB) Ханна Саммерс , «  Актеры выражают отвращение к признанию в сцене изнасилования  « Последнее танго в Париже »» , The Guardian ,4 декабря 2016 г..

биография

Бернардо Бертолуччи — старший сын поэта Аттилио Бертолуччи и брат Джузеппе Бертолуччи . Он начал писать в 15 лет и вскоре был вознагражден за свою работу. Он особенно получил Премио Виареджо . Затем он отправился в Рим для учебы и стал ассистентом Пьера Паоло Пазолини на Аккаттоне . Позже он также работал с Серхио Леоне и Дарио Ардженто над сценарием « Однажды на Западе» . Его второй фильм, до революции , вдохновленный Пармской обителью по Стендалю , является признание критиков и отметками обновления итальянского кинорежиссёра кино в 1960 — х годах . Тема политической и сексуальной двусмысленности проиллюстрирована постановкой, требующей определенного гонгоризма в ее визуальной изысканности и хореографическом стиле.

По словам Борхеса, в 1970-х он снял «Стратегию паука» для телевидения . Последнее танго в Париже в исполнении Марлона Брандо и Марии Шнайдер вызывает скандал в Италии из-за очень серых отношений между зрелым мужчиной и молодой женщиной, включая сцену содомии и сцену, в которой герой оскорбляет тело своего покойная жена.

Бертолуччи появляется в трехсерийном документальном фильме «Итальянские писатели и Италия писателей: тени и вопросы» в программе Italiques, чтобы рассказать об отношениях между кино и литературой в 1973 и 1974 годах. Его предстоящее кино предназначено, чтобы быть верным определенным политическая перспектива. В этом смысле он отражает эпическое и романтическое видение, но без уступок итальянской истории ( , Le Conformiste ). La Luna вызывает сложные отношения между певицей и ее сыном и Трагедиями смешного человека пессимистическими басен , который выиграл Тоньяцй на приз за мужскую интерпретацию в Каннах в 1981 году .

Он — гость кино-лета кинематографических встреч в Динь-ле-Бен по инициативе Жан-Пьера Кастаньи в 1988 году.

«Последний император» , снятый в основном в Запретном городе в Пекине , напоминает о трагической судьбе самого последнего китайского императора из маньчжурской династии: Пу И , взошедшего на трон в возрасте трех лет. Международный триумф, фильм получил девять Оскаров , в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру в 1988 году . Это первая часть духовно-восточной трилогии, завершенной «Чай в Сахаре» и « Маленький Будда» .

В 2011 году он получил от Жиль Жакоб , в Пальме Легиона в Каннах за все его работы.

Бертолуччи умер от рака 26 ноября 2018 г. в 77 лет.

Участие в жюри

В 1985 году Бертолуччи является членом жюри 1- го Международного фестиваля токийского кино .

В 1990 году он председательствовал на 43 — й Каннский кинофестиваль , где жюри присудило Золотую пальмовую ветвь к матросу и Лула от Дэвида Линча .

Он также является президентом жюри Венецианского кинофестиваля в двух случаях: в первый раз в 1983 году (под его президентства Золотой лев был присужден первый Имя Кармен от Жан-Люка Годара ), а второй, в 2013 году (его жюри наградило документальный фильм « Сакро ГРАДжанфранко Рози Золотым львом ).

Украшения

  • 2 июня 1988 г. : Кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
  • 2006: Золотая медаль за заслуги в изобразительном искусстве со стороны Министерства образования, культуры и спорта (Испания)

Что еще посмотреть

В 1990 году вышла картина Бертолуччи «Под покровом небес». Фильм рассказывает историю семейной пары, которая путешествует по Северной Африке. В эту поездку супруги отправились не просто так. Они разочаровались в жизни и в своих отношениях. Это своеобразный побег от реальности, возможность взять паузу и еще раз хорошо все обдумать.

Лента «Мечтатели» была представлена на суд общественности в 2003 году. Фильм повествует о событиях, происходящих в Париже в 1968 году. Баррикады на улицах, студенческие демонстрации, запах революции в воздухе – для страны настали непростые времена. Однако трое молодых людей, казалось бы, вообще не замечают события, которые происходят вокруг. Они влюблены в волшебный мир кино, их совсем не интересует реальность. Герои смотрят один фильм за другим, отказываясь покидать свой дом. Кино стало их жизнью, а беспорядки на улицах Парижа в то время достигают своей кульминации.

«Осажденные»

Мелодрама вышла в 1998 году. Центральную роль в этом фильме убедительно сыграл Дэвид Тьюлис. Молодая африканка совершает преступление в родной стране. Она бежит в Рим в надежде спастись от наказания, которое ей грозит. Убежище девушка находит в доме английского пианиста.

Героиня должна расплачиваться за предоставленное жилье выполнением работы по дому. Параллельно девушка пытается выучиться на врача. Пианист, в доме которого она поселилась, зарабатывает на жизнь уроками фортепиано. Мужчина ведет образ жизни затворника, отличается замкнутостью и чопорностью. Однако юная африканка заставляет его потерять голову от любви.

Ранний период жизни

Бертолуччи родился в итальянском городе Парма , в регионе Эмилия-Романья . Он был старшим сыном Нинетты (Джованарди), учителя, и Аттилио Бертолуччи , поэта, известного историка искусства, антолога и кинокритика. Его мать родилась в Австралии от отца-итальянца и матери- австралийки (ирландского и шотландского происхождения).

Выросший в художественной среде, Бертолуччи начал писать в возрасте 15 лет и вскоре получил несколько престижных литературных премий, включая Premio Viareggio за свою первую книгу. Биография отца способствовала его карьере: старший Бертолуччи помог итальянскому режиссеру Пьеру Паоло Пазолини опубликовать его первый роман, а Пазолини ответил взаимностью, наняв Бертолуччи в качестве первого помощника в Риме на Аккаттоне (1961).

У Бертолуччи был один брат, театральный режиссер и драматург Джузеппе (27 февраля 1947 — 16 июня 2012). Его двоюродным братом был продюсер Джованни Бертолуччи (24 июня 1940 г. — 17 февраля 2005 г.), с которым он работал над рядом фильмов.

Биография Бернардо Бертолуччи

Бернардо Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в Парме (Италия) в семье поэта, кинокритика и профессора истории искусств Аттилио Бертолуччи. Его мать Нинетта была учительницей. С раннего детства отец поощрял интерес сына к фильмам и часто брал его с собой на съемки.

В 1960-1962 годах Бертолуччи учился на философском факультете Римского университета. Во время учебы он писал стихи и снимал любительские фильмы.

Первой его пробной картиной была «Канатная дорога». Бертолуччи снял ее в 1957 году, а через год у него вышла еще одна картина под названием «Смерть свиньи». В студенческие годы Бертолуччи также выпустил поэтический сборник «В поисках тайны», за который получил Национальную литературную премию и книгу стихов «В поисках загадки», за которую ему дали премию Виареджо.

Во время учебы Бертолуччи познакомился с итальянским режиссером Пьером Паоло Пазолини, который пригласил его в качестве своего ассистента поработать на съемках картины «Аккатоне».

В 1962 году, увлекшись съемками своего первого полнометражного игрового фильма «Костлявая кума», Бертолуччи бросил университет и целиком посвятил себя дебютной детективной истории о социальной несправедливости.

В 1964 году Бертолучи снял второй фильм «Перед революцией», который рассказывает историю молодого буржуазного интеллигента, ставшего на путь марксизма, а через год вышел его полнометражный документальный телефильм «Нефтепровод».

В 1968 году на экраны выше его фильм «Партнер», который представлял вольную экранизацию повести «Двойник» Федора Достоевского.

В 1960-1970-х годах режиссер начал снимать политического кино «Стратегия паука» (1970), «Конформист» (1970). В 1968 году, увлекшись идеями левых, он вступил в Итальянскую коммунистическую партию.

В 1972 году режиссер снял «Последнее танго в Париже» — романтическую трагедию любви с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер в главных ролях. Фильм стал невероятно популярным, особенно во Франции, а в США он вошел в десятку самых кассовых кинокартин. Бертолуччи был выдвинут на «Оскар» как лучший режиссер, но при этом в Италии он получил условный тюремный срок за «богохульство» и был лишен избирательных прав на пять лет.

В 1976 году Бертолуччи снял фильм о борьбе социальных классов в Италии под названием «Двадцатый век». Затем вышли его фильмы «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981).

В 1987 году режиссер снял картину «Последний император», которая получила девять «Оскаров», а сам Бертолуччи удостоился двух — за режиссуру и адаптированный сценарий. Также эта картина получила премию «Золотой глобус».

В 1990 году Бертолуччи снял психологическую драму «Под покровом небес», а в 1993 году вышел его «Маленький Будда».

В 1996 году после 15 лет жизни за границей режиссер снял в Италии драму «Ускользающая красота».

В 2003 году на экраны вышел его фильм «Мечтатели». После выхода этого фильма режиссер анонсировал съемки картины «Бельканто», но потом отложил их на неопределенный срок и объявил о запуске нового проекта.

В 2012 году вышел фильм Бертолуччи «Ты и я», снятый по одноименному роману итальянского писателя Никколо Амманити.

Политика и личные убеждения

Бертолуччи был атеистом .

Фильмы Бертолуччи часто носят очень политический характер. Он был убежденным марксистом и, как Лукино Висконти , который в конце 1960-х нанял многих иностранных художников, Бертолуччи использовал свои фильмы для выражения своих политических взглядов; поэтому они часто автобиографичны, а также весьма противоречивы. Его политическим фильмам предшествовали другие, переоценивающие историю. The Conformist (1970) критиковал фашистскую идеологию, затрагивал взаимосвязь между государственностью и национализмом, а также вопросы народного вкуса и коллективной памяти — и все это на фоне международного заговора Бенито Муссолини с целью убийства политически активного левого профессора философии в Париже. также анализирует борьбу левых и правых.

27 сентября 2009 года Бертолуччи был одним из подписантов обращения к швейцарскому правительству об освобождении Романа Полански , который находился под стражей в ожидании экстрадиции в США.

В Твиттере 24 апреля 2015 года Бертолуччи участвовал в #whomademyclothes, кампании против потогонной революции Fashion Revolution, посвященной обрушению здания Савар в 2013 году , самой смертоносной аварии в истории швейной промышленности.

Бертолуччи пропагандировал практику Трансцендентальной Медитации: «Мы хотим пробудить настоящее, и нам трудно сделать все вместе, мы можем только медитировать, как в трансцендентальной медитации. Одно из самых сильных переживаний. Вы либо медитируете, либо смотрите хороший фильм. , затем эти две вещи начинают соприкасаться … «.

Игра с Годаром

Бернардо Бертолуччи был поклонником франко-швейцарского режиссёра Жан-Люка Годара. Он вдохновлялся его творчеством и всегда прислушивался к мнению мастера.

«Я не рассказывал об этом десятки лет, но Годар был для меня настоящим гуру. Я считал, что история кино делится на два периода: до Годара и после Годара — как до и после Рождества Христова. Поэтому его мнение о фильме было для меня очень важным», — рассказал режиссёр.

Бертолуччи во многих картинах всячески цитировал и упоминал Годара. «Конформист» не стал исключением: в фильме были показаны реальный адрес и телефон Жан-Люка, по сюжету принадлежавшие профессору. Бертолуччи уверял, что это была своеобразная игра, а «Конформист» в некотором смысле — фильм о нём и его учителе Годаре.

«Я — Марчелло, я снимаю кино про фашистов и хочу убить Годара — революционера, снимающего революционное кино, — у которого я учился», — объяснял Бертолуччи.

Известно, что Годар не оценил эту «игру». Бертолуччи рассказывал, что после премьеры режиссёр подошёл к нему и молча протянул листок с изображением Мао Цзэдуна и короткой фразой: «Ты должен бороться с индивидуализмом и капитализмом». Взбешённый Бертолуччи скомкал и выбросил записку. Но спустя годы об этом пожалел — решил, что её стоило оставить на память.

Много уровней «Конформиста»

«Конформист» — это не первый фильм Бертолуччи, но первая его работа, которая прогремела во всём мире. Как отмечал режиссёр, посредством этой картины он мог общаться с широкой аудиторией, потому что она кажется простой и понятной. При этом Бертолуччи подчёркивал, что для него «Конформист», напротив, оказался самой сложной лентой.

«Начиная просмотр, зритель входит на уровень прочтения, которого не хватало в фильме «Перед революцией». В той картине было много других уровней, но самого первого — прочтения при просмотре — в нём не было. В «Конформисте» этот первый уровень есть: когда происходит вхождение в фильм — и дальше зритель не испытывает никаких сложностей. Но на самом деле за ним скрывается множество других уровней», — пояснял Бертолуччи.

Критики высоко оценили картину. Они отмечали сценарий, сложное сочетание образов, а также то, какое эмоциональное воздействие лента оказывает на зрителя.

Критика восхитило и то, что человек в возрасте 30 лет может «породить замысел фильма такой глубины, исполнить его в таком уникально собственном стиле и так основательно пропитать его масштабами и пределами своего (авторского. — RT) видения».

Калум Марш из The Village Voice назвал «Конформиста» самым смелым и выразительным фильмом Бертолуччи, поскольку его герой погружается в фашизм не ради власти, а ради комфорта.

«Такой взгляд — своего рода квазисатирический тезис — делает «Конформиста» более едкой и резкой критикой фашизма по сравнению с относительно грубой работой «Двадцатый век». Те, кто оказались под влиянием фашизма, в «Конформисте» не изображены карикатурно жестокими. В этом нет нужды: их слабость, по замыслу Бертолуччи, говорит сама за себя», — пишет критик.

На Берлинском кинофестивале, где прошла премьера «Конформиста», фильм получил специальную награду от журналистов, а также премию международного евангелического жюри. Кроме того, лента была номинирована на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм.

Ещё важнее вклад, который «Конформист» внёс в мировую киноиндустрию. Он задал направление для новой волны голливудского кино, а также популяризировал целый ряд не распространённых ранее приёмов.

«Конформист» оказал сильное влияние на творчество многих начинающих режиссёров, которые восприняли картину Бертолуччи как откровение. В числе вдохновлённых «Конформистом» — Фрэнсис Коппола, Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг. Сложная структура фильма, символическая съёмка и некоторые виртуозно поставленные сцены нашли отражение во многих фильмах последующих лет.

«Конформист»

В 1970 году Бернардо Бертолуччи завершил работу над фильмом «Конформист». Герой картины, Марчелло Клеричи, в детстве пережил сексуальное насилие. Это наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь

Он не любит привлекать к себе внимание, выделяться из толпы

Марчелло хочется быть не только незаметным, но и законопослушным. Однако преступным является само государство, в котором он живет. Нацистские власти приказывают герою отправиться во Францию и ликвидировать итальянского профессора, который выступает против фашизма. Подчинение дается ему нелегко.

Фильм «Конформист», уделяющий максимум внимания психологическим истокам фашизма, принес своему создателю мировую славу. Сюжет картины был позаимствован из одноименного произведения Альберто Моравиа.

Мастер большой формы

Сложная смесь интимного и социального — рецепт, от которого Бернардо Бертолуччи за годы своей работы, кажется, почти не отступал. Однако с середины 1970-х, набравшись мастерства на камерных человеческих драмах, он всё чаще стал браться за эпические исторические полотна.

Такой, например, стала пятичасовая сага «Двадцатый век» (1976). Сюжет истории о дружбе двух мужчин, один из которых принадлежит к семье бывших батраков, а второй — к аристократической фамилии, охватывает почти три четверти прошлого столетия. После этого режиссер вернулся к камерным историям, сняв сначала драму о жизни молодого человека и его сложных отношениях с родителями («Луна», 1979), а затем — «Трагедию смешного человека» (1981 год).

Бертолуччи_1

Кадр из фильма «Двадцатый век» (1976). Акетры Доминик Санда и Роберт Де Ниро

Фото: Getty Images/Michael Ochs Archive

Это были последние фильмы, сюжет которых был преимущественно завязан на итальянские реалии. В начале 1980-х режиссер перебрался в Великобританию, кроме того, он много времени проводил в Китае, называя себя «скептическим буддистом-любителем». И география сюжетов стала расширяться.

В 1987 году свет увидел «Последний император» — величественная биография правителя Пу И, последнего в своей династии. Историю своего героя Бертолуччи, всегда тяготевший к сложной форме, разделил на две: собственно историю императора и историю заключенного китайской тюрьмы, которому номер отныне заменяет имя. В производстве масштабной драмы приняли участие сразу несколько стран: Великобритания, Франция, Китай и Россия. Картина удостоилась девяти «Оскаров» (в том числе как лучший фильм), четырех «Золотых глобусов» и множества европейских наград.

Фильм Про. Коллекции

Давно прошли годы, когда итальянский кинематограф был главным в мире. Теперь это крупная кинодержава, но ей явно не хватает гениев. Вспоминая лучшие фильмы Бернардо Бертолуччи, одного из последних представителей ещё того, прежнего итальянского кино, мы отдаём должное удивительной традиции и тем, кто её создавал.

Бернардо Бертолуччи. Лучшие фильмы

Конформист

Бертолуччи ещё не было тридцати, когда он снял без преувеличения великий фильм по роману Альберто Моравиа. Может быть, сама эпоха располагала к этому: в эти годы выходят самые мудрые и яркие произведения о фашизме в кино. На фоне своих более опытных и радикальных коллег Бертолуччи отнюдь не выглядит второстепенно, он вводит в фильм сложнейшую композицию, которая позволяет тоньше передать ощущения пойманного в ловушку героя. В советском прокате фильм шёл полностью перемонтированным и сильно сокращённым.«Конформист». Трейлер

Последнее танго в Париже

Марлон Брандо ненавидел этот фильм, обвиняя Бернардо Бертолуччи в том, что тот слишком беззастенчиво заглянул в его душу и продемонстрировал её самые ранимые места на экране. Вызывающий эротизм фильма принёс ему невероятную популярность в массах (и запрет для проката в ряде стран), а элитарный зритель отмечал философскую разработку психологии отношений героев с акцентом на их одиночестве.«Последнее танго в Париже». Трейлер

Двадцатый век

Бертолуччи всегда тяготел к большим формам, первые варианты его картин часто длились по нескольку часов. Но «Двадцатый век» — работа самая монументальная и оправдывающая свою итоговую длительность, почти пять с половиной часов. Впрочем, Бертолуччи смонтировал для международного проката версию длиной всего в 3,5 часа. Любопытно, что хотя фильм с самого своего появления считался шедевром, у него нет ни одной крупной кинонаграды.«Двадцатый век». Трейлер

Последний император

Зато у этой картины целых 9 «Оскаров»: американцы пришли в восторг от этой дорогостоящей исторической драмы, в центре которой – император Пу И, который прошёл через одиночество во дворце, в тюрьме и в собственном саду. Последнего он желал сам, первые два ему были навязаны судьбой. В основной части фильма одним из главных персонажей становится английский преподаватель и советник Пу И Реджиналд Джонстон, мемуары которого использовал Бертолуччи. Питер О’Тул номинировался за эту роль на «Оскар», но не получил его, как не получил его ни за одну другую роль, удостоившись в итоге почётного «Оскара» в 2003 году.«Последний император». Трейлер

Ускользающая красота

От больших тем и форм Бертолуччи в зрелом возрасте перешёл к локальным, но от этого не менее драматичным сюжетам. Томление девушки, вступающей во взрослую жизнь и видящей в ней только много прекрасных перспектив, несмотря на то, что её окружают трагедии и смерть. Душа Люси жаждет любви, а её тело согрето итальянским солнцем: здесь всё чужое и незнакомое, но во всём видятся какие-то прекрасные тайны. Бертолуччи любуется этой молодостью, позволяя ей не растерять это жизнелюбие.Трейлер фильма «Ускользающая красота»

Мечтатели

Ещё один фильм о совсем молодых людях – любовный треугольник времён французских волнений 1968 года. Американский юноша влюбляется во француженку, которая живёт со своим братом в огромном доме, пока родители в отъезде. Вместе молодые люди смотрят кино, говорят обо всём на свете и, конечно, занимаются любовью, снимая все запреты и на интеллектуальном, и на телесном уровнях.«Мечтатели». Трейлер

Ты и я

Последний на данный момент фильм Бертолуччи снят через много лет после «Мечтателей», хотя, казалось, больше мы ничего от классика итальянского кино не дождёмся. Теперь история ещё локальнее: подвал, убежавший из дома подросток и девочка с улицы, которой негде жить, так что она решила подружиться с угловатым пареньком. В отличие от предыдущих фильмов Бертолуччи, здесь мы видим совершенных детей, которые слишком целомудрены и для своего подвала, и для всего мира, в котором им предстоит жить. Трейлер фильма «Ты и я»

Двадцатый век,
Конформист,
Ускользающая красота,
Мечтатели,
Последний император,
Ты и Я,
Последнее танго в Париже

Бернардо Бертолуччи,
Марлон Брандо,
Питер О’Тул

Новинка

История жизни Бернардо Бертолуччи

После малоудачных фильмов «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981) Бертолуччи замолчал на целых шесть лет. Он пытался найти для себя новые темы и уехал через Америку на Восток. Так появился грандиозный замысел «Последнего императора» (1987). Удивительная судьба монарха Китая Пу И дала повод для экранного воплощения излюбленных философских тем Бертолуччи, связанных с предначертанностью и переменчивостью человеческих судеб, с цикличностью хода истории, с недостижимостью идеала. 

В созданный режиссером мощный, яркий национальный колорит Китая начала ХХ века диссонансом вписывается фигура единственного в этом фильме европейца (О’Тул). Немолодого джентльмена, элегантного, невозмутимого, несущего просвещение, дыхание «старой Европы». Герой О’Тула отчаянно одинок, как одиноки и нежизненны его принципы среди разгула восточного варварства, жестокости. И если императора Бертолуччи показывает рабом (при всей его неограниченной власти), то герой О’Тула внутренне свободен. Но в нем отчетливо ощущается обреченность, бессмысленность и нежизненность европейской цивилизации. 

Созданный с постановочным размахом фильм был с особым восторгом принят в Америке. «Последний император» удостоился девяти «Оскаров», получил приз «Сезар» как лучший иностранный фильм года. 

Вдохновленный успехом, Бертолуччи вновь устремляет взоры на загадочный и таинственный Восток. Его психологическая драма «Под защитой небес» (1990) с Джоном Малковичем и Дэброй Уингер в главных ролях, помимо традиционного для Бертолуччи анализа сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, любовью и страстью, судьбой и смертью, насилием и мазохизмом, была посвящена к проблеме столкновения двух цивилизаций, европейской и восточной. 

Пораженный прохладным приемом картины в Америке, Бертолуччи в завершающем «восточную трилогию» фильме «Маленький Будда» (1993) резко усилил зрелищность изображения при помощи сложных спецэффектов и постарался сделать философию более понятной для массовой аудитории. 

кадр из фильма «Последний император»

Эта картина, над которой Бертолуччи работал в течение двух лет, в том числе в Непале и Бутане, представляет собой рассказ о событии фантастическом — перевоплощении духа тибетского ламы в тело западного ребенка. В киноповествование вплетены также эпизоды, воссоздающие легенду о Сиддхартхе Гаутаме, ставшем великим Буддой. Фильм обошелся продюсерам в 35 миллионов долларов. 

«Маленький Будда» стал для меня наиболее трудным, — говорил Бертолуччи. — Трудным еще и потому, что хотелось сделать его доступным детям. Буддисты упрекали меня «Как можно называть «маленьким» Будду, который так велик Это оскорбление!» Тогда я пошел к Далай-ламе. Он сказал, что в каждом из нас есть маленький Будда…» 

Фильм начал свое шествие по экранам мира в ноябре 1993 года с предварительной премьеры в Париже в присутствии одного-единственного зрителя. Но какого — самого Далай-ламы!.. 

кадр из фильма «Маленький Будда»

Кинематографом увлечено все семейство Бертолуччи продюсером стал старший брат Бернардо — Джованни; сценаристом и режиссером — младший брат Джузеппе. Его вторая жена — Клер Пеплоу (по происхождению англичанка) – также является режиссером, а ее брат Марк — сценаристом, с которым Бертолуччи сотрудничает в последнее время… 

Заключение

Конечно, его фильмы не для всех. Они не массовые. И вряд ли каждый скажет, что они ему по душе. Они для тех, кто готов при просмотре фильма подумать. Кто готов принять другой, порою провокационный, смысл фильма. Возможно, поэтому так часто режиссер подвергался критике. Но безусловен его индивидуальный подход к кино. Его уникальный взгляд на мир. Его философское отношение к происходящему в этом мире.

Фильмы мастера изучают сегодня в киношколах всего мира как примеры настоящего и уникального творчества и смелости. И, несмотря на провокационность его картин, многие актеры признаются в интервью, что лучшие роли они сыграли именно в его фильмах.

Автор статьи:  Ульяна  Гуляева

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.