Микеланджело буонаротти. где посмотреть работы мастера в риме и флоренции

Алан-э-Дейл       17.01.2023 г.

Символизм

Непропорциональность головы скульптуры Давида — это, вероятно, выбор символического характера. Голова представляет собой разум, в то время как руки являются инструментом, которым действует разум. Однако были выдвинуты и другие гипотезы по этому поводу. Некоторые ученые считают, что моделью Микеланджело был молодой, спортивного телосложения флорентиец подросткового возраста в процессе формирования. Другие же считают, что скульптор учёл то, что при высоте скульптуры голова Давида, видимая снизу, будет выглядеть меньше, чем обычно, из-за эффекта перспективных искажений, и что акцентированный размер головы был направлен на получение оптической коррекции.

Микеланджело, Давид, 1501-4. Фрагмент головы

Символ Возрождения

Если атлет Поликлета, символ классической скульптуры, является выражением представления об идеальной красоте, то молодой Давид Микеланджело -это хоть и необычайно красивый герой, но абсолютно реальный, живой, более импульсивный и поэтому менее уверенный в себе. В этом смысле он очень напоминает «Святого Георгия» Донателло.

Донателло, Святой Георгий, 1416-20. Мрамор, 209 х 67 см. Флоренция, Национальный музей Барджелло

Как и донателловский святой, Давид воплощает идеалы флорентийского Возрождения. Но всё же он не является триумфальным героем: он не щеголяет символом своей победы и он не изображён в момент борьбы. Вместо этого он собран, сконцентрирован и накапливает напряжение, которое, кажется, может взорваться в любой момент, высвобождая себя в молниеносной непосредственности жеста. В шедевре Микеланджело классическая «потенциальность движения» — типичная для скульптуры Поликлета — изображает сдержанное насилие, хорошо выраженное в нескольких, главных деталях, таких как сгибание запястья, пульсирующие вены, напряженные мышцы, рывок головы, сконцентрированный взгляд, нахмуренные брови.

Красота Давида, вместе с высвобожденной энергией его обнаженного тела, несёт в себе функцию выражения достоинства и нравственной силы человека, превращая скульптуру в символическое представление концепций и идей, воплощенных в Истории.

Микеланджело, Давид, 1501-4, реставрационные работы

Происхождение гения искусства

Биография Микеланджело Буонарроти начинается в итальянском маленьком городке Капрезе в Тоскане. Здесь он родился в 1475 году. Его родители хоть и влиятельные, благородного рода (древний род графов Каносса) люди, но жили бедно. На то время должность мэра была малодоходной. А отец Микеланджело как раз занимал этот чин в родном городке. Ему казалось унизительным работать на физической работе. Поэтому он не менял вид деятельности, и семье приходилось кое-как выживать. Когда новорожденному Микеланджело исполнился месяц, закончилась служба у отца. Семья переезжает на новое место жительства возле Флоренции.

Техника «освобождения» и философия неоплатонизма

Микеланджело искал средства выразительности во всех направлениях. Он учился у Донателло, в Болонье изучал Якопо делла Куэрча и Никколо делль Арка. Он копировал фрески Джотто и Мазаччо, смотрел на великих пизанских скульпторов XIII века. Микеланджело, конечно же, был знаком со своими современниками — Верроккио, Синьорелли, но больше всего его завораживали работы Леонардо.

Говоря о его философских убеждениях, известно, что Микеланджело рос в окружении лучших интеллектуальных умов своего времени, и что он был знаком с двумя величайшими представителями неоплатонической доктрины, Пико делла Мирандола и Марсилио Фичино, которые оказали влияние на его художественное мышление.

Техника «освобождения», которую использовал Микеланджело, прекрасно обобщает неоплатоническую мысль, то есть слияние платонических убеждений с христианской доктриной. По словам Мастера, в ядре материи скрыт предмет, заключенный в оковы, как узник в темницу. Задачей художника является высвободить его из материи, раскрыв суть, спрятанную в нём идею. Такое объяснение — это явный отсыл к платоновским «Идеям». Согласно убеждениям древнегреческого философа идея вещи есть нечто идеальное. Её можно отделить от испорченной формы материи.

Так, мрамор для Микеланджело — это материя, из которой он высвобождает Идею, спрятанную внутри. Это также напоминает о необходимости для человеческой души «оторваться» от материи, бренной плоти, и возвыситься над несовершенным миром, всеми силами стремясь приблизить себя к высшему, духовному состоянию, близкому Истине, близкому к Богу.

«Пробуждающийся раб» Микеланджело — лучшее воплощение представлений художника о неоплатонизме. На примере этой скульптуры хорошо понятна его техника «освобождения». Из мрамора возникает идея человека, «заключенного» в материю, который пытается освободиться от мрамора как от оков. Образ раба передаёт состояние измученной души, которая борется за то, чтобы избавиться от физической боли и подняться в мир духовный. Но «Рабу» не суждено освободиться, потому что скульптура эта незаконченная, и он обречён на вечные страдания.

Описание

Пьета Микеланджело – скульптурная композиция пирамидальной формы, высеченная из цельной глыбы светлого мрамора. Рука мастера отсекла все лишнее, и миру явился потрясающий образ скорбящей матери, утратившей сына. Скульптура находится за бронированным стеклом, ее нельзя рассмотреть со всех сторон. Но есть в ней нечто, влекущее любопытные взгляды туристов и порождающее особые чувства у тех, кто уверовал в искупительную жертву Иисуса Христа.

Рекомендую: полюбоваться Пьетой без очередей и толп туристов во время индивидуальной экскурсии в Ватикан на рассвете.

https://www.youtube.com/watch?v=KfTiYvYef6oVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: La Pietà by Michelangelo (https://www.youtube.com/watch?v=KfTiYvYef6o)

В XIV веке в христианстве зародилось почитание скорбей Девы Марии, что находило отражение в европейском искусстве того времени. На ребрах и кистях рук безжизненного Иисуса – следы от ран после Голгофы. Поразительно, как молодому Микеланджело удалось в фигуре Святой Марии, держащей на руках умершего Сына, выразить весь трагизм произошедшего.

Правая рука удерживает тело в привычной для женщин позе – так кормят грудью младенцев. Но это зрелый мужчина, и его голова ниспадает с плеча матери. Левая рука как бы вопрошает – это немой вопрос, выраженное пальцами скорбящей матери недоумение о бесцельной смерти безгрешного Христа. Накидка на голове как бы небрежно заломлена, небольшие складки ткани максимально открывают чело и последний взор Богоматери.

Мария изумленно смотрит не на лицо Иисуса, а на пронзенные рёбра и кисть руки, пытаясь запечатлеть малейшие детали перед тем, как отдать Его тело на погребение. Изломы грубой ткани искусствоведы ассоциируют с изломами души – от невосполнимой утраты. Ее лицо не искажено гримасой скорби, такое ощущение, что это все уже позади, остался последний взгляд на фигуру Сына и осмысление происходящего. Возможно, скульптор хотел передать ее воспоминание о пророчестве Христа, который обещал воскреснуть на 3-й день. А, может, так выглядит смирение – немое безучастие оттого, что ничего не исправить?

На материнских коленях – безжизненное тело 33-летнего Христа. Лицо не выражает перенесенных Им страданий, голова откинута назад, вся фигура расслаблена, но удерживается Марией. Кисти рук и стопы ног – со следами от гвоздей после распятья. Рёбра Иисуса были проколоты на кресте уже после его смерти, перед тем, как Его сняли римские воины (так повествует Святое Писание).

Мать Христа изображена молодой, без глубоких возрастных морщин, хотя ей во время распятия Первенца было около 50 лет. Теологические каноны были нарушены, но искусствоведы настаивают на идее, что так во времена Ренессанса было принято изображать чистоту души и одухотворенность Непорочной Девы. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Но в христианстве принято говорить о ней как Пречистой и Святой Деве Марии, Богородице и Матери Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.

https://www.youtube.com/watch?v=MYW_haD_XPQVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: La pieta (Michelangelo) — Ave Maria (Andrea Bocelli) (https://www.youtube.com/watch?v=MYW_haD_XPQ)

Работа была затяжной и кропотливой, мало кто верил, что никому неизвестный 24-летний художник и начинающий скульптор справится с такой задачей. Но результат превзошел все ожидания – никто не смог превзойти этот шедевр Микеланджело, как по эстетике, так и силе эмоционального воплощения.

«Страшный суд»

Шесть лет (с 1534 по 1541) мастер вновь трудился в Сикстинской капелле. «Страшный суд», картина Микеланджело, — самая большая фреска эпохи Возрождения.

Центральная фигура — Христос, который творит суд и восстанавливает справедливость. Он в центре вихревого движения. Он больше не посланец мира, милосердный и мирный. Он стал Верховным Судьей, грозным и устрашающим. Правую руку Христос поднял в грозном жесте, вынося окончательный приговор, который разделит воскресших на праведников и грешников. Эта воздетая рука становится динамическим центром всей композиции. Кажется, что она приводит в бурное движение тела праведников и грешников.

Если душа каждого человека в движении, то фигура Иисуса Христа недвижна и устойчива. Его жесты олицетворяют силу, возмездие и мощь. Мадонна не в силах смотреть на страдания людей, поэтому она отворачивается. А вверху картины ангелы несут атрибуты Страстей Христовых.

Среди Апостолов стоит Адам, первый в роде человеческом. Также здесь находится и святой Петр — основатель христианства. Во взглядах апостолов читается грозное требование возмездия в отношении грешников. В руки их вложил орудия пыток Микеланджело.

Картины фрески изображают святых мучеников вокруг Христа: Святой Лаврентий, Святой Себастьян и Святой Варфоломей, который демонстрирует содранную кожу.

Здесь много и других святых. Они стараются быть ближе ко Христу. Толпа со святыми ликует и радуется предстоящему блаженству, которыми наградил их Господь.

Семь ангелов трубят. Все смотрящие на них испытывают ужас. Те, кого Господь спасает, сразу же восходят и воскресают. Из могил восстают умершие, поднимаются скелеты. Какой-то мужчина от ужаса закрывает глаза руками. За ним пришел сам дьявол, который тащит его вниз.

Сюжет

Сражение Давида и Голиафа — один из самых популярных ветхозаветных сюжетов в мировой культуре. Однако именно Микеланджело Буонарроти удалось создать столь обескураживающе прекрасного Давида, что сегодня эта статуя является, пожалуй, лидером по числу копий и вариантов интерпретаций.
Согласно ветхозаветному описанию, филистимляне решили идти войной на израильтян. Последние также собрали войско, которое возглавил Саул. Среди израильских воинов были старшие братья Давида. Сам же он был еще слишком юн и пока только пас овец. Незадолго до начала битвы отец отправил Давида к братьям отнести хлеб и, так сказать, передать привет из дома.
Во время своего предприятия Давид увидел гиганта Голиафа и услышал, как этот филистимлянин смеялся над богом. Никто из израильского войска не решался призвать Голиафа к ответу за дерзкие слова. Тогда Давид с позволения Саула решил навалять великану. От меча и шлема он отказался — просто не умел с ними обращаться. Юноша взял камень и запустил его из пращи в Голиафа. Нехитрое орудие поразило великана в лоб и сразило наповал. Филистимляне совершенно растерялись, узнав, что силач убит камнем, ряды смешались и были раздавлены израильтянами. Что здесь правда, а что вымысел — сказать сложно. Ученые спорят об историчности Давида как такового.

Работа над копией статуи, 1928. (wikimedia.org)

В оригинале, Давид — юноша. У Микеланджело же он показан сильным мужчиной, будущим царем иудейским (кем, согласно тем же ветхозаветным описаниям, он вскоре действительно станет). Герой представлен во всем блеске красоты своего совершенного тела. Поза уверенного в своей силе человека, и в то же время во взгляде читается эмоциональное напряжение, сосредоточенность. Мы видим, как напряжены мышцы и вены. Кажется, что Давид в любой момент готов запустить камнем в Голиафа.

10 знаковых работ Микеланджело

10. Мадонна Дони.

Тип: Тондо.
Год написания: 1507.

Мадонна Дони

Анджело Дони в начале 1500-х годов дает мастеру заказ для того, чтобы тот изобразил «Семейство святых», чтобы в дальнейшем подарить его своей жене. Мастер использовал для картины круглую рамку (тондо).

Мадонна Дони включает в себя деву Марию, святого Иосифа, младенца Христа и Иоанна Крестителя. Позади изображены пять обнаженных мужских фигур.

9. Вакх.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1497.

Вакх

Эта статуя была завершена скульптором в возрасте 22 лет. Знаменитая работа изображает римского бога вина Вакха, держащего в правой руке бокал вина, а в левой шкуру тигра. За ним сидит фавн, который ест гроздь винограда. «Вакх» является одной из двух сохранившихся скульптур раннего периода творчества Микеланджело в Риме.

8. Мадонна Брюгге.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.

Мадонна Брюгге

«Мадонна Брюгге» изображает Марию с младенцем Иисусом. В этой скульптуре Микеланджело не придерживается традиций изображения этой композиции. Лицо девы отстранено, она не смотрит на Христа, будто знает его будущее. В это время младенец без материнской поддержки отходит в мир.

7. Лаврентьевская библиотека.

Тип: Архитектура.
Год создания: 1559.

Лаврентьевская библиотека

Лаврентьевская библиотека спроектирована Микеланджело в 1524 году для церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (Италия). Вся конструкция, включая интерьер помещений, была разработана мастером в новаторском, на тот момент, стиле маньеризма.

Эта работа является одним из самых важных архитектурных достижений Микеланджело. Она отличается инновационностью и революционными способами использования пространства.

6. Моисей.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1515.

Моисей

В 1505 году папа Юлий второй поручает Микеланджело работу над своей могилой. Статуя находится в Риме (церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи). Ходит легенда о том, что когда труд был закончен, Микеланджело ударил правое колено скульптуры молотком, так как та начала говорить, настолько он был реалистичен.

5. Пьета.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1499.

Пьета изображает Деву Марию, скорбящую над телом Иисуса после распятия, который лежит на её коленях. Статуя не основана на реальных библейских сюжетах, но все равно приобрела популярность в Северной Европе в средние века.

Буонарроти было всего 24 года на момент завершения работы, которая ныне считается одним из величайший мировых шедевров скульптуры.

4. Страшный суд.

Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1541.

Страшный суд

В искусстве запада «Страшный суд» входит в число самых значимых работ. Окрашенная на алтарной стене капеллы, она демонстрирует второе пришествие Христа на землю. Иисус показан в центре и окружен выдающимися святыми, воскресшими из мертвых.

3. Базилика Святого Петра.

Тип: Архитектура.
Год выпуска: 1626.

Расположенная в Ватикане, Базилика Святого Петра — самое известное произведение архитектуры эпохи Возрождения. Над созданием работали множество известных мастеров (в том числа Антонио да Сангалло).  Хотя Микеланджело не создал его с нуля, собор дошел до нашего времени в том виде, в котором был задуман именно Буонарроти.

2. Сотворение Адама.

Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1512.

Краеугольный камень живописи эпохи Возрождения — Сотворение Адама, расположен на потолке Сикстинской капеллы, породивший ряд последователей и большое число пародий.

1. Давид.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.

Давид

Вероятно самой известной работой Микеланджело является шедевральная скульптура библейского персонажа Давида, который готов к борьбе с Голиафом. Тема Давида и Голиафа являлась достаточно популярной в искусстве того времени. У Караваджо, например, есть три работы посвященные этому сюжету.

Колоссальная статуя, высотой 5,17 метров демонстрирует исключительные технические навыки Микеланджело, а также силу символического воображения.

Разрушение шедевра и его реставрация

Одна из известнейших статуй неоднократно была повреждена – при транспортировке и нападении сумасшедшего вандала. В 1972 году статую повредил молотком одержимый венгр Ласло Тот (геолог, работавший в Австралии), возомнивший себя одним из воплощений Христа. Скальным молотком он отбил около 50 кусков мрамора, пока его не схватила охрана и передала полиции.

От акта вандализма пострадал лик Богородицы, отбита часть носа и покрывала, а также рука Христа. Часть кусков было утрачено, но многие были тут же возвращены служителям храма туристами и очевидцами. После реставрации она обрела первоначальный вид, хотя утраченные фрагменты были вырезаны из маловажных участков скульптуры на заднем плане.

С тех пор скульптура Пьеты надежно защищена от неуравновешенных посетителей закаленным стеклом. А безумец был схвачен и передан властям. Итальянские реставраторы сделали все возможное, чтобы Пьета Микеланджело Буонарроти, выставленная в Соборе Св. Петра (Ватикан) выглядела как новая. Композиция подсвечена на возвышении, чтобы и за акриловым стеклом была отлично видна паломникам и многочисленным туристам главного храма Ватикана.

История создания Pietà

Интерес к библейскому сюжету о времени между распятием Иисуса и его чудесным воскресением давно волновал умы христиан разных конфессий. Начиная со времен готической скульптуры и искусства Раннего Возрождения, мастера Италии в других соседних с ней европейских стран воспевали скорбный образ Марии, утратившей Первенца. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г.) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.

Но в религиозных и богемных кругах не все могли принять, что никому не известный, но способный юноша способен внести весомый вклад в искусство и превзойти шедевры Античности и Древнего Рима. Он частично нарушил каноны, в чем-то использовал удачные находки предшественников, но отказался от второстепенных фигур «очевидцев».

Пьета была сотворена для кардинала Жана Билэра де Лагрола, служившего французским послом при дворе папы Александра VI Борджиа во времена Карла VIII. Мраморная композиция предназначалась для капеллы Святой Петрониллы, принадлежавшей французской общине. Маловероятно, что серьёзный заказ мог получить молодой скульптор, но за него поручился влиятельный патриций – римский банкир Якопо Галли, покровитель таланта Микеланджело.

Договор был заключен 26 мая 1498 года, и в карьер за глыбой  мрамора скульптор отправился в Каррару с подсобными рабочими, которые обязались доставить материал на место работы. Галли поручился перед заказчиком, что за год Пьета Микеланджело предстанет взору скептиком и завистников. Работать пришлось дольше, но было выиграно пари, что скорбная скульптура станет красивейшим мраморным творением Рима.

Факт признания шедевра подтвержден множественными копиями по всему миру. Некоторые кустарные мастерские выполняют грубые подделки для состоятельных заказчиков, желающих видеть Пьету у себя в саду, у фонтана или среди скульптурных копий мировых шедевров.

Жизнь Микеланджело

Оттавио Ваннини — Микеланджело представляет скульптуру фауна Лоренцо Великолепному, (1635), Флоренция, Дворец Питти

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, возле Ареццо, и вырос во Флоренции. Когда ему было 12 лет он пошёл учиться в мастерскую художника Доменико Гирландайо. Свои первые шаги как скульптор он сделал во Флоренции в саду Святого Марко. Там у него была так же возможность изучить античную скульптуру из коллекции Лоренцо Великолепного, при дворе которого он жил. Находясь у Медичи, Микеланджело общался в кругах лучших представителей интеллектуалов и художников, посвятившим его в культ классицизма и неоплатонизма.

В 1494 году, после изгнания Медичи из Флоренции, Микеланджело уезжает из города и останавливается в Болонье, где он выполнит некоторые скульптуры для Арки святого Доменико в одноименной церкви. Спустя год, Микеланджело возвращается в уже республиканскую Флоренцию, а ещё через год едет в Рим, где создаёт свои первые знаменитые шедевры — «Бахус» для кардинала Рафаеля Риарио и «Пьета» для Ватикана. Карьера Буонарроти резко пошла вверх, развиваясь между двумя главными центрами Итальянского Возрождения — Римом и Флоренцией.

В 1501 году Микеланджело снова возвращается во Флоренцию, где к тому времени уже находились два других гения — Леонардо и Рафаель. Это год создания его самой популярной мраморной скульптуры — «Давида», эмблемы идеалов гуманизма. Художник так же работает над множеством частных заказов — создаёт «Тондо Дони», единственную в своём творчестве картину, для Аньоло и Магдалены Дони, совместный проект с Леонардо для фресок в Зал Советов «Битва в Кашине» и «Битва в Ангари», который однако, никогда не был реализован.

Самой масштабной его работой стала роспись потолка Сикстинской Капеллы по заказу понтифика Джулио II, на которую у Микеланджело ушло 4 года тяжёлой работы в полном одиночестве. Фреска представляет из себя сложную последовательность сцен из историй Старого Завета с участием главных лиц библейской и языческой античности. Одновременно, тот же папа заказал художнику создать для него надгробный памятник, но к его смерти в 1513 году работа еще не была завершена. Окончательный его вариант, был готов лишь к 1545 году, состоящий из скульптуры «Моисея», исключивший, однако, изначально задуманные для надгробного комплекса статуи «Рабов» (Париж, Лувр) и «Узников»(Флоренция, Галерея Академии).

С 1515 года, во время понтификата Леона X и Клемента VII Медичи, Микеланджело опять работал во Флоренции над комплексом Сан Лоренцо, никогда не реализованном, надгробными памятниками Медичи и лауренцианской библиотекой. В годы последней республики (1527-1530) Микеланджело был ответственным за строительство оборонительных стен города, а в 1534 году он навсегда покинул Флоренцию, переехав окончательно в Рим.

По заказу Паоло III он полностью посвящает себя созданию своей самой скандальной работы — «Страшный суд» на задней стене Сикстинской Капеллы (1536-1541). В комплексной иконографии фрески отображаются философские идеи художника, обсуждаемые в те времена в кругах, где он бывал в сопровождении Виттории Колонны, поэтессы, аристократки, музы-вдохновительницы и близким другом Микеланджело.

Последние годы жизни Буонарроти посвятил крупным архитектурным и урбанистическим проектам. Среди самых значимых таких проектов было устройство площади Кампидольо (piazza Campidoglio), проект Порты Пия (Porta Pia), церковь Сан Джованни Фиорентини (San Giovanni Fiorentini). Он так же стал ответственным за строительство собора Святого Петра, спроектировав купол и приступив к его возведению.

В конце жизни Микеланджело вернулся к теме Пьеты, создав, полные боли, свои последние скульптуры Пьета Бальдини и Пьета Ронданини, в которых отображаются его размышления о человеческой слабости и о смерти.

После смерти Микеланджело, 18 февраля 1564 года, его любимый племянник, Леонардо Буонарроти, в тайне от папы римского, перевёз тело своего дяди во Флоренцию. Герцог Козимо I Медичи попросил художников Академии искусств, основанной годом раньше до этого в честь Микеланджело, организовать в память о нём торжественную церемонию в церкви Святого Лоренцо.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.