8 вещей, которым тебя может научить джим джармуш

Алан-э-Дейл       08.11.2022 г.

растение

Джим Джармуш в CBGB , 2003

Работа Джармуша снова и снова вращается вокруг чужестранства, столкновения разных культур и объединяющей силы семейных отношений. Хотя можно заподозрить пессимистический, иногда антиамериканский подтекст, стоящий за этими противоречивыми созвездиями, его фильмы постоянно отвергают такую ​​оценку.

Джармуш — один из немногих по-настоящему независимых режиссеров или авторских режиссеров , а это означает, что он сохраняет контроль над всем кинопроизводством и правами на негативы своих фильмов. Еще одна особенность — его неортодоксальные рабочие привычки. Он пишет свои сюжеты для очень конкретных актеров, а затем строит историю вокруг этого персонажа (ов). Он сознательно отказывается от привычных средств съемок расписаний или раскадровок . Как и некоторые из своих современников ( Пол Томас Андерсон , Квентин Тарантино , Джон Кассаветис ), Джармуш поручил некоторые роли членам племенного ансамбля, с которыми он также дружит, таким как Игги Поп , Том Уэйтс , Джон Лури , Роберто Бениньи. , Исаак де Банколе , Билл Мюррей или Тильда Суинтон .

Фильмы Джармуша пронизаны неторопливостью и лаконичным юмором. Популярные стилистические приемы — это черно-белая пленка, целенаправленное и намеренно гротескное использование музыкальных элементов и сценическое разрешение в плановых сценах , в основном в мастер-кадрах .

«Вне закона» (Down by Law), 1986

«Вне закона» — квинтэссенция стиля Джармуша, и фильм, который можно назвать визитной карточкой режиссера. Двое невиновных друзей (Джон Лури и Том Уэйтс) оказываются в тюрьме, и к ним подселяют третьего, итальянского туриста, сыгранного Роберто Бениньи. 

Во время игры в карты друзья-заключенные обсуждают разные сцены побега, которые встречали в мировом кино. Персонаж Бениньи заявляет, что у него есть план. Джармуш монтирует сцену с картами, сочетая ее со сценой, когда персонажи уже сбежали из тюрьмы. Тем самым, режиссер показывает, что ему не интересны приключенческие сцены. Фокус фильма — на особенностях персонажей, их привычках и повадках. Стилистически Джармуш сочетает неонуар, комедию и битников, чтобы в результате получить смешную и трогательную американскую притчу. 

Выживут только любовники

Only Lovers Left Alive | 2013 год

Фильм с невероятной, неповторимой атмосферой, который рекомендуется к просмотру темным осенним вечером под бокал красного вина. Немного мрачноватый, тянучий и обволакивающий, он заставит с головой погрузиться в размеренную жизнь Адама и Евы – двух вампиров, живущих на Земле уже не одну сотню лет.

Адам живет в Детройте, занимается музыкой и мечтает о смерти. Ева живет в другом городе и отправляется к любимому, чтобы вытянуть его из депрессии. Встретившись, они наслаждаются друг другом, но идиллию нарушает внезапное появление младшей сестры Евы, которое станет поводом для новых проблем.

Музыка в творчестве Джармуша

Помимо фильмов, он снимал видеоклипы для Talking Heads , Тома Уэйтса , Нила Янга и Джека Уайта и других . Для Джармуша музыка — это «самая высокая и прекрасная форма самовыражения. Без музыки жизнь не имела бы смысла »

Саундтреки являются важной частью всех его фильмов, он работал с Уэйтсом ( Ночь на Земле и Вниз по закону ), Джоном Лурье ( Незнакомец, чем рай и Вниз по закону ) и Янгом ( Мертвец ) , но также использовал музыку , среди прочего. Sunn O))) , Boris , RZA , Mulatu Astatke , Jozef Van Wissem

В Незнакомце Чем Рай , кричит Jay Hawkins песня » Я заколдовал вас играет важную роль , и появляются снова и снова. В Mystery Train , Элвис Пресли Blue Moon соединяет отдельные эпизоды , которые составляют фильм. Он также снял два музыкальных фильма — Год Лошади в концертном туре Нила Янга и The Crazy Horse и Gimme Danger для Игги Попа и The Stooges .

Еще будучи студентом в Нью-Йорке, Джармуш был участником группы без волн The Del-Byzanteenes, с которой он записал альбом Lies to Live By . Для The Limits of Control он записал несколько песен со своей группой Bad Rabbit . Он выпустил три альбома в дуэте с голландским лютнистом Йозефом Ван Виссемом (« О входе в вечность» (2011), «Тайна неба» (2012), «Попытка снять завесу» (2019)). Ван Виссем также сыграл большую часть саундтрека к фильму Only Lovers Left Alive , в котором участвовала группа Джармуша SQÜRL , продолжение Bad Rabbit. SQÜRL также записал саундтрек для Патерсона .

«Патерсон» (Paterson), 2016

«Патерсон» влюбляет в себя с первого взгляда и выглядит таким привлекательным во многом благодаря главному герою, который в любой ситуации сглаживает острые углы и останавливает конфликты. Патерсон — скромный и воспитанный водитель автобуса, который в свободное время пишет стихи. Весь фильм — это неделя из жизни главного героя, на протяжении которой он любит свою увлеченную творчеством жену, приветлив и дружелюбен с соседями, и спокоен на работе.

«Патерсон» — это фильм-размышление о тех богатствах, которые скрыты в ежедневной монотонной рутине. В фильме часто повторяется кадр с текущей водой, которая гипнотизирует своим спокойствием и заставляет проникнуться смирением главного героя. 

Сломанные цветы

Вошедший после сотрудничества с Уэсом Андерсоном и Софией Копполой во вторую фазу своей карьеры Билл Мюррей отлично вписался в типичную для Джармуша интонацию сдержанной меланхолии с юмористическим подтекстом в этой истории про стареющего донжуана, отправляющегося на поиски своего взрослого сына. Результат — Гран-при в Каннах.

Бонус-трек: ещё пять фильмов Джармуша

Бессрочный отпуск

Хотя дебютом Джармуша считается «Более странно, чем в раю», до этого он снял ещё один полнометражный фильм, эту историю про юного фаната Чарли Паркера, который пытается постичь смысл жизни посредством бесконечного шатания по Манхэттену.

Таинственный поезд

Третья (вернее, четвёртая, считая «Отпуск») картина Джармуша, в которой его немножко понесло в более откровенно комическую сторону — здесь три истории совершенно разных персонажей пересекались в одной и той же гостинице в Мемфисе. Деталь, указывающая на то, что во вселенной Джармуша не бывает случайностей — если героиня «Более странно, чем в раю» постоянно слушала на магнитофоне «I Put a Spell On You», то в «Таинственном поезде» в эпизодической роли появлялся исполнитель этой песни, Скримин Джей Хокинс.

Ночь на Земле

Ещё один фильм из множества маленьких новелл — пять разных людей садятся в такси в пяти разных городах мира. Новеллы заметно отличались по интонации — от безумной комедии без тормозов в римской новелле (в которой блистает старый приятель Джармуша Роберто Беньини) до тихой трагичности парижской истории и пронзительной меланхолии финской. И всё это — под музыку Тома Уэйтса.

Кофе и сигареты

Долгоиграющий проект, запущенный ещё в 1986 году, завершился в 2003-м — серия чёрно-белых короткометражек, в которых разные люди сходились вдруг за кофе и сигаретами. Игги Поп встречается с Томом Уэйтсом, Билл Мюррей приносит кофе музыкантам группы Wu-Tang Clan, Джек и Мег Уайт из The White Stripes обсуждают работу Николя Тесла, всем весело. Довольно легкомысленные короткометражки держались в основном на харизме попадавших в кадр исполнителей, но, кажется, именно эту спонтанную динамику Джармушу и было интересней всего исследовать.

Пределы контроля

Решай проблемы сообразно времени и местным обычаям

А вот это — навык скорее практический, чем мировоззренческий. Однажды, во время съемок «Пса-призрака», к съемочной площадке подошли местные черные гангстеры. Они не пытались наехать или ограбить — просто это был их район, а Джармуш, который по их представлениям «мутил тут свои дела и не договорился», поступил нехорошо.

Джим не испугался, отошел перетереть с главным на равных и договорился. Причем договорился вежливо, но не теряя достоинства — сказал, что в фильме будет Форест Уитакер и музыка RZA, так что их район прославится. С этого момента гангстеры сами взялись охранять съемочную площадку — увидели в Джармуше простого парня, который умеет разговаривать с простыми парнями, а не напыщенного голливудского сноба.

Другой похожий случай едва не закончился для Джармуша и его друга, не менее великого Тома Уэйтса, тяжкими телесными. Уэйтс заехал за Джармушем в Маленькую Италию, где тот жил. На выходе из квартала он начал сигналить автомобилям, которые загородили проезд и поливать водителей самыми грязными словами. Чего Уэйтс не знал, так это того, что перед ним верхушка  известной мафиозной семьи Гамбино. Джим обитал прямо у их базы, постоянно видел их и прекрасно знал, чем это может закончиться.

Конфликт разрешился бескровно — бандиты были чем-то заняты и не стали нападать на Уэйтса. Но после Джармуш объяснил Тому, что он, конечно, звезда, но у них на районе так не делается. Здесь, как и везде, есть некоторые негласные правила, которые очень полезно знать.

Более странно, чем в раю

Вот он, тот самый дебютный фильм, получивший тридцать лет в Каннах «Золотую камеру» за лучший дебют. Медитативная чёрно-белая история про раздолбая, к которому приезжает двоюродная сестра — герои в основном бездельничают, потом немножко едут в другой город, где даже попадают в некоторые околокриминальные неприятности, но неспешного течения фильма это никак не меняет. Уже здесь фирменный стиль Джармуша был как на ладони — завораживающая неспешность повествования, точечно подобранная музыка, абсурдистский юмор с каменным лицом и чутьё на не самых очевидных актёров: главную роль здесь сыграл джазовый музыкант Джон Лури.

https://youtube.com/watch?v=ToCSOp7FGT0

Джим Джармуш лучшие фильмы

Смотри в оба: Джим Джармуш лучшие фильмы — запись посвящена работам современного американского режиссёра, который имеет свой собственный взгляд и точку зрения на нынешнее «общество потребителей».

Jim Jarmusch)

Некоторые критики называют работы Джармуша — «фильмы ни о чём». Тогда наша жизнь тоже ни о чём! (особенно некоторых критиков).

Произведения Джима Джармуша дают современному человеку отойти от мира «глянца», который постоянно навязывает реклама и СМИ.

Более странно, чем в раю  1984

Stranger Than Paradise

режиссер: Джим ДжармушсценарийДжим Джармуш жанр: драма, комедия В  ролях: Джон Лури, Эстер Балинт, Ричард Эдсон, Сесиллия Старк…

рейтинг 8.0

Если к Вам приедет кузина из Венгрии (а что, а вдруг)

Осторожно, ведь после этого Ваша жизнь может поменяться.

https://vk.com/video_ext.php

Вне закона  1986

Down by Law

страна: США, Германия слоган: «It’s not where you start — It’s where you start again» Это не там, где вы начинаете — Это место, где вы начинаете снова. режиссер: Джим Джармуш сценарий: Джим Джармуш жанр: драма, комедия, криминал В  ролях: Том Уэйтс, Джон Лури, Роберто Бениньи…

рейтинг 8.1

Два неудачника и один чудак бегут из американской тюрьмы…

Каннский кинофестиваль, 1986 год Золотая пальмовая ветвь

фрагмент

https://vk.com/video_ext.php

Таинственный поезд  1989

Mystery Train

Жанр: драма, комедия, криминал. Режиссер: Джим Джармуш. В ролях: Масатоси Нагасэ, Юки Кудо, Стив Бушеми…

рейтинг 7.6

Три истории, разные персонажи и один отель в Мэмфисе…

https://vk.com/video_ext.php

 Ночь на Земле  1991

Night On Earth

страна: Франция, Великобритания, Германия, США, Япония слоган: «Five Taxis. Five Cities. One Night» режиссер: Джим Джармуш сценарий Джим Джармуш жанр драма, комедия В ролях: Вайнона Райдер, Джина Роулендс, Армин Мюллер-Шталь, Роберто Бениньи…

рейтинг 8.1

Пять таксистов из пяти городов и разных стран, и у каждого своя история — «от грустного до смешного один шаг».

трейлер

Мертвец 1995

Dead Man

Жанр: вестерн, притча Режиссёр: Джим Джармуш Сценарий: Джим Джармуш Композитор: Нил Янг В ролях: Джонни ДеппГари ФармерЛэнс Хенриксен…

рейтинг 8.0

«Мертвец» укоренён в философии, стоящей за американской жанровой мифологией,

( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%86_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)

однако, персонажи фильма своими словами и действиями являются абсолютными комиками, что позволяет отнести фильм к великому жанру комедии.

фрагмент

https://youtube.com/watch?v=pNHLXBTt51k

Post Views: 1 674

17.02.2016   Павел

  Американские комедии, Режиссёр фильма     Более странно чем в раю 1984, Вне закона 1986, Мертвец 1995, Ночь на Земле 1991, Таинственный поезд 1989

  • Хилари Клинтон любит по-собачьи
  • Лучшая попа Бразилии видео

«Отпуск без конца» (Permament Vacation), 1980

Это дебютный фильм Джармуша — об одном дне из жизни меланхоличного нью-йоркского хипстера, который чувствует собственную отчужденность от нормального общества и предпочитает чудаков деловым американцам. Вместо привычных американских идеалов трудолюбия и оптимизма, герой грустен и проводит дни в праздности и бездеятельности. Бессюжетный фильм легко можно представить получасовой короткометражкой. Он растянут долгими планами и рассуждениями героя о жизни и искусстве.

Джармуш снял свой дебют на скромные 12 тысяч долларов, часть из которых — деньги режиссера на киношколу. «Отпуск без конца» — это предвосхищение ранней тематики и интонации Джармуша — отчужденные от американского общества герои-идеалисты, которые бродят по городам и странам в поисках смысла. Помимо темы и интонации, фильм интересен коллаборацией с Джоном Лурье, который сделал саундтрек к фильму и сыграл эпизодическую роль. Впоследствии Лурье станет частым соавтором Джармуша. 

Актер

Рейтинг imdb: 7 КП: 7.1 играет самого себя

________________________________

Рейтинг imdb: 6.6 КП: 6.8 играет самого себя

________________________________

играет самого себя, в титрах не указан

________________________________

Рейтинг imdb: 5.2 КП: 6.4 Jim Jarmusch

________________________________

Рейтинг imdb: 7.1 КП: 6.8

________________________________

Рейтинг imdb: 7.9 КП: 7.9

________________________________

Рейтинг imdb: 7.6 КП: 7.5 играет самого себя

________________________________

Рейтинг imdb: 7.5 КП: 7.8 играет самого себя

________________________________

Рейтинг imdb: 8.1 КП: 7 Jim Jarmusch

________________________________

Рейтинг imdb: 8 КП: 7.7 Frostee Cream Boy

________________________________

Рейтинг imdb: 6.7 КП: 6.9 Bob

________________________________

Silver Rider

________________________________

Рейтинг imdb: 7.1 КП: 7.6 Monty

________________________________

Stranger

________________________________

Рейтинг imdb: 7 КП: 7.1 Car Dealer / New York

________________________________

в титрах не указан

________________________________

Barkeeper #2

________________________________

Рейтинг imdb: 5.8 КП: 6.2 Amos Dade

________________________________

Movie Producer

________________________________

Биография

Джим Джармуш родился 22 января 1953 года в городе Акрон, штат Огайо. По окончании школы в 1971 году он в течение года обучается журналистике в Чикагском Северо-Западном университете, затем меняет свою специализацию на английскую литературу и отправляется продолжать учёбу в Париж. Находясь в Париже, он активно посещает Французскую синематеку и буквально влюбляется во французское кино.

Проведя год за границей, Джармуш возвращается на родину. Он переводится в Колумбийский университет, где получает степень бакалавра по английской литературе в 1975 году. Любовь к кино, приобретённая во Франции, приводит Джармуша в киношколу Нью-Йоркского университета (New York University’s school of film). В Нью-Йорке он находит работу ассистента у знаменитого режиссёра Николаса Рэя, с которым поддерживает близкие отношения до смерти Рэя от рака в 1979 году.

Свой первый кинематографический опыт Джармуш приобретает на съёмках фильма Николаса Рэя и Вима Вендерса «Молния над водой» (Lightning Over Water, 1980). Документальная лента фиксирует мучительный процесс ухода Рэя из жизни. Параллельно Джармуш начинает работу над своим полнометражным дебютом «Отпуск без конца». Снятая за 15 тысяч долларов на шестнадцатимиллиметровую плёнку, картина выходит в 1980 году и получает высокие оценки критиков.

Второй фильм Джармуша «Более странно, чем в раю» (1984) появляется после того, как он доснимает два эпизода к своей дипломной работе — тридцатиминутной короткометражке о венгерских эмигрантах «Новый мир» (New World). Этот факт и безусловные художественные достоинства картины позволяют ей получить приз «Золотая камера» за лучший дебют на Каннском кинофестивале. Несомненно, что «Более странно, чем в раю» — одна из важнейших (и, возможно, лучших) лент американского независимого кино. В схожей манере Джармуш снимает фильмы «Вне закона» (1986) и «Загадочный поезд» (1989). В результате получается своеобразная трилогия; ленты, её составляющие, дают неожиданный взгляд на Америку глазами иностранца.

В 1986 году появляется шестиминутный фильм «Кофе и сигареты», в нём Роберто Бениньи и Стивен Райт потребляют означенные продукты и решают, кому из них стоит идти к зубному врачу. Так стартует самый необычный проект Джармуша, завершившийся в 2003 году выходом полнометражной ленты «Кофе и сигареты», содержащей 11 новелл, в которых любимые актёры и музыканты режиссёра курят, пьют эспрессо и ведут забавные диалоги друг с другом.

Джармуш известен любовью составлять свои картины из нескольких историй. Так, фильм 1991 года «Ночь на Земле» состоит из пяти новелл, объединённых общей темой — город, ночь, такси. «Ночь на Земле» — это пять городов мира, пять случайных встреч и непередаваемое сочетание юмора и грусти, знакомое всем поклонникам Джармуша.

Мистический вестерн «Мертвец» (1995) был оценен критикой только через несколько лет после премьеры в Каннах.

Картина «Пёс-призрак: Путь самурая» (1999) пародирует популярный в недавнем прошлом голливудский жанр гангстерского фильма. Одновременно эта лента предвосхищает возникшую в начале XXI века моду на Японию в творчестве американских режиссёров. София Коппола, Квентин Тарантино, Эдвард Цвик и Роб Маршалл снимут свои «японские» фильмы уже после Джармуша. Этот факт ещё раз свидетельствует о том, что именно независимые режиссёры зачастую прокладывают тот путь, по которому затем движется Голливуд.

Фильм Джармуша «Сломанные цветы» (2005) кажется шагом режиссёра в сторону мейнстрима. Вместо привычных маргиналов главным героем картины становится преуспевающий компьютерщик в исполнении Билла Мюррея, отправляющийся в путешествие по следам своих былых любовных приключений. За эту ленту Джармуш получает Гран-при Каннского кинофестиваля.

«Мертвец» (Dead Man), 1995

Этот поэтический вестерн расширяет границы жанра и выталкивает фильм на неизведанную, отчаянную территорию. «Мертвец» гипнотически и роскошно снят — оператором в фильме стал Робби Мюллер. Завораживающие и контрастные черно-белые пейзажи отсылают к работам фотографа, Ансела Адамса, и дополняются импровизированным и атмосферным саундтреком Нила Янга. 

Сюжет фильма рассказывает о юном бухгалтере Уильяме Блейке (Джонни Депп), которого принимают за убийцу и преследуют в городе, куда он приехал в поисках работы. Убегая в леса, он встречает индейца по имени Никто (Гари Фармер), который говорит, что Блейк уже умер. Герою осталось только примириться с собственной смертью, и Никто становится его Вергилием на этом пути. Постепенно персонаж Деппа уходит все глубже в дикую природу, а вестерн превращается в духовное путешествие к принятию собственной смерти.

Лучшие фильмы Джима Джармуша

Первый фильм, в котором Джим Джармуш стал режиссером — Отпуск без конца 1980 года. Всего он снял более 17 фильмов.Средний рейтинг кинокартин режиссера: 7.2/10. Его лучшие работы:

Мертвец (1995)

 7.6

Dead Man
Вестерн, Фэнтези, Драма, Приключение
США, Германия, Япония

121 мин.

Уильям Блэйк – скромный бухгалтер из Кливленда. За короткий срок он потерял все самое дорогое – родителей, друзей, и любимую девушку. Поняв, что больше терять ему нечего, Уильям решает изменить свою жизнь. Он продает все, что у него было, и отправляется на Дикий запад, в маленький городок, чтобы спокойно доживать свой век на должности бухгалтера.
Но, прибыв на место, выясняется, что место, на которое он рассчитывал, уже занято. Главный герой в растерянности: он один в чужом городе, без денег, …

 Трейлер

 Фильм

Интересные факты:

Фильм был скверно принят как публикой, так и профессиональными критиками. Несмотря на звёздный актёрский состав, фильм с треском провалился в прокате. Более того, на премьере, состоявшейся в Каннах, «Мертвец» был освистан всеми без исключения. Критики писали, что этот фильм нельзя относить к искусству и что он не несет в себе ничего, кроме бездарности. Сейчас же данное кино считается безоговорочной классикой.

режиссер сценарист

Награды Каннский кинофестиваль: номинаций 1   Всего: побед 1, номинаций 3

Пес-призрак: Путь самурая (1999)

 7.5

Ghost Dog: The Way of the Samurai
Триллер, Драма, Криминал, Боевик
Франция, Германия, США, Япония

116 мин.

Когда-то давно Луи спас жизнь темнокожему юноше. Теперь юноша вырос и превратился в сильного и смелого мужчину с именем «Пес-призрак». Он не забыл своего спасителя, теперь как истинный воин, чтущий древний кодекс самурая, он вечно обязан служить Луи. Чем гангстер Луи и пользуется постоянно. Обязанности Пса-призрака входит убийство неугодных мафии людей.
Но однажды Пес-призрак неудачно справился с заданием и Луи решает избавиться от него. Теперь воин вынужден в одиночку сражаться за свою жизнь …

 Трейлер

 Фильм

режиссер продюсер сценарист

Награды Каннский кинофестиваль: номинаций 1   Всего: побед 1, номинаций 3

Выживут только любовники (2013)

 7.3

Only Lovers Left Alive
Мелодрама, Ужас, Фэнтези, Драма, Комедия
Великобритания, Германия, Греция, Франция

123 мин.

Адам и Ева – древние вампиры, возраст которых исчисляется веками. За долгие годы жизни им успели наскучить все блага и прелести цивилизации, поэтому они стараются жить тихо и спокойно, не привлекая к себе лишнего внимания.
В отличие от других вампиров, Ева и Адам не убивают своих жертв, чтобы утолить жажду, а питаются донорской кровью. Не так давно пара рассталась: Адам обосновался в Детройте, где занялся сочинением музыки, а Ева поселилась в Танжере и окунулась в чтение поэзии.
Но случается …

 Трейлер

 Фильм

режиссер сценарист

Награды Каннский кинофестиваль: номинаций 1   Всего: побед 3, номинаций 13

Сломанные цветы (2005)

 7.2

Broken Flowers
Мелодрама, Детектив, Драма, Комедия
Франция
, США

106 мин.

Однажды утром пожилой ловелас Дон Джонстон обнаруживает, что от него ушла очередная любовница – Шерри. Уже в который раз Дон остается один, и этим же утром находит среди почты любопытный розовый конверт.
В анонимном письме некая женщина сообщает Дону о том, что много лет назад родила от него сына. Сейчас парню уже 19, и он настолько загорелся желанием увидеть папу, что ушел из дома.
Дон показывает письмо своему другу Уинстону, и тот, будучи помешанным на детективах, предлагает ему навестить …

 Трейлер

 Фильм

Интересные факты:

Сочинил сценарий за 2,5 недели.

Написал главную роль специально для одного из своих любимых актеров Билла Мюррея.

Первоначально картина называлась «Мертвые цветы».

режиссер сценарист

Награды Каннский кинофестиваль: номинаций 1   Всего: побед 3, номинаций 6

Здоровая отстраненность

По словам самого Джармуша, почти все его герои, так или иначе, — иностранцы. Они не особо понимают, что происходит вокруг них, и каковы обычаи и проблемы этой местности. И в этом значительная часть очарования его фильмов — его герои смотрят на Америку со стороны, как на картину.

Это умение — смотреть на все отстраненно — невероятно важное. Может быть, самое важное в жизни

Сам Джармуш тщательно и намеренно развивал в себе этот навык — это не какая-то там врожденная экзальтированность.

Все его герои получают просветление, когда овладевают этим умением. И Пес-призрак, и Мертвец, и Наемный Убийца, и даже герой Мюррея в «Сломанных Цветах» как бы сделали шаг назад в картинной галерее и благодаря этому смогли рассмотреть полотно жизни таким, каким оно задумано, а не пялясь в упор на отдельные детали, как это делают обыватели.

Не стесняться своего дилетантства

Еще один навык, который Джим Джармуш приобрел благодаря панк-року. В молодости, в НЬю-Йорке (в которых приехал на учебу из Огайо) он варился в очень творческой, но панковской тусовке. Все были одержимы творчеством — организовывали группы, снимали самопальные фильмы на 8-мм пленку, да даже просто рисовали на стенах. Вот, например, какую музыку он делал в 80-е:

Каждый раз, когда провинциал Джармуш спрашивал друзей: «Эй, да ты же даже не умеешь петь и играть на инструментах, как ты будешь выступать?», ему отвечали: «Да и хер с ним, научимся по ходу дела». Идея о том, что изначальная идея важнее мастерства, запала в душу Джима на всю жизнь. «Сначала сделать — потом посмотреть, лежит ли к этому душа или нет» — крайне недооцененный принцип в творчестве.

В итоге Джармуш попробовал себя в поэзии, музыке и, только потом, в режиссуре. Изначально он вообще мечтал стать писателем, но выяснилось, что лучше всего у него получается делать кино. Сам Джим честно признается, что поэт из него второсортный, да и музыка немного вторична.

Впрочем, осознание того, что в этих сферах он просто середнячок, не мешает ему играть музыку до сих пор. В молодости Джармуш играл в No Wave группе The Del-Byzanteens. А для фильма «Выживут только любовники» использовал музыку собственного проекта Sqürl. Так что в этой картине вы не только смотрите, но и слушаете Джармуша.

«Более странно, чем в раю» (Stranger than Paradise), 1984

«Более странно, чем в раю» — это традиционный роуд-муви, с классическим развитием персонажей. К нью-йоркскому одиночке и аферисту Вилли (Джон Лури) приезжает его кузина Ева из Венгрии, которая едет к своей тете в Кливленд. Сперва Вилли тяготит общество Евы, но после ее отъезда, он понимает, что тоскует по ней и решает навестить ее в Кливленде. Вилли отправляется в Кливленд вместе со своим другом Эдди, и, добравшись до места, они втроем решают отправиться во Флориду.

Кажется логичным, что на протяжении пути Вилли и Ева должны постепенно преодолеть свои разногласия и подружиться сильней, а комичное присутствие Эдди нужно лишь для разрядки атмосферы. Тем не менее, Джармуш делает акцент на равнодушии героев друг к другу и на эгоистичных поступках. Одновременно с этим, герои безмолвно и отчаянно хотели бы стать друзьями, но никто из них не способен сформировать устойчивые взаимоотношения. 

«Более странно, чем в раю» обыгрывает лень и бездеятельность персонажей, их задумчивую романтичность и стремление к счастью. Фильм стал основой для кинематографического языка Джармуша: комичного, трогательного и меланхоличного, с героями-аутсайдерами и мечтательными неудачниками, ищущими счастья. 

Джармушу плевать на социальные проблемы.

Его последний на сегодняшний день фильм «Патерсон» — пик возмутительной асоциальности. Главный герой Патерсон — водитель автобуса. Так ведь нет, чтобы про профсоюзы и борьбу за достойную жизнь! Напротив, Джармуш гнет свою линию, делает водилу поэтом-любителем и блещет эрудицией, выбирая местом действия родину поэта-классика Уильяма Карлоса Уильямса и проводя высоколобые параллели с художником Жаном Дюбюффе, работавшим метеорологом на Эйфелевой башне. Где настоящая, с грязью и кровавым потом, жизнь? Что за травоядные персонажи? И ведь таких Джармуш отстаивает с самого начала карьеры.

По поводу не менее пассивного героя «Вечных каникул» журналисты интересовались, мол, где конфликт с враждебной средой — как принято у других. А Джармуш в ответ: «В фильмах, о которых вы говорите, всегда присутствуют насилие и жестокость, и герои, выброшенные в этот опасный мир, сами становятся безжалостными. У меня ничего этого нет. Не потому, что я против насилия в кино. Просто я хочу, чтобы зрителю ничто не мешало наблюдать за внутренней жизнью героя, жизнью в духовной сфере». Прелестно.

«Таинственный поезд» (Mystery train), 1989

Вне зависимости от культурных различий, нас всех объединяет музыка — такой смысл считывается в «Таинственном поезде». «Таинственный поезд» — еще один пример фильма-антологии, составленный из трех новелл. В каждой — герои на одну ночь останавливаются в злачном отеле Мемфиса, который напоминает чуть менее инфернальную версию отеля из «Бартона Финка». 

Первые гости — молодая японская пара, которые приходят в отель после туристической прогулки по местам Элвиса Пресли. Так как действие происходит в Мемфисе, фигура Элвиса присутствует невидимым призраком весь фильм. Джармуш не забывает про фольклорные легенды города, которые раскрываются через одержимость молодого японца творчеством Карла Перкинса. 

Вторая история более меланхоличная: недавно овдовевшая итальянка (Николлетта Браски) застревает в Мемфисе и делит комнату со случайной соседкой, сыгранной Элизабет Бракко. Третья история — безумная криминальная трагикомедия, главную роль в которой исполнил фронтмен группы The Clash, Джо Страммер.

Неоново-колоритная операторская работа Робби Мюллера делает «Таинственный поезд» медитативным, но незабываемым фильмом, признанием режиссера в любви к американской поп-культуре.

Награды (отбор)

  • 1980: Приз Йозефа фон Штернберга Недели кино в Мангейме (сегодня Международный кинофестиваль Мангейм-Гейдельберг)
  • 1984: Золотой Леопард на Международном кинофестивале в Локарно для Незнакомца чем Рай
  • 1984: Золотая камера на Каннском кинофестивале за незнакомцем , чем Рай
  • 1987: Independent Spirit Awards — номинирован на звание лучшего режиссера (Down by Law)
  • 1988: Приз фестиваля Bodil за лучший американский фильм (Down by Law)
  • 1988: Приз Роберта фестиваля за лучший зарубежный фильм (Вниз по закону)
  • 1989: Приз за лучший художественный вклад на Каннском международном кинофестивале (Mystery Train)
  • 1990: Independent Spirit Awards — номинирован на лучший сценарий (Mystery Train)
  • 1990: Independent Spirit Awards — номинирован на звание лучшего режиссера (Mystery Train)
  • 1993: Golden Palm в Каннах за лучший короткометражный фильм — Кофе и сигареты 3
  • 1996: Премия пяти континентов за мертвеца
  • 1997: Премия Independent Spirit Awards — Номинация на лучший сценарий (Мертвец)
  • 1997: Премия Говарда Хокса за рассказывание историй
  • 2005: Каннский международный кинофестиваль — приз Большого жюри за сломанные цветы
  • 2011: Officier des Arts et Lettres
  • 2017: Международный кинофестиваль в Роттердаме — номинирован на премию MovieZone за фильм Патерсон.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.