Эва перон: «национальная легенда аргентины»

Алан-э-Дейл       28.07.2022 г.

Фонд «Эва Перон»

Созданный в 1946 года фонд получил юридическое оформление летом 1948 года. Согласно уставу он представлял собой общественную организацию, существовавшую на добровольные пожертвования. Однако средства фонда складывались, помимо этого, из отчислений от проведения национальной лотереи, доходов казино, а также каждой первой прибавки к зарплате рабочих и служащих, получаемой при перезаключении трудовых соглашений.

Фонд привлекал также деньги профсоюзов (отчисления в размере зарплаты рабочих и служащих за17 октября и 1 мая), частных лиц и предприятий. Судить о степени добровольности этих сборов трудно. Известны случаи, когда на этой почве возникали конфликты между рабочими и руководством профсоюзов и CGT. Имеются также косвенные свидетельства того, что и на предпринимателей оказывалось давление.

Годовой бюджет фонда, составлявший в 1948 году всего около 30 тысяч долларов, вскоре возрос в 1952 году до 500 миллионов. Очевидно, хотя фонд и считался общественной организацией, он пользовался государственной помощью и ресурсами. Так, например, в ряде министерств (здравоохранения, транспорта и т. д.) были созданы специализированные секретариаты, которые помогали фонду, например, госпитализировали больных или предоставляли необходимые транспортные средства. При строительстве своих объектов фонд прибегал к прямой финансовой поддержке государства, использовал предоставляемые им возможности и льготы.

Эвита в своём благотворительном фонде встречается с детьми

Целью фонда являлось оказание срочной помощи беднейшим слоям населения, не охваченным государственным или профессиональным социальным обеспечением. В отличие от обычной частной благотворительности эта деятельность осуществлялась в общенациональных масштабах и приобретала черты государственной политики. Основные направления деятельности фонда «Эва Перон» были следующие: строительство бесплатных больниц, поликлиник, приютов для стариков и бездомных, временного жилья для рабочих, интернатов для детей-сирот и т. д.; финансирование общенациональных программ: школьный туризм и экскурсии, летний отдых школьников, спортивно-оздоровительные мероприятия для детей и юношества (например, бесплатное посещение футбольных матчей для детей моложе 12 лет, создание бесплатных секций по футболу и проведение общенациональных молодёжных футбольных соревнований «Эвита» с вручением ценных призов), санитарно-гигиенические мероприятия в школах, раздача новогодних подарков детям, бесплатная выдача учебников, одежды, обуви, сладостей детям-сиротам; раздача новогодних подарков детям-сиротам; раздача товаров повседневного спроса малоимущим (продукты питания, одежда, обувь, посуда, швейные машины, детские коляски, велосипеды, приданое новорожденным и т. д.); личный приём граждан, нуждавшихся в срочном разрешении материальных проблем (поиск работы, жилья и т. д.), обработка писем от населения с аналогичными просьбами (более 10 тыс. писем ежедневно); помощь по линии фонда нуждающимся в других странах.

О масштабах деятельности фонда могут свидетельствовать некоторые цифры. В 1948 — 1952 годах по его инициативе в различных районах страны было построено около 30 прекрасно оборудованных больниц и 20 детских садов и интернатов. Велось широкое строительство начальных школ и жилья для рабочих. Число мест в больничных стационарах выросло с 8 до 20 тыс. В работу спортивных секций было вовлечено 500 тыс. детей. В дни рождественских праздников детям раздавалось до 4 млн подарков. Хотя фонд располагал примерно 70 тыс. штатных и внештатных работников, Эва несколько раз в неделю вела личный приём граждан, продолжавшийся по многу часов. Работа фонда «Эва Перон» была отмечена специальной благодарностью ООН и наградами Ватикана.

В деятельности фонда были и крупные недостатки. Главный из них — отсутствие контроля за поступавшими и расходуемыми средствами. Бывшие работники фонда вспоминают, что не существовало ни бухгалтерских книг, ни записей прихода и расхода, ни отчётов. Это должно было неизбежно приводить к использованию части его финансов не по назначению. Что касается многочисленных слухов о причастности самой «авторитарной правительницы» к расходованию средств фонда в личных целях, то они ни разу не подтвердились. Однако не вызывает сомнения, что деятельность фонда имела политическую подоплеку и использовалась для укрепления культа Хуана и Эвы Перон.

Провинциалка

Очень трудно узнать правду о жизни Эвиты Перон, потому что, став первой леди Аргентины, она начала планомерно уничтожать все свидетельства о своём прошлом. В основном все её биографы, рассказывая о первой части жизни этой загадочной женщины, опираются на непроверенные факты, слухи и сплетни. При обобщении наиболее совпадающих точек зрения история Эвиты Перон звучит следующим образом: Мария Эва Дуарте (таким было настоящее имя Эвиты), родилась в мае 1919 года в маленькой аргентинской деревушке Лос Толдос неподалёку от Буэнос-Айреса. Эва была внебрачной дочерью рантье Хуана Дуарте и четвёртым ребёнком у своей более чем бедной матери. Живя в ужасающей нищете, Эва мечтала стать популярной актрисой с миллионными гонорарами, купаться в роскоши и богатстве. Не выдержав жизни в семье бедняков, Эва в 15 лет убежала из дома и отправилась в столицу. Буэнос-Айрес не встретил её с распростёртыми объятиями — жизнь в нём оказалась ещё более жестокой, чем в деревне. Эва на какое-то время оказалась на столичных улицах без крыши над головой, без единого песо в кармане и без знакомых. Но девушка верила в свою звезду и начала выстраивать свою жизнь с нуля. Она была уверена, что станет знаменитой и богатой, надо только не упустить свой шанс. Тем более что в активе Эва имела потрясающую внешность — высокий для аргентинки рост (170 см), большие карие глаза, светлые волосы и красивое лицо. Но пока красивые глаза не помогали, и Эва обивала пороги киностудий и театральных агентств, однако отказ следовал за отказом. Наконец, Хайме Янкелевич, владелец одной из столичных радиостанций, предложил актрисе вести по вечерам передачу — Пять минут для народа». В этой передаче требовалось рассказывать о тяжёлой судьбе бедняков. Тема оказалась более чем близкой для Эвы — она рыдала у микрофона, повествуя аудитории о непосильном труде крестьян, голоде и болезнях. Такая эмоциональность понравилась слушателям, и вскоре Эва и её передача стали весьма популярными в беднейших кварталах Буэнос-Айреса. Затем Эва начала выступать и на других каналах и быстро превратилась в звезду эфира. Но слухи говорят, что эта часть биографии, мягко говоря, не соответствует действительности. Так, очень многие утверждают, что Эва прокладывала себе дорогу наверх исключительно в чужих постелях. И в столице она оказалась вместе с танцором танго, которому она предложила себя в обмен на оплаченный билет до Буэнос-Айреса. Многие утверждают, что продвижение Эвы наверх устраивали её богатые и влиятельные любовники, благодаря которым она попала в высший свет. Недоброжелатели Эвиты говорят о том, что она активно позировала для порнографических журналов, которые собрала и уничтожила, став знаменитостью…

Первая леди

Полковник сдержал свое слово и как только вышел на свободу женился на Эвите. В этом же году он стал баллотироваться на пост президента Аргентины, в чем ему активно помогала жена. Простые люди сразу же полюбили ее, ведь она прошла путь от деревенской девчонки до жены президента. Эвита всегда выглядела идеальной супругой, сохраняющей национальные традиции.

Первая леди стала активно заниматься социальными проблемами страны. Встречалась с рабочими и крестьянами, добилась принятия законов, облегчающих их труд. Благодаря ей женщины Аргентины впервые получили избирательное право. Она создала собственный благотворительный фонд, средства которого тратились на постройку больниц, школ, приютов, детских садов для детей бедняков.

Преданная жена жестко относилась к оппозиционерам, национализируя средства массовой информации, враждебно настроенные к режиму диктатора Перона. Такие же действия она применяла к владельцам промышленных предприятий, отказывающихся вкладывать средства в ее фонд. Эва без жалости расставалась с теми, кто не разделял ее взглядов.

Карьера

В профессиональном плане Эва Дуарте смогла реализоваться на радио, она участвовала в рекламе мыла и спектаклях по мотивам известных пьес. Со временем кинорежиссеры оценили талант актрисы и решили, что она вполне способна вызвать у зрителей интерес.

В конце 30-х, когда в Германии появились Ева Браун и Адольф Гитлер, девушка из Аргентины стала любимицей публики и звездой. В постановке «Героини в истории», основанной на жизни великих женщин, она покорила радиослушателей выдающейся профессиональной игрой.

После знакомства с полковником Хуаном Пероном на тематической вечеринке Эва пришла на канал «Бельграно» как ведущая политических программ. Открывшиеся жизненные перспективы помогли амбициозной актрисе упрочить авторитет в культурном обществе и придумать новый жизненный план.

Связь с кандидатом в президенты обеспечила блестящее будущее, включавшее съемки в фильме «Расточительница» в середине 1940-х годов. Драма, основанная на книге Педро Антонио де Аларкона и Ариса, демонстрировалась в кинотеатрах густонаселенных городов.

Арест Хуана Перона в октябре 1945 года перевернул жизнь Эвы и миллионов обычных людей. Движение за его освобождение освещалось в средствах массовой информации, имя актрисы упоминалось в ряде агитационных статей.

Хуан Перон и Эва Перон, Адольф Гитлер и Ева Браун

Вопреки распространенному мнению, в молодости Эва Дуарте не интересовалась политикой и судьбой собственной страны. Данные об участии женщины в движении «безрубашечников», или «дескамисадос», были в целях формирования имиджа ощутимо искажены.

Только поле удачного замужества Эва Перон проявила инициативу и стала бороться за права женщин, обремененных тяжким трудом. Бывшая актриса заслужила доверие представительниц среднего класса, в обществе ее называли очаровательным вождем.

В Буэнос-Айресе, где позже жил революционер Че Гевара, супруга президента Перона считалась законодательницей мод. Слухи о каждом шаге так называемой женщины цвета танго с легкой руки журналистов мгновенно уходили в народ.

Эва стала связующей нитью между государственным деятелем и избирателями, это привело к ряду конфликтов с членами аристократических кругов. Не имея правительственной должности, красавица, произносившая речи и осуществлявшая прием граждан, приобрела сильных врагов.

В такой ситуации Аргентина нуждалась в международной поддержке, и Эва в роли посла мира отправилась в дипломатическое турне. Визиты в Испанию, Португалию, Монако, Италию и Францию принесли ощутимую пользу внутренне ослабшей стране.

Заслугой выдающейся женщины считалось создание фонда, призванного оказывать поддержку сотням нуждающихся людей. На средства благотворительной организации, процветавшей в 50-е годы, строились общественные учреждения и жилье для малоимущих семей.

Актриса

Большой удачей для Эвы стало заключение в 1938 года контракта на рекламу по радио продукции известной компании «Гереньо», производившей мыло. Эва начала работать в качестве диктора, но мечтала о радиотеатре. В 1939 году Эва организует первую актёрскую группу для работы над коротким радиоспектаклем.

С 1941 года она оставляет сцену и полностью сосредоточивается на радиопостановках и радиорекламе. Имя молодой актрисы радиотеатра Эвы Дуарте становится всё более известным, её фотографии всё чаще появляются на обложках иллюстрированных журналов — к уже упоминавшимся выше можно добавить «Радиоландию» и «Гьон». Эва также получает несколько небольших ролей в кино.

Успешным для карьеры Эвы Дуарте на радио стал 1943 год, когда журнал «Антена» анонсировал новый проект радиоканала «Бельграно» при поддержке фирмы «Гереньо». Он предполагал постановку радиосериала «Героини в истории» с Эвой в качестве ведущей актрисы. Цикл радиопьес, замысел которых принадлежал самой Эве, включал спектакли об известнейших женщинах — императрицах, королевах, актрисах (Жозефине, Екатерине II, Александре Фёдоровне, Анне Австрийской, леди Гамильтон, Саре Бернар, Элеоноре Дузе и других).

Замужество и выход на политическую сцену[править]

После 17 октября Перон начал подготовку к президентским выборам, о проведении которых было объявлено. 22 октября 1945 года Эва и Перон поженились. Так было исполнено обещание, данное им в дни ареста. С этого времени Эва полностью оставила работу в кино и на радио и постепенно вошла в штаб ближайших помощников Перона. Сначала её роль была невелика, но очень скоро она становится всё более заметной. Перон и сам стремился вовлечь её в политическую борьбу. Ему казалось выигрышным, что рядом с кандидатом в президенты находится жена, олицетворяющая возросшую роль женщины в современном мире. К тому же он намеревался включить аргентинских женщин в политическую жизнь страны, предоставить им право голоса.

В Эве он видел подходящую кандидатуру для агитационной работы в женской среде. Позднее роль и влияние Эвы в перонизме существенно возросли. Это дало основание некоторым авторам утверждать, что она с самого начала целенаправленно стремилась к лидерству, хотела оттеснить Перона на второй план и только болезнь и ранняя смерть помешали ей сделать это. Такая точка зрения абсолютно лишена основания. Бесспорно, Эва была энергичной женщиной, обладавшей задатками организатора, но по отношению к Перону она всегда занимала подчинённое положение.

Перон и без Эвы был и остался политиком, имевшим собственные взгляды и стиль. Она же действовала в соответствии с его рекомендациями, была его ученицей, говорила его языком. Это подтверждают тексты всех без исключения её речей, в которых она, по образному выражениюСильвии Сигал и Элисео Верона, авторов книги о дискурсивных особенностях перонизма, «умудрилась не произнести ни одного собственного слова».

Первые публичные политические выступления Эвы относятся к концу 1945 — началу 1946 года. Вместе с Пероном и его штабом она совершила несколько поездок по стране, посетив множество городов. Присутствие жены кандидата в президенты на встречах с избирателями стало новым явлением в Аргентине. Короткие речи Эвы были адресованы в основном женщинам-работницам.

Эва удачно копировала найденный Пероном ораторский стиль, обращенный, прежде всего, к чувствам слушателей, а не к их рассудку. Она уверяла в своей и Перона любви и верности народу, называла себя «товарищем Эвитой»

Принимая во внимание низкий образовательный уровень основной массы населения, а также особую эмоциональность аргентинского, и шире — иберийского характера, свойственную самой Эве и её слушателям, именно такой речевой стиль был, очевидно, наиболее действенным

Эва Перон. Фотография 1947 года

На президентских выборах в феврале 1946 годаПерон одержал убедительную победу. Эва стала первой дамой Аргентины. Её социальный статус резко изменился. По положению она теперь принадлежала к элите аргентинского общества. Близость к Перону увеличивала её влияние. Он обсуждал с ней важные назначения. Так, с её одобрения, их личный врач, Рикардо С.Гуардо, стал председателем палаты депутатов конгресса, а в 1948 года бывший охранник Хосе Эспехо был назначен генеральным секретарём Всеобщей конфедерации труда (CGT).

Доходные должности получили её родственники и знакомые. Брат Хуан стал личным секретарём Перона, мужья старших сестёр — Арриета, Альварес Родригес и Бертолини — получили соответственно посты сенатора, председателя Верховного суда и директора Центральной таможни. Николини сохранил за собой ведомство связи, Муньос Аспири вошёл в штат её помощников, занимаясь написанием и редактированием речей.

Смерть

В начале 50-х у жены президента обнаружили рак матки. Болезнь помешала воплощению перспективных планов и идей. Тем не менее на протяжении отведенного судьбой времени Эва Перон оставалась кумиром миллионов людей.

Неудачная операция стала причиной мучений, предшествовавших смерти, в 1951-м Эвита навсегда покинула жителей страны. Ее последние распоряжения о похоронах в фамильном склепе были проигнорированы мужем и лицами первой величины.

Похороны Эвы Перон

Тело бывшей актрисы подверглось процессу бальзамирования, к гробу стекались паломники на протяжении нескольких лет. Песня «Не плачь по мне, Аргентина» спустя пару десятилетий рассказала историю женщины, покорившей культурный свет.

В середине 50-х, после свержения правительства Хуана Перона, гроб с останками первой леди тайно вывезли из страны. В 70-х прах Эвиты торжественно вернули на родину и перезахоронили в могиле 10-метровой глубины.

Знаменитая актриса

Примерно в возрасте 15 лет Перон переехала в Буэнос-Айрес, чтобы стать актрисой. Там она нашла работу в нескольких театральных труппах. В 1937 году Перон получила свою первую роль в фильме «Сегундос Афуэра» и получила контракт на выступление на радио. В течение следующих нескольких лет она продолжала работать и в театральных постановках.

Перон было около 20 лет, когда она начала свой собственный развлекательный бизнес-компанию «Theater of the Air», которая выпускала радиопрограммы. В 1943 году Перон пользовалась одним из своих самых больших успехов: она подписала контракт на изображение ряда известных женщин в истории в специальном радиосериале, что дало ей возможность играть таких, как королева Елизавета I и Екатерина Великая.

Смерть святой

Богатые люди ненавидели Эвиту за причинённые стране и им лично экономические разрушения, а бедняки считали её святой. И тут случилось страшное. В 33 года молодая, красивая, богатая, любимая простым народом Эвита скончалась от рака матки. Всю страну потрясло это известие — о болезни любимой Эвиты знали, но не думали, что она так скоро убьёт её. Миллионы людей стояли в очередях, чтобы проститься со своей «первой сеньорой». К Папе Римскому в те дни поступило 40 тысяч писем с просьбой о канонизации Эвиты. Но церковь не пошла на этот шаг, поклонникам и почитателям Эвиты пришлось ограничиваться её культом на родине. Безутешный супруг решил забальзамировать свою любимую жену. Для этого в Аргентину были вызваны лучшие специалисты. Перон собирался построить самый большой и роскошный мавзолей для своей Эвиты. Но в 1955 году в Аргентине произошёл государственный переворот, и бывший диктатор вынужден был бежать в Европу. Статуи Эвиты по всей стране были сняты с пьедесталов, разбиты вдребезги, а за демонстрацию её портрета в общественном месте новая власть угрожала суровыми карами. Тело Эвиты было в срочном порядке отправлено в Италию, и начался его долгий путь по странам — Эвиту пытались похоронить то в одном, то в другом месте, её тело похищали, находили, вокруг него постоянно происходили детективные истории. Тем временем Хуана Перона в результате смены направления политических ветров вдруг вызывают на родину, и в 1973 году он опять становится президентом, но вскоре умирает. В 1976 году мумия Эвиты наконец находит свой последний приют на кладбище Буэнос-Айреса. Её могила вот уже много лет остаётся местом для поклонения — люди не забывают свою святую. Имя Эвиты давно уже стало легендарным. В конце 70-х годов международную известность получил бродвейский мюзикл «Эвита» о жизни и карьере первой леди Аргентины. В 1996 году известнейший режиссёр Алан Паркер снял по мотивам мюзикла фильм «Эвита» с участием знаменитой певицы и актрисы Мадонны, мгновенно ставший популярным во всём мире.

Болезнь и смерть

Эва была одной из важнейших опор перонистского режима. Это стало особенно ясно в 1951-1952 годах, когда правительство столкнулось с ухудшением экономического положения и обострением социальных конфликтов. Несмотря на знаки болезни, впервые давшей о себе знать уже в январе 1950 года, Эва продолжала напряжённо работать. В преддверии президентских выборов 1951 года она совершила ряд агитационных поездок по стране. Её выступления транслировались по радио. Все речи Эвиты этого периода исключительно эмоциональны, страстны, даже экзальтированны: Перон в них представлен судьбоносным для Аргентины человеком, «способным защитить завоевания рабочих от любых попыток их отнять». Её авторитет в перонистском движении был в это время исключительно высок.

Эвита и Перон на балконе президентского дворца во время митинга 17 октября 1951 года

Об этом свидетельствует обращение к Эве в мае 1951 года CGT и женского отделения РР с просьбой дать согласие на выдвижение её кандидатом в вице-президенты. Однако противодействие армейского руководства, не желавшего видеть на этом посту женщину, и главное, болезнь Эвы помешали осуществлению этого плана. Под давлением военных Хуан Перон вынужден был отклонить её кандидатуру. Правда, после инаугурации Перона в июне 1952 года его жене был дан символический титул «Духовного лидера нации» . В ноябре 1951 года Эва перенесла операцию. В эти дни по всей стране: в церквях, домах и на улицах у самодельных алтарей — сотни тысяч простых аргентинцев зажигали свечи и молились о том, чтобы Бог даровал Эвите жизнь. Эва Перон скончалась в возрасте 33 лет от рака матки 26 июля 1952 года. Её тело было забальзамировано и выставлено на всеобщее обозрение до 1955 года, когда её муж был свергнут во время путча. Тело было перевезено в Милан и похоронено под именем Мария Маджи Маджистрис. Хуан Перон вернулся из изгнания назад в Аргентину, вновь став президентом, и умер в 1974 году. После его смерти тело Эвиты было перевезено назад в Аргентину и вскоре окончательно похоронено в семейном склепе родственников её отца Дуарте (несмотря на её незаконное происхождение). До сих пор многие паломники навещают её могилу.

Детство и юность

Биография Марии Эвы Дуарте, в замужестве сменившей фамилию, содержит ряд неподтвержденных и исторически не проверенных дат. Вероятно, она родилась в мае 1919 года, сомнительное свидетельство о крещении удостоверило этот факт.

В книге La Razón de mi vida, опубликованной в середине 1950-х, женщина не вспоминала о детстве, родителях и членах семьи. По свидетельствам уроженцев местечка под названием Лос-Тольдос, она росла в доме Хуаны Ибаргурен вместе с четырьмя другими детьми.

Отцом будущей жены президента считался фермер Дуарте, имевший законную супругу в провинциальном городке. Мать, служанку с хорошей фигурой, доставшейся от предков-басков, он не баловал.

Эва Перон в молодости / «Википедия»

Тем не менее в юном возрасте Эва получала подарки, игрушки и шелковые платья скрашивали унылую жизнь. Смерть родителя, не справившегося с управлением автомобилем, вынудила девочку утратить веру и надежду.

Хуан Дуарте в завещании не упомянул детей любовницы, и женщина с многочисленным потомством осталась без крыши над головой. Она устроилась на тяжелую и малооплачиваемую работу в поселении, где обстановка была чужой.

Глядя на унизительное положение матери, Эва в тайне решила, что сделает все, чтобы в будущем не повторить такую судьбу. Окончив начальную школу в середине 1920-х, она вступила с социумом в ожесточенную борьбу.

В отличие от сестер, умудрившихся найти состоятельных супругов, девушка без посторонней помощи вошла во взрослый мир. Кинематографическое искусство, способное принести популярность, уроженка аргентинской деревни выбрала как ориентир.

Оставив неблагополучное семейство, Эва уехала в Буэнос-Айрес и устроилась в актерскую труппу, гастролировавшую по городам. Второстепенная роль на сцене небольшого театра комедии помогла девушке приобщиться к интеллигентным культурным кругам.

Взяв в качестве псевдонима фамилию биологического родителя, дебютантка надеялась произвести впечатление на авторитетных людей. Однако отсутствие образования и специальной подготовки помешало ей стать героиней тематических газетных статей.

Только после того, как Эва Дуарте переквалифицировалась в модели, ее фото появилось в журналах, посвященных театру и кино. Несмотря на подобные публикации и незначительный успех в рекламном бизнесе, будущее юной актрисы не было определено.

Личная жизнь

В юности Мария Эва Дуарте мечтала о счастье в личной жизни, став актрисой, она завоевала внимание многих аргентинских мужчин. В поисках настоящего чувства девушка отвергала поклонников, ссылаясь на ряд довольно глупых и неубедительных причин

Embed from Getty ImagesЭва Перон с мужем Хуаном Пероном

После знакомства с Хуаном Пероном ситуация изменилась: женатый полковник с привлекательной внешностью ее молниеносно покорил. Уроженка провинции с замиранием сердца следила за каждым движением и вникала в смысл каждой фразы, которую он произносил.

В октябре 1945 года Эва удачно вышла замуж и всецело погрузилась в общественно-политическую борьбу. За любовь и преданность, которые ей подарил президент Аргентины, бывшая модель и актриса искренне благодарила судьбу.

Поместья и сады

Впрочем, журнал мод ей быстро надоел. Дьюк была в состоянии позволить себе любые наряды и украшения, но не слишком ими увлекалась. Чаще всего на фотографиях в молодые годы ее можно было увидеть с ниткой жемчуга на шее. Иногда миллионерша оригинальничала, появляясь на публике в галифе или полупрозрачной тунике. У нее были роскошные броши и браслеты от Van Cleef & Arpels, Cartier, Tiffany & Co. и других знаменитых ювелирных домов, но коллекционировать она все же предпочитала искусство.

1/1

Бриллиантовое бандо от Cartier, принадлежавшее Дорис Дьюк

Ожерелье с жемчугом и бриллиантами периода La Belle Époque от Cartier, принадлежавшее Дорис Дьюк

Кольцо от Tiffany & Co. с бриллиантом в 19,72 карата, принадлежавшее Дорис Дьюк

Топазовая брошь, созданная ювелиром Фулько ди Вердура во время сотрудничества с Flato — ювелирным домом Пола Флато. Принадлежала Дорис Дьюк

Бриллиантовый браслет в стиле ар-деко, созданный в 1927 году. Принадлежал Дорис Дьюк

Двойное бриллиантово-изумрудное ожерелье Дорис Дьюк, созданное David Webb

Другим увлечением Дьюк на склоне лет стало садоводство. В 46-летнем возрасте Дорис разбила открытый для публики ботанический сад Duke Gardens в память о своем отце Джеймсе, свозила туда редкие растения и иногда лично помогала садовникам. Также она охотно работала в саду в своем поместье Duke Farms в Нью-Джерси.

Памятуя о том, что успех ее отцу принес верблюд (сигареты, на которых он сделал состояние, назывались Camel), Дорис держала в поместье верблюдов, которые беспрепятственно ходили по парку. Она жертвовала немалые суммы организациям охраны природы — как и учебным заведениям и благотворительным фондам.

Duke Farms в Нью-Джерси

На склоне лет одинокая миллиардерша (ее состояние, пока она мыла майолику, собирала исламское искусство и разводила верблюдов, неуклонно росло) стала, как о ней писали таблоиды, «чудить». Бездетная Дорис удочерила взрослую женщину, объявив, что та — реинкарнация ее умершей сразу после рождения крошки Арден. Позже Дьюк пришла в себя и аннулировала удочерение (и заодно переписала завещание). Прямых наследников у богачки не было, и, когда она в 1993 году в 80-летнем возрасте умерла от последствий хирургических операций, вызванных, в частности, неудачной подтяжкой лица, ее деньги перешли различным фондам и организациям.

Хочешь следить за событиями в мире роскоши? Подписывайся на «Robb Report Россия» в , и .

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.