Сильная женщина в коротких трусах. почему голливудское фем-кино 2010-х стало провалом

Алан-э-Дейл       19.01.2023 г.

Как говорить с детьми о феминизме?

Не надо читать лекции и вообще делать это нарочито: “Сядь, я хочу поговорить с тобой о феминизме”

Просто обращайте внимание девочки на то, что, да, она может столкнуться с несправедливостью, признавайте, что с ней поступили несправедливо в школе или семейном кругу. Обсуждайте конкретные примеры в фильмах, мультфильмах, реальной жизни, литературе

Не обязательно искать специальные фильмы про феминизм. Лучше обсуждать тот материал, который сам по себе нравится подростку. В фильме “Талантливый мистер Рипли” не верят его невесте, считая ее истеричкой. Можно поговорить об этом: как она себя чувствовала, когда ее не принимали всерьез? В мультфильме “Зверополис” главная героиня борется-борется, ее хвалят “настоящие” полицейские, но стала ли она действительно независимой в конце фильма, или ей выдали медальку “большие дяди”? Обсудите, является ли история Зайки историей достижения настоящего равенства или это очень тонкая манипуляция, в которой девочка играла по правилам и ее похвалили? Многое можно обсудить на примере диснеевского мультфильма “Храбрая сердцем” — тут и сопротивление героини, и ее взаимоотношения с матерью и ее стереотипами, и история старения женщины, которое ей сложно принять.

Важно поговорить о феминизме в историческом аспекте, но обратить внимание на то, что ближе нам. Многие говорят, что в советское общество было феминизировано, потому что у женщин были избирательные права, право на труд — все как у мужчин. Но на самом деле, советское общество очень жестко диктовало женщине, какой она должна быть

Посмотрите с дочерью советские фильмы, и вы увидите, как в них подавляется сексуальность, как советские герои-любовники унижают женщин и главенствуют над ними, как жестко определяется место женщин в обществе. Обсудите, какие отголоски идеологии вы наблюдаете в картине мира старшего поколения, как это повлияло на вас лично

Но на самом деле, советское общество очень жестко диктовало женщине, какой она должна быть. Посмотрите с дочерью советские фильмы, и вы увидите, как в них подавляется сексуальность, как советские герои-любовники унижают женщин и главенствуют над ними, как жестко определяется место женщин в обществе. Обсудите, какие отголоски идеологии вы наблюдаете в картине мира старшего поколения, как это повлияло на вас лично.

Если у ребенка возникает желание обсудить школьную программу по литературе с позиций феминизма — прекрасно. Сейчас модно записывать классических писателей в извращенцы и насильники, просто потому что они описывали отношения такими, какими они были. Это повод обсудить с ребенком, что у феминизма есть исторический аспект.

Глубокий и яркий пример, конечно, “Анна Каренина”. Если говорить простыми словами, героиня не справилась с противоречивыми установками быть хорошей женой и матерью, но при этом испытать настоящую любовь — которые были внушены ей все тем же обществом. По книге исправно снимают фильмы, как по “Ромео и Джульетте” — проблема до сих пор не решена и не исчерпана.

Не нужно ограждать ребенка от фильмов, которые откровенно антифеминистские и “хорошие девочки ведут себя правильно”. Это тоже можно обсудить или просто посмеяться — это тоже терапевтический эффект.

Влияние на западное общество

Западное общество стремительно меняется, и феминизм, равно как и многие другие факторы определяет направление этих изменений. Три волны феминизма, из которых проявления последней происходят и в наше время. Феминистское направление достигло большого количества положительных результатов для развития всего общества.

Гражданские права

Какие гражданские права получили женщины за всю историю феминистского движения? 

  • Женщины получили право голосовать на выборах, а также выставлять свою кандидатуру для избрания;
  • Право подавать на развод, сохранять девичью фамилию, право на имущество после развода;
  • Право на получение образования, выбор специальности и профессии. Доступность профессиональных сфер как женщинам, так и мужчинам;
  • Уравнение заработной платы мужчин и женщин, занимающих аналогичные должности;
  • Право на медицинские вмешательства по своему желанию. Например, выбор противозачаточных средств, проведение абортов. 

Феминизация привела к закреплению за женщинами гражданских прав

Интеграция в общество

Феминизм и результаты феминистского движения настолько влились уже в общество, что некоторые даже стали незаметны. Интеграция феминизма заключается в том, что он принимается как само собой разумеющееся. Например, право женщин голосовать на выборах в большинстве стран никого не удивляет. Хотя ещё пару веков назад это вызвало бы бурные обсуждения и даже протесты. Более того, активная политика нерадикального феминизма повлияло на принятие многими государствами разных субкультур, которые общество также не принимало на протяжении долго времени.

Влияние на язык

Феминистское движение оказало влияние и на язык во многих странах мира. Представители феминизма используют слова не-сексистского языка. Например, в английском идеи феминизировать язык выражаются в использовании обращения «Miss» не только к незамужним женщинам, но и к тем, кто состоит в браке. Не-сексистский язык предполагает избежание слов, обращений, которые обращены к обоим полам. Феминисты, феминистки и профеминисты считают, что сексистские проявления в языке негативно влияют на общество и даже пропагандируют сексизм, который тормозит развитие феминистского движения.

Влияние на мораль в образовании

Традиционно принято считать, что роль воспитателя в вопросах морали и этики присуща женскому полу. Несмотря на ранее существовавшие запреты на получение образования женщинами, они всё равно участвовали в процессе воспитания вышеперечисленных ценностей. В том числе и внутри семьи. Вопрос влияния и роли феминизма на мораль в образовании до сих пор подвергается открытым дискуссиям в обществе между представителями феминистского движения и его оппонентами.

Влияние на гетеросексуальные отношения

Феминизм повлиял и на гетеросексуальные отношения. Под влиянием феминизма сексуальное воспитание в обществе изменилось. Хорошим примером будет возможность обоих полов получать удовольствие от отношений. Ведь ранее женщина рассматривалась только как сексуальный объект, а за наличие у неё нескольких партнёров подвергалась угнетениям и унижениям со стороны общества.

Влияние на религию

Религия также подверглась влиянию феминизма. Например, в некоторых направлениях протестантского христианства женщины получили возможность быть «священниками», членами духовенства. Однако, в Исламе феминистские проявления не поддерживаются и запрещаются – мусульманки не имеют права состоять в рядах духовенства.  

Феминизм сильно повлиял на религию

Основные идеи феминизма

С течением времени и в зависимости от постоянно изменяющихся условий цели, проявления, направление феминизма изменялось и продолжает меняться по сей день. Но даже в таких условиях можно выделить основные идеи феминизма, которые не подвергаются значительным изменениям:

  • Борьба за политические права, уравнение женщин и мужчин. Здесь идет речь о том, что женщина, равно как и мужчина, вправе голосовать, беспрепятственно участвовать в политической жизни общества, выдвигать свою кандидатуру и избираться.
  • Борьба за возможность получать высшее образование и работать в тех ж отраслях, что и мужской пол. Сюда же входит борьба с неравной оплатой и условиями труда, возможностью занимать определенные должности и другие. 
  • Борьба с репродуктивным насилием. Ущемление и угнетение женщин проявляется и в вопросах репродукции. Уравнение прав женщин и мужчин в браке, поддержка женщин в вопросах контрацепции, абортов, родов и других вопросов, связанных с репродуктивными функциями женщин.

Феминизм охватывает большой спектр проблем, которые порождают дискриминацию женщин в обществе

  • Борьба с давлением общества на женский пол. Имеется в виду, что общество не должно требовать от женщины придерживаться определенных правил, традиционно приписываемых женскому полу. Начиная от внешнего вида женщины и заканчивая её социальной ролью. 
  • Борьба за сохранение личных границ женщин. Под этой формулировкой феминистки подразумевают более жесткие наказания за сексуальные домогательства, насилие и другие проявления харассмента и сексизма.
  • Борьба со стереотипностью. Привычные и традиционные взгляды общества на женщин тормозят развитие общества, а также ограничивают возможности женщин.

Прислуга (2011)

Им нельзя сидеть за одним столом с «хозяевами», пользоваться общим туалетом и столовыми приборами. Но именно они растят белых детей, кормят, вытирают слезы, утешают и воспитывают. Это темнокожая прислуга американского Юга 60-х годов. Смелая девушка Скитер решает объединиться с мудрой темнокожей экономкой Эйбелин, чтобы написать честную книгу о том, что скрывается за закрытыми дверями и красивыми фасадами. Им придется рискнуть всем. В борьбе за равноправие Скитер может потерять подруг, любовь и статус в обществе, а Эйбелин – даже свою жизнь.

Оригинальное названиеThe HelpЖанрДрамаАктерыЭмма Стоун, Виола Дэвис, Брайс Даллас Ховард, Октавия Спенсер, Джессика Честейн…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 8.2, IMDb – 8.0Возрастные ограничения12+

Вкус ночи (2010)

Рейтинг: 10 (imdb: 6.2 КП: 6.3) Жанр: ужасы, фэнтези, мелодрама, драма Страна: Германия Актеры: Каролина Херфурт, Нина Хосс, Дженнифер Ульрих Режиссер: Деннис Ганзель Длительность: 01:41 Подборки: Вампиры, Подростки, Родители, Полицейские, Подруги, Воры, Бессмертные, Расследования, Справедливость, Сверхъестественное, Любовь с первого взгляда, Сверхспособности, Вечеринки, Захватывающие, Серьезные, Готические, Увлекательные

Описание сюжета:

Лина — трудный подросток, она не находит общего языка с родителями и сверстниками, промышляет мелким воровством. Однажды, пробравшись на закрытую вечеринку, она знакомится с богатой и эффектной Луизой — вампиром, главенствующим в трио себе подобных существ, куда также входят бесшабашная Нора и томная Шарлотта. Луиза решает приобщить закомплексованную и зажатую девушку к своей банде. Теперь Лине суждено познать блеск и проклятие вечной жизни «неупокоенных» . Перед ней открываются все двери в мир гламура и беспредельной свободы. И с каждой ночью ее новые подруги становятся все ненасытнее, а число жертв вурдалаков безудержно растет. Но когда за расследование их преступлений берется давний знакомый Лины — молодой полицейский Том Сернер, приходит пора платить по счетам…

________________________________

Показать трейлер больше
Показать трейлер меньше

Злоупотребление феминизмом

В современном обществе многие уверены в том, что феминистка – мужеподобная женщина. Она ненавидит мужчин и устраивает всяческие акции для оскорбления и унижения мужского пола. Радикальные проявления отдельных феминисток заставляют людей так думать о целом феминистском движении. Ведь всё, что мы видим в новостях о феминизме это то, как они в метро обливают водой мужчин, которые слишком широко раздвинули ноги на сиденье, оправдывая это феминизмом.

В таких случаях стоит говорить о злоупотреблении феминизмом. Именно поэтому стоит понимать, что представляет феминизм на самом деле. Феминистки никогда не боролись с тем, что мужчина подаёт руку, открывает перед ней дверь или помогает с тяжёлыми сумками. Феминизм это про равенство в образовании, социальной и политической сфере, трудовой деятельности. 


Феминизм не предполагает агрессивных действий в сторону мужчин

«Краткая история феминизма в евро-американском контексте», Антье Шрупп и Пату

Перевод комикса журналистки Антье Шрупп и художницы Пату вышел в строгом издательстве Ad Marginem в серии Gender Studies, что как минимум настраивает на серьезный подход к предмету. Собственно сам феминизм рассматривается как многообразное явление со множеством разных течений внутри. Авторки пытаются рассказать историю западного феминизма (фокус именно такой) начиная с античности и вплоть до его третьей волны.

Этот комикс хорош тем, что знакомит с темой без сильного погружения в подробности и теоретические изыски (но при этом позволяет узнать основные факты и понятия из истории феминизма). И, конечно, настраивает на размышления: в предисловии феминистка Ольгерта Харитонова очень точно пишет, что «феминизм – процесс, идущий здесь и сейчас…»

Студии против зрителей

Трейлер ремейка «Охотников за привидениями» произвел в интернете фурор, но не в том смысле, в каком хотелось бы Sony Pictures: он набрал более миллиона дизлайков на ютубе.

Для начала обрушились на обозревателя Джеймса Рольфа за безобидное замечание, что с него хватит ремейков и он не собирается смотреть фильм и делать на него обзор. Появились статьи и посты в твиттере с оскорблениями личной жизни и умственных способностей Рольфа, который даже не является профессиональным критиком, пишущим для какого-либо издания, то есть обзор делать не обязан. Человеку досталось за одно нежелание смотреть фильм. Дальше стало только жарче. Неприязни к фильму было найдено модное объяснение — мизогиния.

Критик Ида Челлин писала: «Очевидно, что вся эта критика — вопрос сексизма. Иррациональная злость мужчин выдает их огромный страх потерять мужское могущество». Режиссер фильма Пол Фиг заодно прошелся по аудитории гиков: «Гик-культура является самым большим сборищем засранцев, которых я встречал в жизни». Его поддержала исполнительница роли одной из «охотниц» Мелисса Маккарти: «Я знаю, как выглядят такие люди, — у них нет Бена (муж актрисы Бен Фэлкоун. — Прим. авт.) и нет друзей, они просто сидят и выливают свою ненависть в этом выдуманном мире интернета».

Выдуманный мир интернета ответил доступным ему способом: фильм провалился в прокате, несмотря на спешные попытки задобрить мужскую аудиторию «брутальными» постерами, вторым трейлером с Крисом Хемсвортом в центре внимания и «мужской» рекламой, в которой снялись Спайк Ли и баскетболисты NBA.

Странно, что создатели позволили себе нападки на гиков. Гики — это не белые гетеросексуальные мужчины, виновные во всех бедах человечества. Во-первых, это довольно мстительное сообщество, приверженное канону настолько, что не прощает смены оттенка униформы персонажей. Во-вторых, кого в «Охотниках» сделали злодеем? «Чудик, шизик, одевался, как капитан Кирк из „Звездного пути“», — описывают его персонажи. 2016 год на дворе (когда вышел фильм), а хозяева франшиз до сих пор ведут себя, как тупая блондинка из сериала «Теория большого взрыва», не понимающая, кто оплачивает ее ужин: гики, кидалты, вечные мальчишки, для которых делаются все эти сиквелы и ремейки. Фанбои — та аудитория, которая могла бы оценить ремейк «Охотников», будь он хорошим, а он мало того что плохой, так в нем еще и руководствуются стандартами фильма «Месть нердов» 1984 года, когда гик-культура сидела по подвалам.

Политика шейминга продолжается в связи с выходом ремейка «Одиннадцати друзей Оушена». На экране наглый, как майонез «Ряба» у Тимура Бекмамбетова, продакт-плейсмент Bergdorf and Goodman, обложки Vogue и GQ, шикарные наряды и ювелирные украшения, недоступные 99 % населения планеты. «Секс в большом городе» без секса, «химии» между актрисами, взаимодействия между героинями и хоть каких-то препятствий на пути персонажей.

Как удобно стало перекладывать ответственность на других за то, что снимаешь дрянь, правда?

За последние годы сформировался тренд агрессивного давления, когда создатели огрызаются на зрителей. В связи с выходом пьесы «Гарри Поттер и проклятое дитя», где Гермиону играет темнокожая актриса, Джоан Роулинг обвиняет в расизме тех, кто еще помнит, как в ее книгах о Гарри Поттере черным по белому было написано: «Гермиона побледнела». Но люди — не расисты, они просто удивлены и просто любят канон. Зачем же оскорблять тех, кто молится на оригиналы ваших произведений, да еще и регулярно раскошеливается на ваши сиквелы?

Почему тема феминизма сложна для родителей?

Когда родители воспитывают девочку так, как предписывают стереотипы, они действуют из лучших побуждений. Логика довольно простая: если твой ребенок будет сильно отличаться от ожиданий общества, будет громко заявлять о своих правах, общество его не примет. Родители встают перед выбором: позволить дочери выделяться и получать агрессию и отвержение общества или учить ее смиряться. Однако этот выбор в реальности не должен быть столь радикальным.

Феминизм — это осознание того, что общество будет давить, пытаться встроить тебя в иерархии и подчинять стереотипам. Но понимание не обязательно должно приводить к выраженному протестному поведению. И вот тут у обсуждений феминизма есть огромный ресурс. Они позволяют сформировать доверительные отношения с девочкой, выйти за пределы функции родительского контроля и помочь ей научиться жить в мире, который никогда не был и не будет справедлив. Феминизм нужен для того, чтобы выработать стратегии, как защитить себя не только от физического насилия, но и от психологического, которое также ломает судьбы людей.

Вот что важно в общении с девочкой на тему феминизма:

●    Не транслировать девочке типичные страхи. Всем нам знакомы фразы: “Тебя такую замуж никто не возьмет!” “Такая не сможет стать нормальной матерью”. А ведь они многим из нас перешли по “наследству”

●    Не заставлять девочку подчиняться при помощи популярного: “Ты же девочка!” — за которым обычно следует набор стандартных требований: ты не должна проявлять агрессию, ты не должна испытывать гнев, ты должна уступать и избегать конфликтов. А это уже означает дать девочке право выбора в жизни.

●    Принять, прежде всего, внутри себя право дочери быть другой, отличаться от общественных ожиданий и встать на ее сторону, когда ей потребуется поддержка.

Говорить с детьми о феминизме открыто сложно еще и потому что в доверительном разговоре мы невольно всколыхнем свои собственные травмы, истории о социальном и психологическом насилии. Например, когда любящие люди из лучших побуждений давили на нас, чтобы мы подчинились и мы — делали это, чтобы не причинить им боль, не испортить отношения. Или когда мы были свидетелями несправедливости, чувствовали ее, но не вступились за другого человека, не высказали свое мнение. Или нас не поддержали наши близкие, когда мы столкнулись с несправедливым отношением в школе, и мы в глубине души ощущали это как предательство. Это болезненные мысли и воспоминания, которых мы стараемся избегать даже наедине с собой. Разговор с взрослеющей девочкой о феминизме — это серьезная внутренняя работа, на которую нужны силы и решимость многим взрослым людям.

Почему феминизм нужен?

Феминизм — это как раз про право быть разными, не соответствовать каким-либо стереотипам. Знать себя и быть собой — если совсем простыми словами и кратко. Возможность смотреть на гендерные и вообще любые нормы по-разному и понимать, что ты не обязан в них вписываться, — вот что дает осознанный разговор о феминизме с ребенком. И он же позволяет справляться с сильными эмоциями, которые неизбежно возникают в ответ на насилие. Мы их не подавляем, мы называем вещи своими именами — это помогает справиться с эмоциями и сознательно вырабатывать стратегии поведения без ущерба для психики.

Вернемся к истории девочки Ани. Когда она сказала о том, что ей попадает от воспитательницы больше, чем мальчикам, я ответила:

— Да, она относится к тебе несправедливо.

Такая простая фраза останавливает гнев. Не подавляет его, что разрушает психику, а именно останавливает

Это важно — признать, что ребенок имеет право ожидать справедливого отношения к себе и испытывать гнев, когда сталкивается с несправедливостью

Дальше в разговоре Аня сказала, что не хочет быть женщиной. И это вполне логично: если к тебе относятся несправедливо просто потому, что ты принадлежишь к женскому полу, ты видишь причину именно в этом — в гендере. Желание не быть девочкой, быть мальчиком или хотя бы зависть к мальчикам, которым “можно” то, что тебе “нельзя”, знакомы очень многим девочкам и женщинам. Вместо вопроса “Что значит быть настоящей женщиной?” куда важнее задаваться вопросами “Какой женщиной я хочу быть?” и “Хочу ли я быть женщиной?”

Поэтому говорить с детьми о феминизме, признавать несправедливость гендерных стереотипов очень важно. Это позволяет им развивать человеческое достоинство и жить свою жизнь

Кстати, у Ани в итоге все сложилось хорошо. Она пришла в семью, где были старшие братья, ее умение постоять за себя как раз позволило ей не только утвердиться в семье, но и справиться с проблемами, связанные с опытом проживания в интернате. Так что феминизм — это то, что помогает человеку выстоять, даже когда обстоятельства его жизни сложились крайне неблагоприятно в самом раннем детстве. Это и есть главный ответ на вопрос зачем нужен феминизм.

Мораль против жизни

Морализаторство не всегда бывает примитивным. Иногда это делается намного тоньше, как в британском фильме «Суфражистка» (2015), где собрана dream team самых востребованных английских актрис: Кэри Маллиган, Хелена Бонэм-Картер, Энн-Мэри Дафф и Ромола Гарай.

Плюс Мэрил Стрип в роли свадебного генерала: спустившись с голливудского олимпа, она материализуется буквально в одной сцене, буквально читает лекцию и исчезает в тонком пространстве (ее присутствие на постерах — простительное, но чистой воды надувательство).

Авторы рассказывают историю конкретных людей, борющихся с конкретной проблемой: у женщин не было права голоса. С героиней поступают несправедливо, и она решает действовать. Казалось бы, крепкая драма. Пока не начинается размахивание знаменем мирового феминизма: «Я не предам свои убеждения» и «Ты должна бороться, если хочешь изменить законы этого мира». Оставьте вы в покое законы и убеждения! Мы уже сочувствуем, мы уже понимаем. Нам достаточно личной драмы героини, не надо зачитывать отрывки из листовок и памфлетов благонамеренного содержания.

На густой смеси хипстерского обаяния с полнейшим безобразием замешана картина «Битва полов» (2017) с Эммой Стоун и Стивом Кареллом, герои которых сходятся на легендарном теннисном матче 1973 года, когда 29-летняя Билли Джин Кинг побила 55-летнего Бобби Риггса. Вот Стоун, лучшая актриса своего поколения, плачет после матча не хуже Салли Филд в «Стальных магнолиях». Вот Карелл с удовольствием играет клоуна, который играет в мужской шовинизм. Вот сепия 70-х, вот уместный саундтрек, и все вроде бы прекрасно.

А потом кто-нибудь открывает рот. «Мы объединились ради благой цели», — говорит Билли Джин. «Когда-нибудь мы сможем быть теми, кто мы есть», — говорит ее друг-гей, положительный мужской персонаж. Вступают фанфары. И никто не стесняется. Ни режиссеры, которые сняли «Маленькую мисс Счастье», ни сценарист, который написал великую британскую драмеди «Мужской стриптиз», а теперь пишет для «Голодных игр» и вот это вот все.

Что с вами случилось? За что вы продали душу? Верните дедушку-наркомана и его труп, который крадут из больницы. Верните шутки над суицидниками. Верните безработных шахтеров — белых, гетеросексуальных — ставших от отчаяния стриптизерами. Верните педофила с конкурса красоты. Верните жизнь — и тогда уже снимайте про феминизм.

Потому что это новое общественно полезное кино с одноклеточными мыслями — фальшиво, навязчиво и не уважает своего зрителя. Оно, безусловно, может кому-то нравиться, но большей частью далеко от успеха — как коммерческого, так и творческого. Известные франшизы и талантливые актеры не могут до бесконечности вытягивать откровенно слабый продукт.

А в «женские» ремейки люди поверят тогда, когда для них начнут выбирать не только симпатичные «мужские» оригиналы. Борьба с мужским доминированием и восстановление справедливости? Отлично.

Сделайте ремейк «Сияния»: сумасшедшая писательница гоняется за своей семьей с топором. Ремейк «Заводного апельсина»: банда гопниц издевается над мирными обывателями. Ремейк «Искателей» с Джоном Уэйном (самый мужской фильм на свете): белая женщина снимает с индейца скальп.

И обязательно ремейк «Молчания ягнят»: маньячка, мечтающая о смене пола, шьет себе трусы из человеческой кожи, держа в яме девочку, чья мать сходит с ума от горя.

История и контекст

На дворе — начало 1970-х годов, и улицы уже наводнило новое поколение «Вудстока»: женщины в джинсах клеш с пацификами на шеях и плакатах. Многие из них принимали активное участие в шествиях против войны во Вьетнаме и сегрегации, а теперь объединились за Поправку о равных правах (Equal Rights Amendment (ERA), которая должна обезопасить женщину в этом «мужском мире» привилегий. Поправку составили феминистки еще в 1920-е годы: она касалась финансовой и гражданской защиты женщин вне семьи — опеки над детьми, пенсий, алиментов, репродуктивных прав. Но закон на 50 лет застрял в проработке. В 1972 году феминистки борются за ее принятие, а параллельно добиваются закона об абортах, терпимости к сексуальным меньшинствам и равной оплаты труда.

Авторитет движения — писательница Бетти Фридан (Трейси Ульман), опубликовавшая в 1962 году разбудивший Америку бестселлер «Загадки женственности» — нон-фикшен о жизни американских замужних женщин в ловушке патриархальной семьи. Самая любимая и конвенционально красивая публичная феминистка — Глория Стайнем (Роуз Бирн), пострадавшая от подпольного аборта: она — светская любимица масс-медиа, открыто встречается с афроамериканцем и принципиально не хочет выходить замуж. На политическом небосклоне появляется еще одна внезапная кандидатка за голоса женщин — афроамериканка Ширли Чисхолм (Узо Адуба): с амбициями на президентское кресло через несколько лет после убийства Мартина Лютера Кинга. Внутри феминистского движения много противоречий: между поколениями, гетеросексуалками и лесбиянками, белыми и расовыми меньшинствами и даже республиканками и демократками.

Getty Images

По центру в очках: Глория Стайнем на протестной акции в Нью-Йорке в 1970-х

Ратификация поправки в разных Штатах начинается в 1972 году (каждый штат голосует по отдельности, 2/3 штатов должны выступить за). И тут феминисток, почти победивших в своей борьбе, ждет неприятная неожиданность национального масштаба. Правая активистка и экспертка по национальной безопасности Филлис Шлэфли (Кейт Бланшетт) пускается в борьбу против феминистского движения с лозунгом STOP ERA (STOP расшифровывается как Stop Taking Our Privileges — «хватит отнимать наши привилегии»). Шлэфли, мать нескольких детей и жена не последнего республиканского политика, строит свою риторику на том, что ERA — атака на благополучную американскую семью, где жены получают привилегии от брака, возможность не работать и «выполнять свое природное предназначение» — быть хранительницами очага и матерями.

Телевизионная Глория Стайнем

Зацепившись за самые радикальные формулировки в «Загадках женственности» (в частности, что «семья — это концлагерь с удобствами»), Шлэфли говорит о том, что феминистки попирают базовые привилегии американских женщин — заниматься домом и быть избавленными от карьерных забот: большая часть паствы Шлэфли, по сути, домохозяйки. Филлис — очень удобная политическая фигура для консерваторов: замужняя, богатая и успешная женщина, которая разоблачает неудобных активисток с преимущественно левой повесткой. Идеальная представительница правых сил, которые ставят знак «равно» между социальной справедливостью и социальным государством — льготами, государственными выплатами, защитой уязвимых. А еще Филлис — угроза фемдвижению, потому что, борясь с ней, необходимо бороться и с ее сторонницами — другими женщинами, чьи голоса могли бы пойти феминисткам в плюс. Атакуя ее, феминистки атакуют не «шовинистскую свинью», а такую же женщину, как они сами. История каждой из главных героинь полна противоречий — между общественными ожиданиями и личным опытом, выученной ролью и необходимостью реагировать на обстоятельства. И «Миссис Америка» раскрывает эту эпоху и этих женщин в нескольких центральных темах.

Цветок пустыни (2009)

Это реальная история жизни фотомодели Варис Дирие. В 13 лет сомалийская девочка сбежала из дома и долго скиталась, пока не добралась вместе с другими родственниками-мигрантами до Лондона. Через несколько лет упорной работы ей удалось добиться успеха в модельном бизнесе. Сегодня Варис Дирие известна во всем мире, как специальный посол ООН и создательница фонда по борьбе с жестокими обрядами своего народа. Она завершила карьеру модели и сосредоточилась на своей основной миссии – помощь женщинам всего мира.

Оригинальное названиеDesert FlowerЖанрДрама, биографияАктерыЛия Кебеде, Салли Хокинс, Крэйг Паркинсон…СтранаВеликобритания, Германия, Австрия, ФранцияРейтингКинопоиск – 8.0, IMDb – 7.4Возрастные ограничения18+

«Человек-невидимка» (2020)

Информация о фильме

  • Страна: Австралия, США, Канада
  • Жанр: фантастика, триллер
  • Рейтинг «Кинопоиска»: 6.5
  • Режиссер: Ли Уоннелл
  • Кто снимается: Элизабет Мосс, Оливер Джексон-Коэн

Герберт Уэллс тихо прокручивался в гробу каждый раз, когда в кинотеатрах показывали «Человека-невидимку». Лихой науч-поп, которым был канонический фильм, превратили в драму о женщине, которую психологически (не физически) истязал муж-известный оптик, после чего у нее развились параноидальные наклонности.

Я смотрел этот фильм в кино с друзьями, и половина из них заснули, поскольку большую часть кино Элизабет Мосс лазает по дому и внезапно падает на месте а-ля главный герой из «Бойцовского Клуба». Фильм нудный, затянутый, начисто лишенный сюжета, а хоррор-эффект достигает исключительно за счет резких звуков.

Посмотреть трейлер

«Плод познания», Лив Стремквист

«Плод познания», бесспорно, самый провокационный в нашем списке (и провокационный в правильном смысле, как медиа). Он рассказывает о темах, которые по многим причинам табуированы и считаются стыдными. Ну, например, такие как гендер, женские гениталии или менструация. Лив Стремквист хочет, чтобы женщины могли говорить о своем теле на собственном языке, не опасаясь осуждения. Художница исследует проблему начиная с античности. И, к слову, очень иронично рассказывает про известных мужчин, одержимых женскими гениталиями, которые сильно повлияли на европейскую культуру (среди них святой Августин, Фрейд, Фуко).

Про иронию и сарказм Стремквист – в книге есть гениальный стрип, где два инопланетных червя сомневаются в способности человечества к осмысленному диалогу, и один из них говорит: «Они же нарисовать нормальную вульву не могут!» Стремквист точно может и хочет, чтобы этого не стыдились все женщины. К слову, на русском доступна и ее вторая книга .

Кто снимает феминистское порно

Эшли Вэкс создает авангардное порно на грани с искусством и сама в шутку называет его «порномагическим реализмом». Будучи студенткой на факультете изобразительного искусства, Вэкс поняла, что хочет снимать фильмы. Деньги на их производство она зарабатывала вебкам-моделингом. Так появился проект Four Chambers. Его успех Эшли объясняет двумя обстоятельствами: во-первых, удобством и потенциалом социальных сетей и, во-вторых, отказом работать со студиями и магистральной индустрией вообще. Несмотря на стремительную популяризацию альтернативной эротики, она вынуждена признать, что независимое порно испытывает серьезные трудности в сравнении с прочим малым бизнесом.

Другой пример — берлинская студия Ersties, которая снимает порно с 2010 года. Их контент — видео от женщин и для женщин; порно, где «реальные женщины занимаются реальным сексом».

Шорты против штанов

Лара Крофт образца 2018 года сменила шорты на армейские штаны, чтобы перестать быть секс-объектом, и тут же всем разонравилась: у фильма плохие рейтинги, посредственные сборы, и даже свежая идейка сделать героиню лесбиянкой вряд ли обеспечит сиквел этому ремейку. Снимать стриптизершу без стриптиза (а Лару Крофт по культурной значимости можно смело приравнять к девушке у шеста) можно только в клипе “Turn The Page” группы Metallica, который вгоняет зрителя в чеховскую депрессию. Всем остальным — без Чехова, без депрессии и без Metallica — придется возвращать секс-объекты или пролетать мимо кассы.

И главный успех феминистского кино — «Чудо-женщина» — это только подтверждает. Аттракцион фильма — очень красивая актриса Галь Гадот в короткой юбке. На китайском постере она позирует в наряде, в котором ее можно хоть сейчас отправлять на картину Бориса Вальехо к его полуголым девицам.

Другие женские героини фильма: красавицы зрелого возраста, сыгранные Робин Райт и Конни Нильсен, изящно изуродованная красавица Елена Анайя и обаятельная толстушка Люси Дэвис, единственная выставленная в комичном свете. Все вполне типично.

Но что важнее, «Чудо-женщина» — самое обычное супергеройское кино, не произнесшее в жанре ни одного нового слова. В нем эпично летают, эпично дерутся и романтично влюбляются. Фильм отличает только то, что это первый супергеройский блокбастер, снятый женщиной, и, возможно, это полезно для индустрии — но какое дело зрителю до индустрии? В чем сила твоего фильма, сестра, если он похож на все остальные?

Нет новизны даже в самом факте экранизации: Чудо-женщина появлялась в сериале 70-х с Линдой Картер, в фильме 1974 года с Кэти Ли Кросби и в полнометражном мультфильме 2009 года, снятом женщиной-режиссером Лорен Монтгомери, которая, в отличие от Пэтти Дженкинс, специализируется на супергеройской тематике и внесла большой вклад во вселенную DC.

Но у Монтгомери не было 150 миллионов бюджета и 3 миллионов на рекламу. Про нее не писали с восторженными придыханиями: «Она творит историю, создавая новое женское супергеройское кино!»

Старое женское супергеройское кино как будто забыли. Могло ли оно вообще существовать в страшные времена патриархата? Осталось стереть людям память, чтобы в редких робких высказываниях не лезли на свет Зена – королева воинов, Шина – королева джунглей и Рыжая Соня, не говоря уж об Эон Флакс, Селине из «Темного мира» и Милле Йовович с Мишель Родригес в «Обители зла».

Кстати, Йовович еще в 2010 году поменяла шорты и прозрачную майку на закрытый черный наряд в четвертом сиквеле «Обители», и фильм все равно окупился в мировом прокате 6 раз, а «Чудо-женщина» — только 5,4.

Шумиха, которую поднимает пресса, звучит так громко, что в ней становится трудно соображать. Начинаешь соображать — понимаешь, что новее ничего не стало. Только дороже, а бюджет окупают все те же голые ноги.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.