Биография франсуа рабле

Алан-э-Дейл       06.07.2022 г.

биография

Никаких надежных документов о месте или дате рождения Франсуа Рабле не сохранилось. Хотя некоторые ученые называют дату 1483 годом, он, вероятно, родился в ноябре 1494 года недалеко от Шинона в провинции Турень , где его отец работал юристом. В поместье Ла Девиньер в Сеуйи в современном Эндр-и-Луаре , предположительно на родине писателя, находится музей Рабле.

Рабле стал послушником в францисканский порядке , а позже монахом в Фонтене-ле-Конт в Пуату , где он изучал греческий и латынь , а также науки, филология , и закон, уже став известным и уважаемым гуманистами его эпохи, включая Гийома Буде (1467–1540). Оскорбленный из-за направления своих исследований и разочарованный запретом францисканского ордена на изучение греческого языка (из-за комментария Эразма к греческой версии Евангелия от Луки ), Рабле подал прошение Папе Клименту VII (в должности 1523–1534 гг.) и получил разрешение покинуть францисканцев и вступить в орден бенедиктинцев в Майлезе в Пуату , где его приняли более тепло.

Дом Франсуа Рабле в Меце

Позже он покинул монастырь, чтобы изучать медицину в университетах Пуатье и Монпелье . В 1532 году он переехал в Лион , один из интеллектуальных центров Возрождения, а в 1534 году начал работать врачом в Hôtel-Dieu de Lyon (больнице), за которую он зарабатывал 40 ливров в год. Во время своего пребывания в Лионе он редактировал латинские сочинения для печатника Себастьяна Грифиуса и написал знаменитое восхищенное письмо Эразму, сопровождающее передачу греческого манускрипта из печатника. Грифиус опубликовал переводы и аннотации Рабле Гиппократа , Галена и Джованни Манардо . Как врач, он использовал свое свободное время для написания и публикации юмористических брошюр, критикующих установленную власть и озабоченных образовательными и монашескими нравами того времени.

В 1532 году под псевдонимом Алькофрибас Насье ( анаграмма Франсуа Рабле) он опубликовал свою первую книгу « Пантагрюэль, король дипсодов» , первую из его серии о Гаргантюа . Идея основать аллегорию на жизнях гигантов пришла к Рабле из фольклорной легенды о les Grandes chroniques du grand et énorme géant Gargantua , которые в то время продавались как популярная литература в виде недорогих брошюр в разносчиках книг и на ярмарках. Лиона

Пантагрюэлизм — это философия «есть, пить и веселиться», которая привела его книги в немилость церкви, но одновременно принесла им популярный успех и восхищение более поздних критиков за их внимание к телу. Эта первая книга, критикующая существующую монашескую и образовательную систему, содержит первое известное появление на французском языке слов encyclopédie , caballe , progrès и utopie среди других

Несмотря на популярность книги, и она, и последующий приквел (1534) о жизни и подвигах отца Пантагрюэля Гаргантюа были осуждены Сорбонной в 1543 году и Римско-католической церковью в 1545 году. Рабле преподавал медицину в Монпелье в 1534 году и снова. в 1539 году. В 1537 году Рабле давал урок анатомии в Лионе Отель-Дьё, используя труп повешенного; Этьен Доле , с которым Рабле был близок в то время, писал об этих уроках анатомии в своей « Кармине» .

Рабле часто ездил в Рим со своим другом и терпеливым кардиналом Жаном дю Белле и недолго жил в Турине (1540–1540 гг.) В составе семьи брата дю Белле, Гийома . Рабле также провел некоторое время, лежа на дне, под периодической угрозой осуждения за ересь в зависимости от состояния здоровья его различных защитников. Только защита дю Белле спасла Рабле после осуждения его романа Сорбонной . В июне 1543 года Рабле стал магистром запросов .

Между 1545 и 1547 годами Франсуа Рабле жил в Меце , в то время свободном имперском городе и республике, чтобы избежать осуждения со стороны Парижского университета . В 1547 году он стал кюре из Сен-Кристоф-дю-Jambet в штате Мэн и Медоне близ Парижа.

При поддержке членов известной семьи дю Белле Рабле получил одобрение короля Франциска I на продолжение публикации своего собрания. Однако после смерти короля в 1547 году академическая элита осудила Рабле, и французский парламент приостановил продажу его четвертой книги ( ), опубликованной в 1552 году.

Рабле ушел из духовенства в январе 1553 г. и умер в Париже в том же году.

Личная жизнь

Франсуа Рабле занимался литературной деятельностью, совмещая ее со статусом светского священника. Он состоял в близкой дружбе с Жаном дю Булле, занимавшим не последнее место в церковной иерархии. Гийом дю Булле также покровительствовал Рабле. У писателя было двое незаконнорожденных детей, чье происхождение помогли узаконить его друзья, организовав юридический процесс в 1540 году. Огюст Франсуа и Жюни получили фамилию отца.

Портрет Франсуа Рабле

О личной жизни сатирика известно мало. В 1864 году биографы установили, что в Лионе у писателя также был сын от девицы Жанны, так и не ставшей женой Рабле. Мальчика назвали Теодуль. Он скончался в возрасте 2 лет.

С 1547 года Франсуа Рабле служил викарием на северо-западе Франции, в приходе в Сен-Кристоф-дю-Жамбе и Мёдоне. Церковь, где он принимал прихожан, открыта и сегодня. О биографии великого предшественника спустя столетия с удовольствием рассказывает нынешний викарий. исследователи считают, что Рабле был вынужден принять назначение из-за пошатнувшегося здоровья. Приход на тот момент мечтал получить каждый священнослужитель среднего религиозного чина. Вполне вероятно, что Рабле и здесь не преминул воспользоваться связями.

Франсуа Рабле в Мёдоне

Интересный факт: будучи шутником на страницах произведений, Рабле отличался лукавством и насмешливостью и в жизни. Вместе с приятелями он часто сочинял анекдоты и смешные истории.

Точно восстановить внешний облик писателя не представляется возможным. Он носил короткую стрижку и усы. Некоторые портреты автора дают возможность предположить, как он выглядел, но изображения разнятся. Чаще всего Рабле представляют пожилым мужчиной с бородой. Единственным наброском автора в молодые годы мир порадовал Анри Матисс. Изображение было сделано в 1951 году, оно не написано с натуры.

Характеристика главных героев

  1. Описания персонажей в книге крайне разрознены и обильны, поэтому бывает сложно сразу сориентироваться, кто есть кто. Для понимания сути романа необходимо четко уяснить себе, кто такой Гаргантюа (Gargantua)? Это король государства Утопия из рода великанов. Появляется в первой и эпизодически во второй и третьей книгах романа. Образ Гаргантюа — символ назревающего Ренессанса с его антропоцентрической позицией. Человек – не раб господень, он в буквальном смысле вырос, стал великаном, а не вошью.
  2. Как мы знаем, это не единственный великан в творении Рабле. Кто же такой Пантагрюэль (Pantagruel)? Это сын Гаргантюа, принц королевства Утопия. Появляется в романе со второй книги. Представляет собой тип передового человека эпохи Возрождения, который интересуется сразу несколькими научными дисциплинами и видами искусства.
  3. Великаны путешествуют и находят друзей по убеждениям, которые выражают те или иные идеи автора и развлекают особ королевской крови. Кто такой Брат Жан Зубодробитель (Frère Jean des Entommeures)? Это монах ордена святого Бенедикта. Появляется в первой, третьей, четвертой и пятой книгах. Он прекрасно проявляет себя, как во время войны с Пикрохолом, так и по ходу многочисленных пиров Гаргантюа и его сына.Брат Жан — «человек молодой, прыткий, щеголеватый, жизнерадостный, разбитной, храбрый, отважный, решительный, высокий, худощавый, горластый, носатый, мастак отбарабанить часы, отжарить мессу и отвалять вечерню».
  4. У брата Жана был помощник, необходимый на пирушках. Панург (Panurge) — это недоучившийся студент из Турени. Появляется во второй книге. Сходится с братом Жаном в неистощимом жизнелюбии и пристрастии к разного рода весёлым проделкам. Правда, в отличие от монаха, Панург слегка трусоват («я не боюсь ничего, кроме опасностей»).«Панург был мужчина… с крючковатым, напоминавшим ручку от бритвы носом, любивший оставлять с носом других, в высшей степени обходительный, впрочем слегка распутный и от рождения подверженный особой болезни, о которой в те времена говорили так: Безденежье — недуг невыносимый».
  5. Эпистемон (Epistémon). Это бывший наставник Пантагрюэля. Как и Панург, появляется в романе во второй книге. Из всех друзей Пантагрюэля наиболее образован, часто пускается в различные рассуждения отвлечённого характера, что не мешает ему быть верным товарищем и добрым собутыльником.

Главная идея

Хоть книга и велика по объему, словно ее герой, она несет вполне себе конкретный посыл. Рабле видел, как люди страдают от засилья религиозного суеверия, воспринимая не умелые проповеди, как слово Божие, хотя именно в них теряется смысл любого религиозного культа. Народ же прозябал в невежестве и фанатизме, поэтому родители не хотели лечить и учить детей, считая любое вмешательство в ум и тело своего ребенка бесовским промыслом. Поэтому главная идея романа Рабле — показать приобщение к национальной французской культуре, ее истокам, а не рабское повиновение жутковатой демагогии католицизма. Он хотел, чтобы человек полагался на свой здравый смысл, а не на абстрактные и неверно истолкованные учения схоластиков. Теоретики были оторваны от жизни, сами на хлеб не зарабатывали, поэтому не могли учить народ, исходя из его надобностей.

Преследования со стороны инквизиции

Однако содержание этих сочинений встретило негативную реакцию со стороны инквизиции.

С их осуждением выступили и учёные мужи из Парижской Сорбонны и заседатели парламента, который во Франции того времени был не законодательным а судебным органом. Рабле едко высмеивал и обличал ханжество, невежество и многочисленные средневековые предрассудки. Над Рабле нависла угроза ареста и серьёзных кар, за своё вольнодумство.В его сочинениях представители духовной и светской власти не без оснований разглядели подрыв устоев, скреплявших общество и государство. Они были способны поколебать авторитет церкви и веру в справедливость сословного разделения общества.

Цитаты

  • Аппетит приходит во время еды
  • Разум человека сильнее его кулаков
  • Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше
  • Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает
  • Каждый сходит с ума по-своему
  • Беда не приходит одна
  • Человек рожден для работы, как птица для полета
  • Невежество — мать всех пороков
  • Есть куда больше старых пьяниц, чем старых врачей
  • Все приходит вовремя, если люди умеют ждать
  • Если ты не желаешь видеть дураков, прежде всего разбей свое зеркало
  • Всякий вступающий в брак должен быть судьей собственных намерений и советоваться только с собой
  • Кто обладает терпением, может достичь всего
  • Писать лучше смеясь, чем со слезами, ибо человеку свойственно смеяться
  • Религия — великое может быть

[]

Продолжение учебы

Закончив свое начальное образование в аббатстве Святого Бенедикта в Мельезе, Франсуа Рабле сделал выбор в пользу медицины и изучал все входящие в это понятие в то время науки в светских университетах Пуатье и Монпелье. Университет в Пуатье не устроил будущего писателя излишней консервативностью и чопорностью в преподавании медицинских наук, невозможностью свободомыслия и ведения собственных изысканий, включая анатомические, и скудно представленным материалом в области фармацевтики. То есть история повторилась, и Рабле сменил учебное заведение на не такое престижное, но более прогрессивное — на медицинский университет в Монпелье.

Этот университет и сегодня обучает медицине студентов, причем как в корпусах времен обучения в нем Рабле, так и в современных.

В старом корпусе медицины действует небольшой музей, доступный всем желающим, среди его экспонатов есть картины, рисунки и гравюры, изображающие лекции по медицине в начале 16 века, например, изображения лекций по анатомии немецкого врача и профессора фон Меера.

Кстати, занятия немца посещал и Франсуа Рабле. И был одним из лучших его учеников, согласно хроникам из архивов университета. Так что вполне возможно, что будущий гуманист «засветился» на одной из зарисовок среди студентов.

Литература

В 1532 г. Франсуа Рабле обосновался в Лионе, где совмещал медицинскую и писательскую практику. Он стал автором ряда сатирических памфлетов, в которых высмеивал устоявшиеся традиции и представлял свое понимание настоящей свободы.

Ключевым трудом всей творческой биографии Рабле считается его знаменитый роман «Гаргантюа и Пантагрюэля», в котором в юмористической форме рассказывалось о 2-х великанах-обжорах, отце и сыне. Этот труд, и другие его части, подверглись резкой критике со стороны Церкви и были запрещены к печати.

Однако, благодаря покровительству высокопоставленной семьи дю Белле, Франсуа получил разрешение монарха Франциска I на продолжение издания своих работ. Во второй половине 1530-х годов он преподавал медицину в Монпелье, был светским священнослужителем и часто путешествовал по крупным городам Италии.

После смерти Франциска правительство снова остановило продажи книг о великанах. В период биографии 1545-1547 гг. Рабле проживал в Меце, найдя здесь укрытие от преследований богословов.

Рабле считается одним из выдающихся писателей своего времени. Биографы называют его гуманистом, врачом, правоведом, филологом, археологом и богословом, способным в простой и ироничной форме выражать глубокие мысли.

Главным оружием писателя-сатирика был – смех. Интересен факт, что «страшному общественному недугу, свирепствовавшему везде и всюду, он предписал огромные дозы смеха». Его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» в 5 книгах, высмеивает ряд человеческих пороков, не щадя правительство и Церковь.

В данном труде Рабле с сарказмом отзывается о безграничной власти Церкви, а также о невежестве монахов. Он в яркой форме описывает все недостатки и грехи католического духовенства, вызывавшие массовый протест в разгар Реформации.

Кто такой Франсуа Рабле?

Франсуа Рабле — это первый певец Ренессанса, осмелившийся восстать против средневековой косности и бесправия здравого смысла. Бесчеловечным догмам  он противопоставил идеалы свободы и гуманизма. Главы о Телемском аббатстве, а также о воспитании Гаргантюа под руководством Понократа, являются законченным воплощением гуманистических принципов. Поэтому «Гаргантюа и Пантагрюэль» —  это самый объемный литературный памятник эпохи Возрождения.

О самом авторе известно крайне мало, так как он скрывался от властей за свои литературные изыскания. Он написал тогда, когда за свободу слова можно было поплатиться вечной неволей, а то и жизнью. Сохранились упоминания о том, что он в юношестве жил в монастыре, потому так хорошо знает внутреннюю сторону обычаев и грешком духовного сословия. Потом он сбежал из божьего храма, отчаявшись в намерении стать добродетельным католиком. С этих пор началась пора его скитаний, когда он овладел искусством врачевания и мастерством слова. Общаясь с пациентами, лекарь узнал множество легенд и сказаний о национальных героях ярмарочных балаганов — Гаргантюа и Пантагрюэле, которые впоследствии перекочевали в его книгу.

Наследие Рабле

Так это задумывал сам автор или нет, но основным наследием Франсуа Рабле, краткая биография которого представлена в этой статье, считаются высказанные в его книгах идеи духовного и просветительского прогресса, по пути которых должен идти каждый человек, борясь со встреченными сложностями в виде косности, тугодумия, реакционности, бюрократических препон и всего остального.

Что касается способов этой борьбы, то сам автор рекомендует и использует смех как самое сильное и самое гуманное средство, несущее эмоциональную разрядку и достаточно эффективно действующее на предмет осмеяния.

Литература

Франсуа Рабле был автором просветительских идей. Его библиография состоит из 20 трудов, среди которых книги по анатомии и произведения, комментирующие работы Гиппократа. Рабле публиковался в альманахах, выдвигая теории о влиянии внешности, личности и поведения врача на пациентов. Он также стал автором работ по античной архитектуре и культуре. Биографы называют эти произведения археологической монографией.

Иллюстрация к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Главным литературным достижением в жизни Франсуа Рабле стал роман о великанах по имени Гаргантюа и Пантагрюэль. В цикле из 5 книг автор проявил себя как тонкий сатирик. К созданию величайшего произведения его подтолкнуло знакомство со сказаниями о Гаргантюа. В подражание Рабле решил дописать своеобразное продолжение, дополнив повествование историей о короле дипсодов Пантагрюэле. В 1532 году вышла книга «Пантагрюэль», изданная под псевдонимом Алькофрибас Назье. Ее осудили в Сорбонне, признав непристойной. Публика в противовес ученым умам была в восторге от творчества Рабле.

Спустя 2 года Франсуа написал книгу «Гаргантюа», которая по своей сути предваряла события, описанные в первом произведении, так как Гаргантюа приходился Пантагрюэлю отцом. В 1546 году на свет появилась 3-я книга. Ее автор подписал собственным именем, отказавшись от псевдонима. В издании Сорбонной также была усмотрена ересь. Но осуждение пришло и от других читателей: парламент запретил произведение. История разрешилась благополучно, так как в окружении Рабле было много влиятельных покровителей, чьей поддержкой пользовался гуманист.

Издание книги Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» 1571 года

За издание 3-й части опуса о Гаргантюа и Пантагрюэле Рабле не получил наказания свыше благодаря приятельским отношениям его друга, Жана дю Булле, с Франциском I. Монарх лично дал разрешение писателю на публикацию продолжения романа. Правда, после смерти короля правительство вновь остановило продажи опубликованных на тот момент книг о великанах.

5-я книга цикла вышла после смерти Рабле. Некоторые литературоведы считают, что ее не следует относить к творчеству писателя, так как финал повествования мог создать кто-то из учеников или последователей автора. Помимо истории о Гаргантюа и Пантагрюэле, Рабле писал сатирические произведения и на другие темы. Публика с радостью встретила его «Энциклопедию смеха». Тонкая ирония, насмешки, сопряженные с узнаваемой народной культурой эпохи 16 столетия, приносили читателю истинное удовольствие.

Иллюстрация к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Поклонники творчества Рабле по достоинству оценили и короткие рассказы писателя. Комизм, к которому прибегал автор, связан с сиюминутными темами и с тем, что вызывает смех читателя в любой исторический период. Франсуа высмеивал физиологию. В своих исследования Михаил Бахтин рассуждал на тему традиции народной смеховой культуры в произведениях Рабле. Исследователь называл манеру писателя амбивалентной. Поэтому шутки Рабле остаются забавными и сейчас, хотя теряют точность в процессе перевода.

Жизненный путь

  1. 1511 — состоялось таинство рукоположения юного Франсуа.
  2. 1525 — устремления и чаяния одарённого пытливого юноши не слишком соответствовали укладу францисканцев и Рабле испросил у Папы Климента VII разрешения перейти в монастырь бенедиктинцев, более лояльных к образованию и новшествам, там его взял к себе секретарём епископ.
  3. 1528-1530 — Рабле решает оставить служение церкви и отправляется изучать медицину в Париж.
  4. 17 сентября 1530 — поступил на медицинский факультет университета Монпелье, где через шесть недель получил степень бакалавра. Кроме общей медицинской практики, он изучает анатомию, лекарственные травы и практикуется в греческом, написав цикл комментариев к текстам Гиппократа и Галена.
  5. Весна 1532 — переезжает в Лион, бывший крупным культурным центром Франции. Там он занят врачебной практикой, причём весьма успешной, работает главным врачом городской больницы, изобретает новые медицинские инструменты, но свободное время посвящает литературным трудам. Для начала издаёт подборку медицинских работ, пишет юмористические памфлеты.
  6. 1532 — опубликован «Пантагрюэль», книгу Рабле издаёт под псевдонимом Альфрибас Назье (анаграмма его собственного имени). Очевидно, он не хотел, чтобы роман-бурлеск имел на обложке то же имя автора, что и научные труды. Несмотря на внешнюю несерьёзность повествования, роман отражает широкую эрудицию автора, наполнен древними и современными отсылками.
  7. Январь 1534 — епископ Парижа нанял Рабле в качестве секретаря и личного врача для поездки в Рим. В переиздание «Пантагрюэля» 1534 года автор внёс множество новаторских орфографических, синтаксических и типографских правок, дополнил выступлением против устоев Сорбонны.
  8. Осень 1534 — издан приквел «Пантагрюэля» — роман «Гаргантюа», который больше был наполнен политикой, но, одновременно, более толерантен к монархии. В это же время Рабле внезапно покинул Лион.
  9. 1536 — Папа Павел III письменно разрешил Рабле вернуться в выбранный им бенедиктинский монастырь и практиковать медицину, но с условием запрета хирургических операций и покаяния перед духовником.
  10. 1537 — получил степень доктора медицины.
  11. 1540 — Папа Павел III признал законными двоих внебрачных детей Рабле.
  12. 19 сентября 1545 — получено письменное разрешение от короля на публикацию третьей книги.
  13. 1546 — опубликована третья книга цикла, уже под настоящим именем автора. Тогда же богословы Сорбонны осудили его за ересь. В конце 1546 года все три книги были включены в список запрещённых книг университета.
  14. март 1546 — Рабле покинул Францию и поступил на службу муниципальным советником и врачом в вольный имперский город Мец. Пребывание здесь оставило след в душе писателя, в его четвёртой книге упоминаются обычаи, диалект и легенды города, в частности дракон Граулли. Затем примерно на три года Рабле вновь уезжает в Рим в качестве помощника кардинала, там он, в числе прочего, участвует в археологических раскопках. Археология так увлекла Рабле, что он выпустил книгу, посвящённую античным памятникам.
  15. 1548 — опубликованы 11 глав четвёртой книги писателя, но, со смертью прежнего короля, на его книги опять начались гонения и они были запрещены к продаже, что, однако, совсем не повлияло на их популярность. В 1550 году новый король, Генрих II вернул Рабле разрешение на публикацию книг, хотя Сорбонна так и не вычеркнула их из запретных списков.
  16. Начало 1552 — опубликована полностью четвертая книга цикла.
  17. Начало 1553 — Рабле отказался от прихода в Медоне, который был ему дан в 1551 году, очевидно из-за ухудшившегося самочувствия.
  18. 9 апреля 1553 — Франсуа Рабле умер в Париже в доме на улице Жардин-Сен-Поль от болезни сердца и был похоронен на кладбище церкви Сен-Поль в Париже у подножия большого дерева. Место погребения за долгие годы утеряно. Вероятно, до последних дней он работал над продолжением романов. По инициативе издателя роман был дополнен неизвестным автором, шестнадцать глав пятой книги были опубликованы через девять лет после смерти писателя, окончательная версия вышла из печати в 1564 году, пятая книга включена в полное издание цикла «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Бюст Рабле в Медоне

Возвышающие дурачества: застолье как состояние души

Пусть Рабле, потешаясь над своими критиками, писал, что дурачества — «единственный сюжет и единственная тема» его сочинений, на самом деле его тексты многослойны, насыщены глубокими размышлениями и отсылками. Современник писателя, историк и гуманист Этьен Пакье писал, что тот снискал читательскую любовь дурачась, но дурачась «мудро». Франсуа Рабле был исключительно образованным человеком, врачом по профессии, в прошлом — францисканским монахом; он был ненасытным читателем, полиглотом, знатоком древнегреческих и древнеримских авторов, итальянской поэзии, гуманистической мысли, науки и права. Его романы чрезвычайно энциклопедичны, полны ученых терминов, смелых неологизмов и нескончаемой игры слов.

Пример тому — «Пир» Платона, настольная книга всех европейских неоплатоников, либертинов, мистиков и гуманистов Ренессанса, о которой автор рассказывает своим любимым «подагрикам» и «венерикам» в прологе к «Гаргантюа».

Рабле не просто заигрывает с читателем — дескать, сокровенный смысл откроется только самым внимательным. Реакция духовенства и Сорбонны на первую книгу заставила его быть гораздо аккуратнее в будущем, потому он и предлагает читать между строк, выискивая то-что-хотел-сказать-автор за нагромождением дурачеств и непристойных шуток: «Истолкуйте в более высоком смысле все то, что, как вам могло случайно показаться, автор сказал спроста». Читатель должен не просто расшифровать очередную сатиру на монашество, он должен не угодить в другую, гораздо более масштабную ловушку — не принять внешнее, шутовское за главное. Ключевой посыл Рабле к читателю — в его знаменитой метафоре про разгрызание мозговой косточки (опять мотив еды и опять неожиданное смешное сочетание высокого и низкого). Юмор, в который обернуто абсолютно любое послание автора, тоже имеет гораздо более глубокое, чем кажется на первый взгляд, значение: смех целителен, он освобождает от ложной серьезности и заумности, возвышает и утешает человека. Самые вульгарные авторские шутки наполнены глубоким оптимизмом, в котором время от времени нуждается любой читатель.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.