Гений сюрреализма, провокатор и суперзвезда: жизнь и творчество сальвадора дали

Алан-э-Дейл       30.07.2022 г.

Особенности выращивания Галы

Посадка

Основные условия

  • Яблоня любит хорошо освещенные и проветриваемые пространства, но не боится затенения и застоев воздуха. Она очень неприхотлива, но вот от сквозняков ее лучше защищать, чтобы она не стала болеть.
  • К грунту сорт совершенно нетребователен, он с одинаковым успехом произрастает как в черноземе, так и в суглинке или даже в супеси. Не любит только чрезмерной кислоты, от закисленных почв может начинать болеть и даже погибнуть.
  • Приготовить лунки под саженцы можно за сезон, с весны или с осени, но если вы этого не сделали, то и за 3-4 недели будет вполне достаточно. Для этого роют яму 50-75 сантиметров глубиной и 85-90 в диаметре, на дно выкладывают почву с верхнего слоя (смешать с удобрениями), затем дренажный слой (5-15 сантиметров) и все это заливают водой.
  • Между лунками нужно оставлять расстояние, в зависимости от выбранного подвоя. Для крупного вегетативного не менее 4.5-5 метров, а для карликов хватит и 2.5-3.
  • В середину ямы сразу есть смысл вбить кол или подпорку для саженца. Сделать его можно из металла или дерева, а можно из пластика.
  • Корневая шейка должна оставаться над поверхностью не менее, чем на 4-8 сантиметров, чтобы дерево не укоренилось выше нее, или все качества подвоя будут утрачены.
  • Ставят деревце вертикально, придерживают за ствол, присыпают землей, слегка его потряхивая, чтобы убрать саму возможность возникновения воздушных карманов. Поверхность трамбуют, по периметру лунки насыпают вал, внутрь заливают 30-45 литров воды, мульчируют опилками или компостом.

Сроки высадки

И осенний, и весенний варианты высадки Галы вполне допустимы. Однако тут многое зависит от региона выращивания

На юге не важно, когда вы поместите дерево в почву, а вот в более суровых регионах лучше отдать предпочтение теплому весеннему дню в конце марта или начале апреля, пока движение сока в стволах еще не началось и почки не стали распускаться. Саженец с закрытой корневой системой можно перемещать в сад в любое время вегетативного периода

Защита от мороза и грызунов

Дерево довольно нежное и к морозам относится, как уже говорилось, не очень хорошо. Потому обматывать стволы мешковиной, толем или другими материалами нужно хорошенько. Не помешает также нагребание на прикорневую зону грунта с осени, примерно сантиметров на 10-15. Можно уложить туда соломенные снопы или маты из сухой травы, они тоже очень эффективно защищают от промерзания. Молодые деревья, карликовые и полукарликовые подвиды укрывают шатровым методом.

Чтобы обезопасить кору от поедания голодными мышами и зайцами зимой, можно смазать ствол солидолом или даже обычным топленым жиром животного происхождения (смальцем). От надоедливых насекомых хорошо помогает побелка стволов весной и осенью обычной известкой.

Уход за деревьями

Рыхление почвы, полив: правильная агротехника

Копать вокруг ствола нужно предельно осторожно, особенно, когда речь идет о карликах и полукарликах, у которых корневая система поверхностная. Мотыжить грунт можно и чаще, несколько раз за сезон

Важно заодно убирать прикорневую поросль, сорняки и побеги других растений

Достаточно обеспечить полив 4-5 раз за сезон, да и то в особо жаркие и засушливые годы. Хорошо приурочить внесение влаги к развитию бутонов, цветению, формированию и поспеванию плодов. Заодно с водой можно подкормить или удобрить деревья. По количеству довольно 25-35 литров на один взрослый штамб.

Обрезка: простое формирование кроны

Сам по себе сорт не имеет особой склонности к загущению, потому проблем с регулярной подрезкой возникать не должно. Однако на первых порах, начиная с 2-3 года нужно сделать все правильно. По желанию можно сформировать практически любой тип кроны из этого податливого дерева: пальметту, веретнообразную, разреженно-ярусную (предпочтительно), кордон, метловидную, мутовчато-ярусную.

Нельзя забывать о санитарной обрезке, при которой следует убрать все сухие, приболевшие или поврежденные побеги. Все места срезов (раны) нужно обрабатывать садовым варом или другими подходящими веществами. Если ничего под рукой не оказалось, можно просто затереть срез болотом.

Краткая биография Сальвадора Дали.

Основная статья — Биография Сальвадора Дали, интересные факты и цитаты друзей Дали.

Вы вот знали, что Элис Купер был близко знаком с Сальвадором? Да и вообще, почти вся рок тусовка знала мэтра. А про При пристрастие ? В википедии такого не напишут.

1904 года в небольшом испанском городке Фигенас появился на свет будущий маэстро сюрреализма. Отец был нотариусом, мать домохозяйкой из серии киндер кюхэ кирхе.

Ребенком Дали был истеричным и избалованным, в чем немалую роль сыграли родители. Душераздирающую историю о соперничестве со я поведал в основной статье, не будем останавливаться.

В школе мэтр тоже не блистал, оценки получал весьма посредственные.

У Дали была любимая , всех подробностей отношений с которой не знает никто, кроме нее и Сальвадора.

Мэтру недолго довелось радоваться полному набору живых родителей — , когда ему было 16 лет.

Да, немного рвано получается, но писать кратко о Сальвадоре значит впихивать невпихуемое. Если хотите более связного повествования — читайте полную биографию Дали.

Вскоре, после смерти матери, Сальвадорыч поступает в академию в Мадриде, где предается чаду кутежа и дичайшему угару, почти как Тулуз Лотрек… Шутка, будущий главный сюрреалист был еще тот ботан и большую часть времени проводил за учебой и экспериментами в живописи. Да, а вы думали, сразу родился, вырос и гений? Не, ребят, гениями могут стать только настоящие задроты (в хорошем смысле этого слова).

В академии Сальвадор каким-то чудом успевал не только сутками рисовать, но еще и тусить с Лоркой, Бунюэлем и своими коллегами художниками. Тусить — это громко сказано, ибо метр тогда был совсем скромняшка. Сальвадор и скромняшка — дико звучит сейчас, правда? Но эпатажные выходки будут много позже.

Недолго музыка играла и за характер сильного и независимого мужчины. Но мэтр не стал унывал и вскоре принялся вовсю налаживать свою профессиональную и личную жизнь.

Мэтр был весьма хорош собой и появление хищницы не заставило себя ждать. В 1929 году Сальвадора замечает известная охотница на художников сюрреалистов, она же будущая жена Дали — Гала. Аки беркут вонзает твердые когти в нежное тело добычи, Гала взяла застенчивого мэтра в оборот. При законном то муже Элюаре! Аж трясет. Подробнее о том, как трясет читайте — здесь

Сальвадорыч с Галой обустраивают семейное гнездышко в . Отношения с родными у мэтра к тому времени стали хуже некуда и семейной паре пришлось потуже затянуть пояса, так как помощи от сурового батяни Дали ждать не приходилось.

Гала во всю пиарила Сальвадора и он становился все известнее и известнее в Испании. Картины, впрочем еще долго никто не хотел покупать. Как говорится: «это круто, но такую странную фигню я на свою стену не повешу». Но рекламная компания Дали — Гала вскоре дала свои плоды и мэтр постепенно становится все более и более успешным.

Примерно в это же время испортились , что вскоре переросло во взаимное закидывание сушеными кизяками.

в 1940 году маэстро с женой сваливают из прогнившей Европы подальше от немцев, зомбированных Гитлером. Сваливают не куда-то в Тимбукту, а в цитадель мирового буржуизма — Асашай. развернулся на полную катушку. Вершина успеха мэтра приходится именно на Америку. Ну и пошло поехало, выставки, продажа картин, тусовки, бабки, кокаин, шлю... Шутка — это же Дали, у него были другие приоритеты.

В Асашай мэтр пишет свою нашумевшую книгу — Тайная жизнь Сальвадора Дали. Ну и вообще много чего интересного. Читайте в основной статье — Полная .

Маэстро сюрреализма вскоре выдохся от такого темпа жизни и корпорация Гала Дали передислоцировалась обратно в . Уже на закате лет, стареющий, но все еще импозантный художник встретил свою вторую большую любовь —

Все бы хорошо, но время старости придет и девки больше не дадут, и сидра больше не нальют. Сальвадорыча подкашивает , потом . Я на этом периоде подробно останавливаться не буду, не нравится он мне, грустный и жалкий какой-то. Кому интересно, кликайте по синеньким ссылкам — там подробности.

Начало творчества

В 14 лет в городе Фигерасе проходит первая выставка молодого таланта. На ней были представлены в основном пейзажи ближних окрестностей. За пару лет он стал местной знаменитостью.

Молодой художник постепенно сам себя делал необычным, другим для публики. Он хотел выглядеть эксцентриком и поэтому говорил о себе в третьем лице. Поведение его часто было вызывающим, иногда просто невыносимым.

Сальвадор Дали.Автопортрет в студии.1919 г.

Перед поступлением в 1921 году в Академию Искусств в Мадриде Сальвадор Дали изучает импрессионизм, кубизм, фламандскую живопись.

Надо сказать, что в юности Дали был красив и очень нравился женщинам. Когда он учился в Академии Искусств, его жизнь можно назвать тремя словами — женщины, анархия и фокстрот. Он сумел со своими друзьями посетить все злачные места.

Сальвадор Дали. Портрет Луиса Бунюэля. 1924.

В Мадриде Дали жил в общежитии и сначала вел закрытую, замкнутую жизнь. Но потом познакомился и подружился с ребятами из Академии. Молодой художник общался с такими молодыми талантами как: Луис Бунюэль, Федерико Гарсиа Лорка, Педро Гарфиас. Они очень повлияли на его дальнейшее развитие. В 1922 году Сальвадор сильно увлекся работами психолога Зигмунда Фрейда.

В 1926 году Сальвадора Дали выгоняют из Академии за высокомерное отношение к преподавателям. Как-то он им заявил, что один знает больше, чем они все вместе взятые.

Сальвадор Дали.Женщина у окна в Фигерасе.1926 г.Сальвадор Дали. Натюрморт. 1926 г.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Дали активно работал до 70 лет, но после 1975 года его здоровье сильно пошатнулось. Болезнь Паркинсона мешает Дали рисовать. Его последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей. Несмотря на это, его картины продаются с аукционов за рекордные суммы, благодаря чему он становится одним из самых высокооплачиваемых при жизни художников. А в 1982 году он получает от короля Хуана Карлоса титул маркиза.

В этом же году в весьма почтенном возрасте (под девяносто лет – точная цифра тщательно скрывалась) умирает Гала и Дали впадает в глубочайшую депрессию. Он перебирается жить в замок Галы Пуболь и там стремительно угасает от тоски по возлюбленной. Бед художнику добавляет пожар, в котором он получает ожоги пятой части тела, но даже это он смог пережить. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. До этого случая, возможно, Сальвадор планировал, чтоб его похоронили рядом с Галой, и даже приготовил место в склепе в замке, однако после пожара покинул замок, чтобы никогда больше туда не возвращаться. Дали с возрастом становится подозрительным и нелюдимым. Последние годы он проводит в затворничестве в башне Галатеи в Фигерасе, рядом с учрежденном им самим Театром-музеем имени себя.

Там он пишет несколько последних работ, но седой, растрепанный, с трудом передвигающийся старик уже мало напоминает того самоуверенного эксцентрика, каким помнила его публика. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросал в медсестёр то, что подворачивалось под руку, кричал, кусался. Скончался Дали 23 января 1989 года в возрасте 84 лет от сердечного приступа.

Сиять и пахнуть

Впервые Гала и Дали встретились летом 1929 года, но сам художник утверждал, что увидел свою музу гораздо раньше, когда учился в первом классе. Один из друзей подарил ему авторучку. Внутри стеклянного шарика на колпачке была изображена девушка в пушистой шубке. Позже Дали вспоминал: «В каждую клеточку моего существа, от зрачков до кончиков пальцев, впечатался в ту минуту ее образ. Мою русскую девочку, укутанную в белый мех, куда-то уносила тройка — почти чудом она спаслась от стаи свирепых волков с горящими глазами. Она глядела на меня, не отводя взора, и столько гордости было в ее лице, что сердце сжималось от восхищения… Это была Гала? Я никогда в этом не сомневался — это была она». С того самого дня художник хранил в своей памяти образ девушки и ждал их встречи, не сомневаясь, что она состоится.

В 1914 году Сальвадор начал обучение в муниципальной художественной школе. Одноклассники уже тогда считали его странным: мальчик ввязывался в драки без причины, а его эксцентричные выходки становились известными всей школе. Каким-то чудом ему удалось поступить в Художественную академию Сан-Фернандо. Для молодого человека сделали исключение, ведь вступительного испытания он не прошел. Для экзамена он сделал рисунок меньше положенного размера, а когда его попросили исправить оплошность, принес работу еще меньше.

Несмотря на свой талант, в академии эксцентричному Дали удалось продержаться всего четыре года. В 1926 году его отчислили за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. Вскоре он уехал в Париж, где познакомился с Пикассо и окунулся в богемную жизнь с головой.

В это время Гала, которая была на десять лет старше Дали, уже успела обзавестись мужем, дочерью и даже любовником. Родившаяся в 1894 году в Казани, тогда еще Елена Дьяконова всегда знала, что будет блистать, а не прозябать в провинциальной глуши. В своем дневнике она писала: «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями».

В 1912 году родители отправили девочку в Швейцарию лечиться от туберкулеза. Там она познакомилась с поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Позже она дала ему имя Поль Элюар, а себя стала называть Гала (по-французски «праздник»). Их роман завершился свадьбой, Гала переехала в Париж. К моменту ее встречи с Сальвадором Дали она уже не была болезненной застенчивой девочкой, а превратилась в настоящую парижанку, ту самую «кокотку», которая сводила с ума самых неприступных мужчин.

1939 год — фашизм/Гитлер

Сальвадора Дали не могла не интересовать фигура Гитлера, но его интерес выразился в непривычном для товарищей художника ключе. В своих «Дневниках одного гения» он писал: «Лично я был им настолько заворожен, что буквально бредил Гитлером, который почему-то постоянно являлся мне в образе женщины. Многие полотна, написанные мною в тот период, были уничтожены во время оккупации Франции немецкими войсками. Я был совершенно зачарован мягкой, пухлой спиной Гитлера, которую так ладно облегал неизменный тугой мундир. Всякий раз, когда я начинал рисовать кожаную портупею, которая шла от ремня и, словно бретелька, обнимала противоположное плечо, мягкая податливость проступавшей под военным кителем гитлеровской плоти приводила меня в настоящий экстаз, вызывая вкусовые ощущения чего-то молочного, питательного, вагнеровского и заставляя сердце бешено колотиться от редкостного возбуждения, которое я не испытываю даже в минуты любовной близости».

Художник использует фигуру Гитлера, чтобы спровоцировать канонических сюрреалистов-коммунистов на конфликт. И у него это получается.

Написанная в 1939 году картина The Enigma of Hitler — реакция художника уже скорее не на фигуру Гитлера, а на провал переговоров между европейскими странами для предотвращения Второй мировой войны. Здесь мы видим разваливающийся телефон как символ того, что переговоры сорвались и впереди нас ждет эпоха перемен.

1930-е и коммунизм

«Коммунизм привлекал сюрреалистов — они считали, что сюрреализм и коммунизм должны идти рука об руку и вместе свергнуть буржуазию. Дали тоже были близки коммунистические идеи, но он не хотел связывать искусство и политику — второе его не очень интересовало», — говорит Монсе Агер. Образы коммунизма — Ленина, например — Дали пишет с помощью параноидально критического метода*, ассоциируя его с фигурой своего отца — авторитарного, но уважаемого для художника человека.

*, изобретенный Дали, для создания картин и других произведений искусства, в основном связанных с оптическими иллюзиями и множественными изображениями. Считается, что техника заключается в том, что художник сначала должен вызвать у себя параноидальное состояние, а потом уже приступать к созданию произведения.

Другая работа на тему была написана Дали уже в 1962 году — под длинным названием «Эскиз для 50 абстрактных картин, которые с 2 ярдов превращаются в три лица Ленина, а с 6 ярдов превращаются в голову бенгальского тигра». В оптическую иллюзию художник вписал несколько портретов вождя — с одной стороны, издеваясь над ним как над политической фигурой, с другой — отдавая дань уважения.

Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

50 Abstract Paintings that from Two Metres Change into Three Lenins Disguised as a Chinese and from Six Metres Form the Head of a Royal Tiger

Посадка

Подготовка почвы

Уход за картофелем Гала начинается задолго до посадки. Еще осенью необходимо выполнить несколько мероприятий для подготовки почвы:

  • выкорчевывают кустарники, пни, молодую поросль;
  • удаляют сорную траву, ботву ранее растущих растений;
  • равномерно разбрасывают перегной и торф, из расчета 1 ведро на квадратный метр;
  • если почвы истощены, вносят комплексное гранулированное удобрение «Осень» в соответствии с инструкцией производителя;
  • выбранную под посев площадь перекапывают на глубину до 20 см (культиватором или лопатой на один штык).

Чтобы собрать хороший урожай, весной проверяют кислотность почвы:

  • если почва кислая, корректируют кислотность добавлением золы или мела;
  • если почва нейтральная или слабощелочная – можно ничего не предпринимать.

Для проверки можно приобрести лакмусовые полоски. Их окунают в раствор земли с водой, из расчета столовая ложка грунта на пол-литра жидкости. Когда полоска окрасилась в результате контакта с раствором, ее подносят к цветной шкале, определяя уровень рН. Более красный цвет говорит о высоком уровне кислотности, синий цвет – о низком.

Весенние мероприятия по подготовке грунта заключаются в следующем:

  1. Участок перекапывают, как только снег сошел, и земля просохла. Она должна быть влажной, но к сапогам не липнуть.
  2. По участку равномерно разбрасывают гранулы селитры (не чаще одного раза в пять лет).
  3. Удаляют камни, посторонние предметы, ветви деревьев, листву или сухостой.

Подготовка семян

С посадочным материалом перед высадкой нужно обязательно поработать:

  1. если есть возможность, его высыпают на мешковину и дают прогреться на солнце;
  2. за это время его перебирают, выбраковывая слишком мелкие или крупные, разрезанные, подгнившие клубни;
  3. семена обрабатывают активатором роста, позволяющим уменьшить риск влияния вредителей и болезней, а также дающим витаминный толчок к росту;
  4. семенам дают прорасти, высаживать лучше клубни с несколькими глазками.

Посадка

Высаживать клубни картофеля в грунт рекомендуют примерно в марте – мае, в каждом регионе срок высадки напрямую зависит от температуры. Подходящим считают время, когда вероятность заморозков на почве минимальна, а среднесуточная температура не ниже 10 ºС.

Сортовой картофель лучше приобретать не дистанционно, а с возможностью визуального осмотра. Так можно убедиться в наличии нескольких важных факторов:

  • здоровом внешнем виде;
  • подходящем размере;
  • отсутствии гнили и вредителей.

Совет. Если такой возможности нет, то покупать лучше, ориентируясь на отзывы покупателей.

Картофель, собранный на своем участке, может не дать таких результатов, как в прошлом году. Если же все-таки решение о его посадке принято, то нужно отобрать здоровые экземпляры, без порезов, крупных ростков, не подпорченные насекомыми и грызунами.

Способы и схемы высаживания

Садоводы практикуют несколько способов посадки картофеля, среди результативных традиционных два:

  1. посадка в лунку;
  2. посадка в ряд.

В обоих случаях действуют одинаковые правила:

  • глубина должна соответствовать пределам 5-8 см;
  • расстояние между семенами в одном ряду не должно превышать 30 см;
  • расстояния между рядами не должно быть меньшим, чем 60-70 см.

Описание процесса посадки картофеля сводится к следующему:

  1. будущий ряд намечают колышками с натянутым между ними шнуром, или проводят ориентировочную борозду в грунте;
  2. подготавливают углубления;
  3. при необходимости закладывают в ямы золу, мел или органические удобрения;
  4. аккуратно кладут клубень картофеля ростком вверх;
  5. поливают и закапывают.

Окучивание

Когда на грунте появятся всходы, проводят окучивание. Этот прием позволяет уберечь молодые растения от перепада температуры в дневное и ночное время, а также способствует развитию корневой системы. Повторное окучивание поводят, когда культура достигнет примерно 40 см в высоту.

Заключение

Гала – неприхотливый сорт, дающий отличные результаты на бедной и плодородной почве. Культуру, которая не прошла профилактическую и плановую обработку, могут поражать болезни. При соблюдении приведенных правил агротехники, обильное плодоношение наступает через два с половиной месяца после посадки.

Елена Дьяконова

В обстоятельствах рождения Елены Дьяконовой не было ни намека на легендарную судьбу. Дочь казанского чиновника, рано погибшего. В 17 лет семья Лены переезжает в Москву, где девушка поступает в гимназию. Она училась вместе с Анастасией Цветаевой, сестрой Марины, которая позже напишет о Дьяконовой так:

В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими.

В 18 лет Елена заболевает обычным для того времени туберкулезом. Семья собирает все сбережения и отправляет девушку в санаторий в Швейцарии. Там она меняет ненавистное простое имя Елена на Гала с ударением на втором слоге. Именно так она представляется молодому французскому поэту Эжену-Эмилю-Полю Гранделю.

Успех

Энергия Галы, помноженная на гений художника, приносит щедрые плоды. О них все говорят, это самая эпатажная пара, каждое их появление на публике – скандал.

В 1934 году она решает, что им нужно в США. Такой интуиции мог бы позавидовать любой коммерсант. Америка в восторге от сюрреалиста, там пара проводит военные и послевоенные годы. Дали иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, костюмы для балетных и оперных постановок, пишет портреты богатых американцев, сотрудничает с Хичкоком и Диснеем – все под чутким надзором русской музы.

Во Францию Гала и Дали возвращаются еще богаче и известней.

До сих пор нельзя однозначно сказать, узнал бы мир о таланте Дали, не будь с ним рядом «жестокой» Галы. Она заменила художнику мать, которую он рано потерял, семью и весь мир. Без нее он не мог творить, расставаясь даже на день, Дали был не способен рисовать. Вот, что сам гений писал в своем дневнике:

Словно мать страдающему отсутствием аппетита ребенку, она терпеливо твердила: «Полюбуйся, малыш Дали, какую редкую штуку я достала. Ты только попробуй, это ведь жидкая амбра, и к тому же нежженая. Говорят, ею писал сам Вермеер».

Сестра Галы, Лидия, писала, что никогда не видела более трепетного отношения женщины к мужчине:

Гала возится с Дали, как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя – Гала бросается к нему с успокоительными каплями — не дай бог, с ним сделается припадок.

Неизвестно, что Гала любила больше – деньги или Дали. Под конец жизни она стала очень мелочной, считала каждый доллар, а после ее смерти под кроватью нашли чемодан с деньгами. Для Сальвадора она всегда была божеством, без которого его не существовало.

Дизайнерское наследие Дали

Интересным фактом в биографии Сальвадора Дали является его абсолютно новаторский подход к дизайну всего, что его окружало. Мастер эффектно применил свой талант составителя неожиданных визуальных обстановок, когда увлекся созданием предметов мебели и интерьера. Его дизайнерский дебют состоялся в середине тридцатых годов с инсталляцией «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты». Облик голливудской звезды «вписан» в интерьер: на полу стоит диван в форме губ и камин в форме носа; на стене висят две картины — глаза актрисы; обрамляет композицию штора в виде ниспадающих волос. Немного позже известный дизайнер Жан-Мишель Франк воплотил эту идею в жизнь, создав настоящий диван в виде губ Мэй Уэст. Тогда, в 30-х, такое решение казалось невероятным авангардом, но уже в начале 70-х подобная обстановка была модным писком стиля хай-тек. На фото ниже представлена репродукция картины Дали рядом с ее воплощением Жана-Мишеля Франка.

Впоследствии использование губ и носа в дизайне еще раз эксплуатировалось художником — при создании флакона его авторской туалетной воды. К созданию собственной линии духов его подтолкнула Гала, обожавшая парфюмерию. Она же и научила мужа разбираться в запахах. Полотно «Явление лица Афродиты Книдской» стало основой для создания авторского флакона в виде фрагмента лица богини красоты и любви, а репродукция картины была напечатана на каждой коробочке «сюрреалистических духов».

Как уже упоминалось выше, Сальвадор Дали разрабатывал ювелирные украшения. В 1941 году он подготовил серию из 22 предметов для американского миллионера Камминса Катервуда, а еще создал эскизы пяти изысканных украшений для нью-йоркского ювелира Фулько ди Вердуры. В 1941 году эта коллекция была представлена на персональной выставке Дали в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

В 1969 году художник создал свое самое массовое творение — красочный логотип для леденцов «Чупа Чупс», которые выпускала фабрика каталонца Эрика Берната. Художник предложил форму цветка наподобие маргаритки, выкрасил его в яркие желтые и красные оттенки — цвета Каталонии, а название разместил в центре сверху, а не сбоку, чтобы сделать его более заметным.

Экстравагантные финансовые потребности вынуждали художника браться за самые разные коммерческие проекты — так он разработал дизайн бутылок для итальянского ликера Rosso Antico Buton и принял участие в рекламах шоколада Lanvin и немнущихся рубашек.

Первый успех

Несколько месяцев спустя в парижской галерее Камиля состоялся дебют Дали и в качестве живописца. Молодой художник прокладывал себе путь в Париже с удивительной быстротой и расчетливостью — например, он заручился поддержкой виконта Шарля де Ноая, купившего его картину «Мрачная игра». Вот как объяснял художник выбор своего пути к успеху много лет спустя:

Успех Дали был огромным. Художник обращался к классической живописи — от Бронзино до Сурбарана, от Вермеера до Веласкеса, преследуя двойную цель: продемонстрировать свое отличие от «современников», а также заставить неискушенного зрителя забыть о привычном восприятии образов и оценить искусство за рамками того, что до сих пор вызывало восхищение.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.