Внеклассное мероприятие «георгий победоносец: святыня и воинская награда»

Алан-э-Дейл       08.06.2022 г.

Значение иконы

Многие слышали о данном святом, и не всегда информация о нем исходила из христианских источников. Только не все знают значение и в чем помогает икона Георгия Победоносца, тем более не всегда знают о чем можно просить. А ведь этот святой может исцелить любого, кто искренне будет просить об этом.

Значение данного образа заключается в том, что означает особую воинскую храбрость. Икона Георгия Победоносца на коне убивающего змея говорит об этом. Этот святой особенно чтим за то, что не изменил своим верованиям в Господа и не променял свое убеждение относительно христианства на власть и богатство. Ведь именно из-за своей православной веры ему пришлось вытерпеть немало мучительных истязаний

Он мужественно преодолел все тяготы, которые были на его пути и тем самым в очередной раз доказал, что вера – самое важное и сильное, что может быть в жизни человека

В разных источниках, которые дошли до нас о святом, говорится о том, что еще будучи в заключении в темнице, он старался помочь всем, кто в этом нуждался. К нему обращались с просьбой, а он уже в молитве к Богу передавал все просьбы. Тот слушал все его прошения и выполнял, даруя кому помощь в делах и исцеление от недугов.

Так же читайте: Молитвы Ангелу Хранителю

Одним из самых известных чудес, которое сотворил Георгий – спасение города от страшного змия. Сделать этот подвиг ему помогла искренняя вера в Господа и молитва. Убивши змея, он не только спас жизни горожан и их души от дьявола, но и показав силу веры в Господа, призвал их принять христианство.

Что означает икона Георгия Победоносца

В данном лике заключен смысл о возможности преодолеть любого врага с помощью веры в Господа и молитв. Именно соблазны дьявола на иконе изображены в виде змея. Мы все ежедневно потерпаем от различных его выходок и только от нас зависит принять все эти искушения или нет. А вот Георгий несет в себе смысл того, что нет ничего выше Господа. И именно с его помощью можно преодолеть все невзгоды, а также победить видимых и невидимых врагов. Но многие также закладывают в данное изображение и более глубокий смысл. Они говорят о том, что как святой победил змея, так и православная церковь одержала победу над язычеством.

Жизнь и чудеса святого Георгия Победоносца

Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте.

Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников.

Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете Сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь. Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат.

Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине».

«Что есть Истина?», — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам.

На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, не причиняя ему боли.

В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою».

Тогда его колесовали. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву.

В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет, и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши.

И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!», — как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что перед ним другой человек или призрак.

В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Было это 10 ноября (23 ноября по новому стилю) 303 года, и теперь этот день отмечается православными церквями.

Св. великомученик с копьём

На Руси святого Георгия знали давно, начали прославлять уже в первые годы после принятия христианства. В 11 веке в Киеве построили церковь в его честь. Храмы Георгия Победоносца появились также в Новгороде и Владимире.

Сюжет Георгия со змеем на Руси известен с 12 века (фреска церкви великомученика в Старой Ладоге).

На большинстве древнейших икон, Новгородских, изображены только всадник, змей и благословляющий святого Господь.

С конца 15 века художники добавляют в сюжет ангела, венчающего святого, царевну, ведущую побежденного змея или спасенный город. Иногда привычное движение коня слева направо меняется на противоположное. А на некоторых святынях скакуна изображают не белым, а черным или коричневым.

К чему снится св. Георгий Победоносец?

Святой Георгий – воин, борющийся за добро и православную веру. Соответственно, снится он к появлению врага или недоброжелателя, а если таковой уже имеется, то он задумал что-то недоброе.

Если во сне вы увидели Георгия Победоносца, то в следующие несколько дней нужно проявлять осторожность и осмотрительность, чтобы не дать себя в обиду. Но Георгий Победоносец помимо вышесказанного означает победу над злом, т.е

над всеми врагами и недоброжелателями. Чтобы одержать эту победу, нужно жить с чистым сердцем и не таить ни на кого злобу

Но Георгий Победоносец помимо вышесказанного означает победу над злом, т.е. над всеми врагами и недоброжелателями. Чтобы одержать эту победу, нужно жить с чистым сердцем и не таить ни на кого злобу.

Георгий Победоносец в настоящее время является одним из самых популярных святых: многие его почитают, обращаются к нему с молитвами. Святого можно встретить на монетах, флагах и гербах. Самый простой пример – герб Российской Федерации, содержащий изображение мученика, поражающего копьем змея.

Описание христианской святыни, фото образов

Существует несколько вариантов икон, изображающих Георгия Победоносца. Христианские художники создавали великомученика:

  • восседающим на коне с копьем и убивающим дракона;
  • стоящим на земле рядом с другими святыми;
  • без доспехов и оружия, в скромном облачении;
  • верхом на скакуне вместе со спасенным мальчиком;
  • в окружении нескольких житийных сюжетов-клейм.

Самой распространенной и узнаваемой является картина, на которой Георгий Победоносец предстает в виде грозного конного воина. Такой образ выглядит очень впечатляюще. На нем великомученик поражает копьем (иногда – мечом) распростертого на земле безобразного дракона. Именно этот сюжет стал наиболее распространенным в русской иконописи. На картине также изображен Спаситель, благословляющий святого воина с небес. Часто на иконах рисуют спускающегося к Георгию ангела. Он послан Всевышним для того, чтобы возложить на его голову корону, которая означает победу над темными силами.

В основе сюжета иконы, изображающей победу над змеем, лежит легенда об одном из самых выдающихся прижизненных подвигов Георгия. Во владениях одного царя в водах глубокого озера поселилось злобное чудовище, которое безжалостно уничтожало скот и местное население. Справиться с этим драконом никто не мог, и люди были вынуждены отдавать ему на съедение своих детей. Однажды пришел черед принести в жертву Елисаву (Елизавету) – единственную царскую дочь. Когда принцесса ожидала на берегу озера своей смертельной участи, внезапно появился Георгий на белом коне. Когда он узнал о ее страшной беде, то вознес Господу молитву с просьбой победить чудовище. Тут же раздался голос с неба, благословляющий святого на этот подвиг. Сотворив крестное знамение, праведник ринулся в бой. Божий угодник одержал победу над лютым зверем, и усмиренный дракон пал к его ногам. После этого Георгий убил змея и призвал всех жителей царства уверовать во Христа, поскольку раньше они были язычниками. Благодарный народ с радостью принял крещение, а на месте, где был уничтожен дракон, построили храм в честь святого воина.

Другие варианты картины

На полотне, изображающем Георгия без верного коня, также предстают другие святые. На такой иконе великомученика рисуют с копьем и в римских доспехах вместе с покровителями супружеской верности –Самоном, Авивом и Гурией. Рядом с ними присутствует пророчица Анна и монахиня по имени Евдокия. В облаках, возвышающихся над всеми фигурами, парит благословляющий Иисус Христос.

Другой вариант образа, на котором Георгий Победоносец предстает без оружия и доспехов, принадлежит к наиболее древним. На таких картинах святого изображают в мантии. Его рисуют не воинственным, а умиротворенным, сосредоточенным на чтении молитв и беседе с Господом.

Картина, демонстрирующая святого верхом на скакуне вместе с мальчиком, посвящена истории о спасении юного христианина. По преданию, он служил в монастыре Святого Георгия на побережье Черного моря. Однажды после нашествия мусульманского войска юноша был захвачен в плен. Молодой монах усердно молился великомученику о спасении и был услышан. Святой прибыл к нему во сне на белом коне, забрал пленника с собой и доставил к его семье.

Сюжет

Сказание сообщает, что в окрестностях города Бейрута близ Ливанских гор (в ряде текстов фигурирует вымышленный город Ласия или «Гевал, в земле Палестинской

», а у Якова Ворагинского — город Силена в Ливии) в озере жил змей, нападавший на людей. Правил городом царь «грязный идолопоклонник, беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа ». Народ, напуганный чудовищем, пришёл к нему, царь предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполнив своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами » и повелел отвести к змею.

В греческих редакциях сказания чудо описывается как единственное прижизненное (славянская традиция все чудеса Георгия считает посмертными) и сообщается, что Георгий был военачальником, «войско его было распущено, а сам он шёл в Каппадокийскую землю, своё отечество

Увидев плачущую царевну, он спросил у неё о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал её спасти. Затем «осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: — „во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“, — устремился на коне своём на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами

». В некоторых вариантах истории змей был поражён только силой молитвы святого. Затем Георгий приказал царевне связать змея поясом и вести его в город. Народ был удивлён возвращением царевны, а увидев змея в ужасе стал разбегаться. Георгий обратился к ним со словами:

Георгий убивает змея перед горожанами (Витторе Карпаччо, 1502—1507 годы)

Георгий обезглавил мечом змея, труп жители вынесли за город и сожгли. Данное чудо способствовало обращению местных жителей в христианство, крещение по преданию приняло множество народа (в разных списках от 25 000 до 240 000), а в городе построили церковь в честь Богородицы.

Значение иконы Георгия Победоносца

Георгий Победоносец причислен к лику святых благодаря тому, что не отступился от веры в Бога. Ни богатство, ни власть не заставили его отказаться от христианства. Именно поэтому значение иконы святого Георгия Победоносца часто трактуется как символ несокрушимой и стойкой веры. Сам святой является своеобразном примером подражания для остальных людей, хотя и трудно достигнуть этого идеала.

К образу святого обращается тот, кто оказался в центре военных действий. С давних пор считается, что Святой Георгий является покровителем воинов. Ему молятся матери, проводившие своих сыновей на воинскую службу.

Но не только тот, кто отдает воинский долг Родине, обращается за помощью к великомученику. Его просят об исцелении, о защите себя и своих близких от различных болезней. Кроме того, Георгий Победоносец оберегает фермеров, покровительствует животноводству, защищает домашний скот от недуга. Раньше в день его почитания впервые выводили скот на улицу после зимы. Ведь подобно чуду о змие (о нем скажем далее) святой Георгий в своем духовном облике помог одному фермеру, у которого оставался только один вол. Как считается, икона святого Георгия Победоносца до сих пор помогает всем землепашцам в трудах.

Георгий Победоносец – покровитель Москвы

С именем Георгия Победоносца связано появление города Москвы. Когда у великого киевского князя Владимир Мономаха родился сын, он назвал его Юрием. Небесным покровителем его стал Георгий Победоносец, а на княжеской печати изображён был святой Георгий спешенный и вынимающий меч (змея на том изображении не было). По преданию Юрий Долгорукий ехал из Киева во Владимир и по дороге остановился погостить у боярина Кучки. Приём князю не понравился, и он сначала решил было казнить боярина, но возлюбив его владения, дал повеление основать там город Москву. А в герб новому городу дал образ своего небесного покровителя.После Великой октябрьской герб Москвы упразднили, и в 1925 году Москва стала первым городом с революционной символикой. Вместо святого Георгия на гербе появились все атрибуты рабоче-крестьянского государства – красная звезда. Серп и молот, ржаные колосья и зубчатое колесо, символизирующие смычку деревни и города, а также эмблема электрификации – динамо-машина.Вернули в Москве образ святого Георгия во время Великой Отечественной войны — кавалерист, поражающий свастику с головами змей, явно навеян мотивами древнего московского герба.

Исторический герб МОсквы образца 1781 года

Исторический герб образца 1781 года был возвращён Москве 23 ноября 1993 года распоряжением мэра столицы. Немного жаль, что на гербе сохранён облик средневекового рыцаря, который далёк от православного образа святого, но главное, что Москва снова под защитой святого Георгия Победоносца.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Я́ко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих вра́ч,/ царе́й побо́рниче,/ победоно́сче великому́чениче Гео́ргие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас тот же

По́двигом до́брым подвиза́лся еси́,/ страстоте́рпче Христо́в,/ ве́рою и мучи́телей обличи́л еси́ нечестие,/ же́ртва же благоприя́тна Бо́гу прине́слся еси́./ Те́мже и вене́ц прия́л еси́ побе́ды/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Кондак, глас 4 (Подобен: Вознесыйся:)

Возде́лан от Бо́га, показа́лся еси́/ благоче́стия де́латель честне́йший,/ доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́:/ се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши,/ страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Кондак из службы Обновления храма святого Георгия в Лидде, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

К возбра́нному и ско́рому заступле́нию Твоему́/ прибе́гше, ве́рнии,/ мо́лим изба́витися, страстоте́рпче Христо́в,/ от собла́зн вра́жиих воспева́ющим тя́,/ и вся́ких бе́д, и озлобле́ний, да зове́м:// ра́дуйся, му́чениче Гео́ргие.

Тропарь из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 4

Дне́сь блажа́т тя́ ми́ра концы́,/ Боже́ственных чуде́с испо́лншеся,/ и земля́ ра́дуется, напи́вшися кро́ве твоея́./ Христоимени́тии же лю́дие гра́да Ки́ева/ освяще́нием Боже́ственнаго хра́ма твоего́/ ра́достию возвесели́шася,/ страстоте́рпче Гео́ргие,/ сосу́де избра́нный Свята́го Ду́ха, уго́дниче Христо́в./ Его́же моли́ с ве́рою и мольбо́ю приходя́щим во святы́й тво́й хра́м/ да́ти очище́ние грехо́в,// умири́ти ми́р и спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 2 (Подобен: Твердый:)

Боже́ственнаго и венцено́снаго великому́ченика Христо́ва Гео́ргия,/ на враги́ побе́ду взе́мшаго одоле́ния,/ соше́дшеся ве́рою во освяще́нный хра́м, восхва́лим,/ его́же благоволи́ Бо́г созда́ти во и́мя его́,// Еди́н во святы́х почива́яй.

«Чудо Святого Георгия о змие»

Икона Георгия Победоносца представляет Святого в различных образах. Как уже говорилось выше, наиболее распространенным является изображение на коне с копьем, где он убивает змея. Ему предшествует следующая легенда, согласно которой действие происходило через много лет после смерти Георгия. В озере с питьевой водой, недалеко от Бейрута, поселился страшный змей. Чтобы жители могли спокойно набирать воду, каждый месяц змею на съедение отдавали молодую девушку или парня. Это продолжалось до тех пор, пока во всем селении осталась лишь одна девушка — дочь правителя. Когда девушка стояла и плакала на берегу озера, перед ней неожиданно появился Святой Георгий, который убил этого змея.

Смысл, который воплотила в себе икона Георгия Победоносца, предельно ясен и символичен: как Святой победил змея, так и христианская Церковь с помощью многочисленных чудес и всепоглощающей любви к ближнему положила конец многовековому террору язычества.

Известные древние списки:

  1. Одна из старейших икон «Святой великомученик Георгий» (конец 11 — начало 12 веков) находится в Успенском соборе в Москве. Происходит она из Новгорода. Считается, что в Москву ее привез Иван Грозный, а изначально заказчиком был сын Андрея Боголюбского князь Георгий Андреевич, который после изгнания его из Новгорода остался жить в Грузии. На святыне мученик изображен по пояс. Одет в кольчугу. В руках у него копье и меч. Его фигура заполняет все пространство. Глаза большие, пронзают до глубины души. На другой стороне святого образа изображена Богородица с младенцем (середина 14 века).
  2. “Георгий”, Новгородская икона 12 века. Находится в Третьяковской галерее в Москве. Первоначальная живопись сохранилась не полностью. На месте утрат оставили слои, добавленные в разные века. Святой предстает в полный рост. В руках он традиционно держит копье и меч.
  3. “Чудо Георгия о змие”. Новгородская икона середины 14 века. Хранится в Третьяковской галерее. В отличие от традиционного сюжета здесь мученик сидит верхом на черном коне. В углу образа — благословляющая рука Господа.
  4. “Великомученик Георгий с житием”. Начало 16 века. Хранится в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева (Москва). Посередине святой изображен в полный рост с оружием в руках. Вокруг – эпизоды его мучений, а также посмертные чудеса (о змее и об исцелении раскаявшегося сарацина).

Важно помнить, что обращаться к святому Георгию нужно с верой в сердце, никому не желая при этом зла. Только в этом случае молитвы будут услышаны

Молитва Георгию Победоносцу о помощи и защите

О всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию, и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие, и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением.

Изряднее же да оградит нас святых ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати Престолу Господа Славы. Услыши ны, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость, со ангелы и архангелы и всеми святыми одесную Правосудного Судии стати, и Того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва Святому Георгию о помощи в работе

Святый Великомученик, Чудотворник Георгий, не сдавшийся от убеждений, намерений своих, выстоявший с верой Христианской. Благодарю Высшие силы за то, что имею. Молю, Георгий, об усилении веры в силы свои на производстве. Прошу, смягчи сердца врагов моих, отверни их лики от меня грешного. Надели каждого мудростью, терпением идти своей дорогой. Прошу тебя о помощи в работе, о благополучном решении проблемы моей. На тебя надеюсь и уповаю, Святый Георгий Победоносец.

Молитва великомученику Георгию Победоносцу на победу от врагов (Так же молитва читается на победу в спорте).

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый Победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Как правильно расположить икону

Для начала мольбы иконы расставляют перед своим лицом или совершают обряд, преклонив колени перед местом, где они хранятся постоянно. Существует несколько правил расположения домашнего иконостаса:

Иконы располагают на восточных стенах дома. Они должны находиться там, где перед ними можно преклонить колени для молитвы.
Изображения святых могут стоять на полке или висеть на стене

Перед ними укрепляют лампады или свечи.
При расположении нескольких икон важно соблюдать принцип иерархии.
Под иконами расстилают красивые салфетки, которые в церковных обрядах называют пеленой.
Лампады зажигают во время молитв, в воскресные и праздничные дни.
Святую воду, которую приносят из храма, хранят рядом с иконами.

Предупреждение! Запрещено размещать иконы рядом с часами, панно или фотографиями. Это неуместно.

Чудеса

Житие святого Георгия Победоносца наполнено множеством чудотворений.

Предание гласит, что неподалеку от одного озера в Сирии обитал огромный змей, похожий на дракона. Он пожирал людей и животных, а потом испускал в воздух ядовитое дыхание. Много храбрецов пытались убить чудовище, но ни одна попытка не увенчалась успехом и все люди погибли.

Святой великомученик особенно почитается в Грузии.

Градоправитель издал приказ, согласно которому ежедневно необходимо было отдавать змею на съедение девушку или юношу. Причем у него самого имелась дочь. Он обещал, что если же жребий выпадет и на нее, то девица разделит участь прочих смертников. Так и случилось. Девушку привели на берег озера и привязали к дереву. Она в исступлении ожидала появления змея и своего смертного часа. Когда чудище вышло из воды и стало приближаться к красавице, вдруг явился светловолосый юноша на белом скакуне. Он вонзил в тело змея острое копье и спас несчастную.

Это и был святой Георгий Победоносец, положивший конец смертям молодых людей в стране.

Жители страны, узнав о произошедшем чуде, уверовали во Христа, на месте битвы воина со змеем забил целебный источник, а позже был возведен храм в честь Победоносца. Этот сюжет и был положен в основу Георгиевского образа.

После захвата арабами Палестины произошло еще одно из чудес. Араб, зашедший в православный храм, увидел молящегося у одной из икон священнослужителя. В попытках показать пренебрежение к святым ликам, араб выстрелил из лука в один из образов. Но стрела не причинила вреда иконе, а вернулась и пронзила руку стрелка. В порыве невыносимой боли араб обратился к клирику, на что тот посоветовал ему повесить над изголовьем своего одра икону Георгия Победоносца и помазывать рану елеем из лампады, которая возжена пред его ликом. По выздоровлении клирик подарил арабу книгу, в которой описывалось житие святого. Святая жизнь православного воина и его мучения произвели величайшее впечатление на араба. Вскоре он принял Святое Крещение, стал проповедником христианства, за что принял мученическую кончину.

Житие

Детство и юность

Родился он в семье христиан в Каппадокии в конце 3 века. В раннем возрасте остался без отца. Будучи верным христианином, тот погиб как мученик. Мать увезла сына на свою родину в город Лидда (современное название – Лод, Израиль).

Интересный факт

В этом городе позже Георгий и был захоронен. В настоящее время гробница святого расположена под православным храмом, возведенным в его честь. Там хранится часть останков великомученика и цепь, которая была на нем в темнице перед смертью. Считается, что она лечит душевные болезни.

Мать с детства прививала мальчику любовь к Иисусу Христу, помогла получить хорошее образование и оставила богатое наследство.

Воинская служба

Георгий поступил на воинскую службу, где на храброго юношу обратил внимание император Диоклетиан. Уже в 20 лет молодой человек получил почетное звание начальника над тысячью воинов

Арест

Будучи язычником, император усилил борьбу с христианами (этот факт известен в истории как “Великое гонение”, последнее и самое жестокое преследование верующих в Иисуса в Римской империи в начале 4 века). Георгий не смог оставаться в стороне. Он раздает все свое имущество, отпускает на волю рабов и раскрвает перед императором свою веру, что означает для святого верную гибель. Диоклетиан призвал его отречься от Иисуса, но получив отказ, приказал арестовать и подвергнуть пыткам.

Пытки и колесование

Когда же охранники повели его в темницу, их копья стали гнуться и ломаться, как только прикасались к телу осужденного. Император разозлился еще сильнее и приказал колесовать своего бывшего воина. Его привязали к колесу. Внизу установили доски с острыми железными наконечниками, которые терзали тело пленника при вращении. Несмотря на тяжкие мучения Георгий молился Господу и благодарил его. А когда все думали, что святой погиб, появился Ангел и излечил его.

Полезные материалы

Язычники, ставшие свидетелями чуда, уверовали, но император лишь еще больше разозлился. Жестокие мучения пленника продолжались 8 дней. Его засыпали негашеной известью, пытали раскаленным железом, били и даже заставили выпить отраву. Но ничего не действовало. Господь всякий раз спасал своего преданного последователя, и даже помог ему воскресить мертвого.

Казнь

Накануне казни вмч. Георгия посетил Господь, успокоил и возложил ему венец. На следующий день святому отрубили голову.

Вместе с великомучеником казнили и жену императора Александру. Произошедшие с пленником чудеса вдохновили ее отречься от язычества, за что она и была наказана супругом.

Примечания

  1. 123 Чудеса святого великомученика Георгия
  2. 123 [www.krotov.info/acts/06/3/georgiy.htm Чудеса святого Георгия]
  3. 123 [lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4969 Чудо Георгия о змие // Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН]
  4. [www.pravenc.ru/text/162188.html Георгий Победоносец] // Православная энциклопедия
  5. [www.icon-art.info/topic.php?lng=ru&top_id=77&month=0&style=old&mode=iconogr Чудо Георгия о змие // Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963]
  6. Шеппинг Д. О. [vrn-id.ru/filzaps841.htm Св. ЕГОРИЙ ХРАБРЫЙ /Этюды из народных сказаний] // Филологические записки. Воронеж, 1884.
  7. Пропп В. Я. [ec-dejavu.ru/g-2/Saint_George.html Змееборство Георгия в свете фольклора]// Фольклор. Литература. История. (Собрание трудов). М.: Лабиринт, 2002, с. 92-114
  8. [heraldry.hobby.ru/gub/mosc.html Рево О. А. Из истории герба Москвы // Наука и жизнь. 1997. № 7]
  9. [days.pravoslavie.ru/Life/life6523.htm Великомученик Георгий Победоносец]
  10. Сабин Баринг-Гоулд. Мифы и легенды Средневековья. М., 2009. С. 152—178
  11. 12 [www.pravoslavie.ru/jurnal/136.htm Кутковой В. О древнерусских иконах. «Чудо св. Георгия о змие»]
  12. [www.ikona.ru/georg06.html «Чудо о змие» в иконографии]
  13. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. — М.: Искусство, 1967. Т.1. С. 158.
  14. [www.gerb.bel.ru/pages/russia/imperia.htm Большой герб Российской империи]
  15. [www.statesymbol.ru/russymbols/symbols/20050407/39593456.htmlrf.boom.ru/rus15.html Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации» от 20 декабря 2000 года]
  16. [www.statesymbol.ru/russymbols/regions/20050418/39594978.html Город федерального значения Москва]

Чудеса святого Георгия

Паоло Уччелло. «Битва Св. Георгия со змием»

Основная статья: Чудо Георгия о змие

Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием» (Откр. ; ). Существует также версия гласящая, что победа над змеем обозначала победу над своим эго[источник не указан 297 дней].

Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой, и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.