Права женщин в иране: темная изнанка, о которой никто не говорит

Алан-э-Дейл       12.01.2023 г.

Косметика

Иранки любят много макияжа, я бы сказал, что у них страсть к косметике. Из-за ограничений в одежде это хороший способ выделиться и показать свою красоту. Ярко накрашенные губы, подведенные брови, огромные ресницы — это привычный образ современной иранской женщины, хотя с религиозной точки зрения это не поощряется.

Кроме этого, в Иране просто бум пластической хирургии. У многих девушек (да и парней тоже) можно увидеть белый пластырь на носу. Это означает, что недавно была сделана операция по изменению его формы, ведь у многих он похож на картошку, такой широкий и припухлый. А иранки стараются сделать свои формы как у европеек, чтобы нос был тонкий.

Некоторые просто лепят этот пластырь даже без операции, чтобы окружающие думали, что девушка обеспеченная и при деньгах. 🙂

Свадебный подарок

После того как семьи пришли к устной договоренности, можно поговорить о размере свадебного подарка невесте. Это обязательное условие для заключения брака в исламе.

Среди русскоязычного населения его называют калым. Обычно калым платится семье невесте. Например, в Афганистане его забирает отец невесты. Это очень похоже на договор купли-продажи. В Иране ситуация совсем иная. Махр (мехрие) принадлежит невесте, и только она имеет право распоряжаться им по своему усмотрению. Все условия прописываются в брачном договоре, и никто не сможет у нее забрать этот подарок.

Размер махра обсуждается на специальной встрече, которая проходит в доме невесты. Собираются много-много родственников с обеих сторон, и начинается обсуждение “цены”. Семья жениха старается ее “сбить”, семья невесты – “поднять”.

Иранки сильно эксплуатируют этот исламский закон. Даже самая светская иранка никогда не откажется от махра. Честно говоря, я это не понимаю. Как-то не честно получается. Если не нравится ислам, не принимай его законы. Если принимаешь, то нужно быть искренней до конца и соблюдать и другие его заветы.

Размер махра прописывается в брачном договоре. Жених должен выплатить его по первому требованию невесты. Если у него нет на это денег – тюрьма. Вот вам и забитые иранки! Среднестатистический махр состоит из 100 золотых монет, поездки заграницу, машины, комплекта золотых украшений и “мелочей” вроде Корана, букета цветов, хаджа и пр. Для женщины это гарантия, что если муж захочет развестись, она не пойдет по миру, а сможет вести достойный образ жизни.

Права женщин в семье

Насильственный брак

Насильственный брак – это не только когда жених и невеста впервые видят друг друга на свадьбе. Скромные иранские девушки считают неприличным противиться воле отца при людях. Поэтому если тот показал свое согласие или даже устно договорился со сватами, ей будет крайне тяжело отказать жениху.

Лет 30 назад большинство браков в Иране заключались по договоренности родителей. Происходило это так. Мать или сестра жениха видят красивую девушку на свадьбе. Она подходит им по всем критериям, и фотографию девушки показывают жениху. Далее договариваются с родственниками невесты и определяют день сватовства. В назначенный день жених и невеста настолько смущены, что практически не смотрят друг на друга. Родители ударяют по рукам – пора готовиться к свадьбе.

Девушке практически невозможно отказаться от брака. “А что люди скажут? Потом тебя вообще никто замуж не возьмет. Ты меня опозоришь”, – все это звучит в Иране очень часто. Бедной девушке легче согласиться, чем терпеть подобное психологическое давление. Стерпится – слюбится.

В бедных семьях бывает еще хуже. Девушку выдают замуж откровенно против ее воли. В подарок семье невесты обещают много денег и ценных подарков. Есть и такие смелые девушки, кто выбирает побег и лишения бездомной жизни вместо золотой клетки с нелюбимым.

Многоженство

Иранцам официально разрешено иметь четыре жены. Отношение к многоженству тут не такое, как в арабских странах. Только около 5% мужчин имеют несколько жен. Персидская культура опирается на моногамные отношения. Так, например, в произведениях древних классиков воспевается чистая глубокая любовь двух возлюбленных.

Тем не менее будет неправильно полностью закрыть глаза и сделать вид, что многоженства в Иране не существует. На юге, где преимущественно живут арабы, две жены уже не редкость. Помимо этого есть и шиитский временный брак, который заключается от 1 часа до 99 лет.

Не буду рассуждать, насколько оправдано многоженство. Каждый решает для себя сам. Могу лишь порекомендовать фильм “Лейла” 1996 года. Там очень хорошо показаны глубокие страдания главной героини, хотя она сама настаивала, чтобы муж взял вторую жену.

Право на развод

Еще 20 лет назад развод был большой редкостью в Иране. Сегодня традиции постепенно уходят в прошлое, молодые женятся не по решению родителей, а по собственной воле, на мнение окружающих стали обращать гораздо меньше внимания. Как результат – около 30% браков в Иране заканчиваются разводом.

Официальный закон Исламской республики предоставляет мужчине право развестись в любое время без какой-либо причины. Захотел – развелся, захотел – вторую жену взял. Красота При этом общее имущество после развода не делится пополам. Каждый остается с тем, что записано на его имя.

Политические протесты в январе 2018 года

Женщине получить развод гораздо сложнее. Официально это возможно, есть веская причина:

  • муж не может обеспечить жену едой, жильем и одеждой;
  • муж числится в пропавших без вести больше 4 лет;
  • в брачном контракте женщина заранее утвердила за собой право на развод.

Все – других вариантов получить развод у женщины нет. Как говорится, бог терпел, и нам велел.

Стоит сказать пару слов и о детях. Если ребенку меньше шести лет, то его оставляют с матерью. Более взрослые дети всегда живут с отцом. Изменить это правило могут только исключительные обстоятельства: наркозависимость, алкоголизм, выход из ислама и т.п.

Женщине жить после развода нелегко. Выйти замуж еще раз очень проблематично. Зачастую к ней меняется отношение и становится менее уважительным. Существует мнение, что от хорошей жены муж не уйдет.

Шермин Шахривар

Моделям из восточных стран очень тяжело реализоваться на профессиональном поприще из-за множества сложностей, связанных с особенностями мусульманской религии и культуры, поэтому многие стремятся покорить более толерантную и либеральную Европу. Первая красавица нашего рейтинга как раз из таких. Вашему вниманию – «мисс Германия – 2004» и «мисс Европа – 2005» Шермин Шахривар, первая иранка, чье изображение было помещено на обложку немецкого Playboy. Выше мы говорили о том, что самые красивые дети рождаются у родителей разных национальностей, и Шермин – тому самое яркое доказательство. Её мать – немка, а отец – иранец.

Сейчас иранской красавице уже 38 лет, и её модельная карьера, во время которой она успела даже побывать лицом известного американского бренда одежды American Apparel, идет к закату, и теперь она активно осваивает актерское ремесло, чтобы продолжить свою карьеру в шоу-бизнесе, но уже в качестве актрисы. Начало этому пути уже положено – в 2004-2005 годах она вела популярное телевизионное шоу «Траумпартнер». Кроме выдающихся внешних данных, Шермин достаточно серьезно эрудирована, имеет диплом политолога и владеет 4 языками – немецким, французским, английским и фарси.

Какая одежда бывает в мусульманских странах

Для начала, вот хорошая инфографика о видах женской одежды в разных мусульманских странах.

Паранджу (полностью покрывающую тело, кроме глаз) в Иране не носят, вопреки устоявшемуся мнению. Может быть только очень религиозные люди в отдаленных деревнях где-нибудь на юге страны. Более того, чадор (чадру) носят не все женщины, примерно половина. Она обязательна только при посещении некоторых особо священных мест, и ее выдают при входе.

Религиозные женщины носят чадор

Вход в комплекс Amir Chakhmaq в Ширазе

Я могу только представлять, как же жарко в таких нарядах в душном иранском климате.

Общее правило — должны быть покрыты волосы и все тело, кроме кистей рук и ступней ног. Кроме этого, необходимо прикрыть бедра, то есть просто штаны или джинсы не подойдут. Даже если вы что-то ненароком нарушите, вам вежливо на это укажут и все, ведь вы же турист.

Вот немного иранской женской моды, сфотографировал на рынке в Ширазе

Есть даже купальники, естественно закрытые. Хотя женщинам в Иране можно купаться только на женских пляжах, куда нет доступа мужчинам. Купальники продаются на рынке на всеобщем обозрении, для меня это было странно.

Не жарко ли будет?

Когда знакомые иранцы стали присылать мне примеры, что надеть в Иране, я была озадачена. Моя поездка была запланирована на май, самое начало лета, когда воздух стремительно накаляется под 35-40 градусов. Ходить с длинным рукавом и покрытой головой казалось мне сродни тепловому самоубийству. К тому же, все фото традиционных манто, что мне прислали, выглядели как классические европейские тренчи и плащи на осень. Я даже несколько раз переспросила – а это точно на лето? Неужели вам не жарко в такой закрытой и плотной одежде?

Как показала практика и 40-градусный Язд – нет. Климат в Иране горячий и сухой, из-за чего хоть и жарко, но организм не сходит с ума из-за повышенной влажности. В Язде жара обрушилась на меня как раскаленная плита, но уже через день из меня вышла вся лишняя влага и словно открылось второе дыхание. Закрытая одежда и платок на голове не раз сослужили добрую службу, скрывая кожу и волосы от палящего солнца. В Персеполе, где мы гуляли больше трех часов, мои друзья иранцы получили характерный “загар велосипедиста”, а у меня даже нос не загорел.

Писатели и поэты

  • Масумех Абад (1962 г.р.), писатель, консервативный политик, автор
  • Махназ Афхами (1941 г.р.), писатель, политик, активистка за права женщин
  • Мана Агаи (1973 г.р.), поэт, переводчик и библиограф
  • Фарзане Агаейпур , драматург и писатель
  • Махшид Амиршахи (1937 г.р.), писатель, юморист и переводчик
  • Мина Ассади (род. 1943), поэт и писатель; лауреат премии Хеллмана / Хэмметта от Human Rights Watch в Нью-Йорке в 1996 г.
  • Сусан Азади (1954 г.р.), мемуарист
  • Камила Батмангхелиджх (1963 г.р.), психотерапевт, автор
  • Najmieh Batmanglij (1947 г.р.), ирано-американский автор кулинарной книги
  • Симин Бехбахани (1927–2014), поэт, номинант на Нобелевскую премию 1997 года
  • Нилофар Бейзайе , драматург, драматург и театральный режиссер
  • Симин Данешвар (1921–2012), академик, писатель и переводчик художественных текстов с нескольких языков на персидский.
  • Сахар Делиджани (род. 1983), широко переводимый романист; автор книги « Дети дерева Джакаранда» ; живет между США и Италией
  • Парвин Этесами (1907–1941), поэт 20-го века
  • Форо Фаррохзад (1934–1967), поэт-модернист и кинорежиссер.
  • Рабе Газдари , поэт, 10 век
  • Роя Хакакян (род. 1966), писатель, журналист и поэт
  • Шима Kalbasi (1972 г.р.), поэт, писатель
  • Лейла Касра (1939–1989), поэт и автор текстов
  • Мехрангиз Кар (род. 1944), юрист, писатель, научный сотрудник Рэдклиффа в Гарвардском университете (2005–2006)
  • Порочиста Хакпур (1978 г.р.), прозаик
  • Махсати (ок. 1089–1159), средневековый поэт
  • Шоку Мирзадеги , писатель,
  • Азаде Моавени (1976 г.р.), писатель и журналист
  • Акрам Монфаред Арья (род. 1946), шведский писатель иранского происхождения, поэт, пилот самолета и вторая женщина, получившая лицензию пилота на управление самолетами в Иране.
  • Роза Монтаземи , автор кулинарных книг
  • Граназ Мусави , поэт
  • Азар Нафиси (1948 г.р.), писатель, Читает Лолиту в Тегеране
  • Шахрнуш Парсипур (род. 1946), писатель.
  • Зоя Пирзад (1952 г.р.), писательница и лауреат литературной премии Hooshang Golshiri
  • Масуме Рамхормози (1965 г.р.), писатель
  • Мониро Раванипур (1952 г.р.), писатель
  • Гулрухсор Сафиева (род. 1947), народный поэт Таджикистана
  • Марджан Сатрапи (1969 г.р.), писательница-график Персеполя , вышивки и курицы со сливами
  • Хила Седиги (1985 г.р.), поэт, художник
  • Махасти Шахрохи , поэт, прозаик
  • Фатемех Шамс , поэт, автор
  • Тахере Коррат Аль-Айн (ок. 1814–1852), поэт, философ и теолог; семнадцатый ученик или Письмо жизни в Бабах (середина 19 века)
  • Нилуфар Талеби , писатель, литературный переводчик, мультидисциплинарный художник, продюсер
  • Лобат Вала (род. 1930), поэт
  • Шоле Вольпе (родился 1962), поэт

Академия

  • Роксана Бахрамиташ (1956 г.р.), социолог, писатель, профессор
  • Джанет Афари , активистка и исследователь в области истории , религиоведения и женских исследований ; преподает в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре
  • Леди Амин (1886-1983, также известная как Banoo Амин), двадцатый век правовед , богослов и великий мусульманский мистик
  • Джале Амоузгар (1939 г.р.), иранолог, профессор и председатель Тегеранского университета
  • Ноушафарин Ансари (род. 1939), профессор факультета библиотечного дела и информатики Тегеранского университета ; Генеральный секретарь Совета детской книги Ирана
  • Мина Бисселл , биохимик, директор Калифорнийского университета, Отдел естественных наук Беркли
  • Ширин Эбади (род. 1947), юрист, преподаватель Тегеранского университета (лауреат Нобелевской премии 2003 г.)
  • Азита Эмами , инженер, работающий над маломощными схемами смешанного режима в масштабируемых технологиях; Профессор электротехники и медицинской инженерии в Калифорнийском технологическом институте
  • Фариде Хейят , англо-иранский антрополог и писатель; преподаватель SOAS Лондонского университета и Американского университета в Центральной Азии на пенсии
  • Марджан Джахангири , профессор кардиохирургии Лондонского университета Святого Георгия , первая женщина-профессор кардиохирургии в Соединенном Королевстве и Европе
  • Фирозе Кашани-Сабет (1967 г.р.), профессор истории Пенсильванского университета; писатель
  • Фатеме Кешаварц (1952 г.р.), заведующая кафедрой азиатских и ближневосточных языков и литературы, профессор персидской и сравнительной литературы Вашингтонского университета в Сент-Луисе
  • Элахех Кулаи (1956 г.р.), профессор политических наук факультета права и политических наук Тегеранского университета; политик
  • Фарзане Милани (род. 1947), директор по исследованиям женщин и гендера; Профессор персидских и женских исследований Университета Вирджинии в Шарлоттсвилле , Вирджиния , США
  • Марьям Мирзахани (1977–2017), математик, бывший профессор Стэнфордского университета.
  • Валентин Могхадам (род. 1952), профессор социологии и международных отношений; Директор программы по международным отношениям и директор программы исследований Ближнего Востока Северо-Восточного университета
  • Азар Нафиси (1948 г.р.), бывший преподаватель Тегеранского университета и Университета Джона Хопкинса
  • Афсане Наджмабади (род. 1946), профессор истории и исследований женщин, пола и сексуальности Гарвардского университета
  • Насрин Рахими , писатель иранской культуры и персидской литературы; профессор сравнительной литературы в Университете Калифорнии в Ирвине
  • Захра Рахнавард (1945 г.р.), первая женщина- ректор университета, Университет Альзахра (1998–2006 гг.) После иранской революции
  • Пардис Сабети (1975 г.р.), генетик Гарвардской медицинской школы
  • Рейхане Сафави-Найни , криптограф; профессор информатики; руководитель Исследовательского института телекоммуникаций и информационных технологий Университета Вуллонгонга
  • Фатима Шамс (1983 г.р.), литературовед Оксфордского университета
  • Саба Сумех , профессор религиоведения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Университета Лойола Мэримаунт
  • Наира Тохиди , профессор и заведующая кафедрой женских исследований Калифорнийского государственного университета, Нортридж ; научный сотрудник Центра ближневосточных исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , США

Косметика

В Иране, как ни странно, очень любят яркий, даже вызывающий макияж. Там нет понятия нюдовых скромных дневных мэйкапов: девушки ярко красят губы, подводят глаза, накладывают несколько слоев туши. Такой способ выделиться из толпы для них является единственно возможным, ведь надеть более откровенную одежду они не могу.

Конечно, добрые мусульмане, живущие в строгих законах шариата, не одобряют обилия косметики на лице, но женщин это не останавливает.

Иранские девушки питают и особую страсть к пластической хирургии. Самая распространенная операция — ринопластика: иранки пытаются избавиться от широкого носа в форме «картошки», заполучив тоненький острый нос, коими обладают девушки-европейки.

Отличить девушку, изменившую недавно форму носа, можно по небольшому пластырю, наклеенному прямо на него. Некоторые дамы, чтобы показать свой статус и финансовое благосостояние, специально приклеивают кусочек пластыря на нос, не обращаясь при этом к пластическим хирургам.

Макияж иранских женщин: что он из себя представляет?

В одежде женщины Ирана привыкли проявлять сдержанность, волосы — покрывать платком; главным способом привлечь внимание к природной красоте в таких условиях остается макияж

Поэтому правило одного акцента здесь не работает. Иранские девушки не боятся выделять и то, и другое, поскольку макияж для них единственный способ подчеркнуть свою индивидуальность.

  1. 1

    Глаза

    В Иране упор делают именно на макияж глаз, стараясь визуально их увеличить и добиться максимальной выразительности. Девушки не обходятся без карандаша-кайала (актуальнее всего будет средство с толстым грифелем вроде Couture Kajal от Yves Saint Laurent Beauté), черной или коричневой подводки и темных теней, а также туши с эффектом объема и удлинения ресниц.

    Один из основных элементов макияжа глаз — хорошо проработанный контур, причем как внутренний, так и внешний. Иногда обводку дополняют стрелками.

    Смоки-айз тоже популярная техника, причем не только в классическом серо-черном исполнении, но и в цветном. Глаза у девушек в Иране чаще всего карие или орехового оттенка. Поэтому они используют такие оттенки, как бронзовый, розовый, сливовый, фиолетовый, коричневый.

    Подходящие цвета есть в палетке Shortcut из серии On-the-Run от Urban Decay.

    С помощью нее можно создать эффектный макияж в красной гамме.

    Советуем почитать:

    • Как сделать смоки айс для карих глаз? Фотоинструкция
    • Вечерний макияж для карих глаз: видеоурок
    • Дневной макияж для карих глаз
  2. 2

    Брови

    От природы у иранских женщин густые и широкие темные брови. Следуя современным тенденциям, многие стараются сохранить их в первозданном виде, придавая им разве что чуть более аккуратную изящную форму. И без того выразительные брови в Иране еще дополнительно подкрашивают тенями, карандашом или маркером, превращая их в ключевой элемент макияжа, определяющий архитектуру лица. Если у вас от природы тонкие брови, а вы хотите добиться полного перевоплощения, помогут советы из этого видео.

  3. 3

    Губы

    Интенсивный макияж глаз в Иране не исключает использования в том же образе яркой помады. Популярны насыщенные, глубокие оттенки — речь идет о цвете спелой вишни, марсала, бордовом и сливовом.

    Voyager

    Желаемой плотности цвета проще всего добиться с помощью жидкой матовой помады. Это может быть, например, Superstay Matte Ink от Maybelline New York в оттенках Pioneer, Ruler, Voyager, Visionary.

    Ruler

    Visionary

    Pioneer

Семья в Иране. Как выбирают невесту

Если молодые познакомились сами и полюбили друг друга, то все понятно. Скорее всего, они не сильно задумываются о характере и привычках своего партнера и прежде всего следуют велению сердца. Лучше поговорим о традиционной модели семьи, когда невесту ищут и подбирают родственники со стороны жениха.

Поиск невесты – процесс сложный, длительный и выматывающий. Начинается он с ближайшего окружения, двоюродных сестер. Если среди них не нашлось подходящей кандидатуры (все уже замужем или недостаточно выросли), меткий взгляд перебрасывается на соседей и более дальних родственников вплоть до таких, с которыми в жизни один раз только и встретишься. В самом крайнем случае к поискам невесты подключают всех знакомых. Рассказывают им, какой хороший есть “купец”, какие требования он предъявляет к невесте – и молва распространяется по всей округе.

В поисках невесты

У каждой семьи могут быть свои критерии к будущей невесте. Одним нужна с высшим образованием, другие больше смотрят на степень ее религиозности. Одни хотят, чтобы она была творческой личностью, другие – практичной и домашней. Во многом это зависит от уклада жизни семьи жениха и его личных пожеланий. Тем не менее можно выделить несколько общих критериев, которые применимы практически к любой семье, вне зависимости от ее социального положения, места жительства и дохода.

Идеальная иранская невеста:

  • любит детей;
  • умеет вести хозяйство;
  • из уважаемой семьи;
  • радушная и гостеприимная;
  • симпатичная;
  • без опыта прошлых отношений.

Мать и сестры жениха ходят на все свадьбы и присматриваются ко всем свободным девушкам. О тех, которые особенно понравились, начинают наводить справки по знакомым: чем занимается и увлекается, где учится, в какой семье выросла, хочет ли замуж. После этого мать жениха в неформальной обстановке заводит как бы разговор ни о чем с матерью невесты и между делом рассказывает, что “у вас товар, у нас купец”. Если мать невесты дает предварительное добро, дома жениху рассказывают о невесте, о всех ее блестящих качествах, показывают фотографию. Когда жених выражает согласие на брак, можно перейти к следующему этапу.

Знаковое фото

Она нашла работу в сфере маркетинговых исследований, прежде чем выучиться на журналиста и провести несколько лет в качестве парламентского корреспондента. Однако ее отстранили за ношение красных туфель и, в конце концов, ее пропуск был аннулирован. Несколько лет спустя, ощущая возросшую опасность еще одного ареста в Иране, она переехала в Великобританию и в возрасте 33 лет начала учебу в университете Оксфорд Брукс. Масих продолжила свою битву уже из Великобритании, брала интервью у иранских лидеров по телефону и, бросая им вызов относительно обязательного хиджаба, писала и выступала в защиту прав женщин

Однако ее кампания по-настоящему привлекла всемирное внимание лишь после события, произошедшего в 2014 году, когда Масих Алинежад жила неподалеку от садов Кью Гарденс в Лондоне

Случайная фотография помогла активистке привлечь всемирное внимание к своей кампании / Фото Masih Alinejad via Facebook

То было весеннее утро в стране, где ни одна женщина не станет особо задумываться о своем праве открывать волосы. Но для Масих это все еще оставалось драгоценной свободой. На улице, наполненной цветением вишен, она радостно бежала вперед – просто чтобы насладиться ветром в ее волосах. Момент был запечатлен на фото ее партнером, Камбизом, и позже Масих опубликовала снимок на своей странице в Facebook, отметив, что в ее собственной стране этот простой акт был бы незаконным.

Фотография немедленно привлекла внимание и, более того, побудила других присоединиться к Масих

Многие из тех женщин, кто выкладывал фотографии «с ветром в волосах», находились в Иране, отважно взмахивая над головой своими мусульманскими платками, рискуя задержанием и наказанием за протест против их права на выбор: носить хиджаб или нет

В течение нескольких дней страница Facebook иранской активистки получила более 100 тыс. лайков. Так родилась кампания My Stealthy Freedom , которая предлагает женщинам обмениваться фотографиями без хиджаба. Те, кто это делает — некоторые спиной к камере, но многие смело улыбаясь и смеясь прямо в объектив, — не являются активистками: по словам Масих, они обычные женщины, заявляющие от всего сердца о том выборе, который они должны иметь – и знают об этом.

Что надеть женщине для поездки в Иран?

Оптимальный вариант – джинсы или другие комфортные вам штанишки и что-нибудь просторное и длиннополое сверху. Брюки совершенно необязательны. С тем же успехом вы можете выбрать длинное платье, сарафан или юбку. Но лично мне было комфортнее лазить по развалинам и горам в джинсах и кроссовках. В качестве “манто” подойдет любая туника, кардиган, плащ, популярная летом 2017 накидка-кимоно или просто длинная свободная рубашка. Обувь – на ваше усмотрение. Женщины в Иране не очень любят носить открытую обувь тк это не гигиенично – во многих ресторанах едят на полу и не очень вежливо демонстрировать всем свои пыльные натруженные ноги. Но вы совершенно спокойно можете ехать в сандалях.

  • Джинсы с дыркой на коленке – можно
  • Рукав “три четверти” или просто подвернутый – можно
  • Украшения и макияж – сколько угодно
  • Майки с неглубоким вырезом под распахнутую рубашку/манто – можно
  • Принты и разные надписи на английском – сколько угодно

Поделиться

Дискриминация по половому признаку

Разрыв в оплате труда

В иранских семьях главным добытчиком всегда был и остается мужчина: отец, брат или муж. Считается, что женщине вообще не обязательно работать. Но если хочется, то конечно, можно. В этом смысле права женщин в Иране никто не ограничивает. Однако очень редко можно встретить иранку, которая работает с утра до ночи, чтобы прокормить себя или всю семью. Скорее это приятное хобби, возможность иметь деньги на личные расходы.

Эволюция женской моды в Иране

Именно так рассуждают работодатели, а потому не спешат платить иранкам столько же, сколько мужчинам. Последним нужно кормить семью, поднимать детей, помогать престарелым родителям. А у женщины всегда найдется помощник и опекун, можно ей и меньше заплатить. К тому же в иранском обществе распространено мнение, что женщина никогда не сможет работать так же хорошо, как мужчина.

Посещение стадиона

Официальный закон Ирана категорически строго запрещает иранкам смотреть футбольные и любые другие спортивные матчи на стадионе. Их просто-напросто никто туда не пустит!

Внятного объяснения этому ограничению нет. Считается, что болельщики-мужчины ведут себя неприлично, и добропорядочной женщине находиться в такой компании не стоит. Но ведь она сама может решить, не правда ли? Да, и не сказать, что на стадионах творится что-то безобразное. В обычной жизни тоже можно столкнуться с грубостью и невоспитанностью.

Боевые иранки не мирятся и с этим законом. Они очень любят футбол и не могут упустить возможность поддержать любимую команду. Надевают мужскую одежду, рисуют усы и бороду и на свой страх и риск отправляются на запретный стадион.

Езда на велосипеде

Официальный закон Ирана гласит, что всем лицам женского пола запрещена езда на велосипеде в общественных местах

Дескать, это привлекает ненужное внимание, да и вообще, не скромно это

Однако иранки уже так давно нарушают этот запрет, что даже полиция махнула на них рукой. Сегодня редко можно увидеть, чтобы велосипедисткам делали замечания или хотели отвести в полицию. Но официально закон сохраняется. Если очень хочется покататься на велосипеде, лучше делать это в парке.

Пение и танцы

На официальном телевидении Ирана вы никогда не услышите, как поет женщина и не увидите ее танцы. Даже безобидную пианистку прячут за кулисами! Власти Ирана разрешают петь женщине только в составе смешанного хора и, конечно, музыка не должна попадать в категорию запретной. Исключительно традиционная иранская музыка с классическим мотивом на стихи классиков: Саади, Хафиз и др.

В общественном месте запрещено петь и мужчинам. Но, например, в Исфахане каждый вечер около моста Хаджу собираются любители музыки, чтобы послушать импровизированный концерт. Пока полиция не разгонит.

Танцы, как вы понимаете, верх неприличия. Соблазнительные движения восточных красавиц непременно заставят мужчин сойти с правильного пути. Остается иранкам танцевать только на свадьбах и днях рождения в тесном женском кругу.

Домогательство на улице

Наверняка, вы уже не раз слышали, что в Иране очень безопасно и можно спокойно ехать туда одной. Совершенно не спорю, я сама много раз ездила в Иран одна. Однако тут есть небольшое уточнение. Я всегда находилась в компании парня. Конечно, вас никто не украдет. Но будьте готовы к огромному повышенному вниманию и даже (иногда) грубому поведению со стороны мужчин.

Если иранка одна идет по улице, ей вслед будут ссыпаться предложения познакомиться. Если она одна стоит на остановке, проезжающие мимо машины и мотоциклы будут сигналить с предложением подвезти. А если дело идет к вечеру и это немноголюдный парк, то можно ожидать даже более решительных действий – “нечаянных” касаний, преследование и т.п. До криминала дело доходит крайне редко. Однако испорченное настроение гарантированно.

Наверно, именно поэтому иранки предпочитают ходить большими компаниями – с друзьями или родственниками. Как бы иранцы не старались показать себя современными, воспитанными и культурными, все еще очень много тех, кто неправильно воспринимает одинокую девушку на улице.

Дизайн

  • Лейла Арагян (1983 г.р.) архитектор, основатель Diba Tensile Architecture, специализирующаяся на проектировании, производстве и установке мембранных конструкций.
  • Фаршид Муссави (1965 г.р.), архитектор, основатель компании Foreign Office Architects
  • Насрин Сераджи , французский архитектор иранского происхождения, основатель Atelier Seraji Architectes & Associes.
  • Марджан Сатрапи (1969 г.р.), кинорежиссер и писатель-график

Модный дизайн

  • Фарназ Абдоли , дизайнер женской одежды и основатель POOSH-e MA
  • Пегах Анвариан , модельер из Лос-Анджелеса.
  • Арефех Мансури (1980 г.р.), модельер и дизайнер костюмов
  • Бехназ Сарафпур , дизайнер высокой моды из Нью-Йорка.
  • Махла Замани , модельер, журналист; эксперт по традиционной иранской заправке
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.