Как хоронили древние славяне на руси до принятия христианства

Алан-э-Дейл       08.06.2022 г.

Тризна

Как правило, сожжение тела совершали на закате дня — жизнь кончилась так же, как завершается день. А Солнце — Сварог на ночь уходит в потусторонний мир — Навь и своими лучами освещает дорогу душе.

После сожжения устраивали поминальный ужин или тризну. Неподалеку от курганов и долины мертвых находилась площадка для воинских состязаний — ристалище. Если умерший был воином, кроме традиционного ужина на ристалище устраивали театрализованное представление в память о его подвигах. В ночь похорон никто не спал, печаль сменялась весельем, жизнь продолжалась.

Древние славяне свято верили в то, что человек не умирает полностью, а его душа направляется в лучший мир, чтобы затем вернуться на землю. Поэтому скорбь была не главным чувством на поминках. Здесь устраивали так называемые похоронные игры, разыгрывали сценки из жизни покойного, рассказывали о его жизни, вспоминали о других умерших родственников и их заслугах перед семьей и Родом.

Так своеобразно проходила тризна — поминки. Живые сами вкушали вкусные блюда, а на утро следующего дня отправлялись к свежему кургану «кормить покойника» — несли ему простое угощение — сладкую кашу или блины с медом. Это еще одна языческая традиция, сохранившаяся до наших дней.

Славянский погребальный обряд

Как хоронили в древней Руси до принятия христианства? Существовал ряд традиций. Если человек умирал в течение долгого времени, к его смерти готовились заранее. Рядом с больным должна была сидеть женщина, которая «стерегла» душу. У этой женщины должна была быть чашка с водой, в которой душа должна была совершить последнее омовение, чтобы отправиться в загробный мир чистой. Если вода в стакане начинала колыхаться, это обозначало, что дух умершего моется.

Омывали покойника в доме. После омовения он должен был лекжать в красном углу. В это время семья должны была готовиться к похоронам и к последующим поминкам или к тризне.

Погребальный костер

Самой древней является культура покрывальных захоронений славян, когда тела просто закапывались в землю и покрывались слоем земли. Позже появились несколько иных способов погребения. Умерших могли сжигать на кострах, закапывать в землю или совершать воздушное погребение. Самыми распространенными считаются захоронения в земле. Интересно, что в самых древних найденных могилах люди лежат в эмбриональной позе: якобы именно так они быстрее смогут переродиться в новом теле. Позже хоронить начали в полный рост. А с приходом христианства покойников начали располагать таким образом, чтобы голова их была направлена строго в западном направлении.

На похоронах должны были присутствовать плакальщицы: женщины, оказывавшие весьма специфические услуги

Плакальщицы пели специальные обрядовые песни, посвященные переходу души в новое качество, громко рыдали и причитали, привлекая внимание к похоронной процессии, давали подсказки, как следует вести себя родственникам

Когда смерть будет очевидной

Наталья Аркадьевна Четырина в статье «Срок похорон в конце XVIII – в начале XIX вв.» приводит данные, по которым в XVI—XVII веках знатных покойников оставляли в храмах на 8 дней, а хоронили на 9-й день.

Анализ метрических книг показывает, что начиная с XI века и по XVI половину покойников хоронили в тот же день или на следующий. Так были погребены князья Всеволод Ярославич и Андрей Владимирович (XI век), князь Юрий Долгорукий (XII век), Иван Калита (XIV век) царь Михаил Федорович (XVII век) и патриарх Адриан (1700 год).

В 1704 году император Петр Великий издал указ, по которому погребать умерших дозволялось лишь на третий день, когда признаки смерти становились очевидными. Тем не менее вплоть до XX века народ делал по-своему.

Русский духовный писатель Сергей Васильевич Булгаков писал, что простые люди «по давней привычке» не хотят держать у себя тела умерших, иногда хоронят их без спросу, без отпевания и раньше положенного срока.

Согласно данным метрических книг Сергиева Посада за 1780—1812 годы, в первый день горожане хоронили почти 50% умерших, на второй – 36%, на третий около 10%, причем две трети умерших детей погребали в этот же день.

Обрядовая кремация у славян

Как хоронили славяне до принятия христианства? Часто практиковалась кремация. Она проводилась на закате, чтобы душа следовала вслед за солнцем. Хорошей приметой считалось, если дым поднимался к небу. Славяне полагали, что в этом случае за душой умершего спустился Сварог.

Часто кремировали на лодке, которая, по поверью, должна была переплыть через реку, чтобы оказаться в загробном мире. В лодку складывали ценные для покойного вещи, обереги и амулеты, запас пищи. Также туда сажали домашних животных, которые были дороги умершему.

При сожжении на костре усопшего сперва оставляли на несколько дней в доме, уложив на стол. Отражающие поверхности завешивались, чтобы покойный не мог забрать души живых людей. Считалось, что если не закрыть зеркало, скоро в семью опять придет смерть. Несколько дней в доме читались специальные молитвы. После этого тело сжигалось. Пепел развеивался по ветру, а части, оставшиеся целыми, просто разбрасывались по окрестным лесам.

Зачем нужно было соблюдать ритуалы?

Славянский погребальный обряд существенно изменился с принятием христианства. Однако основной целью и языческих, и православных похорон было облегчение переселения души усопшего в мир иной. Интересно, что многие языческие традиции органично вплелись в православные. Славяне верили, что после смерти начинается другая жизнь, а расставание души с телом — всего лишь этап на пути к вечному существованию. И задачей родственников человека становилась помощь душе в ее путешествии.

То, как славяне хоронили умерших, отражает заботу о комфортной жизни души в мире ином. Например, рядом с мужчиной обязательно клали оружие, убитого коня, собаку, с женщиной — кухонную утварь. Было принято наряжать человека в лучшие одежды и класть в могилу то, чем он пользовался во время земного существования.

Если умирал знатный человек, убивали нескольких его слуг и одну из жен. Причем убивали ту женщину, которая соглашалась последовать за супругом в иной мир. Жена должна была радоваться предстоящему «переселению»: несколько дней она пировала, веселилась и тщательно готовилась к воссоединению с мужем.

После похорон совершалась тризна. Устраивался пир, на котором гости вспоминали усопшего, пили за него и желали легкого пути в загробный мир. Горевать не было принято, ведь до принятия православия считалось, что душа после смерти продолжает существовать в мире, который во многом напоминает земной, а разлука с усопшим носит лишь временный характер.

Обряд воздушного погребения

Обряд воздушного погребения — один из древнейших похоронных обрядов. Тело покойного подвешивается в воздухе, чтобы отдать его стихиям (воздуху, солнцу, ветру и т. д.). В России таким образом могли захоранивать соплеменников мокшане. Они заворачивали тело в собранную с деревьев кору и подвешивали в воздухе. Такой способ носил название «урля».

Был у мокшан и другой метод воздушного погребения. Срубались четыре стоящих рядом дерева. Из бревен делался сруб, который размещался на оставшихся пнях. В срубе оставляли усопшего. Подобные кладбища после принятия Русью христианства были подвергнуты сожжению, и мокшане начали хоронить покойников в земле.

Вера в переселение душ

Фольклорист Миролюбов в работе «Сакральное Руси» сообщает, что жители центральных российских губерний верили: человек перерождается в своих правнуков. Поэтому и принято было давать детям имена в честь умерших предков. Но если человек жил недостойно, то цикл перерождения мог прерваться.

Тот свет для славян делился на три «царства»: Правь, Навь и Славь. Живые люди обитали в так называемой Яви. Правь предназначалась для ожидающих перерождения душ праведников, Навь – для грешников. В Славь же попадали души героев, которые после кончины обитали рядом с богами. Чтобы оказаться на той стороне, если верить древнеславянским сказаниям, нужно было пересечь реку Смородину по Калинову мосту, связывающему царство живых и царство мертвых.

Мировоззрение славян

В основе мировоззрения древних славян лежала идея мира как единой системы, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Люди жили в единении с природой, считали себя её частью. Своеобразной энциклопедией мироздания, которая содержит ответы на все вопросы, для славян были Веды. Ведические писания — это первооснова бытия, объясняющая смысл мировоззрения и духовного роста. Иерархию славянских Богов возглавлял огонь Света и космоса. Животворящий лик солнца был очень важным для древних славян, они называли его Ра.

Справка! Не стоит забывать, что славяне были не чужды и человеческим жертвоприношениям.

4.1. Характер верований языческой религии древних славян

В основе религиозных верований древних славян был культ природы и культ предков. Единого Бога у славян не было, каждое родовое племя могло поклоняться как общим Богам, так и своим собственным. Языческая культура славян полнится различными именами высших сил, отвечающими за определенные процессы или явления мира.

Наиболее известные из божеств и богов древних славян:
  • Перун — один из Верховных Богов, громовержец;
  • Велес — скотоводческий Бог, Бог богатства;
  • Сварог — отец других божественных созданий, Бог огня и неба;
  • Макошь — Богиня судьбы, воды и плодородия, олицетворение женского начала;
  • Лада — Богиня любви и красоты, покровительница урожая;

4.2. Вселенная древних славян

Вселенную древние славяне представляли в виде многоступенчатой модели, в которой существовало три мира. Они располагались друг над другом. В центре миров находилась Земля, а под ней — «исподний» мир мёртвых. Над землёй находились 9 частей небес, каждая из которых имела своё назначение. В одной части небес обитало солнце, в другой — луна, в третьей — запасы воды. Седьмое небо небес называлось твердью, за ним, по преданиям славян, находился рай.

В «Велесовой книге» все три части Вселенной имели свои названия. Верхний мир звали Правью, средний — Явью, а нижний — Навью. Все миры, Явь, Навь и Правь, объединяло Древо Жизни. Мир людей находился в дупле дерева, а ветви уходили высоко в небеса.

Важно! Напомним, что «Велесова книга» была признана фальсификацией 19 или 20 века.

4.3. Периодизация развития славянского язычества

Славянское язычество в древности формировалось в несколько стадий.

Первую стадию развития древнеславянского единства историки относят к каменному веку. В то время существовал лунный календарь, а в языческой религии господствовал культ природы. Вторая стадия связана с изготовлением идолов и человеческими жертвоприношениями. Её ещё называют эрой Сварога — божества неба и огня. Период характеризуется установлением патриархата, культа Рода и Рожаниц, а также культа предков. Происходит укоренение языческих традиций и обрядов. Третья стадия называется эрой Дажьбога, в то время люди верят в животворящую силу Солнца. Складывается культ Перуна, оформляются лики и функции других божеств славянского пантеона.

Основным занятием восточных славян было пашенное земледелие. В хозяйствах люди разводили домашний скот: коров, овец, лошадей. Большим подспорьем были промыслы: рыболовство, охота, сбор дикого мёда, ягод и грибов. Восточнославянские племена были язычниками, единого Бога не существовало. Они верили в пантеон Богов, который был многочисленным. Каждое племя почитало общих богов и своих собственных. У одного племени самым почитаемым был Перун (бог грома и молний), у другого — Ярило (бог солнца), у третьего — Стрибог (бог ветров), у четвертого — Велес (бог скотоводства), у пятого Мокошь — (богиня земледелия).

Пугание беременных

К родам наши предки относились с особым трепетом. Считалось, что этот момент ребенок переходит из мира мертвых в мир живых. Сам процесс и так нелегкий для женщины, а бабки-повитухи старались сделать его совсем уж невыносимым. Специально обученная бабка пристраивалась между ног роженицы и уговаривала тазовые кости раздвинуться. Если это не помогало, то будущую маму начинали пугать, греметь кастрюлями, могли жахнуть около нее из ружья. Еще очень любили вызывать рвоту у роженицы. Считалось, что когда ее рвет, ребенок идет охотнее. Для этого в рот пихали ее же косу или засовывали пальцы.

Какими особенностями (отличительными чертами) обладали староверы

Староверы имели много отличительных черт. Они проводили массу разных старинных обрядов. Осветить все невозможно в одной статье, остановимся на основных понятиях.

У староверов была одна, правильная и истинная вера — вера их предков. Они передавали ее из поколения в поколение, не нарушали правил, четко им следовали. Общими усилиями они сохранили и пронесли эту позицию сквозь тысячи лет, сохранили. Когда стоят службу, староверы складывают руки на груди, а не крестятся. Они также кланяются своим божествам несколько раз. Все должно выполняться одновременно (синхронно). Каждый человек призван следить за тем, как он себя ведет во время церковной службы.

Одной из главных особенностей староверов считался восьмиконечный крест. Наряды, в которых староверы стояли службу, были соответствующими. Это обязательно должен быть старорусский стиль. На кресте не должно быть распятия. Истинный, настоящий старовер не воспринимает окружающий мир как нечто главное, единственно существующее. Он чувствует себя несколько отрешенно, больше живет своим внутренним миром, нежели социумом

Все мирское для старовера — не важное не главное, нечисть, не иначе

Обряды староверов обладают некоторыми особенностями. Давайте рассмотрим их более детально. Вели свой быт и жили староверы согласно древним книгам. Они очень верили в священные писания, постоянно читали их, изучали информацию, общались со своими предками, многое от них переняли. Некоторые традиции передавались только от одного поколения к другому, от старших к младшим.

В семьях царил патриархат. Единственное, что было возможно. Мужчина считался главным в семье, к его мнению прислушивались, главу уважали, ценили и понимали. Как мужчина скажет, так и будет. Женщина следовала за мужем. Жены должны были подчиняться своим мужьям, не имели права перечить им. Мужчина считался добытчиком и главным, а женской участью был быт, рождение и воспитание детей, сохранение семейного очага, ведение домашнего хозяйства. В общем, все то, чем нормальная женщина должна заниматься. Не воевать, а создавать. Сейчас многие мужчины также придерживаются данной позиции. В своих семьях они выполняют главенствующую роль.

Как договориться об отпевании

Отпевание – это церковный обряд. Если умерший не был христианином, его не отпевают. Чтобы договориться об отпевании, нужно подойти в храм или часовню, в которой будет производиться церемония. В церковной лавке для этого нужно будет предъявить свидетельство о смерти и документ, подтверждающий то, что христианин не совершил самоубийство. Иногда вторая бумага не нужна, всё записывается со слов родственников. Если человек наложил на себя руки, но имел психическое заболевание, то нужно идти в ПНД по прописке или в больницу, где он наблюдался, и просить дать бумагу, подтверждающую болезнь. В этом случае самоубийцу могут отпеть.

Отпевание бывает очным и заочным. Самоубийц с психическими заболеваниями по церковным правилам отпевают только заочно. У всех остальных есть выбор. Очное отпевание происходит непосредственно над гробом и стоит дороже. Заочное отпевание может совершаться после проведения похорон. Но по заверению священнослужителей от того, как совершается чин отпевания при похоронах, загробная участь человека сильно не меняется. Однако любого православного христианина надо отпеть хотя бы заочно.

Общую стоимость отпевания назовут в церковной лавке. Карты в церкви не принимают, поэтому нужно заранее запастись наличными. Во время посещения храма у женщин на голове должен быть платок, а мужчины наоборот снимают головной убор перед входом в церковь.

Вынос тела и траурная процессия

По традиции вынос тела назначается не ранее 12:00-13:00, но с таким расчетом, чтобы погребальный ритуал завершился до заката солнца. Обычно вынос производят до 14 часов. Тело выносят вперед ногами, стараясь, чтобы гроб не задевал дверных косяков и порога.

Перед выносом те, кто пришел проститься с человеком, могут выстроиться вдоль пути следования похоронной процессии. Прежде чем вынести из дома тело покойного, из дома выносят:

  • венки;
  • портрет усопшего;
  • подушку с наградами;
  • крышку гроба.

Через 10 минут выносят гроб, который проносят к катафалку, выходят родственники. Перед тем, как погрузить гроб в катафалк, его на несколько минут устанавливают у автомобиля и оставляют открытым – так попрощаться с усопшим могут те, кто не смог побывать в доме и не поедет на кладбище.

В катафалке гроб устанавливают изголовьем вперед на постамент, рядом укладывают траурные венки.

Говоря о традициях и обычаях похорон у русских, нельзя не сказать об оплакивании. По традиции, причитания и слезы характеризуют личность человека, ушедшего из жизни: чем больше плача, тем лучше у человека были отношения с окружающими. В былые времена на Руси существовали плакальщицы – женщины, которые приглашались на похороны, чтобы оплакивать усопшего. Фольклор сохранил для нас и славянские похоронные песни-причитания.

Останавливаться по пути похоронная процессия может только в церкви и у кладбища. При этом замедлять движение можно, проходя или проезжая важные для усопшего места. По пути следования можно разбрасывать еловые ветви или живые цветы – гвоздики на похоронах мужчины и розы для девушек и женщин.

Ближайшие родственники не могут нести гроб. Обычно эту услугу выполняют специально приглашенные люди, друзья или коллеги человека, ушедшего из жизни.

Погребальный обряд до принятия христианства

Похоронные обряды были схожи у всех древних славян. Для погребения умершего использовались:

  • Крада (костер).
  • Погребальная ладья.
  • Курган.

Сначала укладывали костер. Он был в величину человеческого роста, а то и выше, в форме четырехугольника. Каждая сторона символизировала сторону света.

Линии погребального костра обозначали стороны света, как 4 этапа жизни человека:

  1. восток — рождение и юность;
  2. юг — взросление и зрелость;
  3. запад — закат жизни;
  4. север — уход за грань (в Навь).

Лучшими деревьями для костра считались береза и дуб. Их использовали вместе, или отдельно. В середину крады клали ветки и солому, чтобы пламя при разжигании вспыхнуло ярко и быстро. Иногда по периметру крады выкладывали снопики сена или соломы, что служило символической оградой между умершим и живыми.

Перед тем, как хоронить, умершего наряжали в лучшую одежду, и клали в погребальную ладью, вместе с ним оставляли его личные обереги, поминальную еду и вещи, необходимые в загробном мире, в том числе монеты. Могли положить крылья птиц (для легкого загробного путешествия). Обязательно клали хлеб и соль, как символы земли и возрождения.

Ладья, или лодка — символ своебразного моста, по которому душа должна попасть в Навь по реке Смородине, отделяющей два мира.

На закате погребальную ладью несли к краде, которая обычно располагалась на западе деревни, или города. Там уже ожидал волхв или жрец. Считалось, что солнце на закате готовилось погрузиться в Навь, и Даждьбогу было легче забрать с собой душу умершего.

Волхв поджигал краду, а после ее сгорания и остывания пепла, собирал тот в особую урну — домовину. Обряд сопровождали похоронные песни и молитвы.

Пепел, не поместившийся в домовину, жрец развеивал над землями рода умершего, или над рекой. Саму домовину помещали в центр домика, построенного для хранения праха. Он был простым, и состоял из столба с набитой деревянной площадкой, на которой устанавливали 4 столбика, и крышки, которую покрывали белым платом.

Все родичи покойного засыпали домовину землей, пока не образовывался курган. Он служил последним местом упокоения человека. Рядом с курганом, или поверх него помещали могильный камень.

Актеры и актрисы

По сей день не утихают споры, насколько часто хоронили актёров в Российской империи за кладбищенской оградой. Например, преподаватель из Орла Игорь Николаевич Чистюхин в работе «Отношение христианской церкви к театру…» указывает, что в РПЦ не существует канона, по которому хоронить актеров на кладбище было бы запрещено.

В ответ можно привести слова протодиакона Дмитрия Половникова, который пишет, что этот запрет касался прежде всего участников греческих мистерий, которые были поклонением языческим богам и устраивались в их честь. На Руси запрет касался скоморохов, плясуний и других людей, которые зарабатывали на жизнь лицедейством, часто сопровождавшимся телесным или духовным блудом.

В Апостольских правилах указывалось, что «взъемший в супружество… отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную (что переводится как актриса, устроительница зрелищ или даже плясунья), не может быти епископ, или пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина».

О том, что актерство – грех, знала знаменитая оперная певица конца XVIII века Прасковья Жемчугова, которая уже будучи женой князя Шереметева, раздала немало денег, чтобы загладить грех актерской юности.

Похороны

Умершего сначала обязательно обмывали, облачали в чистые одежды, клали на лавку головой к красному углу, в котором стояли домашние кумиры — подобие современного иконостаса.

Руки и ноги связывали тонкой веревкой, тело накрывали белым холстом. Стеклянных зеркал в домах не было, вместо них использовали отполированные бронзовые или медные пластины — зерцала. Эти зерцала завешивали полотном, чтобы душа не заблудилась в ином мире, не осталась в зерцале и не забрала с собой кого-нибудь из членов семьи.

Двери в доме, где был покойник, не закрывали на замок, благодаря чему душа могла свободно перемещаться по усадьбе, в ожидании похорон и отправления на небо. Эта традиция в деревнях сохраняется и до настоящего времени, чем иногда пользуются недобросовестные односельчане, и стараются незаметно вынести что-либо со двора или из дома — по-просту украсть.

На глаза покойному клали тяжелые монеты — серебряные или медные, чтобы они не могли открыться. Иногда монеты помещали и в рот покойнику — его плата за перевоз в иной мир.

Издавна на Руси с покойным на Руси три дня — эта традиция сохранилась и с приходом христианства. В дохристианскую эпоху, покойника в день кремации перекладывали в лодку или ладью, в которой он переплывал реку Смородину — славянский аналог древнегреческого Стикса.

Позже, когда умерших начали хоронить в земле, лодка стала менее просторной, немного видоизменилась, приобрела крышку и другое название. Но и до сих пор, увидеть во сне человека в лодке означает его скорую смерть. А гроб, как в старину, называют домовиной.

Все три дня, в течение которых покойник находился дома, жрецы читали специальные напутствия, обращались к Перуну, ранее умершим предкам и высшим силам с просьбой принять его душу, перечисляли его заслуги на этом свете.

Из дома тело в лодке выносили вперед ногами, как будто покойный вышел сам. По традиции, несли его чужие люди, родные же не должны были идти впереди покойника.

Непосредственно перед помещением на место погребального костра, родственники целовали лоб умершего для получения от него энергии.

Иногда вместе с умершим мужем на тот свет отправлялась и его жена, причем делала это добровольно, показывая таким образом, что не желает с ним расставаться. Она одевала свои лучшие одежды, прощалась и родными, и при этом всячески веселилась — ведь впереди ее ждал лучший мир, жизнь с любимым в Свароге или в Ирии. В день кремации ее убивали, а тела сжигали на одной кроде.

Но чаще всего в рай знатного русича сопровождала одна из его наложниц, она добровольно соглашалась умереть, чтобы не расставаться со своим господином.

Вместе с умершим мужчиной сжигали трупы его коней и домашних животных. Для этого кроду составляли из дров, дающих много жара и огня — березы, дуба, кедра. Эти деревья считались священными и наиболее подходящими для кремации.

Пепел с кроды собирали в урну — домовину, и ставили ее на площадку, опорой для которой служили столбы. Сверху столбы закрывали крышкой, после чего и насыпался курган.

Православные похороны

Традиционный православный похоронный обряд, который начали практиковать после крещения Руси, включает несколько этапов:

  • омовение. Считается, что усопший должен предстать перед Господом с чистыми душой и телом;
  • облачение. Умершего одевают в чистые одежды, накрывают белым саваном (одеянием);
  • положение в гроб. Покойник должен лежать с закрытыми глазами и вложенной в руки ритуальной иконкой. Руки должны располагаться крест-накрест;
  • чтение панихид. До момента выноса тела родственники покойного должны читать особые молитвы. Накануне выноса священник прочитывает заупокойную литию;
  • отпевание, заказываемое в храме;
  • погребение. Священник читает молитву и кидает горсть земли на саван. В случае отсутствия священнослужителя после прощания с покойным и опускания гроба в землю каждый присутствующий должен бросить землю на его крышку;
  • могила закапывается, на ней устанавливается крест.

Хоронить людей по православным традициям принято на третий день после смерти.

Несмотря на то, что главной религией в России считается православие, живы некоторые традиции, к которым прибегали язычники. Например, после выноса тела в доме принято подметать, иногда пол окропляют святой водой. Когда в доме лежит мертвый человек, зеркала обязательно завешиваются тканью, а в гроб покойного часто кладут вещи, которые он любил при жизни: книги, мягкие игрушки, украшения и даже фотографии.

Похоронный обряд у древних славян — комплекс ритуалов, цель которых — облегчить путешествие души в загробный мир. С принятием христианства традиции изменились, хотя многие из них не исчезли полностью. Поэтому современные похороны включают и православные, и исконно языческие традиции.

Что такое язычество

Слово «язычество» происходит от славянского слова «языцы», то есть «народы», не принявшие христианство. Также оно в исторических летописях обозначает «поклоняющийся многим богам (идолам)», «идолопоклонник».

Само слово «язычество» — калька с греческого «ethnikos» («языческий»), от «ethnos» («народ»).

От этого же греческого корня народ называется «этносом», и образовано название науки «этнографии» «изучающей материальную и духовную культуру народов».

При переводе Библии переводчики переводили словом «язычник» еврейские термины «гой» (нееврей) и подобные им. Затем словом «язычник» первые христиане стали обозначать предствителей всех неаврамических религий.

То, что эти религии были, как правило, политеистическими, повлияло на на то, что «язычеством» в широком смысле стали называть «многобожие» как таковое.

Обряд имянаречения

У наших предков человек в течение жизни мог менять свое имя. Его имя менялось в зависимости от того, какие способности и вид деятельности преобладали в его жизни на конкретный период времени. Такие обычаи наших предков служили для них энергетической опорой для него. Вера в силу имени у предков была очень сильная. Поэтому на этот обряд не жалели сил и времени.

Считалось, что когда люди принимают на себя новое имя, то он, как будто берет на себя новую судьбу. Бывало, что с течением жизни человек переходил из одной общины в другую, и в каждой общине ему тоже присваивалось новое сакральное имя.

Древние славяне верили, что имя – это ключ, который отмыкает ворота родовой памяти. Чтобы человек мог принять новое имя, вокруг него собиралась вся община во главе с волхвом, старшим по общине. В ритуале обязательно принимал участие костер. Человек становился на колени в центре круга, над ним зачитывали магический заговор, а затем происходило общее песнопение. После этого все представители общины поздравляли его с новым рождением. Пропевались мантры «Рер» и «Реса». Это были значительные славянские праздники.

На то, чтобы выбрать себе новое имя давали достаточно времени. Такое решение нельзя было принимать поспешно, этот вопрос нужно было хорошенько обдумать. Считалось, что, если человек выбирает имя, находясь в состоянии мирской суеты, то он потом всю жизнь маяться будет. И наоборот, если находится при этом в состоянии мудрости, покоя, то и жизнь с новым именем будет целостная, наполненная спокойной радостью.

Кто – через десять дней, а кто и сразу

Например, араб ибн Фадлан, путешествовавший по Волге в IX веке встречался с древними русами и присутствовал при погребении богатого князя. В своих трудах он писал, что покойника хоронили в несколько этапов. Сначала его закопали в землю в той одежде, в которой он умер, и «покрыли крышею». Сделано это было, очевидно, для того, чтобы тело дольше сохранялось. В земле покойник провел 10 дней – за это время для него шили новую одежду, а девушку, которая согласилась быть убитой на похоронах, держали под замком и поили дурманом. Для погребения построили корабль (ладью), поставили на нем палатку, в которой обустроили ложе.

Через десять дней русы снесли деревянную крышу могилы и достали уже почерневшее с одной стороны тело. Обрядили его в богатые одежды: «в шаровары, гетры, сапоги, куртку, парчовый кафтан с пуговицами из чистого золота. На голову ему надели шапку из парчи и соболя». Затем мертвеца отнесли в палатку, где усадили на ложе и окружили яствами и оружием и тут же зарезали собаку, принесли в жертву двух лошадей и двух быков, петуха и курицу. После чего привели в палатку девушку, совокуплялись с ней над трупом, а потом задушили ее и одновременно зарезали.

Другие мужчины стояли в это время вокруг корабля и били в щиты, чтобы не было слышно криков девушки, и другие девушки не боялись умирать. После этого корабль с трупами был сожжен, а поверх его насыпали холм, на котором поставили хаданг из белого тополя с написанным на нем именем вождя.

Как видим, между восхождением вождя русов в рай и его смертью проходило довольно большое время – 10 дней.

Есть, правда, предположение, что такой способ похорон свойственен, скорее, скандинавам. Однако ибн Фадлан совершенно четко обозначает встретившихся ему людей русами и соотносит их со славянами, которые живут в Киеве. Можно предположить, что он столкнулся не с полянами, а именно с русами – со славянским племенем, которое населяло южный берег Балтийского моря, то есть жило на территории современной Германии.

У полян покойников хоронили сразу. Например, когда войско великого князя Святослава в 971 году под Доростолом потерпело поражение от ромеев, «русы» ночью вышли в поле, чтобы собрать погибших. При свете луны они тут же складывали костры, в которых сжигали тела убитых, и приносили в жертву пленников, младенцев и петухов, топя их в водах Дуная, – об этом пишет в книге «Быт русского народа» Александр Васильевич Терещенко.

Скорее всего, сроки, как и виды погребения у разных славянских племен были разными.

Сплошной криминал

Но были и другие захоронения – тайные. К ним прибегали в том случае, если смерть детей носила криминальный или полукриминальный характер. Очевидно, что в древности подобные могилы были более «легальными».

Например, в одной семье в войну женщина родила трех близнецов. Она так испугалась, что вернувшийся с войны муж бросит ее из-за того, что «ртов много», и двух детей они с повитухой закопали заживо «в голбец» то есть в подполье, а одного оставили.

Чаще убивали незаконнорожденных, «нагулянных» детей, – об этом в статье «Инфантицид и солдатки» пишет преподаватель из Нижнего Тагила Анастасия Николаевна Варехина. Чтобы избавиться «от позора», крестьянки убивали новорожденных или прибегали к каким-нибудь приемам, чтобы вызвать выкидыш. В этом случае убитых закапывали где придется.

Например, в «Пермских губернских ведомостях» в 1870 году была заметка, сообщавшая, что в Красноуфимском уезде незамужняя «девица» закопала ребенка под полом бани.

Подобное захоронение было найдено в Камышлове, в погребе некоей вдовы, которая родила ребенка, а затем он умер.

Однако и «легальные» и «нелегальные» захоронения детей вне кладбищ были в ходу только в те времена, когда рождаемость была высокой, и такой же высокой была и детская смертность.

Славянский погребальный обряд

Как хоронили в древней Руси до принятия христианства? Существовал ряд традиций. Если человек умирал в течение долгого времени, к его смерти готовились заранее. Рядом с больным должна была сидеть женщина, которая «стерегла» душу. У этой женщины должна была быть чашка с водой, в которой душа должна была совершить последнее омовение, чтобы отправиться в загробный мир чистой. Если вода в стакане начинала колыхаться, это обозначало, что дух умершего моется.

Омывали покойника в доме. После омовения он должен был лекжать в красном углу. В это время семья должны была готовиться к похоронам и к последующим поминкам или к тризне.

Погребальный костер

Самой древней является культура покрывальных захоронений славян, когда тела просто закапывались в землю и покрывались слоем земли. Позже появились несколько иных способов погребения. Умерших могли сжигать на кострах, закапывать в землю или совершать воздушное погребение. Самыми распространенными считаются захоронения в земле. Интересно, что в самых древних найденных могилах люди лежат в эмбриональной позе: якобы именно так они быстрее смогут переродиться в новом теле. Позже хоронить начали в полный рост. А с приходом христианства покойников начали располагать таким образом, чтобы голова их была направлена строго в западном направлении.

На похоронах должны были присутствовать плакальщицы: женщины, оказывавшие весьма специфические услуги

Плакальщицы пели специальные обрядовые песни, посвященные переходу души в новое качество, громко рыдали и причитали, привлекая внимание к похоронной процессии, давали подсказки, как следует вести себя родственникам

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.