История создания повести пиковая дама пушкина (замысел и прототипы героев, история написания и публикации)

Алан-э-Дейл       14.06.2022 г.

Основное содержание «Пиковой дамы», композиция произведения, смысл названия, эпиграфа

Жанр «Пиковой дамы» Пушкин определил, как повесть. Хотя Белинский и многие другие критики считали это произведение рассказом, ограниченным одной сюжетной линией и небольшим количеством действующих лиц. В сюжете «Пиковой дамы» переплетены черты романтизма и реализма, позжеповесть стали относить к направлению мистического реализма. На чертах и некоторых поступках главного героя присутствует романтический налет, в тоже время он, прикоснувшись к потусторонней тайне, использует ее для воплощения своих меркантильных житейских планов.

Произведение наполнено фантастическими образами и мистическими событиями, между которыми существует определенная взаимосвязь,отмеченная в названии повести и эпиграфе. В названии «Пиковая дама» указана разрушившая жизнь главного героя игровая карта, в эпиграфе ее символическое значение в гадании как «тайная недоброжелательность». Композиция «Пиковой дамы» состоит из 6 частей и лаконичного эпилога из 5 предложений. В первой части происходит завязка сюжета, в третьей – кульминационная сцена смерти старой графини, в шестой – развязка дана в сцене проигрыша главного героя.

В основе сюжета «Пиковой дамы» история молодого военного инженера Германна, имя которого выдает в нем обрусевшего немца. Знакомство с героем происходит в самом начале произведения. Долгой зимней ночью, окончив под утро карточную игру у конногвардейца Нарумова, ее участники разговорились. Князь Поль Томский поведал историю своей бабушки графини Анны Федотовны, которой довелось узнать от известного в Париже оккультиста Сен-Жермена выигрышную комбинацию карт. Этим секретом она воспользовалась дважды. Один раз сама, чтобы отыграться, во второй раз помогла из жалости некоему молодому человеку Чаплицкому с условием никогда более не играть, что, видимо, тот не сделал и умер в нищете, промотав миллионное состояние. Но ни одному из своих четырех сыновей, которые были отчаянными игроками, ни внукам своей тайны не раскрыла.

Игроки рассказ Томского восприняли несерьезно, только не принимавший участия в игре Германн заинтересовался этой «сказкой». В его голове зарождаются коварные мысли и начинает выстраиваться план получения от старой графини тайны заветных карт. Он ходит к дому графини, стоит под ее окнами. Начинает писать ее воспитаннице Елизавете Ивановне любовные послания, добивается взаимности и уговаривает на ночное свидание. Проникнув благодаря Лизе в дом, Германн пытается сначала уговорами, потом угрозами выпытать тайну у графини. Старуха, не вынеся страха, умирает.

После с Германном начинают твориться странные вещи: на похоронах ему чудится, что лежавшая в гробу старуха насмешливо прищурилась, мерещится ночью у себя домаее призрак, раскрывающий карточную комбинацию. Его воображение полностью поглотила идея воспользоваться открывшейся ему тайной. Вскоре ему представился случай: в Петербург приехал известный опытный игрок Чекалинский. Два раза Германн у него выигрывает, в третий раз, перепутав карту, проигрывает все. Глядя на карту у него в руках, ему кажется,что «пиковая дама» усмехнулась. Разорившийся молодой человек попадает в психиатрическую лечебницу.

Интересна сущность игры, называемой «фараон», в которой участвуют два игрока. Один из своей колоды вытаскивает картуи делает на нее ставку. Другой из своей колоды начинает метать карты в две кучки. В чью сторону выпадает загаданная карта, тот и выигрывает. В этой простой и совершенно непредсказуемой игре невозможны шулерские трюки и просчет карт. Игроки полагаются только на везение и случай. Сам процесс игры в карты в повести не показан до последнего эпизода. С первой страницы карточная игра становится только темой для разговоров, поначалу в виде безобидного и забавного анекдота про графиню. На последней странице окажется, что связанная с игрой история невеселая и роковая. Игра в сюжете наделена таинственными, фантастическими возможностями. «Три верных карты» овеяны тайнами кабалистики (история с Сен-Жерменом), мистикой загробного откровения (явление призрака умершей графини).К концу первой главы для Германна игра воспринимается как «сказочная» возможность разбогатеть, после она начинает демонически овладевать его сознанием.

Занимательная арифметика

4 февраля на сцене Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля «Пиковая дама» в постановке питерского режиссера Юрия Александрова была показана на Шаляпинском фестивале в пятый раз, и четырежды роль Германа в ней исполнил солист Московского музыкального театра К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Николай Ерохин.

— За это время у меня появились в Казани настоящие друзья. Некоторые из них оперились, уже разлетелись по разным городам и сценам. Но здесь живет мой большой друг — Фарид Абдулганиев. Я не приехал только один раз, роль передал тогда Олегу Долгову. А так — я практически единственный исполнял роль Германа. Но если в Татарском оперном театре я ее исполнил около семи раз, то в целом быть главным героем «Пиковой дамы» мне приходилось более 50 раз. Вот такая занимательная арифметика, — рассказал «Реальному времени» Николай Ерохин.

Николай Ерохин: «За это время у меня появились в Казани настоящие друзья. Некоторые из них оперились, уже разлетелись по разным городам и сценам. Но здесь живет мой большой друг — Фарид Мухаметшин»

Возвращение в Россию

Впервые в России княгиня Голицына побывала в 1988-м, в год своего семидесятилетия. Она многократно могла бы побывать на родине своих предков, но отказывалась ехать просто как туристка

Для нее было важно быть приглашенной с деловым визитом — и такое предложение поступило. В апреле 1988 года в Москве состоялась целая серия показов Голицыной в концертном зале гостиницы «Россия», где каждый вечер две с половиной тысячи зрителей аплодировали ее моделям

Во время поездки Ирен наконец встретилась со своими родственниками Голицыными. «Особенно я хотела обнять своего кузена Андрея Голицына», — писала она. Состоялась и долгожданная встреча с Вячеславом Зайцевым, с которым Голицына находилась в долгой переписке. Советский модельер и кутюрье из Рима обменивались эскизами, идеями, мыслями о моде многие годы. «У него занято 600 человек — даже у Диора нет такого количества служащих. Треть из них, правда, составляют бюрократы. Я была поражена страстью, которая объединяла этих людей», — рассказывала Ирина о модном Доме Зайцева в своих воспоминаниях.

Ирен Голицына в Москве, 1988

Роман Подэрни/TASS

Связь Голицыной и России продолжалась и крепла в 1990-х. Ирина часто посещала Москву и Санкт-Петербург, начала продавать в России свои вещи и косметику. В 1996 году открылся бутик Голицыной в тогда еще совсем новой галерее «Актер» на углу Тверской, рядом с Пушкинской площадью (где теперь флагман H&M). Воссоединение с Россией произошло — свои мемуары княгиня Голицына так и назвала — «Из России в Россию».

Голицына очень хотела внести больше русскости в свои коллекции и искала дизайнера из России. В 1990-е восходила звезда Игоря Чапурина, молодой дизайнер уже успел победить во многих конкурсах и начал одевать звезд и новых богатых. Его вкус и стиль сильно отличались от дизайнеров старшего поколения, еще советской школы. Во время одной из поездок в Москву Ирина Борисовна пригласила Игоря на встречу. «В красивом твидовом костюме, юбка выше колена, загар юга Италии, массивные золотые браслеты, на шее золотая цепочка с кулоном в виде скелета в золоте отлитой рыбы, в сапогах с оттиском крокодиловой кожи… легкий акцент и дворянский слог. Княгиня Ирина Борисовна Голицына. Она сама меня выбрала» — так вспоминал эту встречу Чапурин. Многие часы молодой русский дизайнер (Игорю не было и 30 лет) и легенда итальянской моды проводили в телефонных разговорах Москва–Рим. Княгиня рассказывала о своих знаменитых друзьях, которых одевала, о Жаклин Кеннеди, Грете Гарбо, Элизабет Тейлор, о Доме, о красоте. Чапурин сделал для бренда Galitzine три коллекции, имевшие большой успех, и получил предложение переехать в Рим и работать в бренде на постоянной основе, но отказался, в Москве открывался его собственный бутик.

Княгиня Голицына ушла из жизни в 2006 году, ей было 88 лет

Всю свою жизнь она провела в Риме, став важной фигурой итальянской моды, символом римской элегантности, однако все время в ее кабинете стоял портрет Николая II, связывавший ее с дореволюционной Россией

ТРОЙКА, СЕМЕРКА, ТУЗ

«Пиковая дама» Пушкина вышла еще при жизни влиятельной княгини, в 1834 году. Может быть, не случись этого, ушла бы Голицына в безвестность. Впрочем, пушкиноведы до сих пор не могут сказать точно, послужила ли только княгиня созданию образа или он был собирательный. Сам поэт писал: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и Натальей Петровной и, кажется, не сердятся».

Известно, что Пушкин дружил с внучатым племянником княгини, князем С. Г. Голицыным-Фирсом. Именно он поведал поэту то, что произошло с его бабушкой в Париже. Однажды молодой человек крупно проиграл в карты и попросил у княгини денег. Та отказала, но открыла внуку тайну, которая помогла ему отыграться. Она рассказала, как много лет назад попала в Париже в такую же историю. Ей ничего не оставалось делать, как обратиться за помощью к человеку, с которым была довольно близко знакома. Этим человеком был загадочный граф Сен-Жермен, мистик, мастер масонской ложи, алхимик, создавший эликсир бессмертия, философский камень и пр. Несмотря на то, что многие не воспринимали его всерьез, считая шарлатаном, его принимали в обществе. И у него, несомненно, водились деньги. Наталия, встретившись с графом, попросила взаймы. Но Сен-Жермен вместо денег, которые, по его мнению, княгиня не смогла бы отдать, предложил иную помощь. Он посвятил ее в тайну трех карт. Таким образом, княгиня смогла отыграться и вернуть свое состояние. Похоже, что эта история и легла в основу «Пиковой дамы». Только в произведении героиня унесла эту тайну в могилу, а 8 действительности открыла ее внуку. Голицын отыгрался, но больше до конца своих дней не садился за карточный стол, ибо таково было условие его бабушки.

Трудно определить грань между вымыслом и реальностью, но княгиня в самом деле встречалась в Париже с Сен-Жерменом и каким-то образом вернула состояние, проигранное супругом.

К тому же существует версия, что любвеобильный поэт пытался ухаживать за внучкой княгини, но та отказала ему от дома. А его «Пиковая дама» — своеобразная месть за это. Впрочем, Голицына, вместо того чтобы рассердиться, пришла в восторг. А в свете у нее появилось новое прозвище — Пиковая дама.

Дети выросли не мажорами

Замуж ее выдавала лично Екатерина, у которой она служила при дворе фрейлиной. Возможно, Наталья Петровна и не была первой красавицей, тем не менее недостатка в кавалерах никогда не испытывала. И отнюдь не только из-за богатства и высокого положения ее семьи. Юную Наталью отличал живой ум — она говорила на четырех языках, сноровка — была прекрасной наездницей. А еще, как отмечали современники, при хрупкой внешности у нее был стальной характера, который не могли скрыть кружева и бриллианты. Фрейлина обладала той самой харизмой, которую за деньги не купишь. И сделала хорошую партию, связав свою жизнь с князем Владимиром Голицыным. Так породнились два знатных рода — Чернышевы и Голицыны. У супруга Натальи Петровны было большое состояние, но пребывало оно в расстройстве. Здесь как нельзя кстати пришелся сильный характер и ум княгини. Она как антикризисный менеджер не просто навела порядок в имениях супруга, но и увеличила от них прибыль.

Наталья Петровна Голицына в молодости. Public Domain

При этом она была многодетной матерью — воспитывала трех сыновей и двух дочерей. Один из сыновей умер в юном возрасте. Второй — Борис — героически погиб в войне с Наполеоном, вернее, умер от ран под Вильно. Третий сын Димитрий также защищал Родину во время Отечественной войны, а после был назначен на должность генерал-губернатора Москвы, которую занимал четверть века вплоть до смерти. За время своего служения снискал искреннюю любовь горожан своей нестяжательностью и доступностью — попасть на прием к нему мог любой человек. Он решил множество насущных проблем горожан. Популярность градоначальника была так высока, что москвичи решили еще при жизни установить ему памятник. Да не где-нибудь, а на Красной площади. Дмитрий Владимирович увещевал московских купцов этого не делать, но те тайно собрали деньги и заказали мраморный бюст Голицына у знаменитого итальянского скульптора Витали. Бюст был вручен губернатору, но тот предпочел отправить подарок подальше от любопытных глаз — в подмосковную усадьбу Вязёмы. Свою любовь к градоначальнику москвичи высказали и по его кончине — столица три для оплакивала князя, люди шли и шли нескончаемым потоком к гробу Дмитрия Голицына в губернаторскую резиденцию на Тверской, 13.

То, что княгиня сумела воспитать достойных детей, только добавляло ей веса в обществе. Ни один из пяти отпрысков семьи Голицыных, одной из богатейших в Российской Империи, не стал представителем «золотой молодежи», или, как говорят сегодня, мажором. Никого из них она не баловала деньгами. Московский градоначальник Голицын, несмотря на регалии, а ему был пожалован титул «светлейшего князя», при матушке лишний раз слова не молвил. И никогда не упрекал княгиню, что она не выделила ему из семейного капитала его долю. Жил градоначальник с женой и супругой на военную пенсию и зарплату чиновника

Как-то на балу император Николай I обратил внимание на уже потрепанный наряд светлейшего князя, после чего попенял Наталье Петровне, мол, вы бы княгиня от своих щедрот сыну помогли. Лишь тогда «пиковая дама» расщедрилась

Дети «Солнца». Как сложилась судьба сыновей и дочерей Пушкина? Подробнее

По удивительному стечению обстоятельств Наталья Петровна ушла из жизни в том же году, что и Пушкин, с разницей в несколько месяцев — она пережила поэта на три месяца, будучи старше его почти на 60 лет. А в 1893 г. в доме напротив особняка княгини Голицыной скончается автор оперы «Пиковая дама» Петр Ильич Чайковский, благодаря которому книжный образ княгини обрел еще и голос. А княгиня была похоронена в Москве в семейном усыпальнице Голицыных в Донском монастыре.

Главные герои

Сын обрусевшего немца, инженер, не имеющий большого наследства. Вынужден экономить, страдает от недостатка средств, но тщательно это скрывает. Он жаждет богатства, причём быстрого. В душе Германн – чудовище. Хитрый, расчётливый, целеустремлённый молодой человек обманывает Лизавету Ивановну, чтобы проникнуть в дом графини и узнать у неё тайную комбинацию карт. Смерть старухи расстраивает его только с той позиции, что она унесла тайну с собой. После проигрыша попадает в сумасшедший дом.
В молодости была безумно красива, разбивала сердца, была азартным игроком. К старости стала невыносима и капризна. Проиграла большую часть своего имущества, муж не позволил ей отдать долг за счёт последних средств, которые были у семьи. Благодаря связи с графом Сен-Жерменом, она справилась с долгом. Именно его она любила всю свою жизнь. В момент повествования старухе 87 лет, она не выдаёт секрет даже перед лицом смерти. Является в виде призрака к Германну, чтобы отомстить молодому человеку.
Молодая девушка, воспитанница графини. Ей приходится терпеть плохое настроение старухи, ежеминутные капризы, перепады настроения. Лиза – скромная, наивная, неопытная, слишком романтичная, но хорошая девушка. Она мечтает о том, что появится человек, который возьмёт её в жёны, чем избавит от несчастного положения в доме старухи. У Лизаветы нет подруг, она живёт в бедной обстановке из-за скупости графини. В конце повести говорится о том, что Лиза удачно вышла замуж.
Молодой граф, сын одного из четырёх сыновей графини. Ему, как и остальным старуха не выдала своего секрета. Молодой человек не умеет держать язык за зубами, он фактически обрекает старуху на смерть.

К какому направлению и жанру относится «Пиковая дама»?

Теперь проведем анализ жанра и направления «Пиковой дамы». Произведение принято считать повестью. Но многие литературные критики, в том числе и Белинский, настаивали на том, что по компактности повествования, одной сюжетной линии, а также ограниченном количестве героев – это рассказ.

Сложно определить и жанр произведения. В «Пиковой даме» есть элементы фантастики, характерные приметы готического стиля: тайна, старинный дом, роковое совпадение, похороны, таинственные шаги, привидение. В то же время мистика здесь субъективна, если взглянуть на события с точки зрения одержимости Германна, которая приводит его к сумасшествию. Ведь все фантастические фрагменты описаны исключительно через его восприятие: взгляд покойницы в гробу, появление мертвой графини, подмигивание пиковой дамы. Если все мистические эпизоды «списать» на болезненное состояние героя, то «Пиковая дама» будет вполне реалистичной повестью на тему «преступления и наказания».

Главные герои и их характеристика

  1. Германн – главный герой повести, выходец из Германии. Молодой инженер без особого достатка. Живёт скромно, но всегда пытается найти выход из бесконечной бедности. Одержим жаждой богатства и уважения. В грош не ставит других людей, думает только о себе. Имеет пылкое воображение, даже чересчур.
  2. Графиня — это типичный образ богатой сварливой дамы, которая угнетает всех приближенных. Капризный и вздорный характер свой она в большей степени вымещает на своей бедной и беззащитной воспитаннице Лизе. Когда-то была светской львицей, красавицей, очень азартной и кокетливой. Теперь напоминает живой манекен, который наряжают как рождественскую елку.
  3. Образ пиковой дамы имеет много общего с Мефистофелем Гёте. Она вводит героя в соблазн, издевается над ним и смеется даже тогда, когда оставляет его ни с чем. Это дьявольское проявление, в лице которого мы видим порок. Призрак старухи тоже навязывает персонажу принять условия пари, правда, у Пушкина основное грехопадение Германн совершил еще до знакомства со злым духом, и бессмертная душа мужчины уже находилась в лапах тьмы на момент заключения сделки.
  4. Елизавета – воспитанница графини, которая день и ночь должна исполнять все ее указы. Образ героини очень противоречивый. С одной стороны, она вызывает у читателей жалость, ведь ежедневно девушка должна бегать за сварливой старухой и угождать ей. С другой стороны – Лиза не так проста, ведь она во всем угождает графине не из чистых побуждений, а исходя из корыстных целей.

Характер

Молодой человек был скрытен и никому не рассказывал о своей жизни, а уж тем более о честолюбивых планах.

Точное описание внешности и характера Германна Пушкин вложил в уста одного из персонажей повести ­– Томского: «…у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства». У Германна оказался не только профиль Наполеона, но и такие же честолюбивые планы. Он хотел завоевать мир. Только французский император собирался одержать военные победы, пушкинский герой мечтал, чтобы у него было много денег, и тогда весь мир будет у его ног.

Сравнение с Мефистофелем тоже не случайно. Молодой человек искушал невинную девушку, чтобы добиться своей цели. Он на самом деле совершил три злодейства, только чуть позже, чем думал Томский.

Во-первых, мужчина ставил под удар честь Лизы, воспитанницы графини Анны Федотовны, не только забрасывая её письмами, но и придя ночью к ней в комнату.

Во-вторых, он как вор проник в чужой дом под покровом ночи с недобрыми намерениями.

В-третьих, Германн фактически убил графиню, грозя ей пистолетом, из-за чего старуху хватил удар.

Германн очень азартен и впечатлителен «имел сильные страсти и огненное воображение» поэтому только он из всех сидящих за карточным столом во время рассказа Томского поверил в «анекдот о трёх картах».

Главная мысль

Повесть Александра Сергеевича Пушкина заставляет задуматься: стоит ли сомнительное везение неоправданного риска? Ведь ощутив себя любимцем фортуны однажды, человек начинает втягиваться в игру, ему становится сложно перебороть зависимость от постоянного ощущения азарта. Но это лишь одна грань произведения. Идея, которую преследовал Александр Сергеевич Пушкин – это ироническое воплощение типичного романтического героя, который не зря является именно немцем. Романтизм родом из Германии, и автор критически оценивал его. Например, он иронизировал по поводу его далеких от реальной жизни канонов даже в «Руслане и Людмиле». Поэт осуждает оторванность этого направления от действительности и непременное желание выставить ее в дурном свете. Прежде всего, он обрушает критику на романтического героя. Соответственно Германн, несмотря на мистический уклон и веру в магию трех карт, остается обычным мещанином с банальным набором ценностей. Возвышенно-показная его натура не меняется к лучшему от волшебства, ведь он применяет его в алчных целях. То есть, основная мысль «Пиковой дамы», что никакие внешние романтические атрибуты типа мистики, азарта и незаурядности характера не помогут персонажу избавиться от суеты и мерзости материального мира, а лишь оправдают его безнравственность, сделают возможным преступление, ведь суть романтического героя — это противостояние с обществом. Такую форму оно запросто может принять, в этом и опасность немецкого культа индивидуализма – веры в превосходство личности над социумом. Поэтому финал книги доказывает обратное: общество выше Германна, который нарушил его законы. Смысл «Пиковой дамы» состоит и в том, чтобы показать неизбежность наказания за совершённое преступление. Узнав три заветные карты, благодаря которым можно было в несколько раз преумножить своё состояние, игрок не смог совладать с собой, потерял рассудок.

Главные герои и их характеристика

  • Германн — молодой человек приятной наружности, имеющий «профиль Наполеона, а душу Мефистотеля», романтик по натуре. Отроду не брал карты в руки, но любит наблюдать за чужой игрой. Не видел смысла «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», был игроком лишь в душе, но тайна трёх карт кардинально изменила его мировоззрение. Если раньше он был педантичным, сдержанным и бережливым, то в финале становится алчным, вероломным и жестоким человеком. Деньги раскрывают скрытую порочность его души, которая поглощает все хорошее, что было в сердце героя.
  • Анна Федотовна — старая, дряхлая графиня, избалованная светской жизнью, доживающая свои последние годы. Она хоть и держит воспитанницу в строгости, тем не менее, думает о ее будущем. Образ пиковой дамы, причудившейся Германну, отличается от героини при жизни. Она мстительна, таинственна и категорична. Сделка с ней – разновидность сделки с дьяволом, ведь Германн платит за секрет душой, и дама знает это. Неслучайно она требует от молодого человека загладить свою вину перед воспитанницей и жениться на ней. Она знает, что он не сделает этого, ведь бездушный герой не способен на честность и благородство. Это выдает в ней коварство и лицемерие, присущие потусторонним силам. Пиковая дама также является символом легкого материального успеха, который кружит людям голову. Он уничтожает в них человечность и добродетель, оставляя на них месте выжженное пороками поле.
  • Елизавета — скромная и стеснительная молодая девушка, воспитанница Анны Федотовны, замученная постоянными упреками, прихотями и непостоянством графини. Она наивна и добра, ищет в мире понимания и любви, но находит лишь обман и жестокость. Лиза тоже романтическая героиня, но ее иллюзии терпят крах, ведь реальность не ко всем проявляет благосклонность.
  • Томский — князь, родственник Анны Федотовны. Он играет роль резонера, именно благодаря его рассказу происходит завязка действия: Германн сворачивает на кривую дорожку и идет на поводу у своих желаний.

Чему учит произведение?

Автор хотел научить своих читателей тому, что вне зависимости от ситуации нужно сохранять чистые помыслы. Ведь важнее всегда то, что у тебя в душе, а не то количество материальных благ, которыми ты владеешь. Поиски постоянной наживы и выгоды очерняют человека изнутри, не предоставляя ему ничего взамен. Вывод прост: нужно обогащаться духовно и интеллектуально, тогда и деньги, и уважение придут сами собой.

Также автор заложил мораль, которая была бы полезна и ему самому: нужно держаться подальше от игрального стола или хотя бы не испытывать удачу бесконечно. Шальные деньги не принесут счастья и устойчивого положения, ведь куда важнее богатства в обществе авторитет, который приобретается годами кропотливой работы. Баловень судьбы так и останется в глазах людей выскочкой, и никто не будет действительно уважать его, ибо не за что.

Какого человека можно считать героем своего времени

… герое времени» воплотил черты целого поколения молодых людей. Каким должен быть герой? Кого же можно … имена тех людей, которых считаю героями России этих … он сможет вместить». Рассуждение 2 Роман Михаила … уже – осень. Сочинение по картине Васнецова …

Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама»

… еще лучше новую песенку»… Чайковский очень любил и высоко ценил свою оперу «Пиковая дама», называя ее шедевром. Она … самооценка: «… или я ужасно ошибаюсь, или «Пиковая дама» в самом деле шедевр…» Эта самооценка оказалась пророческой. …

Принципы симфонизма П.И. Чайковского в опере «Пиковая дама»

… драмы. Эта стройная и логичная основа получает отражение в музыкальной драматургии оперы. Согласно труду Туманиной, «Пиковая дама» принадлежит к особому типу оперы-монодрамы, в чем заключена одна из …

Оперы Чайковского и развитие музыкального театра

… так любили, например, Вагнер или Верди. Расцвет русской оперы. Чайковскому приходилось преодолевать много различных препятствий, чтобы поставить … в ней отразил и «судьбу народную». Ведь герои опер Чайковского так типичны для своей эпохи потому, что в …

Направленность произведения

Хотя жанр работы Пушкина — повесть, многие критики считали, что это рассказ, поскольку произведение вышло кратким. Оно содержит лишь одну сюжетную линию и имеет ограниченное число действующих лиц. Знатоки считают его первым литературным произведением, отрывающим цикл последующих размышлений о пороках и наказаниях, которые обязательно следуют за злодейством.

«Пиковая дама» Пушкина относится к направлению романтизма. Это томление по идеалу, ставшее следствием проникновения в повседневность вымышленных миров из сочинений разных писателей. Главный персонаж лишается рассудка, но чья это вина, действительно ли карты были заколдованы старухой или Германн совершил досадную ошибку совершенно случайно, остается непонятным. В любом случае отрицательный герой наказан за то, что любой ценой стремился к наживе, духовное оказало победу над материальным. Имеются элементы фантастики, примеры готического стиля:

  • Таинственный секрет богатства.
  • Старый дом.
  • Роковое стечение обстоятельств.
  • Похороны, зловещие шаги.
  • Призрак умершей женщины.

В то же время вполне вероятно, что все невероятные события существуют лишь в воображении главного героя. То ему мерещится взгляд покойницы, то подмигивание пиковой дамы.

Вариант 2

Сюжет повести «Пиковой дамы» автор взял из реальной жизни, лишь изменив конец. В реальной жизни человек разбогател, а в повести попал в сумасшедший дом. Бедный и разоренный. Пушки начал работу над повестью в 1828 году, а закончил через 5 лет. Тема игры в карты была знакома автору не понаслышке.

Главный персонаж произведения, которого зовут Герман, стал жертвой соблазна. Предал свои убеждения. Конец у него был печальный.

В произведении обсуждаются проблемы алчности, лицемерия, зависимости от денег. Главная мысль повести: репутация, здоровья, жизнь не может быть дороже везения и денег. Известие о тайных знаниях, о комбинации карт, открыл в главном герое жадность, жестокость и вероломство.

Пушкин в этом произведении критикует такой стиль, как романтизм. Он считал этот стиль оторванным от реальности. В этом стиле разум проигрывает чувствам и эмоциям. Одержимость главного героя выигрышем, заставили выйти наружу, плохим качествам человека.

Все главные герои повести принадлежат к высшему обществу, которые от бездельничества играют в азартные игры, проигрывают целые состояния, веселятся на балах и бессмысленных занятиях. Эта повесть одна из немногочисленных произведений автора написанных в прозе.

Герман. Был сыном немца прожившего всю жизнь в России. Получил образование инженера, наследства не имел. Всегда экономил, но умело это скрывал, пускал пыль в глаза. Хотел разбогатеть причем сразу. При помощи обмана попадает в дом старой графини, пытается выведать тайну карт, но старуха умирает, прежде чем успевает раскрыть секрет. Из – за проигрыша попадает в дом, для душевно больных.

Графиня Анна Федотовна. Когда – то в молодости была безумно красива и была азартным человеком. В старости стала очень капризна. Частые игры привели к проигрышу большей части имущества, но после знакомства с графом Сен-Жерменом, она отдала долги и вернула прежнее имущество. Даже когда она умирала, своего секрета не выдала. Что бы отомстить Герману, явилась к нему в виде призрака.

В доме старой графини живет молодая девушка, Лизавета Ивановна, её воспитанница. Она терпит все капризы графини, и мечтает поскорее выйти замуж.

Чаплицкий. Этот человек смог у графини узнать тайну трех карт и получить крупный выигрыш.

Повесть учит людей не стремиться за легкими деньгами. Не надеяться на судьбу и не стремиться за шальными деньгами. Путь к материальной независимости должен быть честным.

Надо знать, что качества человека измеряются не толщиной кошелька, а широтой души. Тем более, ни за какие деньги не приобрести любовь, дружбу, крепкую семью. Каждый читатель возьмет из повести нечто полезное для себя.

Повесть была принята, читателями, прохладно по сравнению с другими произведениями автора. Хотя сюжет понравился. Все отзывы о ней были похвальными. Но критики повесть расценили, как занятную историю, анекдот. Почти все критики того времени дали положительную оценку, но не восторженную. Разнообразные отзывы о повести показывают, что современники Пушкина, так и не определились с оценкой повести.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.