От худшего к лучшему: рейтинг всех фильмов ксавье долана

Алан-э-Дейл       29.07.2022 г.

«Я убил свою маму»

J’ai tué ma mère, 2009

Юберу шестнадцать, и он не находит себе места, особенно рядом с матерью — буквально каждая попытка разговора между ними оборачивается скандалом. На душевно хрупкого, задерганного парня этот непреодолимый коммуникационный барьер давит с каждой минутой всё сильнее — вплоть до того, что он объявит в школе о смерти родительницы, а сам будет грезить, представляя мать лежащей в гробу, увитой сухими цветами, прирученной и любящей уже без всяких оговорок.

Невозможность этого укрощения строптивых, когда приручить близкого человека не удастся ни самому Юберу, ни его матери, — главная тема долановского дебюта. В попытке режиссера ее проговорить все средства оказываются хороши: он мечется между цветом и ч/б, реализмом бытового несчастья и гипертрофированной стилизацией попыток от него сбежать; вовлеченностью действия и отстраненностью монологов, которые будто постфактум комментирует Юбер. Долановский месседж, впрочем, по холден-колфилдовски банален: когда его герой ближе к финалу свернется в позе эмбриона в ванной, с трудом сдерживаешь раздражение. Мысль, что так безмятежны, как в утробе, мы не будем уже никогда, прекрасно считывалась и задолго до этого. Парадоксальность состоит в том, что раздражать должно было бы не содержание, а форма — вот уж где царит беззастенчивая, не фильтрующая пошлостей и дурновкусия всеядность, одинаково вмещающая и назойливые в своей выстроенности рапиды, и дрожь ручной камеры. Странным образом этот стиль работает — хотя и в большей степени на то, чтобы транслировать мощь режиссерской ажитации, а не ее объекты.

«Том на ферме»

Tom à la ferme, 2013

К своему четвертому фильму Долан, похоже, научился направлять свою безудержную, в ранних работах почти бесконтрольную, энергию — «Том на ферме» в сравнении с «Я убил свою маму» и «Воображаемой любовью» выглядит практически образцом сдержанности. Здесь канадец снова берется за историю, в плане развития сюжета более-менее тупиковую: его герой не столько проживает происходящее, сколько изживает его из себя. Первые фильмы Долана при этом держались на стилистической неуемности, постоянной игре на контрасте между тишиной и истерикой, камерностью и бурлеском. «Том», хроника самобичевания блондина, переживающего смерть возлюбленного, выстроен уже по-другому и смотрится почти триллером, в котором вместо саспенса — непреодолимое сексуальное напряжение, предчувствие соития, которому Долан так и не даст разрядиться, вместо этого ведя героя к нервному срыву.

Другие проекты

Ксавье Долан занимался озвучиванием. Его голосом на французском языке говорит Стэн из мультсериала «Южный парк» и Рон Уизли в канадской версии «Гарри Поттера».

Ксавье Долан часто появляется на обложках модных и популярных журналов

Канадец появился на обложке весенне-летнего выпуска 2015 года L’Officiel Hommes, а годом ранее на обложке L’Uomo Vogue. Ксавье Долан — амбассадор Louis Vuitton В 2015 году Долан стал лицом новой коллекции Модного дома Louis Vuitton и амбассадором бренда. Адель — «Hello» (режиссер Ксавье Долан) Долан снял клип на песню «Hello» певицы Адель, который имел огромный успех. Видео только за первые дни набрало более миллиарда просмотров. Клип на песню «College Boy» группы «Indochine» также является произведением молодого режиссера.

Так кто такой – Ксавье Долан?

Некоторые критики считают его выскочкой, самозванцем. Они уверяют, будто все его картины – это сплошное цитирование, что ничего нового он в кинематограф не внес.

Другие, наоборот, почитают его режиссером «новой волны», представителем независимого кино, чьи фильмы несут отпечаток индивидуальности и неповторимости.

Кто же прав? Скорее всего, таковых, как обычно, нет.

Сам Ксавье признается, что до сих пор ищет формы, пробует разные материалы, сюжеты, режиссерские приемы. Однако это не эксперименты ради экспериментов. Это поиск новых возможностей для рассказа своих историй.

Долан не просто режиссер, он сам снимается в своих лентах. Он пишет сценарии, подбирает саундтреки, выстраивает композицию будущего фильма и ищет подходящие аутентичные лица для своих историй.

Деревенская пастораль

С первых минут картины мы наблюдаем ленту автомагистрали, теряющуюся в бескрайности лугов и полей. Вот только от деревенской безмятежности не остается и следа, как только главный герой знакомится с семьей своего умершего бойфренда. Вместо ожидаемо разделенного горя, Том сталкивается с матерью, которая не ведает об истинной природе своего сына. К тому же от брата умершего исходит неприкрытая ненависть к геям.

Многие критики поспешили сравнить воздействие новой картины Ксавье с феноменом триллеров Хичкока. То же явное ощущение опасности с экрана. Почти осязаемая ярость, неотвратимость трагического финала. Зритель на собственной шкуре ощущает страх, тревогу и ожидание жестокой развязки.

В «Томе» Долан снова взялся за главную роль. Поклонники получили возможность наслаждаться не только режиссурой, но и актерской игрой гения независимого кино.

Впрочем, злопыхателей также прибавилось. Однако их эскапады не были услышаны жюри фестиваля, наградившего ленту призом.

Ксавье Долан не склонен отметать критику в свой адрес. Он пользуется детальными обзорами своих работ, чтобы и дальше шлифовать технику. В то же время он подчеркивает в интервью, что старается не слишком поддаваться лести со стороны поклонников или злым высказываниям недоброжелателей.

Биографическое

Его полное имя – Ксавье Долан-Тадрос. Он родился в 1989 году, 20 марта, в Монреале. Тадрос — это фамилия его отца. Египетский актер Мануэль и университетская служащая Женевьев расстались задолго до совершеннолетия Ксавье. Однако именно под влиянием отца юный гений впервые попробовал себя на актерском поприще. Все очень банально. Он снялся в рекламе. Потом был опыт дубляжа. С пяти лет его брали на небольшие роли в сериалах. Засветился он и в кино. Опять же, в эпизодах. Для столь юного возраста карьера складывалась весьма успешно.

В результате Ксавье решил не тратить время на школу, бросил её, даже не удосужившись получить аттестат. Период «небытия», как сам окрестил это время Долан, закончился написанием сценария первого фильма режиссера — «Я убил свою маму».

Воображая любовь

Почти сразу после дебютной ленты в прокат вышел следующий фильм Ксавье. Молодой художник вообще отличается поразительной работоспособностью.

В 2009 году появилась картина «Воображаемая любовь». Сам автор охарактеризовал фильм как «мелкий» в плане чувств главных героев, погруженных в самолюбование самими собой. Пытаясь построить некую идеальную любовь, они скатываются в банальные «мелкие» любовные страсти. Визуальный ряд здесь очень отличается от того, что был в первой картине. Яркие, порой далекие от реальности, образы подчеркивают ненатуральность, «картинность» этого любовного треугольника.

Фильм опять попал в каннскую программу и был награжден в номинации «Особый взгляд». Теперь уже никто не сомневался в таланте Ксавье.

3 МЕСТО: «Воображаемая любовь» (Les amours imaginaires, 2010)

«Воображаемая любовь» – второй фильм Ксавье Долана. Это медленный темп, яркая цветовая палитра, модные интерьеры, музыка Вагнера и отсылки к классическому кино и искусству. Например, поза героя, повторяющая Давида Микеланджело. Все это работает на то, чтобы усилить напряжение любовного треугольника и вместе с этим делает фильм эталонным арт-хаусом. 

Фильм вызывает ассоциации с «Любовным настроением» Вонга Кар-Вая и «Жюлем и Джимом» Трюффо. «Воображаемая любовь» также исследует напряженность любви, двусмысленные ухаживания и игру в «кошки-мышки» в любовном треугольнике из Фрэнсиса (Долан), Мари (Мония Шокри) и Николаса (Нильс Шнайдер). В этом треугольнике двое влюблены в третьего, и в процессе этой влюбленности максимально возможно идеализируют его. 

Долан успешно достигает раскрытия влюбленности, не концентрируя внимание на Николасе, в которого влюблены Фрэнсис и Мари. Вместо этого, он окружает объект любви тайной и мистикой, делает его природу двусмысленной и неоднозначной, а свое внимание направляет на Фрэнсиса и Мари

Эпиграф фильма из Альфреда де Мюссе о том, что «единственная истина – это любовь, превзошедшая разум» — идеально объясняет фильм. Да, любовь может быть бесцельной, необоснованной и попросту выдуманной, при этом оставаясь молодой, провокационной и настоящей.  

Биография

Канадский гений киноиндустрии Ксавье Долан дебютировал на больших экранах, когда ему едва исполнилось 4 года. Первый сценарий гуру остросоциальных сюжетов написал в 16 лет, начал снимать фильмы в 19 лет, а «Пальмовую ветвь» получил в 20 лет.


Ксавье Долан

Сейчас фильмография режиссера насчитывает 7 полнометражных картин, премьеры которых благодаря нетривиальности освещаемых в них тем неизменно проходили с аншлагом. Очарованные режиссерским стилем и мастерством подачи материала критики в один голос заявляют, что в 28 лет Долан уже внес непомерно большой вклад в мировой кинематограф.

Факты из личной жизни

Все что касается фактов, не связанных с творчеством, режиссер старательно умалчивает. Даже в самых откровенных интервью Долан не раскрывает подробности своей жизни. Он щедро делится планами, переживаниями. Он не скупится на слова при обсуждении его фильмов. Однако невозможно обнаружить информацию о том, с кем встречается Ксавье Долан. Личная жизнь, по его мнению, должна оставаться именно таковой. Он совершил свой каминг-аут, и на этом все. Такая позиция заслуживает уважения.

Молодому гению независимого кино нет и тридцати. Учитывая его кипучую энергию, желание снимать и сниматься, можно ожидать в будущем ещё много потрясающих фильмов.

1 МЕСТО: «Мамочка» (Mommy, 2014)

«Мамочка» — это возвращение Долана к привычной теме отношений между мамой и сыном, свежий и зрелый взгляд вместе с прекрасной актерской игрой и стилистическими трюками. В отличие от дебюта, главная героиня «Мамочки» — сильная женщина, которая изо всех сил старается сдерживать и воспитывать эксцентричного и деспотичного сына. 

В фильме три главных роли. Первая — Диана Деспре (Энн Дорваль), которая жует жвачку, ходит на каблуках, в потрепанных джинсах и с непоколебимой уверенностью, улетучивающейся, едва героиня понимает, что ничем не может помочь сыну. Вторая — заикающаяся соседка Кайла в исполнении Сюзанны Клемент, которая уравновешивает воспаленные отношения матери и сына. Третья роль — Стив (Антуан-Оливье Пилон), сын Дианы, который с легкостью переходит от очаровательной наивности к дьявольски-агрессивному обаянию подростка.

Операторская работа Тюрпена — яркий желтый свет на фоне прохладной синевато-зеленой осенней цветовой палитры, интенсивные движения камеры и квадратное соотношение сторон кадра — точно показывает и концентрирует напряжение Стива в нервных импульсах, передавая тревожную тесноту в доме Деспре.

Хотя трагическая история «Мамочки» Долана кажется не такой насыщенной и плотной, как в том же дебюте «Я убил свою маму», единством тона, импульса и развития героев Долан берет высоту, которой не достигал ранее.

«Я убил свою маму» и «Мамочка» венчают эволюцию Долана как автора. Если дебютный фильм хорош в своей фиксации непосредственность и незрелости периода взросления, то «Мамочка» фокусируется на связи матери-сына, чтобы подчеркнуть мимолетность, которая пронизывает человеческие отношения.

Фильмы Ксавье Долана

После того как Ксавье бросил школу, предложения о съемках перестали поступать. В этот период у Долана возникла идея создания собственного фильма, и он принялся писать сценарий картины «Я убил свою маму», который закончил к 2006 году. Ксавье стал искать деньги на фильм, но от семнадцатилетнего юноши отворачивались все продюсеры. Тогда Долан собрал все деньги, которые заработал в детстве актерской игрой (примерно $175 тысяч) и приступил к работе. Позже канадская студия SODEC добавила недостающие средства (около $600 тыс.).Кадр из фильма Ксавье Долана «Я убил свою маму»В своем первом фильме Ксавье выступил как продюсер, режиссер, художник по костюмам, а также исполнитель главной роли. В ленте снялись также Анн Дорваль и Франсуа Арно. Фильм автобиографичен: в центре сюжета конфликт подростка и его матери, пережившей развод с мужем. Его раздражает «приземленность» матери, а она неспособна пропустить через себя проблемы творчески одаренного сына.В 2009 году фильм Ксавье Долана «Я убил свою маму» завоевал сразу три награды на Каннском кинофестивалеВ 2009 году фильм вышел на экраны и завоевал сразу три награды на Каннском кинофестивале. Канада выдвинула творение Долана на «Оскар», но в финал он не прошел. Таким образом, двадцатилетний «кинематографический вундеркинд» получил мировое признание.Ксавье Долан в фильме «Воображаемая любовь» (трейлер)В 2010 году зрители увидели фильм «Воображаемая любовь», где Долан снова был и режиссером, и сценаристом, и художником по костюмам, и продюсером, а также сыграл одну из главных ролей. Картина победила в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, а также получила награду кинофестиваля в Сиднее.Ксавье Долан на съёмках картины «И все же Лоранс»В 2012 году в Каннах прошла премьера фильма Долана «И все же Лоранс». Картина о транссексуальном пути юного монреальца настолько красива, что ее можно смотреть даже без звука. Фильм был номинирован на премию Каннского кинофестиваля в категории «Особый взгляд».Ксавье Долан о фильме «Том на ферме»В 2013-м состоялась премьера картины канадского новатора «Том на ферме» по пьесе Мишеля Марка Бушара. Фильм получил номинацию на приз Венецианского кинофестиваля.Кадр из фильма Ксавье Долана «Том на ферме»В 2014 году Долан снял свою пожалуй самую известную ленту «Мамочка», главные роли в которой сыграли Анн Дорваль и Антуан-Оливье Пилон. Фильм вновь затрагивает тему взаимоотношений матери-одиночки и ее сына-подростка с психическими особенностями. Лента завоевала Приз Жюри Каннского кинофестиваля и кинопремию «Сезар» как лучший иностранный фильм.Фильм Ксавье Долана «Мамочка» (трейлер)Зрители «Мамочки» тепло встретили необычное режиссерское решение: большую часть времени размер кадра составляет 1:1, но, когда с ходом сюжета герой выбирается из своей «раковины», формат расширяется до более привычного 1,85:1.

Практически в каждом фильме Долана центральным персонажем является женщина, которая помогает своему сыну справиться с трудностями. Ничего удивительного в этом нет, ведь режиссера воспитала мать-одиночка.

В 2016-м году на экраны вышел фильм Долана «Это всего лишь конец света». В картине на тот момент уже прославленного режиссера снялись такие звезды кино, как Марион Котийяр и Гаспар Улье. Этот очень тяжелый фильм о гомосексуале, который возвращается в деревню, к своей семье, с которой давно потерял душевную связь, чтобы сказать им, что умирает. Картина была освистана в Каннах, что, впрочем, не помешало жюри присудить фильму Гран-При.

Образование

Как Ларс фон Триер и Мартин МакДонах, более взрослые и именитые коллеги Долана по режиссерскому цеху, Ксавье не получил полного среднего образования.

Ксавье Долан бросил школу в 16 летВ 16 лет он бросил школу. Не из-за большой занятости на съемочной площадке, а скорее из-за дикой скуки, которую испытывал на уроках, и неспособности влиться в школьный коллектив.

На заработанные в кино деньги Ксавье окончил курсы английского языка в языковой школе «Берлиц». Будущий режиссер рано понял, что в один прекрасный момент покорит Голливуд, а без хорошего английского это не получится. Кроме того, Долан посещал семинары Роберта Макки, где изучал искусство написания киносценариев.

2 МЕСТО: «Я убил свою маму» (J’ai tué ma mère, 2009)

«В глубине души я люблю ее, но это не любовь сына», – говорит 16-летний Юбер Минель о своей матери на черно-белом видео. В псевдоавтобиографическом (по словам самого Долана) и парадоксальном дебюте Долана есть смелость, отчаяние и подлинность, которые выделяют его среди других фильмов о подростковом бунте.

Долан снимает кино не столько о запутанном подростке как таковом, сколько о барьере между ребенком и родителем, который достигает своего пика в подростковом возрасте перед тем, как отношения перейдут на новый уровень. Этот пик в бесконечных ссорах, пассивной агрессии и злости от невозможности повлиять на решения друг друга – именно в таких отношениях очевидным кажется или расставание, или двойное убийство. 

В отличии от свободного визуального выражения, сценарий Долана тщательный и подробный, со множеством поворотов, которые захватывают и не отпускают до самого конца. Отношения Юбера и его матери Шанталь (Энн Дорваль) — от драматической насыщенности до комичной нелепости — всегда чувственны, и всегда точны в своем выражении. В 20 лет Долан играет раздраженного, разочарованного и растерянного Юбера, а Дорваль отлично передает усталость, раздражение и озабоченность Шанталь, за которые ее так ненавидит сын. 

Разумеется, «Я убил свою маму» – не ровный фильм, особенно в грубых переходах между сценами и буквальным отсылкам к классическому кино. Тем не менее, фильм прославил Долана как вундеркинда от кино. В ранней дебютной работе Долана уже есть найденный стиль и ключевые мотивы: уставшие матери, медленные движения, визуальная пышность, классическая музыка и отсылки к поп-культуре. 

Хотя некоторые считают «Я убил свою маму» самым символичным и важным фильмом Долана, есть фильм, в котором тематический охват и техническое мастерство в большей степени отражают рост Долана как режиссера.

Первый фильм, первый успех

«Я убил свою маму» — первый фильм, который снял режиссер и сценарист Ксавье Долан. Фильмография его до этого момента была моментально забыта. Действительно, куда там эпизодическим детским ролям до полубиографического фильма-откровения.

Многих отталкивает название данной ленты. Однако перед зрителем не триллер, не жуткий нуар, это откровенный рассказ подростка, задавленного маминой гиперопекой. Отношения с матерью на грани люблю-ненавижу знакомы многим. Порой желание родителей собственноручно выстраивать жизнь своих детей порождает чудовищные конфликты.

Параллельно в фильме существует и другая, не явная сюжетная линия. Отношения между главным героем и его бойфрендом. Да, Ксавье Долан – гей. И он этого не скрывает.

Фильм «Я убил свою маму» оценило жюри Каннского фестиваля. Картину даже номинировали на «Оскар», правда, в основной список так и не пустили. Это не помешало юному режиссеру получить статус культового.

Картина ещё раз убеждает нас в том, что для создания шедевра не нужны огромные финансовые вливания, промоакции и рекламная раскрутка. Не надо даже привлекать массу людей. Семнадцатилетний паренек сам снял, смонтировал, выстроил визуальный ряд, подобрал саундтрек, снялся в главной роли. И стал «новым» открытием в кино.

Влияния и стиль

Долан на Каннском кинофестивале 2015

Долан сказал, что на него особо не повлияли какие-либо конкретные режиссеры, хотя в 2009 году Долан назвал Майкла Ханеке одним из своих любимых режиссеров за его точную операторскую работу и сильное письмо, сославшись на « Веселые игры Ханеке» и «Учитель фортепиано» .

На Каннском кинофестивале 2014 года Долан сказал, что «Фортепиано » Джейн Кэмпион было для него главным источником вдохновения. Он также упомянул, что просмотр фильма « Титаник» на ранней стадии повлиял на его решение войти в киноиндустрию. Он упомянул о том, чтобы отдать дань уважения My Own Private Idaho с помощью эпизода в « Я убил мою мать» , и что на него повлияла сцена дождя с лягушкой в ​​конце « Магнолии» , но в 2013 году сказал:

«Воображаемая любовь»

Les amours imaginaires, 2010

В плане содержания не менее эфемерна и худосочна вторая работа Долана. «Воображаемая любовь» — это экзальтированный памфлет об умозрительности влюбленности на примере запутанных отношений разнополой парочки сожителей и их нового знакомца, обладателя абсолютно выдающихся кудрей. То, как разрешится этот недоделанный, так и не выплескивающийся в подлинный роман треугольник, заставляет ехидно вспомнить сакраментальное «Так не доставайся ж ты никому». Фильм движется к этому финалу с такой механистичной целеустремленностью, что опять же не устаешь желать Долану найти настоящий сюжет, а не утомительный конструкт.

Незначительность того, что говорит Долан, впрочем, можно легко не заметить за избыточностью того, как он это делает. «Воображаемая любовь» — самый перегруженный фильм Долана, тонущий под бесконечными цитатами из Годара, Трюффо, Вонга Карвая и Гаса Ван Сента — в первую очередь визуальными, но не только. Сам режиссер любит говорить, что начал смотреть кино в восемнадцать и цитатность — следствие впечатлительности. Но чем осознаннее эти воображаемые киноманские любови Долана, тем слабее они, кажется, действуют — в отличие от пробивающихся так же часто и, похоже, впитанных в менее сознательном возрасте цитат из поп-культуры 90-х. Странным образом, кино Долана оказывается естественнее, когда отдает Пьером и Жилем, а не «Жюлем и Джимом».

Примечания

  1. 12345André Ducharme. [www.lactualite.com/culture/letrange-histoire-de-xavier-dolan/ L’étrange histoire de Xavier Dolan] (фр.).L’actualité (10 juillet 2010). Проверено 30 июля 2013. [www.webcitation.org/6J6LQsNgK Архивировано из первоисточника 24 августа 2013].
  2. 1234Steve Gravestock. [tiff.net/CANADIANFILMENCYCLOPEDIA/content/bios/xavier-dolan Xavier Dolan] (англ.).Canadian Film Encyclopedia . Toronto International Film Festival. Проверено 30 июля 2013. [www.webcitation.org/6J6LRy0Vn Архивировано из первоисточника 24 августа 2013].
  3. 12345Jason Anderson. [cinema-scope.com/spotlight/spotlight-les-amours-imaginaires-xavier-dolan-canada/ Spotlight. Les amours imaginaires (Xavier Dolan, Canada)] (англ.).Cinema Scope , Issue 43 (Summer 2010). Проверено 30 июля 2013. [www.webcitation.org/6J6LSfWvc Архивировано из первоисточника 24 августа 2013].
  4. David Parkinson. [www.oxfordtimes.co.uk/news/opinions/blogs/9811534.Parky_at_the_Pictures__DVD_12_7_2012_/ Parky at the Pictures (DVD 12/7/2012)] (англ.).The Oxford Times (12 July 2012). Проверено 30 июля 2013. [www.webcitation.org/6J6LUHD6p Архивировано из первоисточника 24 августа 2013].
  5. Eftihia Chatzistefanidi. [www.nisimazine.eu/IMG/pdf/nisiCANNES09_8web.pdf Portrait: Xavier Dolan] (англ.).NisiMazine Cannes , № 8 (22 May 2009). Проверено 30 июля 2013. [www.webcitation.org/6J6LVudyJ Архивировано из первоисточника 24 августа 2013].
  6. [www.theglobeandmail.com/news/national/qubcois-filmmaker-electrifies-cannes/article1151287/ «Québécois filmmaker electrifies Cannes»]. The Globe and Mail , May 25, 2009.
  7. [www.radio-canada.ca/nouvelles/arts_et_spectacles/2010/01/18/001-dorval-prix-palm-springs.shtml Pas d’Oscar] (20 января 2010). [www.webcitation.org/6Gpv7fLt7 Архивировано из первоисточника 23 мая 2013]. (фр.)
  8. Bélanger, Cédric . [www.canoe.com/divertissement/cinema/nouvelles/2009/05/22/9539806-jdq.html Xavier Dolan gagne trois prix a Cannes] (фр.),Canoe (22 мая 2009). Проверено 25 мая 2009.
  9. Laurence Anyways — IMDb (англ.) на сайте Internet Movie Database
  10. [www.cbc.ca/arts/tv/story/2009/08/14/south-park-french.html South Park to air in French this fall], CBC News (14 August 2009). [web.archive.org/web/20090816163310/www.cbc.ca/arts/tv/story/2009/08/14/south-park-french.html Архивировано] из первоисточника 16 августа 2009. Проверено 15 августа 2009.
  11. [www.criterion.com/explore/102-xavier-dolan-s-top-10 Xavier Dolan’s Top 10 — Explore — The Criterion Collection] (англ.).
  12. [blogs.indiewire.com/theplaylist/xavier-dolan-announces-fourth-film-will-direct-adaptation-of-michel-marc-bouchards-play-tom-a-la-ferme-20120507 «Xavier Dolan Announces Fourth Film, Will Direct Adaptation of Michel Marc Bouchard’s Play ‘Tom à la Ferme’»], Charlie Schmidlin (7 Мая 2012). Проверено 16 марта 2013.
  13. [www.guardian.co.uk/film/2013/jul/25/venice-film-festival-2013-line-up Venice film festival 2013: the full line-up] (англ.). guardian.co.uk (25 July 2013). Проверено 25 июля 2013. [www.webcitation.org/6J0aVerId Архивировано из первоисточника 20 августа 2013].
  14. [www.allocine.fr/article/fichearticle_gen_carticle=18652964.html «Xavier Dolan: son prochain projet? Une série pour Fox!»] 20 мая 2016
  15. [www.festival-cannes.com/en/actualites/articles/it-s-only-the-end-of-the-world-by-xavier-dolan-grand-prix «It’s Only the End of the World, by Xavier Dolan, Grand Prix»] 22 мая 2016
  16. [www.youtube.com/watch?v=II76GoslcGs «Xavier Dolan on being gay, getting bashed»] May 24, 2009.

7 МЕСТО: «Матиас и Максим» (Mathias & Maxime, 2019)

Последний на сегодняшний день фильм Ксавье Долана о двух приятелях, чья дружба резко меняет свой характер после случайного поцелуя на съемках фильма в киношколе, — во многих отношениях наиболее зрелый. «Матиас и Максим» дает надежду людям, которые думали, что безопаснее сжигать мосты, чем увидетьа то, что ждет их на другой стороне. Резкую и яркую игру самого Долана в роли Максима, готового путешествовать по всему миру, лишь бы избавиться от гнетущих встреч со своей матерью, дополняет безмолвно страдающий Габриэль Д’Альмейда Фрейтас, который молчаливо справляется с конфликтом, возникшим после случайного поцелуя.

Несмотря на зрелость, фильму не хватает той сырой и яркой энергии, которой привычно ждешь от Долана. Это больше не то эмоционально насыщенное кино, которое исследует психически нестабильных, растерянных и сложных персонажей. На контрасте с ранними фильмами, «Матиас и Максим» выглядит донельзя немой работой. Для фильма, который концентрируется на трансформации двух героев, это особенно плохо. Как только трансмутация заканчивается, и частицы, образующиеся в результате, исчезнут, все, что остается — лишь пригоршня пыли.

Лучшие фильмы Ксавья Долана

Первый фильм, в котором Ксавье Долан стал режиссером — Я убил свою маму 2009 года. Всего он снял более 8 фильмов, сыграл более 4 главных ролей.Средний рейтинг кинокартин режиссера: 7.2/10. Его лучшие работы:

Мамочка (2014)

 8.1

Mommy
Драма
Канада

139 мин.

В жизни своенравной женщины Дианы случается несчастье: муж, которого она безумно любила, умирает. Диана понимает, что ей придется заново расставить жизненные приоритеты, и первым делом она забирает сына Стива из интерната для трудных подростков.
У парня очень непростой характер: он часто выходит из себя, проявляет вспыльчивость и не идет ни на какие уступки. Для него Диана является кем-то вроде друга, но никак не мамой, однако, несмотря на все трудности, женщина не отчаивается найти со Стивом …

 Трейлер

 Фильм

режиссер продюсер сценарист

Награды Каннский кинофестиваль: номинаций 1   Всего: побед 21, номинаций 25

Я убил свою маму (2009)

 7.5

I Killed My Mother
Мелодрама, Драма
Канада

96 мин.

Юбер – шестнадцатилетний подросток, который живет со своей матерью Шанталь и учится в художественной школе. Отец их бросил, а с матерью у Юбера непростые отношения и постоянные конфликты. Он по-своему любит ее, но вместе с тем и ненавидит, его раздражает в ней все: и манеры, и одежда, и ее чрезмерная забота по отношению к нему. А она, постоянно устающая на работе, тяжело переносящая уход мужа и страдающая от одиночества, не всегда может понять сына и его подростковые проблемы.
Юбер скрывает от …

 Трейлер

 Фильм

Главная роль

Юбер Минель

Персонаж:
Замкнутый 16-летний подросток, живущий с матерью-одиночкой и испытывающий к ней противоречивые чувства любви и ненависти.

Интересные факты:

Долан сыграл главную роль в фильме, а также выступил его сценаристом, режиссером и продюсером.

«Я убил свою маму» — дебютная режиссерская работа Ксавье, сценарий к которой он написал, будучи в том же возрасте, что и его персонаж Юбер.

По словам самого Ксавье, этот фильм является отчасти автобиографическим.

режиссер актер продюсер сценарист

Награды Всего: побед 21, номинаций 8

Воображаемая любовь (2010)

 7.1

Heartbeats
Мелодрама, Драма
Канада

101 мин.

Сильная страсть может подарить неземное наслаждение и яркие впечатления, но взамен она попросит дорогую цену – многолетнюю дружбу.
Друзья Франсис и Мари вместе много лет, у них взаимопонимание с полуслова. И, хотя Франсис — гей, для Мари нет человека ближе. Когда они знакомятся с красавцем Николя, их совместные отношения превращаются в страстный треугольник, где возможно все

Франсис и Мари забывают о своей дружбе и сражаются за внимание Николя. Но он уезжает, не выбрав из них кого-то одного и ..

 Трейлер

 Фильм

Главная роль

Франсис

Персонаж:
Молодой симпатичный гей, борющийся за сердце нового возлюбленного вместе с подружкой

режиссер актер продюсер сценарист

Награды Всего: побед 3, номинаций 12

Том на ферме (2013)

 7.0

Tom at the Farm
Триллер, Детектив, Драма
Франция, Канада

102 мин.

Том живет в Канаде и работает рекламщиком, а также встречается со своим парнем Гийомом. Однажды Гийом погибает, и Тому приходится отправиться на ферму в небольшую деревню, где жил Гийом и его родители, чтобы побывать на похоронах и утешить его мать. Приехав, он понимает, что мать Гийома ничего не знала о наклонностях своего сына, и не хочет ее расстраивать.
А вот брат Гийома, Фрэнсис, напротив, все знал, но и он не собирается ничего рассказывать матери. Тому приходится подыгрывать Фрэнсису, …

 Трейлер

 Фильм

Главная роль

Том

режиссер актер продюсер сценарист

Награды Всего: побед 3, номинаций 15

«Мамочка»

Mommy, 2014

То же напряжение пронизывает и самый свежий фильм Долана — причем обретает в нем еще более тревожный характер. С «Мамочки», раздутой и по хронометражу, и по выразительности, порой хочется сбежать, но, пусть и чертыхаясь, всё равно сидишь как вкопанный, пригвожденный этим невысказанным, неявным надрывом. Если в «Томе», впрочем, это напряжение было гомосексуальным, то здесь Долан идет еще дальше — нереализованное, подспудное желание зашкаливает как у пятнадцатилетнего героя, так и у его молодящейся мамы; неудивительно, что они не могут существовать вместе. К финалу оно нарастает так сильно, что кажется, его разрешит только инцест.

Долану хватает выдержки и ума, впрочем, обходиться без него — и для того, чтобы выпустить демонов, которыми одержимы его герои, он находит метод формальный, а не сюжетный. Кадр в «Мамочке» ограничен рамками инстаграмовского квадрата, но Долан дважды раздвинет его границы, вдруг давая своим персонажам возможность отдышаться. Как бы порой ни было мучительно здесь всё остальное, эта пара эпизодов, возможно, самая мощная метафора душевного освобождения в кино в текущем году.

4 МЕСТО: «И все же Лоранс» (Laurence Anyways, 2012)

«И все же Лоранс» — романтический и вдумчивый, амбициозный по своему размаху, трехчасовой фильм Долана. По сравнению с плотными и насыщенными первыми двумя фильмами, он может показаться чересчур длинным, но Долан берет такую дистанцию, чтобы подробно и связано рассказать, как время может разрушать и развивать отношения между двумя людьми. Сюжет фильма строится вокруг одноименного персонажа, трансгендерного мужчины в период с конца 80-х до конца 90-х годов, разбирая до мельчайших подробностей смену пола, отношения с подругой Фред (Сюзанн Клеман) и матерью Жюльен (Натали Бай). Заглавная роль Мельвиля Пупо особенно хороша — в роли Лоранса он играет сначала мужчину, а затем женщину. Как мужчина он молчалив, подавлен и запутан, а когда меняет пол, становится уверенной, но эмоционально-отстраненной женщиной. 

Визуально «И все же Лоранс» более умеренное и техничное кино. Долан с одной стороны экспериментирует со стилями, что особенно видно в сценах конфронтации главных героев. С другой стороны, визуально успешно расширяет сюрреалистические образы, переводя их в разряд психологических, отсылая к поздним картинам Стэнли Кубрика. Поток воды, обрушивающийся на Фред в гостиной создает такое же впечатление, как поток крови из лифта в «Сиянии». 

«И все же Лоранс» — фильм, в котором Долан успешно показывает ход времени, изменение героев через изменение их идеалов и темпераментов. В течение десятилетия Лоранс и Фред проходят трудный и долгий путь принятия друг друга только для того, чтобы вернуться к истине того, что их разделяло: оба влюбились, не понимая самих себя. 

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.