Лучше горькая правда, чем сладкая ложь: пословица, толкование и особенности

Алан-э-Дейл       09.11.2022 г.

Отличие правды

Одно из правил нравственности — не лгать. Так учат с детства и будучи уже взрослым, человек всегда стоит перед выбором, как поступить. Сложно ответить, какой вариант будет правильным. Оставаться честным и не изменять своим нравственным понятиям — качество сильных людей. Столько примеров из истории, когда люди приносили в жертву жизнь, но не отказывались от своих взглядов.

Говорить истину — опасно, но есть свои плюсы. Но всё же правда лучше, чем сладкая ложь, она обладает свойством расширять границы и дарить свободу. А ложь, наоборот, ограничивает человека, вселяет чувство страха из-за боязни выдать себя. Правда основана на объективной реальности. Стоит учитывать, что с ней придётся жить, и после её открытия по-прежнему уже никогда не будет. Не каждый может это вынести и принять.

Прежде чем соврать, необходимо оценить ситуацию. Применять ложь можно только в крайних случаях. Иначе, солгав хоть раз, можно навсегда потерять доверие и долгое время доказывать правдивость своих суждений. Честное отношение всегда лучше приятной лжи.

Есть несколько факторов, которые подтверждают пользу правды:

  1. Люди, которые всегда говорят честно, увереннее других.
  2. К советам честных людей чаще прислушиваются.
  3. К правдивым людям испытывают уважение.
  4. У лжецов хуже здоровье, чем у любителей высказаться честно.

Приводить аргументы можно бесконечно. Всегда результат будет перевешивать в пользу правды. Подсознательно люди не любят ложь, но трудно найти того, кто всегда говорит правду.

Горькая правда или сладкая ложь

Лгать намного проще, чем говорить правду. Для правды, порой, нужно иметь мужество признаться, а для принятия правды нужны силы, чтобы ее выдержать. Когда мы говорим о том, что лучше сказать в конкретный момент, прежде всего, мы ориентируемся на свою собственную выгоду. Если для меня будет лучше здесь солгать, то я могу поступиться нравственными законами. Но у лжи есть временные ограничения, рано или поздно она раскроется, и нужно быть к этому готовым. Правда, наоборот, безгранична и дает очень много свободы. Не нужно постоянно держать в голове, что и как ты солгал, бояться выдать чем-то себя, подговаривать других, быть с тобою заодно.

Правда – это объективная реальность, которая всегда нагружена какой-то задачей. Нужно осознание, что дальше придется с этой правдой жить. В определенных ситуациях правда приносит понимание, что уже никогда не будет как прежде. И это бывает тяжело принять. Но, с другой стороны, правда освобождает от, порой, непереносимого напряжения неведения.

При всей привлекательности правды, не стоит становиться ее фанатиком, все время рубить «правду матку». Выдавать правды нужно столько, сколько возможно будет человеку дальше с этим жить, сколько он сможет вынести, не теряя ориентации в реальности

Важно сообщать правду не только дозированно, но и постепенно. Если сообщать слишком много и быстро, то правда становится смертельным оружием!

Правду следует подавать человеку бережно и аккуратно, как подаешь пальто, куда он может свободно нырнуть. А не оглушать ударом по голове.

Не всегда правда нужна и полезна. Бывают ситуации, когда она действительно оказывается очень горькой. Больше, чем в половине случаев, люди предпочли бы не знать правды и быть счастливыми. Такая сладкая «ложь во спасение» служит проявлением заботы о чувствах другого и его состоянии. Тогда она становится важнее, чем личные убеждения или нравственные принципы.

Лгать, конечно, не этично. Но делать это позволительно тогда, когда правда может разрушить и причинить боль или полностью и безвозвратно повернуть ситуацию в худшую сторону. Человек может оказаться настолько не готовым к правде, что она его в буквальном смысле убьет.

Поэтому, в любой ситуации, решать лгать или говорить правду лучше ориентироваться не на стереотипы или поговорки, а на свой внутренний голос, на обстоятельства и на отношения в которых нужно это делать. Или, как считал например Марк Твен, «когда сомневаешься, нужно говорить правду».

Бывает правда тяжелой, но полезной для человека. Как тогда ее «подавать» другому?

Иисус Христос говорил: «Будьте искренни, как дети». Дети – это самые наивные и искренние существа, буквально, о чем видят, о том и говорят. Не задумываясь, ребенок может назвать дядю- не красивым, а тетю- толстой или злой. Выходит взрослея, мы учимся врать. Сначала родители говорят, что не надо делать или говорить, потом сами ситуации в жизни показывают нам, что лишняя правда может оттолкнуть и даже разрушить отношения. Марк Твен однажды сказал: «Только дети и дураки скажут правду». Отсюда вывод: мудрым и взрослым свойственно лгать.

Бывают ситуации, когда человек плохо одет, дурно пахнет, или он глуп и не привлекателен. Пусть это и правда, но сказать ее очень трудно, потому что она может обидеть человека, хотя казалось бы , направлена на его же благо. В первую очередь нужно понимать, какие цели мы преследуем сообщением не слишком приятной правды. Как говорил Жванецкий: «Чем хорош запах, не нравится – отойди». Если речь идет о нашем неудобстве в связи с другим человеком, и нет возможности «отойти», то можно сообщить эту правду, максимально уважая его достоинство.

Если мы хотим кого-то “улучшить”, то, прежде всего, нужно спросить его согласия. Он должен быть уверен, что даже не приятная правда может качественно изменить его существование. Ведь нужно, чтобы кто-то был рядом и говорил правду человеку, иначе как еще про нее узнать?

Другие люди могут стать для нас хорошими зеркалами. Обычно, таким правдивым зеркалом становится близкий человек, которому можно доверять и верить, что он скажет правду в максимально безопасной форме. В других случаях сообщение правды о внешнем виде или поведении должно оставлять человеку свободу принимать ее или нет. Правду нельзя навязывать, для кого-то она может оказаться не впору.

Сочинение «Правда и ложь»

Правда и ложь. Два этих понятия являются полной противоположностью друг друга. Все мы с детства знаем, что ложь это плохо, а правда это хорошо. Это говорили наши родители. Но не все задумывались о том, что ложь бывает не такой плохой как мы о ней думаем. Поэтому возникает вопрос. Является ли ложь хорошим поступком? Давайте рассмотрим этот вопрос на примере художественных произведений.

В пьесе Горького «На дне» ложь показывается с хорошей стороны. Мы видим ложь во имя спасения. Жители ночлежки потеряли надежду на нормальное существование. Лука является тем человеком, который помогает им обрести ту самую надежду, которой всем не хватает. Он врет во спасение, врет для блага. Анне он говорит, что на том свете ей будет легче, что там её ждет лучшая жизнь.

Лука этими словами пробуждает в Анне желание жить. Она умирает с этим желанием. Лука, своей ложью, облегчил страдания Анны. Он помог ей уйти в тот мир со спокойной душой, с чувством, что на том свете будет лучше. Но можно ли сказать, что ложь во спасение это хорошо?

Анна являлась не единственным человеком, которому Лука пытался помочь. Актер являлся пьяницей. Его организм «Отравлен алкоголем». Лука рассказывает ему о бесплатной больнице для алкоголиков, которой на самом деле не существует. Эта больница дает ему надежду, мечту на выздоровление и возвращение к прежней нормальной жизни. Он перестает пить, чтобы скопить денег на поездку туда. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Ложь Луки дарит Актеру надежду на светлое будущее, надежду на возвращение в лучшую жизнь. Но с исчезновением Луки, Актер понимает, что больница была нереальной. Он теряет смысл в жизни. В финале он покончил жизнь самоубийством. Эта история доказывает, что ложь во имя во имя спасения не всегда является хорошим действием.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что нельзя однозначно сказать является ли ложь во имя правды хорошим поступком. Безусловно, она дарит людям надежду, но потеряв её, человек может потерять смысл жизни. В финале все может закончиться плачевно.

Полезный материал по теме:

  1. Что такое ложь? Почему люди лгут? Как распознать ложь?
  2. Правда ли, что средства оправдывают цели?
  3. Правда ли, что мечтать нужно только о великом?
  4. Правда ли, что злой человек не может быть счастливым?
  5. Правда ли, что легче простить врага, чем друга?

Сочинение-рассуждение. Правда и ложь в пьесе А.М.Горького “На дне”.

Лука: добрый человек или лжец?

( по пьесе А.М.Горького «На дне») А.М.Горький своей пьесой «На дне» произвел в литературном мире настоящий переворот. Раньше в произведениях писали только о величественных людях, положительных, служащих примером для подражания. Если же и развивалась тема «маленького человека», то герои произведений представали перед нами достойными людьми, которые в силу целого ряда причин просто не занимали в обществе высокого положения и поэтому были обречены на унижения. В пьесе “На дне” писатель показал всему свету людей «дна»: воров, алкоголиков, ветреных женщин, картежников. Эти люди искали истину.

Среди них есть человек по имени Лука, который как-то не вписывается в общую картину безнадежности и безысходности. Этот неведомо откуда появившийся странник и неизвестно как, когда и куда исчезнувший, всех «утешает». О нем проходило много споров. Кто же он: лжец или добрый человек? На этот вопрос я постараюсь ответить в своем сочинении. Народ, который оказался на «дне», озлоблен, он уже не понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Конечно, где-то в глубине души эти люди еще умеют чувствовать, но хорошие качества у них проявляются все реже и реже. И вот именно этим людям нужен кто-то, кто сумел бы сказать им теплое слово, одобрить их, вселить уверенность, что все они люди. Во всех поступках Луки мы видим честного, доброго старца. С первых его слов при появлении в ночлежке веет учтивостью: «Доброго здоровья, народ честной!» – а ведь известно, что люди на «дне» не такой уж и честной народ. Барон жалуется Луке на свое житье: «Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье». На что Лука отвечает: «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни выхваляйся, а человеком родился, человеком и помрешь». Барон уже мало чувствует себя человеком, он приравнивается к собаке, Лука же его морально поддерживает, уверяет, что независимо от образа жизни человека – все они люди, а это главное. Ведь если человек теряет веру в себя, то это уже не человек, его действительно можно сравнить с животным. Анну в ее последние минуты жизни он утешает: «Ничего! Отдохнешь там. Потерпи еще!» Ведь предсмертный час – самый тяжелый для человека. Страшно умирать одной, хочется, чтобы рядом был кто-то близкий или, как в случае с Анной, просто живая человеческая душа. Лука облегчает смерть Анны, готовит ее к неизбежному концу. Он считает, что человек не должен бояться вечности, « все оттуда вышли, все туда уйдут». Если человек боится, его душа мечется, не может найти покоя, даже умереть спокойно невозможно: «Тишина, спокой…лежи себе! Смерть – она все успокаивает…она для нас ласковая». Лука пытается пробудить в этих людях доброту и сочувствие к окружающим: «…если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил», – говорит он. Разъясняет Пеплу порочность воровского ремесла. Ведь вор – это не ремесло. За такие промыслы могут запросто отправить на каторжные работы в Сибирь, тогда уж точно ничего хорошего не выйдет. « А если самому туда пойти, – говорит Лука, – кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!» Если бы Лука был человеком безразличным, тогда он не то чтобы утешать, но и разговаривать с людьми дна не стал бы. А по его участию в их проблемах можно понять, что он бескорыстно хочет помочь людям. С годами у Луки выработалось верное чутье, и он понимает душу человека. Поэтому он говорит Пеплу, чтобы тот не слушал « дьяволицу» Василису. А ведь как он оказался прав! Мы то знаем, чем все у них закончилось. Завершить же характеристику Луки можно его же словами, обращенными к Наташе: «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос – он всех жалел и нам так велел…я те скажу – вовремя человека пожалеть…хорошо бывает!» Нельзя осуждать человека только за его образ жизни. Никто не знает, что произойдет с нами завтра. Поэтому если ты хочешь, чтобы в твой трудный час нашлось у кого-то доброе слово для тебя, то уже сегодня старайся помочь людям, для которых трудный период их жизни уже настал. Я думаю, что А.М.Горький был бы со мною согласен. Он не просто так ввел в свою пьесу образ Луки. Он воплотил в этом образе всю человечность, доброту, сострадание, все лучшие качества души, на которые только способен человек. На вопрос темы сочинения я отвечу так: Лука – добрый человек, ведь существует же ложь во спасение, которая в народе называется « святая ложь».

Так что же все-таки лучше: горькая правда или сладкая ложь?

Однозначно ответить на этот вопрос очень сложно. Конечно, напрашивается ответ, что лучше правда, какой бы они ни была. Умение говорить истину, не лгать, не изменять своим нравственным принципам — это свойственно только сильному человеку, нравственно чистому. Ведь правда нравится далеко не всем. Особенно если мнение человека идет вразрез с общепринятыми взглядами, устоями. Сколько примеров знает история, когда люди жертвовали своей жизнью, но не предавали своих взглядов. Стоит вспомнить знаменитого Д.Бруно, погибшего на костре за утверждение, что земля круглая, посмевшего высказать теорию, идущую вразрез с канонами церкви. Испокон веков люди шли на плаху за свои идеи, за правду.

И все же человек должен говорить правду. Жить по совести сложно, но и легко одновременно. Не надо изворачиваться, придумывать несуществующее, подстраиваться под мнение собеседника. Правдивый человек живет со спокойной совестью, не попадает в сети своей же лжи. Именно правдивые люди движут историей, они являются инициаторами величайших дел, это цвет любой страны, любого народа. Не случайно правдивость, как утверждают психологи, стоит на одном из первых мест среди положительных качеств, которые выделяют люди.

Школьная программа

Тема честности и лжи — очень важная область, поэтому даже в школе детям предлагается написать сочинение «Что лучше — правда или ложь». В работах учеников часто встречаются истории об одноклассниках, когда они соврали, но почувствовав, что поступили не по совести, рассказали о совершенном поступке.

«Две подружки из одного класса учились по-разному — одна хорошо, другая плохо. Во время очередной контрольной работы девочка, которая плохо училась, списала ответ у подруги. Совершить обман ей пришлось, потому что у неё сильно болела мама, и девочка не хотела расстраивать близкого человека.

Учительница поставила пятёрку за выполненную работу, но отметка не радовала списавшую девочку, поэтому она подошла к учителю и честно призналась в обмане, попросив исправить отметку на двойку. Преподаватель похвалил ученицу за честность и поставил заслуженную оценку. Возвращаясь домой, девочка радовалась двойке, как честно заработанной оценке.»

Подобные рассказы учат морали: поступая по совести, чувствуешь себя лучше. Правда приносит облегчение, за неё могут похвалить. Сочинения помогают выявить правила поведения приличного человека:

  1. Порядочность заключается в честности.
  2. Не следует врать о себе.
  3. Если что-то пообещал, обязательно исполни.
  4. Если обещание не выполнено, следует вовремя извиниться.
  5. Обсуждать кого-то в его отсутствие — некорректно. Высказать мнение о человеке необходимо ему лично, а не публично.
  6. Следует быть честным по отношению к другим.

PADEJ.RU Занимательный русский язык


Что лучше: горькая правда или сладкая ложь?

Каждый человек рано или поздно сталкивается с проблемой приятия правды. Это непростой выбор. Иногда проще довольствоваться иллюзией правды. Часто правда бывает невыносимой и человек прячется от неё, принимая сладкие пилюли лжи как болеутоляющее средство. Но стоит ли бегать от истины. Многие писатели обращались в своих произведениях к теме принятия правды.

Тема правды есть во многих произведениях русской литературы. В произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина правда представлена в виде нагой изможденной женщины. Даже в идиомах слово «правда» сопровождается эпитетом «голая». В пьесе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Торжествующая свинья» представлен диалог свиньи и правды. Эзоповым языком автор передает читателю противостояние правды и невежественной лжи. Правда пытается объяснить свинье, насколько та заблуждается, отрицая всё то, что ей неизвестно. Свинья отрицает даже существование солнца только потому, что, живучи в хлеву, она его не видывала. По мнению свиньи, попытка правды докопаться до истины есть не что иное, как измена. Правдаже, наоборот, стремясь объяснить истинное положение дел, хочет дать людям свободу. Но, увы, свобода людям вовсе не нужна. Это видно из реплик толпы, требующей отвести правду в участок, чтобы не вносила смуту. Под финал пьесы публика так раззадорилась, что стала требовать, чтобы свинья обглодала правду. Получается, что правда пугает людей своей искренностью. Люди не готовы к правде. Принимая правду, человек берет на себя ответственность, и это многих пугает. Вот почему ложь становится спасением. Люди находят в ней утешение, боясь правды.

В пьесе М.Горького «На дне» есть персонаж, вызвавший неоднозначную характеристику со стороны критиков и читателей. Это Лука. Он появляется в пьесе неожиданно и точно так же исчезает. Что это за герой? В самом имени уже заложена некая двойственность трактовки этого образа. С одной стороны, это аллюзия к библейскому Луке, а с другой – сходство со словом «лукавый». Лука предстоит в пьесе как носитель правды, но у него для каждого своя правда. Так, умирающей Анне он расказывает о том, что после мерти она освободится от мук и попадет в рай. Он облегчает страдания больной. В споре с обитателями ночлежки Лука говорит, что не всегда правдой можно вылечить душу. В первую очередь,человека пожалеть надо. Лука вселяет надежду в сердца обитателей дна. Правда Луки подобна кислоте, которая влияет на старую монету. Его притча о праведной земле – это символ зыбкой веры человека в добро. Автор считал, что попытка найти гармонию внутри себя и примирится с враждебным миром не утешение, а самообман, который губит человека. И Горький ставит литературный эксперимент: сталкивает обитателей ночлежки с героем-утешителем. Но эти утешения подобны замкам из песка. Все его обещания обманчивы, они оборачиваются трагедией. Не случайно автор подчеркивает дребезжащий смех Луки, за которым скрывается, в первую очередь, скептицизм и цинизм. Лука не верит в человека, в его стремление к добру. Он просто наблюдает за «бывшими людьми». Он показывает им путь, но не выводит их из тьмы. Человек должен за всё платить сам. Он должен отвечать за свои поступки. В этом и заключается правда жизни.

Таким образом, принимать правду или довольствоваться сладкой ложью – выбор каждого человека. Выбор зависит от ценностных ориентиров личности. Как правило, правду выбирают сильные и независимые люди, не боящиеся ответственности. Правда – бог свободы.

Что лучше — горькая правда или сладкая ложь?

30 предложений/ 420 слов

Идейное противостояние двух постояльцев ночлежки для бездомных — шулера Константина Сатина и старика Луки, их философский спор о правде и лжи занимает важное место в пьесе Максима Горького «На дне» (1902). Потому читая это произведение невольно задаешься вопросом, позицию какого из героев стоит выбрать?. Образ Луки в книге, безусловно, очень притягателен

Само имя старца — это прямая отсылка к Евангелию. И герой действительно демонстрирует поведение истинного христианина: «Надо… кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос — он всех жалел и нам так велел». Лука с искренней любовью относится к каждому, кого встречает на своем пути. Попав в подвал Костылева и Василисы, он стремится помочь всем постояльцам ночлежки

Образ Луки в книге, безусловно, очень притягателен. Само имя старца — это прямая отсылка к Евангелию. И герой действительно демонстрирует поведение истинного христианина: «Надо… кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос — он всех жалел и нам так велел». Лука с искренней любовью относится к каждому, кого встречает на своем пути. Попав в подвал Костылева и Василисы, он стремится помочь всем постояльцам ночлежки.

Старик утешает умирающую от чахотки Анну, рассказывает Актеру про клинику, в которой бесплатно лечат от пьянства. Он поддерживает Ваську Пепла в желании начать новую жизнь и советует тому бежать с любимой девушкой. Утешает расстроенную Настю, над которой смеется сожитель Барон из-за ее романтических фантазий.

Все постояльцы ночлежного дома симпатизируют Луке, но они также не могут не заметить, что странник постоянно «врет». Впрочем, свое поведение старик объясняет так: «Не всегда правдой душу вылечишь…» Потому, чтобы «вылечить душу», Лука использует спасительную ложь.

И поначалу кажется, что, возможно, старик прав, ведь своей ложью Актеру он внушает надежду, и тот бросает пить, начинает заниматься работой. Герой действительно хочет отправиться в лечебницу, чтобы избавиться от своего порока. Но проблема в том, что лечебницы, о которой говорил Лука, не существует. Старик дал Актеру ложную надежду и оставив с ней просто исчез. В результате бедный мужчина почувствовал себя обманутым. Он полностью утратил веру, впал в отчаяние и наложил на себя руки.

Таким образом, благие намерения Луки привели к ужасным последствиям. И Горький намеренно вводит в свое произведение такой сюжетный поворот. В этом контексте сказанные Сатиным после ухода старика слова звучат очень убедительно: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!». Именно они отражают позицию автора, и дочитав произведение до конца, мне хочется согласиться с ней. Никогда нельзя давать людям ложную надежду, поскольку так мы вводим их в заблуждение и лишаем возможности выбора верного пути.

С другой стороны, сыпать правдой в глаза, как это делает Сатин, тоже нельзя. На плечах этого человека тоже лежит часть вины за смерть Актера, над которым герой не переставал подшучивать из-за желания последнего искать лечебницу, находящуюся «в полуверсте от края света».

Таким образом, я считаю, что нужно всегда брать ответственность за свои слова и за то, как они могут повлиять на окружающих. Вмешиваться в жизнь другого, учить его чему-либо и давать благие советы стоит лишь тогда, когда человек сам об этом попросит.

см. также:Другие сочинения по произведению На дне, Горький

Обитатели «дна»

В ночлежке живут молодой вор Пепел, проститутка Настя, разорившийся дворянин (барон), живущий за Настин счет, слесарь Клещ и его умирающая жена, актер-алкоголик, карточный шулер Сатин, картузник Бубнов и другие, под стать уже названным. Содержит этот притон жадный и отвратительный в своей показушной набожности Костылев, искренне уверенный, что «доброту сердца нельзя равнять с деньгами». Поэтому он дерет со своих нищих постояльцев три шкуры, чтобы было на что масла в лампадку купить. Можно сказать, что Горький в этой драме создал стиль «нуар» — впрочем, многие русские драмы грешат утрированной беспросветностью.

Поначалу персонажи пьесы бесконечно склочничают на бытовые темы – то барон не желает мести комнату, то Клещ огрызается в ответ на обвинения в равнодушии к больной жене, то торговка Квашня рассуждает о целесообразности брака. Когда в ночлежке появляется странствующий старик Лука, беседы ее завсегдатаев внезапно приобретают философский оборот. Вот тут-то по-настоящему и вступают в борьбу правда и ложь в драме «На дне».

У каждого правда своя

Иногда к истине прийти непросто. Как говорится: «Сколько людей, столько и мнений», а это значит, что и правда у каждого своя. Между тем, в глубине души каждый знает правильный ответ на вопрос. И это, не взирая на весь накопленный опыт, на травмы прошлого и раны настоящего. Каждый человек может отрицать что-то вслух, не соглашаться с чем-то в уме, но в глубине души мы все знаем единственно верный ответ.

Не имеет значения, в какого вы верите Бога и какую религию исповедуете. Вы можете быть убежденным атеистом и отрицать существование всевышнего. И жизненная позиция у вас может быть любая. Но согласитесь: в любой ситуации вы всегда чувствуете, что было бы правильным решением. Что бы не случалось, вы в каждый момент времени четко можете сказать, как поступить было бы надо. Но поступаем мы чаще всего так, как было бы выгодней нам или как велят обстоятельства.

К чему это? К тому, что каждый человек всегда знает, что лучше. Как поступить правильно, чтобы было хорошо всем. Более того, внутренний голос иногда ставит интересы других выше собственных.

Рекомендации и пример работы

Сочинение «Почему горькая правда лучше сладкой лжи» не такое уж редкое явление на уроках русского языка. Как вариант, можно построить свое произведение следующим образом:

Вступление. Стоит рассказать о противоречии правды и лжи в обществе.

Основная часть

Написать небольшой рассказ о важности правды для человека.

Заключительная часть. Подводя итоги, можно сказать о том, что всегда нужно понимать ситуацию прежде, чем солгать.

Как пример, можно привести такой текст:

«Добродетельная ложь редко оправдывает свое существование, и правда, какой бы жестокой она ни была, лучше лживой надежды. Но в мире, где устои общества в основе своей строятся на лжи, об этом задумываются редко, пока не происходит кое-что непредвиденное.

Молодой врач, который не так давно пришел в клинику, специализировался на заболеваниях нервной системы. Однажды к нему поступил пациент — мальчик 10 лет, у которого были симптомы болезни Лу Герига. Это заболевание приводит к постепенному расстройству центральной нервной системы. Человек постепенно перестает ходить, двигаться, разговаривать. У него есть только два варианта: либо здоровый человек превращается в «овощ», либо он умирает от отказа мышц дыхательного тракта.

Доктор ничего не говорил мальчику о серьезности его заболевания, а лишь уверял, что все будет хорошо, и он обязательно пойдет на поправку. Медику не хотелось расстраивать юного пациента ужасным известием, что тот больше не сможет ходить и его жизнь с прогрессированием болезни навсегда изменится. Но болезнь взяла верх раньше, чем предполагал доктор. Утром, когда он пришел в больницу, молодой пациент уже находился в отделении и был обездвижен. Ему пришлось рассказать всю правду. Мальчик заплакал и смог сказать только одно: «Доктор, верните мне мое время».

Если бы мальчик знал правду раньше, у него было бы немного времени на то, чтобы больше ходить, больше разговаривать и больше брать от жизни, пока это было возможно».

Пословица «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» в современном мире представляется неоднозначным явлением. С одной стороны, нас учат говорить правду, но с другой – в обществе всегда был этикет недоговоренности. Здесь выбор зависит исключительно от человека: готов он смело посмотреть в глаза правде и преподнести ее или же будет строить баррикады из осколков лжи, отгораживая себя от реальности. И когда выбор падет на второй вариант развития событий, нужно лишь представить, что будет, когда правда всплывет и кто-то попросит: «Верните мне мое время».

Комплименты — это тоже ложь?

Некоторую лживость в общении с окружающими приписывают нам сами правила этикета. Самый яркий пример этого – комплименты. Их принято говорить при встрече в определенных обстоятельствах. А если вам не нравится, как человек выглядит и что он делает, об этом надлежит умолчать, дабы не создавать напряженности в отношениях. В этом случае сказанное от души мнение может быть даже расценено как оскорбление. Однако комплименты — это не только обязательная составляющая делового общения. Они могут быть искренними и очень приятными, когда сказаны, например, любимым человеком. В этом случае ему нет смысла врать о том, что вы хорошо одеты или у вас красивая прическа.

Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?»

Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и пьеса М. Горького «На дне». Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.

Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать. Здесь собрались воры, нищие, калеки — все, кто был выброшен из жизни, различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные. У них нет ничего, все отнято, потеряно и затоптано в грязь. Но в этих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспросветное существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства. Это проявляется в рассуждениях героев о правде.

Философский вопрос о правде, который поставил сам Горький, многогранен. Каждый герой понимает правду по-своему. Рассмотрим это на примере образов Луки, Сатина и Бубнова.

Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: «Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает… Помрешь — отдохнешь…» Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит. Его правда — утешительная ложь.

Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе Сатина. Сатин — борец за истину. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей. Какова же его правда? Правда у Сатина – человек. Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную, по сравнению с Бубновым, жизненную позицию: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку. Горький понимал, что в устах Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора.

Позиции Луки и Сатина утешительны – противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов никогда явно в спор не вступает, словно разговаривает с самим собой («А ниточки-то гнилые…»). Бубнов относится к жизни со злым пессимизмом («Люди все живут, как щепки по реке плывут…»). Циничная правда Бубнова противостоит утешительной проповеди Луки. Но всё-таки в отчаянном Бубнове под зачерствелостью и безразличием можно обнаружить страдающую человеческую душу. В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью.

Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. Ложь, даже «во спасение», — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда: кем бы он ни был, он прежде всего человек. И, очевидно, проблема пьесы здесь не в правильности теорий героев, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы. Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом — жизненно важная правда пьесы.

Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого автора. Пьеса «На дне» отразила переломный момент во всей судьбе писателя.

Ориентируйтесь на внутренний голос

Даже будучи воспитанным в определенных традициях, мы все равно всегда знаем лучший вариант нашего поведения или реакции. Человек — это не машина, не робот и не животное.


Да, порой мы руководствуемся инстинктами, порой воспитанием, но голос души и сердца не может заглушить ничто. Люди, которые живут в согласии со своим внутренним чутьем, наиболее спокойны – ведь они всегда поступают «по правде». Конечно, далеко не все поступки в таком случае будут обусловлены собственной выгодой, и, тем не менее, они будут наилучшим выбором.

Забудьте о стереотипах. Не задавайтесь вопросом о выборе чего-либо – это ментальные ловушки, созданные людьми ради забавы. Живите согласно тому, что подсказывает вам сердце. Это лучший компас в жизненных перипетиях.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.