Современный танец модерн

Алан-э-Дейл       10.06.2022 г.

Ссылки [ править ]

  1. ^ . Британская энциклопедия . Проверено 1 февраля 2021 .
  2. ^ www.kennedy-center.org . Проверено 1 февраля 2021 .
  3. ^ Фоулкс, Джулия Л. (2002). . login.mtrproxy.mnpals.net . Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины Press . Источник 2021-02-02 .
  4. Шефф, Элен; Марти Спраг; Сьюзан МакГриви-Николс (2010). . Кинетика человека. п. 87. ISBN 978-0-7360-8023-1.
  5. Легг, Джошуа (2011). Введение в техники современного танца . Хайтстаун, Нью-Джерси: Книжная компания Принстона. п. xviii. ISBN 978-0-87127-3253.
  6. Курт, П. (2001). . Бостон: Little, Brown & Co., стр.  .
  7. Легг, Джошуа (2011). Введение в техники современного танца . Хайтстаун, Нью-Джерси: Книжная компания Принстона. п. 1. ISBN 978-0-87127-3253.
  8. Андерсон, Джек (1997). . Айова-Сити: Университет Айовы Пресс. п.  .
  9. Макферсон, Элизабет (2008). Вклад Марты Хилл в американское танцевальное и танцевальное образование, 1900–1995 . Льюистон: Эдвин Меллен Пресс. п. 5.
  10. Рат, Эмиль (1914). . Нью-Йорк: Компания AS Barnes. п. v-vi.
  11. . Британская энциклопедия . Проверено 1 февраля 2021 .
  12. Уэр, Сьюзен. «Известные американские женщины». Издательство Гарвардского университета, 2004 г., стр. 305-306.
  13. Сигел, Марсия Б. «Формы перемен: образы американского танца». Калифорнийский университет Press, 1979, стр. 168–169.
  14. Каллен, Фрэнк. «Водевиль: старое и новое». Psychology Press, 2007, стр. 449.
  15. ^ . Проверено 28 февраля 2012 года .
  16. . Проверено 28 февраля 2012 года .
  17. ^ . Проверено 28 февраля 2012 года .
  18. С высоты птичьего полета: Танцы с Мартой Грэм и на Бродвее / Дороти Берд и Джойс Гринберг; с введением Марсии Б. Сигель, 1997 г.
  19. де Милль, Агнес (1991). Марта: Жизнь и творчество Марты Грэм . Случайный дом. С. 20–30. ISBN 0-394-55643-7.
  20. . Кэтрин Данхэм Центры искусств и гуманитарных наук . Проверено 3 января 2021 года .
  21. Aschenbenner, Джойс (2002). Кэтрин Данэм: Танцы жизни . Университет Иллинойса Press.
  22. Mennenga, Lacinda (2008). . BlackPast . Дата обращения 3 января 2020 .
  23. . Лос-Анджелес Таймс . 17 ноября 1996 . Проверено 3 января 2012 года .
  24. Даннинг, Дженнифер (1989-12-10). . Нью-Йорк Таймс . ISSN . Проверено 3 января 2021 года .
  25. . Звезда . 30 января 2019 . Проверено 3 января 2021 года .
  26. . Проверено 18 марта 2012 года .
  27. . Проверено 28 февраля 2012 года .
  28. . Проверено 20 ноября 2013 года .[ мертвая ссылка ]

«Трио А» Ивонн Райнер

Студентка Школы танца Марты Грэм, Ивонн Райнер относится к первым постмодернистам, искателям минимально необходимых условий для танца. Например, само по себе присутствие танцовщика на площадке, определенной как перформативное пространство, может считаться танцем, не говоря уже об «обычных движениях» таких как бег, ходьба, ползание и т.д. В центре внимания — человеческое тело, профессионально обученное танцу или нет. «Трио А» построено именно на таком стремлении к эссенциализму: простые движения, не обременненые драматургией и декоративностью, исполняются в одном темпе без каких-либо акцентов и кульминаций. Эта поставка смеcтила фокус с техники на движение само по себе и пересмотрела традиционные отношения между исполнителем и зрителем.

В Соединенных Штатах

Ранний современный танец

Марта Грэм и Бертрам Росс в 1961 году; фото Карла ван Вехтена

В 1915 году Рут Сен-Дени вместе со своим мужем Тедом Шоном основала школу и танцевальную труппу Denishawn . Марта Грэм , Дорис Хамфри и Чарльз Вайдман были учениками школы и членами танцевальной труппы. В поисках более широкой и принимающей публики для своей работы Дункан, Фуллер и Рут Сен-Дени совершили поездку по Европе . Марта Грэм часто считается матерью-основательницей современного концертного танца 20-го века . Грэм считал балет слишком односторонним: европейским , империалистическим и антиамериканским. Она стала студенткой школы Денишона в 1916 году, а затем переехала в Нью-Йорк в 1923 году, где выступала в музыкальных комедиях , мюзик-холлах и работала над собственной хореографией . Грэм разработала свою собственную танцевальную технику , технику Грэма , которая основывалась на концепциях сжатия и расслабления. В учении Грэм она хотела, чтобы ее ученики «чувствовали». «Чувствовать» означает иметь повышенное чувство осознания того, что вы приземлились на пол, и в то же время ощущать энергию по всему телу, распространяя ее на аудиторию. Ее основной вклад в танец — это сосредоточение внимания на «центре» тела (в отличие от акцента в балете на конечностях), координация между дыханием и движением , а также взаимоотношения танцора с полом.

Популяризация

В 1927 году газеты стали регулярно назначать танцевальных критиков, таких как Уолтер Терри и Эдвин Денби , которые подходили к выступлениям с точки зрения специалиста по движению, а не как обозревателя музыки или драмы. Педагоги включили современный танец в учебные программы колледжей и университетов, сначала как часть физического воспитания, а затем как исполнительское искусство. Многие преподаватели колледжа прошли обучение в Беннингтонской летней школе танца, основанной в Беннингтон-колледже в 1934 году. О программе Беннингтона, как написала Агнес де Милль, «… было прекрасное смешение самых разных художников, музыкантов и дизайнеров. и, во-вторых, потому что все, кто отвечал за бронирование серии концертов колледжей по всему континенту, были собраны там … свободными от ограничивающих ограничений трех крупных монополистических менеджеров, которые настаивали на предпочтении своих европейских клиентов. впервые американских танцоров наняли для гастрольного тура по Америке, и это стало началом их платежеспособности ».

афроамериканец

Американский театр танца Элвина Эйли исполняет «Revelations» в 2011 году.

В афроамериканском танце современный танец сочетается с африканскими и карибскими движениями (гибкость туловища и позвоночника, сочленение таза, изоляция конечностей и полиритмические движения). Кэтрин Данэм занималась балетом, в 1936 году основала Ballet Negre, а затем — танцевальную труппу Кэтрин Данэм в Чикаго . В 1945 году она открыла школу в Нью-Йорке, обучая технике Кэтрин Данэм , африканскому и карибскому движению, интегрированному с балетом и современным танцем. Перл Примус использовала африканские и карибские танцы для создания сильных драматических произведений, характеризующихся большими прыжками. Она часто основывала свои танцы на произведениях чернокожих писателей и на расовых проблемах, таких как «Негры говорят о реках» Лэнгстона Хьюза 1944 года и Странные фрукты» Льюиса Аллана 1945 года (1945). Ее танцевальная компания превратилась в Институт танцевального языка Pearl Primus . Элвин Эйли учился у Лестера Хортона , Беллы Левицки , а затем у Марты Грэм. Несколько лет он работал как в концертном, так и в танцевальном театре. В 1958 году Эйли и группа молодых афроамериканских танцоров выступили в Американском театре танца Элвина Эйли в Нью-Йорке . Он черпал вдохновение в своих «кровавых воспоминаниях» о Техасе , блюзе, спиричуэле и евангелии . Его самая популярная и получившая признание критиков работа — « Откровения» (1960).

дальнейшее чтение

  • Адсхед-Лансдейл, Дж. (Эд) (1994) История танцев: Введение . Рутледж. ISBN  0-415-09030-X
  • Андерсон, Дж. (1992) Балет и современный танец: краткая история . Группа независимых издателей. ISBN  0-87127-172-9
  • Ау С. (2002) Балет и современный танец (Мир искусства) . Темза и Гудзон. ISBN  0-500-20352-0
  • Браун, Дж. Вудфорд, К., Х. и Миндлин, Н. (редакторы) (1998) ( Видение современного танца: словами его создателей ). Группа независимых издателей. ISBN  0-87127-205-9
  • Чейни, Г. (1989) Основные концепции современного танца: творческий подход . Группа независимых издателей. ISBN  0-916622-76-2
  • Дейли, А. (2002) Сделано в танце: Айседора Дункан в Америке . Wesleyan Univ Press. ISBN  0-8195-6560-1
  • де Милль, А. (1991) Марта: Жизнь и творчество Марты Грэм . Случайный дом. ISBN  0-394-55643-7
  • Дункан, И. (1937) Техника Айседоры Дункан . Танцующие горизонты. ISBN  0-87127-028-5
  • Фоулкс, Дж. Л. (2002) Современные тела: танец и американский модернизм от Марты Грэм до Элвина Эйли . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN  0-8078-5367-4
  • Грэм, М. (1973) Записные книжки Марты Грэм . Харкорт. ISBN  0-15-167265-2
  • Грэм, М. (1992) Марта Грэм: Кровавая память: автобиография . Пан Макмиллан. ISBN  0-333-57441-9
  • Хокинс, Э. и Селиховска, Р. (2000) Техника современного танца Эрика Хокинса . Группа независимых издателей. ISBN  0-87127-213-X
  • Ходжсон, М. (1976) Квинтет: Пять американских танцевальных компаний . Уильям Морроу и компания. ISBN  0-688-08095-2
  • Хороско, М (Эд) (2002) Марта Грэм: Эволюция ее теории танца и обучения . Издательство Университета Флориды. ISBN  0-8130-2473-0
  • Хамфри, Д. и Поллак, Б. (Эд) (1991) Искусство танцевать, Princeton Book Co. ISBN  0-87127-158-3
  • Хатчинсон Гест, А. (1998) Основы танца Шона (Язык танца) . Рутледж. ISBN  2-88124-219-7
  • Kriegsman, S, A. (1981) Современный танец в Америке: годы Беннингтона . GK Hall. ISBN  0-8161-8528-X
  • Льюис, Д., Д. (1999) Иллюстрированная танцевальная техника Хосе Лимона . ISBN  компании Princeton Book Co. 0-87127-209-1
  • Лонг, РА (1995) Черная традиция в современном танце . Smithmark Publishers. ISBN  0-8317-0763-1
  • Лав, П. (1997) Терминология современного танца: Азбука современного танца, определенная его создателями . Группа независимых издателей. ISBN  0-87127-206-7
  • МакДонах, Д. (1976) Полное руководство по современному танцу Doubleday. ISBN  978-0-385-05055-5
  • МакДонах, Д. (1990) Взлет и падение современного танца . Чикаго Ревью Пресс. ISBN  1-55652-089-1
  • Mazo, J, H. (2000) Основные движущие силы: Создатели современного танца в Америке . Группа независимых издателей. ISBN  0-87127-211-3
  • Минтон, С. (1984) Современный танец: тело и разум . Издательская компания Мортон. ISBN  978-0-89582-102-7
  • Розман, Дж. Л. (2004) Танец был ее религией: духовная хореография Айседоры Дункан, Рут Сен-Дени и Марты Грэм . Hohm Press. ISBN  1-890772-38-0
  • Шелтон, Сюзанна. Божественный танцор: биография Рут Сен-Дени. Нью-Йорк: Даблдей, 1981.
  • Шерман, Дж. (1983) Денишон: стойкое влияние . Туэйн. ISBN  0-8057-9602-9
  • Терри, В. (1976) Тед Шон, отец американского танца: биография . Наберите Нажмите. ISBN  0-8037-8557-7

Техника модерна

Идеи хореографии были изложены теоретики танцевального искусства. Когда  они стали доступны для танцоров, то мастера стали прибегать к практике их использования. И вместе с тем, они   по мере возрастания потребности в технике стали «изобретать»:

  • Мэри Вигман занималась поиском идей и приемов, использование которых позволило бы передать самые яркие эмоции, присущие для человека. Такие как  боль, страх и др.;
  • Перемешивая  с танцем классической формации такой вид исполнительского искусства, как  пантомима, а вдобавок к ней еще и выразительность Куртом Йоссом были созданы новые техники;
  • Техника присущих в наши дни для танцевального искусства высоких прыжков появилась в танце благодаря Грет Палукке;
  • Техника танца  усиления и расслабления, которая принята и  широко используется по всему миру, изобрела Марта Грехэм.

«In the Middle, Somewhat Elevated» Уильяма Форсайта

Работа, поставленная американским хореографом Уильямом Форсайтом для Парижской оперы, дала новую жизнь наработкам Баланчина. Абстрактность, смещение вертикальной оси в танце, бессюжетность — все эти идеи уже присутствовали в работах великого хореографа, но именно Форсайт стал тем, кто изобрел балет заново во второй половине XX века. Форсайт увеличил амплитуду па, позволив геометрическим формам пересечь канонические границы. Танцовщики больше не концентрировались на фронтальном положении к зрителю, а существовали в трехмерном пространстве, что совершенно меняло восприятие базовых поз, например, арабеска. Теперь он мог быть исполнен хоть лицом, хоть спиной, хоть боком, хоть вверх ногами по отношению к публике. Уильям Форсайт привнес в балет холодную, индустриальную эстетику, заменив легкость и романтику на силу и атлетизм.

Как появился модерн в хореографии

Первая половина XX века ознаменовалась прорывами и передовыми идеями во многих областях. Такие страны как США и Германия уделяли много внимания разработке новых методик, техник, учений. Это стремление коснулось и культуры, поэтому зарождающийся новый танец создавался как искусство будущего, разрывающее существующие рамки и стремящееся к гармонии с природой.

Модерн – не умение танцевать, а способность передать посредством движения свое видение мира. Для этого направления не существует жестких ограничений по музыкальному сопровождению, например Мэри Вигман в 1916 году вышла на сцену под текст своей любимой главы из книги Ницше.

художественный фильм «Танец Дели»

Россия, 2012г. Режиссер: Иван Вырыпаев. В ролях: Каролина Грушка, Ксения Кутепова, Игорь Гордин, Арина Маракулина, Инна Сухорецкая.

Аннотация: «… это семь короткометражных фильмов о знаменитой танцовщице, придумавшей потрясающий танец, который она назвала «Танец Дели». Это семь самостоятельных историй о любви, смерти и танце. Их действия происходят в одном и том же месте — в городской больнице, где герои встречаются, любят, переживают смерть своих близких и пытаются найти гармонию, покой и любовь.»

В названии фильма фигурирует танец, в описании тоже. Но не обманывайтесь! Танца в фильме вообще нет, танцевать никто не будет. Главная героиня танцовщица и периодически в потоке бесконечных разговоров на скамейке в больнице она или её собеседники будут касаться темы её танца в разговоре. Вскользь. Любителям СДПГ (синдром поиска глубинного смысла) фильм точно понравится. Остальным — под бо-о-ольшим вопросом. Кино очень специфическое. Периодически возникает чувство, что сами актеры из-за неестесственности диалогов, не понимают как их проговаривать и делают это, смущаясь и пряча глаза, словно стыдясь своей игры. Сам по себе жанр разговорного «театрального» кино прекрасен и интересен, но в этом разделе кинематографа есть много-много более впечатляющих произведеений.

Современные стили

Кто-то предпочитает только самые новые и современные виды танцевальных направлений.

Список самых актуальных на сегодняшний день в молодёжной среде стилей выглядит так:

  • электроданс;
  • хаус;
  • транс;
  • тектоник;
  • стрипданс;
  • гоу-гоу;
  • джампстайл;
  • шаффл;
  • R&B;
  • хип-хоп;
  • брейк-данс; 
  • поппинг;
  • джаз;
  • модерн;
  • постмодерн;
  • контемпорари.

Клубные танцы

Танцевальные направления: электроданс, хаус, джампстайл, R&B, транс и тектоник – это направления для любителей зажигать на дискотеках и клубных вечеринках. Электроданс и транс танцуют под электронную музыку. Движения энергичные и экспрессивные, выполняются на высокой скорости и с большой амплитудой. 

Тектоник – это сочетание элементов электроданса, поппинга, техно и хип-хопа, то есть прыжки, махи ногами и активные движения руками. Танец очень энергичный, подходит только для молодёжи, при этом он довольно монотонный и однообразный.

Уличные танцы

Танцевальные направления, относящиеся к уличным – это хип-хоп, брейк-данс, поппинг, локинг.

Хип-хоп – это не просто танец, это молодёжная субкультура, которая предполагает свой стиль не только в музыке и танцах, но и в манере одеваться, а также использование сленга и собственную философию. В хип-хопе сочетаются абсолютно различные танцевальные стили. Танец выглядит очень простым, но на самом деле, чтобы научиться танцевать хип-хоп, понадобятся упорные тренировки. Необходимы хорошая физическая подготовка и выносливость, так как нагрузка приходится на все группы мышц.

Брейк-данс – это идеальный танец для мальчиков, юношей и молодых мужчин. Это не только танец, это спорт, кроме танцевальных движений здесь присутствуют элементы акробатики и спортивной гимнастики. Занятия брейк-дансом развивают силу, выносливость, уверенность в себе, пластичность и формируют красивое мускулистое тело.

Современный балет

Виды танцевальных направлений, основанных на классическом балете, которые принято называть современным балетом – это модерн, джаз-модерн, постмодерн и контемпорари. По сути это современная трактовка классического балета, только с менее жёсткими стандартами. Модерн требует от танцовщиков прекрасную физическую форму, выносливость и хорошую растяжку. Контемпорари, напротив, не предъявляет жёстких требований, начать заниматься этим видом танца можно в любом возрасте, стройность фигуры, физическая подготова и гибкость — не важны.

Контемпорари танцуют босиком. В основе этого танца лежат боевые искусства Востока. Контемпорари тсполняют сольно, дуэтом, в паре или группой. Главным в этом виде танца является самовыражение.

Как определить — модерн или псевдо-модерн?

Вот пара моментов, на которые стоит обратить внимание:

1. Хореограф, выросший на ниве классического танца и не могущий от него абстрагироваться, использует понятия классического экзерсиса: баттман тондю, жетэ, гранд батман и т. п. Или даже хуже — в качестве разминки и отработки техники использует классический экзерсис, сделав его невыворотным и максимально упрощенным. В результате — ни техники классики в её полноте и утонченности, ни изучения техники модерна как такового.

2. Присмотритесь к спине хореографа. «Классик» держит её прямо. Упор делает на махи, повороты, хождения по диагоналям. Конечно, они должны быть, но дополнить многочисленные и многомерные движения корпусом, при которых спина должна быть как «пластилиновая» — невероятно гибкая и подвижная. Представьте себе сплетение тугих канатов, покрытых тонкой тканью. Канаты передергиваются и ходят ходуном под тонкой тканью. Вот так выглядит спина настоящего «модерниста» в процессе танца.

3. Настоящий модернист не боится угловатых поз и движений. Какую-то долю обязательно занимают движения угловатые, может быть даже нарочито уродливые или подчеркнуто дисгармоничные (смотрите ни видео-примере внизу статьи).

Модерн танец: описание и видео

Танцевальный стиль модерн — родом из Америки. С ним прежде всего связывают имя такой известной танцовщицы, как Айседора Дункан. Главная идея, заложенная в этом направлении — свобода, естественность, отражение внутреннего мира человека. Канонические правила классического танца отвергаются, приветствуется импровизация.

Движения танцора — широкие, летящие, в которых вес тела переносится в разных направлениях, независимо от вертикальной оси. У танцующего должна быть хорошо развита гибкость, координация движений, музыкальный слух. Для танца не нужна специальная одежда и обувь, зачастую исполнители выходят на сцену босиком. Посмотрите на модерн-танец в исполнении профессиональных танцоров и познакомьтесь с его основными элементами.

Борьба / Battle

Норвегия, Дания, Нидерланды, Швеция, 2018. Режиссер: Катарина Лаунинг. В ролях: Лиза Тейге, Fabian Svegaard Tapia, Вебьёрн Энгер, Стиг Р. Амдам, Silje Marie Baltzersen, Charlott Utzig, Sofie Albertine Foss, Georgia May Anta, Sigyn Åsa Sætereng, Morad Aziman.

Амалия привыкла к благополучной и обеспеченной жизни. Одно «но» — на занятиях модерн-танцем у нее не получается танцевать эмоционально. Чего-то не хватает. Но вдруг жизнь её переворачивается с ног на голову. Отец становится банкротом и благополучие резко исчезает. Приходится переезжать в новый район. Так появляются новые знакомые, а с ними и новые танцы — хип-хоп. Получится ли у нее принять изменения в своей жизни, получится ли вдохнуть страсть в танец и выразить языком хореографии весь спектр эмоций? Это европейский фильм, а не американский. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, что-то новенькое, с другой стороны приглушенность тонов и подбор музыки может угнетающе подействовать на людей, которые смотрят только американское кино. Актеры и актрисы не красавцы и красавицы. С одной стороны, хочется любоваться на красивые лица и фигуры. С другой стороны, видим кусочек жизни и легче ассоциировать себя с героями фильма.

Фильм содержит самые ожидаемые компоненты таких фильмов: молодая девушка ищет своё место в жизни, танцы, лав стори и т.п. Фильм особенно ценнее тем, что в нем фигурирует модерн-танец. Настоящий модерн, а не его переработка в духе классической хореографии. Здесь тот самый модерн, который дает раскрепощение и магию свободы человеческого тела. А ближе к концу есть микс с современными стилями плюс модерн-танец под современную музыку.

Модерн

В основном, современный танец направлен на выражение внутреннего противоречия человека. И это одна из причин, по которой у современного танца нет единого «лица». Модерн – настолько широкое и растянутое понятие, что никогда нельзя сказать о нём что-то конкретное. Сколько школ, столько и практик, техник, вариаций. А их много. Приобретая опыт в одной танцевальной труппе у одного хореографа, можно легко не вписаться затем в другую.

Современный балет ведёт свою историю ещё с начала XX века. Классические балетные традиции, созданные и отточенные в России, не пополнялись новыми техниками, но последние больше не отражали бушующую вокруг жизнь. Этот кризис и породил модерн – свободный танец, как новая форма философии.

Танцоры современности отказываются от пачек, предпочитая удлинённые платья (для утончённости образа), от сложного выворота ног, высоких прыжков. Многие выступают босиком. Одна из важных черт танца – акцент, сместившийся с техники к пластике

Большое внимание уделяется форме фигур, графике, ракурсу исполнения и ритму

Французский теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт ещё в 1830-х годах изучал связь голоса, жеста и эмоции. Он считал, что правдиво передать все нюансы человеческих переживаний может только жест, лишённый условности и стилизации. Его ученица Женевьева Стебан впоследствии преподавала это на курсах Айседоре Дункан, которая и стала предтечей модерна. Дункан также написала книгу «Танец будущего», в которой подробно изложила свои взгляды, основанные на греческой свободе форм. «Когда я танцую босая по земле, я принимаю греческие позы, так как греческие позы как раз и являются естественными положениями на нашей планете».

Само слово «модерн» зародилось в США в попытке дать обозначение танцу, не соответствующему классическим канонам. К его формированию приложили руку такие мастера, как Марта Грэм, Дорис Хамфрри, Мерс Каннингхем, Пина Бауш и многие другие талантливые хореографы. Все они основали свои школы и танцевальные направления. Они могут сильно отличаться друг от друга по технике исполнения.

Самой первой школой модерна стала «Дэнишоу». Её в 1915 году открыли американские хореографы Рут Сен Дени и Тэд Шоун. Они отрицали академический классический танец, но рассматривали её, как неплохой тренинг для танцоров.

Все основные понятия и положения, связанные с современным танцем, созданы американками Ханьей Хольм, Дорис Хамфри и американцем Чарльзом Вейдманом. Немалый вклад внесли и их европейские коллеги Рудольф Штайнер, Эмиль Жак Далькроз и Рудольф фон Лабан. Им принадлежат основы «эвритмии», «эуритмики» и «экспрессивного танца».

К теоретикам присоединились практики. Курт Йосс объединяет классический танец с выразительностью и пантомимой. Мэри Вигман исследует эмоции, стараясь передать через танец страх, отчаянье и боль. Марта Грэм создала технику «усилия» и «расслабления», которой сейчас пользуются повсеместно.

Любым техникам танца модерн присуще использование гравитации, работа с телом, они не стремятся скрыть усилия в движениях, нарушают вертикальную ось держания тела, фокусируя внимание на его центре. Несмотря на это, построение танца основано на визуальном восприятии: всё гармонично, движения перетекают одно в другое

При этом они демонстрируют внутреннее состояние человека, олицетворяют какую-то идею и напрямую связаны с музыкой.

Конечно, модерн со свойственной ему изменчивостью не мог долго оставаться в одних рамках, даже имея несколько школ. В 50-е годы он трансформируется в пост-модерн. Спектакли постепенно «выходили» за пределы зала: на улицы, в парки, даже на крыши. Некоторые хореографы отказывались от музыки, оставляя только ударные для ритма или шумы. В это время Стив Пэкстон являет миру контактную импровизацию. Пост-модерн взял курс на простоту движений и красоту маленьких вещей.

Самые яркие представители постмодерна – Борис Эйфман и Морис Бежар. Их работы ассоциативны и импровизационны. Их манифест сводит на нет все костюмы, сюжеты и другую «показуху», которая лишь скрывает чистое, необработанное движение. Вот только отсутствие костюмов и декораций не особо привлекало зрителя, поэтому со временем им пришлось вернуться, хотя бы частично.

«Если танцор стремится показать, что гравитации нет, то это балет. Если танцор стремится показать, что гравитация его гнетет, то это модерн.» Том Парк

Джаз-модерн

Кэтрин Данэм

Это направление современной сценической хореографии появилось в 70-е годы прошлого века в Америке, а потом уже «захватило» Европу. Два танцевальных стиля – джаз и модерн объединились в новое направление. Но чтобы узнать историю танца, нужно заглянуть в начало XX века.

«Рождение» джаза

Джаз как танец «расцвел» в 20-е годы XX века, исполнялся и придумывался афроамериканцами в бытовой среде, но быстро стал фаворитом сцены – бродвейские постановки не обходились без него.

Одна из основателей стиля – Кэтрин Данхэм. «Черный», как его называют, танец, обязан афроамериканцам их неповторимой пластикой, образностью, чувством стиля и свободой всех частей тела в движении.

Звезды Голливуда Фред Астер и Джинджер Роджерс

«Рождение» модерна

Модерн «гремел» на протяжении XX века, сопровождая все мировые перипетии и бурные изменения. Стиль стал реакцией на классический танец со строгими формами, ритмами и движениями. Танцовщики устали от балета, а новый, быстро менявшийся, мир, требовал современного, свободного и пластичного танца с иными темами.

Айседора Дункан

Модерн не был рожден в «низах», в отличие от джаза. Айседора Дункан первая представила на сцене модерн, но своей школы не создала.

Главный теоретик стиля, благодаря которому современная американская балетная школа сейчас выглядит именно так – Марта Грехэм. Философию, технику и неповторимую энергетику танца также разрабатывали Лои Фуллер, Рут Сен-Дени, Тэд Шоун, Дорис Хамфри.

Постановка Пины Бауш

С высокой скоростью распространился модерн по всей Европе. Так мир узнал о талантливых хореографах – Морисе Бежаре, Пине Бауш и других.

Из российских представителей стиля известны Евгений Панфилов, Алла Сигалова, хотя такого развития, как в Европе, в модерне мы не достигли. Вскоре компоненты стиля стали использоваться в балетных постановках и классическом танце.

Алла Сигалова

Джек Коул – «отец» танца джаз-модерн

Два разных направления недолго просуществовали раздельно и скоро объединились в джаз-модерн. Джек Коул – педагог, первый грамотно соединивший техники этих стилей, а уже в 1966 выпустили учебник с описанием особенностей нового направления. После этого джаз-модерн начал развиваться самостоятельно.

Яркость, эмоциональность и свободная легкость джаза дополняли глубокую философию модерна. Танец стал полноценным, музыка сливалась с движениями, выразительных элементов появлялось все больше. Это позволило танцовщикам разных профессиональных уровней, подготовки и телосложения исполнять джаз-модерн на высоком уровне, развиваться в нем.

Джаз-модерн сегодня

Музыка подбирается по настроению танца, ритм тоже может быть разный – от афро-джаза до мелодичных и умеренных классических композиций. Порой берут и поп/рок-хиты.

Главное – музыка не должна быть простой, несвязной или пустой. Эмоциональность, бурные всплески, лиричность и драматичность, – все отраженное в танце должно дополняться композицией.

Автор текста: Елизавета Курдова

Фильм «Румба / Rumba»

Франция / Бельгия, 2008. Режиссеры: Доминик Абель, Фиона Гордон, Бруно Роми / Dominique Abel, Fiona Gordon, Bruno Romy. В главных ролях: Доминик Абель, Фиона Гордон, Филипп Марц и Бруно Роми.

Череда сценок, сделанных в русле пантомимы с мизерными вкраплениями модерн-танца. В основном на фоне грубо сделанного хромакея, давно я такого грубого сочетания съемок актеров и фона не видела. Лучше бы всё в павильоне или на природе снимали. Юмор и подход ну о-о-очень специфический. Допускаю, что этот фильм может найти своего любителя. Но среди танцующих — вряд ли. Создатели в танцы вникать не захотели. Само название чего стоит? Понимаю, навреное, услышали где-то краешком уха, что «румба — танец любви», а там фриковатая парочка весь фильм на экране. Но, вообще-то, румба — это определенный стиль танца, которого в фильме нет от слова совсем.

Модерн-танец редко присутствует в кино, поэтому данный фильм может заставить Вас задуматься — а может стоит посмотреть? Но тогда имейте в виду, что его там очень мало и всё очень простенько.

Сама идея показать языком пантомимы и танца перепетии жизни пары, живущей танцами, хороша. Но тогда надо было бы больше танца вставлять и чтобы там действительно было на что посмотреть. Если хотите вспомнить видео с хорошим модерном на абстрактные темы, то лучше сразу «Evidentia / Эвиденция» включить. Или посмотрите обзор фильмов о модерн-танце и выберите фильм оттуда.

Фильм наверняка понравится тем, кто любит арт-хаус и квинтессенцию абсурда или сюрреализма в кино.

Автор статьи: Елена Стеценко

Статья опубликована 24 октября 2018 г — Divadance (в дальнейшем дополнялась)

Елена Стеценко, Студия Диваданс, Санкт-Петербург. http://www.divadance.ru Designers: Zhuzha 2005 by Zhuzha

Балет 19 века

Балет был доминирующим жанром в западном театре танца с тех пор, как началось его развитие в качестве самостоятельной формы в 17 — м веке. Его характерный стиль движений по-прежнему основывался на позициях и шагах, разработанных в придворных танцах 16 — 17 веков.

Пожалуй, самой основной чертой балетного стиля того времени являлось положение ног и ступней, в котором ноги повернуты под углом 90 градусов по отношению к туловищу (т. е. ступни смотрят в стороны). Эта позиция придает телу симметричный вид и способствует высокому подъему ног, что было типичным для балета. Даже когда танцор исполнял быстрые или энергичные шаги, его руки редко двигаются не плавно, спокойно и изящно и часто танцор ставил руки в позиции, которые либо обрамляли лицо или просто так, чтобы они гармонично выглядели по отношению к позиции ног.

Другой особенностью балета являлось вертикальное положение тела. Балерины редко двигались близко к земле. Наоборот, часто казалось, что они бросают вызов гравитации высотой своих прыжков и энергичными «Batterie» (ударами ногой о ногу во время прыжка). Также балерины поражали зрителей скоростью поворотов и быстротой шагов, которые, казалось, происходили без особых усилий, почти не касаясь пола. В балете вечный стресс и огромные усилия танцовщиц всегда были скрыты за плавными изящными движениями танца.

Балет, конечно, претерпел много стилистических изменений. Романтический стиль от начала до середины 19-го века был намного мягче, менее изобиловал виртуозными прыжками и поворотами, чем классический стиль конца 19 и начала 20 веков. Русский балет, часто рассматривается в качестве парадигмы классической школы, поскольку является смесью мягкой и декоративной французской школы, хрупкого и виртуозного стиля итальянцев и энергичного атлетизма русских народных танцев.

Этюды Лои Фуллер

В начале века в США и Европе зародился свободный танец — предшественник танца модерн — благодаря, в первую очередь, Лои Фуллер. Хореографические зарисовки Фуллер были известны инновациями в области костюма, света и хореографического языка. Лои Фуллер, не имевшая классического балетного образования, выражала художественную мысль простыми движениями и оригинальными спецэффектами. В её знаменитом танце «Серпантин» костюм из тонкого шелка создавал эффект крыльев бабочки, а в постановке «Радий» танцовщица использовала только что открытый Мари и Пьером Кюри радий, чтобы добиться особенных световых эффектов.

https://youtube.com/watch?v=zmMS65wJpQE

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.