«не известен» или «неизвестен»: как правильно пишется?

Алан-э-Дейл       07.11.2022 г.

Описание картины Ивана Крамского «Портрет неизвестной» (Незкакомка)

Крамской очень знаменитый художник, у которого известные и необычные произведения искусства. К примеру, одним из самых знаменитых его шедевров является картина под названием « Портрет неизвестной». Это произведение полно таинственности и загадочности, в этом его особенность.

Портрет таит в себе некую интригу. До наших времен сохранилась таинственность этого полотна, и никто не может разгадать до конца идею портрета неизвестной. Очень часто можно услышать, как эту картину Крамского называют — Картина Незнакомка.

Все же нельзя считать такое название верным и правильным. Потому что, именно художник может устанавливать правила, связанные со своим произведением. А Крамской назвал эту работу – Портрет Неизвестной.

Хоть слова неизвестная и незнакомка довольно близки по своему значению, тем не менее, есть определенная разница.

Во все времена были художники, писавшие портреты женщин, о которых они не хотели открывать всю правду общественности. Героинь произведений они старались скрыть. Но все таки, через время правда становилась явной. Долго не получалось удержать все это в тайне. А вот, что касается портрета Крамского, здесь все иначе. Крамской так и не открыл имя своей героини никому, за всю свою жизнь.

Видимо, он поставил себе такую цель, породить множество вопросов у своих современников.

Какими же были догадки, построенные людьми того времени? Некоторые предполагали, что девушка, которую изобразил художник, была не привлекательной внешне, и поэтому Крамской ее скрывал.

Кто – то думал, что героиня была дамой из высших чинов, и ожидала от Крамского молчания. А другие узнавали в натуре, знаменитую актрису того времени из богемы театра. Но это только догадки, которые не являются фактами.

Кого бы ни изобразил художник, портрет был так великолепен, что Крамского понесли на руках, от восторга, когда увидели это его произведение. Работа была просто обворожительной и необычайной красоты. Когда Крамского стали засыпать вопросами, он не ответил ни на один из них. Кто эта дама, с натуры ли он ее писал, может быть, героиня выдумана? Нет, писатель не посчитал необходимостью отвечать.

Портрет неизвестной художник сотворил в 1883 году. Изобразил он героиню в открытом экипаже, и на фоне красивого города, Петербурга. Незнакомка имела вид властной, неприступной дамы.

Она очаровывает собой всех ценителей прекрасного и великого.

Описание картины Ивана Крамского «Портрет неизвестной» (Незкакомка) | источник

Описание картины

Художественное описание картины Крамского «Неизвестная» лучше начать портретом мистической незнакомки. Взору открывается молодая прекрасная женщина, сидящая в коляске. Дама выглядит изыскано, элегантно.

Голову украшает бархатный берет, именуемый «Франциск». Головные уборы подобного рода можно увидеть на портретах дворян 16-17 века. Под шапкой видим большую копну темных волос. Пальто пошито с дорого сукна, украшено мехом соболя, шелковыми лентами темно-синего цвета. Верхняя одежда ассоциируется с генеральской шинелью, которые носили тогдашние аристократы. Отсюда можно предположить высокое происхождение женщины.

Смуглое лицо красавицы слегка покрыто румянцем. Большие ресницы, пухлые губи, игривая полуулыбка передают женственность героини. Фактически работа является эталоном женственности.

картина Крамского «Неизвестная»

Взор привлекает муфта, которую держит незнакомка. Изделие украшено соболиным мехом, пестрыми синими лентами. Руки покрывают перчатки, дополняя гаму темно-синих цветов одеяний дамы. Левая рука украшена бижутерией. Видим огромный золотой браслет.

Фоном служат очертания Аничкова Дворца, окутанного легким туманом морозным зимним утром. Можно предположить, что коляска находится на мосту, ведущему к дворцу. Изображение (подобно кадру фильма, отснятому крупным планом)довольно необычно для работ той эпохи

Лицо героини выходит на первый план, привлекая внимание зрителя. Отчетливо видны глаза, взгляд далекий, грустный, немного высокомерный

Критики, опровергающие факт изображения Иваном Николаевичем своей дочери, склонны утверждать, что прекрасная леди имеет свойства «Дамы с камелиями». Предположительно женщина является богатой содержанкой или актрисой, имеющей покровительство влиятельных личностей. Тогдашнее дворянство переживало глубокий упадок. Чистокровные дамы не позволяли себе столь дорогих нарядов в силу экономии. Одеваться по последним модным тенденциям было отличительной чертой женщин, попавших в высший свет благодаря большим деньгам.

Игра теней, падение дневного света, тона одежды, очертания фигуры говорят о том, что произведение создавалось несколькими этапами. Образ главной героини писался с натурщицы в ателье. Экспозиция зимнего Петербурга изображена также с натуры.

Неизвестная

Образ таинственной незнакомки имеет мистические свойства. Владельцев, кому принадлежало полотно, ждали горечи, потери. В свое время Третьяков отказался приобретать холст, поскольку счел картину неинтересной для зрителя. С тех пор началась полоса неудач в жизни владельцев произведения искусства. Все закончилось, когда полотно обрело свое постоянное место, попав в Третьяковскую галерею.

Также интересно:

Фламандские пословицы (нидерландские)

Авангардисты в кризис — выгодно!

Картина «Рожь»

Описание картины Крамского «Неизвестная»

  • Картина Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» написана в 1883 году.
  • Это поясной портрет молодой женщины, сидящей в коляске.
  • Дама одета по последнему слову моды 1880-х годов: бархатный берет, в то время такие береты  называли «Франциск», напоминающий головной убор на картине аристократов 16 века — та же форма, то  же страусовое перо прикрепляется золотым аграфом с жемчугом.

Тяжелый узел тёмных волос на шее. Пальто, по  ассоциации с генеральской шинелью, называется «Скобелев», явно дорого сукна,
отделано собольим мехом и шелковыми тёмно- синими лентами.

Так же отделана муфта, что тогда было модно, соболем и тёмно- синими шелковыми лентами. На руках в тон общему одеянию – тёмно-синие лайковые «шведские» перчатки и на левой руке массивный золотой браслет.

При анализе этой работы критики часто приписывают женщине свойства «Дамы с камелиями»,  утверждая, что здесь изображена некая дама полусвета, дорогая содержанка или может быть актриса, пользующаяся покровительством. Мотивируется  это тем, что дама вызывающе модно и дорого одета.

  1. В то время дворянство, переживая экономический кризис, не имело возможности так одеваться, и вообще точное следование моде было свойством «нуворишей», людей пришедших в высший свет благодаря деньгам, а не происхождению.
  2. Композиция

Первое, что видит зритель — тёмное пятно силуэта  женщины в коляске. Композиция такова, что напоминает кинокадр крупным планом. Очень необычно для того времени.

Второе — лёгкий прозрачный фон — контуры Аничкова Дворца.

Предположительно, что коляска стоит на Аничковом мосту.

Смещение масштабов создаёт совершенно неожиданный эффект — главным в картине становится лицо. Первое, что мы видим — это глаза! Отстранённый, грустный, слегка высокомерный взгляд.

Источник света, направление теней, теплота и сгущённость тона говорят о том, что фигура писалась в ателье, а ландшафт на натуре. Совершенно виртуозно передана атмосфера зимнего Петербурга.

История создания

История это работы — Крамской называл её не «портретом», а «картиной»-  противоречива. Автор не оставил комментариев, писем, записей в дневнике, счетов или дарственных имеющих отношение к  этой картине.

Найден недавно в частном собрании доктора Душана Фридриха в Чехословакии в городе Прага этюд, написанный к картине.

Известно, что позировала для такого же этюда не профессиональная натурщица, а чья-то знакомая, которая по случаю оказалась в мастерской Крамского и послужила  моделью ему и нескольким его коллегам для натурной штудии.

Об этом эпизоде пишет в своих воспоминаниях один из участников, коллега по ТПВХ. Похоже, что эта модель и изображена на эскизе к  картине.

Эскиз написан в том же колорите и в том же ракурсе, но черты лица не такие правильные, другая причёска, другое, более жесткое, выражение лица.

Есть несколько разных версий создания  этой работы. Одна из них —  это портрет глубоко любимой дочери Крамского — Софьи, тоже художницы с трагической судьбой.

Так же предполагают, что это заказной портрет Екатерины Долгоруковой — морганатической супруги императора Александра II, который после гибели императора так и остался у художника.

Есть версия гласящая о том, что это портрет Матрёны Саввишны, которая будучи горничной в поместье Бестужевых, очаровала своей необычной красотой молодого графа Бестужева — он на ней женился и привёз её в Санкт-Петербург, где художник с ней и познакомился.

Одна из привлекательных и довольно вероятных теорий — что на картине изображена Варвара Туркестанова — грузинская княжна. Иван Николаевич увидел её портрет- камею, узнал о её трагической судьбе, и это вдохновило его на создание картины.

Резонанс

Картина была впервые показана на 11- ой  выставке Товарищества Передвижных Художественных Выставок, где произвела эффект разорвавшейся бомбы. Композиция, сюжет и настроение этой вещи совершенно не соответствовал ни концепции Товарищества, ни  представлениям того времени о дозволенном.

Третьяков поначалу отказал в приобретении, но в итоге купил работу с тем, хотя много лет не выставлял её.

При Советской власти  и в период демократизации общества эта работа представлена в Третьяковской галерее, как одно из популярнейших произведений И.Н.Крамского,  символизирующего русскую культуру.

Посмотреть еще картины Крамского И.Н.

Автор И. Шмитц

Портрет Софьи Крамской

По мнению некоторых искусствоведов, картина — собирательный образ. Через неё Иван Крамской хотел передать недостатки особ высшего света. Высокомерный взгляд девушки и её поза демонстрировали облик светских львиц. У неизвестной не было конкретного прототипа, но рисовали картину с натуры.

Лицо темноволосой красавицы Крамской срисовал со своей дочери. Картина «Девушка с кошкой», на которой изображена Софья Крамская, чем-то напоминает «Неизвестную». Однако не все согласны с этой теорией. Другая часть искусствоведов делится надвое. Одни считают, что неизвестная дама — фаворитка императора. Другие, что она — жена дворянина. И в первом, и во втором случае судьбы девушек закончились трагически. Возможно, именно поэтому картина приносит несчастье?

Предполагаемые прототипы

Версий о том, кто именно стал прообразом «Неизвестной», до сих пор существует довольно много, и ни одна из них не может претендовать на бесспорную истинность. Согласно самой популярной версии, образ загадочной дамы в коляске был навеян художнику трагическим поворотом судьбы второй морганатической супруги Александра II, светлейшей княгини Юрьевской, известной так же как Екатерина Михайловна Долгорукова. Оставаясь фавориткой императора при живой супруге более 15 лет, Екатерина Долгорукова, подобно «Неизвестной», не стеснялась бросать вызов светскому Петербургу, так же разъезжая в открытой коляске в одиночестве, а иногда – непростительная дерзость! – вместе со своим царственным возлюбленным.

Любовь императора к Долгоруковой была столь сильна, что, овдовев, он немедля вступил со своей давней избранницей в законный брак вопреки порядкам императорского дома и даже лелеял мечту когда-нибудь отречься от престола, чтобы познать с ней радости простой семейной жизни. Однако внезапная трагическая гибель императора 1 марта 1881 года резко обрывает, казалось, только-только начавшееся, наконец узаконенное после стольких лет ожидания семейное счастье, и новый император Александр III, питавший к фаворитке отца понятную ненависть, вынуждает ее покинуть двор и уехать вместе с детьми за границу.

Возможно, столь резкий поворот судьбы княгини подтолкнул Крамского к созданию в 1882 году его «Неизвестной» – свободной, смелой женщины, располагающей большими деньгами и положением, но чуждой великосветских предрассудков. Тогда понятен и образ Аничкова дворца на Невском проспекте, который фоном изображен на знаменитом портрете. Быть может, прекрасная незнакомка не проезжает мимо дворца в коляске, а навсегда покидает его?..

Впрочем, далеко не все искусствоведы готовы согласиться с этой версией, ссылаясь на отсутствие портретного сходства и добрые отношения Ивана Крамского с императорской семьей Александра III, с учетом которых живописец едва ли стал бы изображать опальную фаворитку погибшего императора. В то же время автор книги «Судьба красоты. Истории грузинских жен» Игорь Оболенский высказал предположение, что прототипом «Неизвестной» стала фаворитка другого императора – Александра І.

Фрейлина императрицы Марии Федоровны княжна Варвара Туркестанишвили, утратив расположение монарха после рождения ею дочери, не перенесла удара и свела счеты с жизнью. Увидев как-то камею с портретом княжны, художник так вдохновился восточной красавицей, столь трагически окончившей свои дни, что запечатлел ее образ в своей лучшей работе, полагает исследователь.

Еще одна весьма спорная версия гласит, что «Неизвестная» была вдохновлена образом некой знакомой художника, крестьянки Матрены Саввичны, которая якобы стала законной супругой одного из представителей графского рода Бестужевых. Однако история о чудесном замужестве – скорее одна из городских легенд, а образ томной красавицы на портрете Ивана Крамского едва ли напоминает крестьянку. Скорее уж черты простой натурщицы читаются в эскизе из пражской частной коллекции, нежели в конечной версии знаменитой картины.

Наконец, согласно последней из популярных версий, русский живописец мог изобразить в роли «Неизвестной» собственную дочь Софью Крамскую, так же, как и отец, отличавшуюся незаурядным художественным талантом. Сравнивая знаменитый портрет «Неизвестной» с портретом «Девушки с кошкой», на котором Крамской изобразил юную Софью, искусствоведы находят в чертах двух женщин очевидное сходство.

Тем не менее заведующая Третьяковской галереи Татьяна Юденкова в одном из интервью категорически отметает правдоподобность данной версии, утверждая, что живописец никогда не стал бы изображать собственную дочь в столь щекотливом амплуа. По ее словам, Софья действительно позировала отцу в коляске во время работы над «Неизвестной», но лишь затем, чтобы он мог правильно зафиксировать позу на картине. Сравнивая «Неизвестную» с провокационными образами Анны Карениной Льва Толстого или Настасьи Филипповны Федора Достоевского, искусствовед утверждает, что красавица на портрете Крамского – это лишь собирательный образ эпохи, когда жил и творил выдающийся художник.

Подводные препятствия

Подобные аварии уже случались с подлодками США. В 2005 году атомная USS San Francisсo в подводном положении на полном ходу задела скалу на глубине 160 м. Тогда погиб один американский моряк, а 98 человек (почти весь экипаж) получили травмы и ранения. Лодке с трудом удалось всплыть на поверхность и вернуться на базу. Точно установить, с чем она столкнулась тогда, удалось только при осмотре в сухом доке.

— Много подобных происшествий происходит из-за неоткорректированных карт, которыми пользуется штурман на корабле. Экипаж должен знать обстановку в районе, отслеживать, к примеру, коралловые рифы, мели, которые могут менять свое положение, другие подводные объекты, — объяснил «Известиям» бывший командир подводной лодки контр-адмирал Всеволод Хмыров. — Мы не можем делать предположений по этой конкретной ситуации, поскольку неизвестно, на какой глубине и в каком режиме шел корабль. Но одной из причин всегда оказываются действия экипажа. Кроме исправности техники важны готовность и профессионализм личного состава, который должен уметь управлять подводной лодкой так, чтобы подобных инцидентов не было.

Бывший командир атомного подводного крейсера капитан 1 ранга Игорь Курдин считает, что исключать версию столкновения с другой субмариной, несмотря на заявления США, нельзя.

Морской сбой

USS San Francisco

Фото: commons.wikimedia.org/U.S. Navy/Nathanael T. Miller

— Есть так называемая безопасная глубина плавания. Это 45 м и у нас, и у американцев, — рассказал эксперт «Известиям». — Это означает, что мы не можем столкнуться ни с каким надводным кораблем или судном, включая даже супертанкеры, потому что ни у кого такой осадки нет. Если бы дело было в арктических районах, это могло быть столкновение с айсбергом. Но в теплом Южно-Китайском море их нет. Поэтому можно предположить лишь один вариант — столкновение с другой субмариной.

Несмотря на то что и российские, и американские, и другие подводные лодки оборудованы современными сонарами и другими средствами обнаружения, такие столкновения происходят регулярно, добавил Игорь Кудрин. Из-за особенностей водной среды две субмарины могли просто оказаться друг у друга в зоне «акустической тени».

По морским традициям, в случае столкновения обе подводные лодки должны всплыть и сделать донесения об этом, запросить оппонента и оказать помощь, пояснил капитан 1 ранга. Но, как правило, один из участников инцидента предпочитает скрыться, чтобы остаться неизвестным.

Крамской Иван Николаевич нарисовал невесту друга

Матрёну художник знал лично. Однажды, посетив в Петербурге своего друга, дворянина Бестужева, он увидел, как в квартиру буквально ввалилась темноволосая девушка. Она сообщила своему мужу Бестужеву, что виделась с некоей госпожой — бывшей подругой семьи. После этого довольно добавила, что проехала в карете мимо, не поздоровавшись.

В жилах Матрёны Саввишны текла крестьянская кровь. Бестужев приметил девушку на одном приёме. После этого он уговорил её хозяйку отпустить крестьянку в город. Бестужев даже женился на девушке. Однако брак счастья не принёс. Молодой дворянин попытался дать образование Матрёне, но её больше интересовали развлечения.

Не выдержав жизни с необразованной крестьянкой, Бестужев отправил её обратно в деревню. Но Матрёне Саввишне вернуться домой было не суждено. По дороге она заболела. Девушка умерла на одной из железнодорожных станций. Крамскому настолько запомнился образ черноволосой девушки, что он нарисовал её портрет. На картине она едет на санях мимо старой знакомой, одаривая её высокомерным взглядом.

Ударный инцидент

По словам источников в оборонном ведомстве, они внимательно отслеживали ситуацию с подводной лодкой и анализировали данные объективного контроля. У России есть возможности наблюдения иностранных военных кораблей в заданных районах Мирового океана, подчеркнули в Минобороны.

Хотя инцидент произошел еще 2 октября, флот США сообщил о нем только через пять дней, в четверг. По официальным данным травмы получили 11 членов экипажа, двое из них — средней тяжести. Экстренная медицинская эвакуация им не потребовалась. Ядерный реактор не пострадал. Лодка сохранила ход и смогла вернуться на базу самостоятельно.

Американские военные заявили, что инцидент случился в Южно-Китайском море и не был вызван столкновением с другой подводной лодкой. После него Connecticut всплыл и направился к острову Гуам в надводном положении.

Столкновение американской субмарины с неизвестным объектом произошло на фоне ухудшения отношений Вашингтона и Пекина из-за массового вторжения китайских военных самолетов в Зону идентификации ПВО Тайваня и крупнейших за несколько лет международных маневров в морях неподалеку от китайского побережья.

Морской сбой

Здание МИД КНР

Фото: commons.wikimedia.org/Max12Max

Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил, что Китай серьезно обеспокоен этим инцидентом, и попросил США уточнить конкретное место аварии и дать более подробную информацию о самом столкновении. Также он отметил, что Китай и его соседи имеют право задать Вашингтону вопросы по поводу аварии и выяснить правду.

Картина «Неизвестная»

Сомнений, кто написал картину «Неизвестная», нет. Автором произведения является художник Иван Николаевич. Загадкой остается информация относительно девушки, изображенной на полотне. Создатель не оставил комментариев, записей дневника, любой другой информации. Одна из версий гласит, портрет неизвестной Ивана Крамского – прототип горячо любимой дочери художника Софии. Девушка погибла в юном возрасте. Событие стало причиной душевных терзаний талантливого создателя.

Иван Крамской

История создания картины Крамского «Неизвестная» включает несколько теорий относительно персоны женщины. Матрена Саввишна, работавшая горничной графа Бестужева, возможно, стала натурщицей мастера. Другая версия – мастер создал портрет, вдохновившись трагической судьбой грузинской княжны Варвары Туркестановой.

Мир увидел загадочную леди на холсте 2 марта 1883(открытие 11 выставки Товарищества художественных передвижных выставок). Полотно стало настоящим фурором, вызвав неподдельный восторг широкой публики. Третьяков был несколько другого мнения. Владелец галереи отказался приобретать холст.

Пик популярности приходится на период СССР. Во время демократизации портрет выставляется обозрению посетителей Третьяковской галереи. Автор картины «Неизвестная» впоследствии стал популярным благодаря этому произведению.

Интересные факторы о картине «Неизвестная» Крамского следующие:

  • обладает плохой мистической славой;
  • долгое время находилась в частных коллекциях;
  • временные владельцы обзавелись проблемами личного характера после приобретения (бросила жена, сгорел дом, банкротство, смерть);
  • автор пострадал от полотна(после завершения работы таинственным образом скончались 2 сына художника);
  • до 1925 полотно находилось заграницей (приватные коллекции).

Авианосный квартет

Регион, в котором получила повреждения подводная лодка Connecticut, считается одной из горячих точек мира. В последние годы в Южно-Китайском море растет напряженность из-за территориальных споров Китая и окружающих его стран, поддерживаемых США.

В минувшие выходные там прошли масштабные военно-морские учения ударных авианосных групп США, Соединенного Королевства и Японии. В них приняли участие также корабли Нидерландов, Канады и Новой Зеландии — всего 17 вымпелов.

Морской сбой

USS Ronald Reagan (на переднем плане)

Фото: commons.wikimedia.org/U.S. Navy/Todd P. Cichonowicz

В водах к юго-востоку от японского острова Окинава встретились авианесущий эсминец JS Ise морских сил самообороны Японии, американские ядерные авианосцы USS Ronald Reagan и USS Carl Vinson, а также новейший британский Queen Elizabeth. Их сопровождал внушительный эскорт из крейсеров и эсминцев с крылатыми ракетами и мощным зенитным вооружением.

Сводная эскадра отработала защиту от воздушных угроз и нанесение ударов по морским целям. О действиях подводных лодок не сообщалось, но обычно каждую авианосную ударную группу сопровождает по крайней мере одна АПЛ. Она выслеживает субмарины противника и увеличивает ударный потенциал группы своими крылатыми ракетами.

Бунтарь в творческой и личной жизни

У Ивана Крамского была по-настоящему бунтарская натура. Он не боялся бросить вызов обществу против устоев, которые существовали на протяжении долгих лет. Это касается не только его карьеры, но и личной жизни.

В те времена было принято, чтобы у женщины была идеальная биография: если становилось известно о связи с мужчиной, она теряла возможность выйти замуж и была опозорена.

В такой ситуации оказалась Софья Николаевна Прохорова — у нее был роман с неким господином Поповым. Известно, что этот человек тоже был живописцем. Пара даже какое-то время сожительствовала, однако живописец решил уехать за границу и бросил Софью Николаевну. У нее не осталось ничего, кроме испорченной репутации.

Иван Николаевич Крамской «За чтением». Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника,1863 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Как Крамской познакомился с ней — об этом исторические источники умалчивают, известно только, что это произошло, когда живописец заканчивал свое обучение в Академии художеств. По нравам тех времен Софья Николаевна считалась «распутной» женщиной, однако Крамского нисколько не смутило ее прошлое: он проникся сложной судьбой девушки, а затем полюбил ее.

Крамской проигнорировал условности общества того времени и взял Софью Николаевну в жены, потому что по-настоящему любил ее. Их союз был крепким и счастливым. Мне кажется, это был смелый поступок.

Иван Николаевич Крамской «Портрет императрицы Марии Фёдоровны в русском парадном платье», 1881 годМестонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Подводя итог, мне хочется сказать, что Иван Крамской был в первую очередь яркой, неординарной личностью для своего времени. Он не боялся бросить вызов условностям общества и разрушать старые устои.

Если бы не «Бунт четырнадцати», инициатором которого был художник, неизвестно, когда бы в российской живописи отошли от академических принципов и художники проявляли бы истинную свободу творчества.

Крамской внес вклад не только за счет личного творчества (картины «Христос в пустыне», «Неизвестная», «Русалки» и многие другие). Его воспитанником был Илья Репин, который также стал выдающимся представителем российской живописи.

На обложке: Фрагмент картины Ивана Крамского «Автопортрет», фрагмент,1867 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Незнакомка» — одна из загадочных шедевров

Мотивом к написанию портрета для И. Крамского послужил случай, произошедший с дворянином Бестужевым. Приехав погостить к своей тётке в Курскую губернию, он присмотрел среди её челяди симпатичную девушку Матрёну. Барин решил жениться на ней и забрал в столицу. Там девушку начали обучать светскому этикету. В одной из поездок по городу Матрёна повстречала бывшую хозяйку и надменно повела себя с нею.

Эту историю И. Крамской слышал от самой девушки. Именно такой эпизод и запечатлён на портрете — надменный взгляд не очень образованной кокетки. Из-за этой девушки Бестужеву пришлось пережить немало неприятных ситуаций, впоследствии закончившихся разводом. Поэтому слава этого прототипа и принесла картине известность как «роковой».

Вторым наиболее достоверным прототипом героини картины следует считать дочь художника — Софью. Отец с дочерью были духовно близки, много времени проводили вместе в мастерской, обсуждали общественные и культурные события. Впоследствии она сама стала замечательным портретистом и книжным иллюстратором.

Девушку преследовали неудачи в любви. Может, это действительно так на неё повлияла картина. В юности за нею ухаживал живописец А. Бенуа, но она побоялась выходить замуж за человека намного старше её. Затем у неё состоялась помолвка с медиком Сергеем Боткиным, но незадолго до свадьбы он влюбился в подругу невесты Александру Третьякову и женился на ней. Как всё взаимосвязано?! А Софья, собрав волю в кулак, продолжала общаться с подругой. Только по прошествии многих лет после смерти отца, она вышла замуж за юриста Г. Юнкера.

После смерти мужа и Октябрьской революции на её долю выпало немало испытаний, в том числе и ссылка в Сибирь. Там она тяжело болела, перенеся два инсульта, но продолжала работать, иллюстрировать журналы и учебники. Кроме того, Софья занималась фотографией, хорошо знала языки. По ходатайству Е.П. Пешковой, весной 1932 года она возвращается в Ленинград, где в скором времени скончалась при странных обстоятельствах. Якобы от укола рыбой. Была реабилитирована в 1989 году.

Сочинение: Иван Николаевич Крамской

КРАМСКОЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

1837-1887

Русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Вдохновитель организатор “передвижников”.

С 1856 г. Учился в Петербургской Академии художеств. Увлекался революционно-демократическими идеями Н.Чернышевского, Д.Писарева и Н.Добролюбова.

Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую художественную культуру второй половины Х1Х века. Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-1870-х годов. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества.

Сила интеллекта, редкий организаторский талант и темперамент прирожденного общественного деятеля, которым был наделен Крамской, дали основание утверждать, что Крамской сделал более для искусства, чем в искусстве, что он был художественным деятелем по преимуществу.

Крамской безбоязненно всматривался в человека, раскрывал глубокие драмы человеческого сердца, что по убеждению художника, “ и есть действительное искусство в его настоящем значении и высший его род”. Через всю жизнь Крамского прошла работа над портретом. Своим стремительным взлетом в 1870-е годы Крамской — портретист во многом обязан П.М.

Третьякову, с которым его связывала в ту пору духовная близость, общность эстетических и жизненных взглядов. Свидетельством того остался камерный, не предполагавшийся для публичного показа портрет основателя Третьяковской галереи, в котором за внешней замкнутостью, строгостью облика живет сердечное тепло и подлинная одухотворенность.

Лучшие портреты Крамского 1870-х годов созданы в осуществление давнего масштабного замысла Третьякова, над которым в начале 1870-х годов работал В.Г.Перов, а в 1880-е годы — И.Е.Репин: создание портретной галереи выдающихся деятелей русской культуры, прежде всего писателей.

На 2-ой Передвижной выставке в 1873 году появилась картина Крамского “Христос в пустыне”, которая вызвала долго не утихав- шую полемику. Крамского неоднократно просили пояснить его произведение. В письме-ответе В.М.

Гаршину Крамской пишет о том, что хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится решать — “пойти ли направо или налево, взять ли за господа бога рубль или не уступать ни шагу злу”. Эти слова невозможно понимать прямолинейно.

Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. Для него нет альтернативы, нет возможности отступления от своего трагического пути. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил.

Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, чего стоит человеку жить по совести при абсолютной невозможности для него поступать иначе.

В трех главных картинах Крамского 1880-х годов — «Лунная ночь”, “Неизвестная” и “Неутешное горе” — выражение общечеловеческого оказывается связано с воплощением женских образов.

Неясность сюжета “Неизвестной” (1883) повела к взаимоисключающим толкованиям картины. Быть может, ни в одной его картине человек не присутствует на холсте с такой дразнящей несомненностью и в то же время не остается столь внутренне загадочен и закрыт для зрителя. “Неизвестная” как бы воплощает реальность присутствия идеала в жизни и одновременно его недостижимость.

“Неутешное горе”(1884) — последняя по времени создания большая картина Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями, смертью двух младших сыновей. Крамской пишет “тишину высказывания” материнского горя. Картина “Неутешное горе” — о том, как много сил требуется человеку, чтобы продолжать жить.

Крамской неизменно видел задачу искусства в том, чтобы оно приходило на помощь человеку в моменты душевных испытаний, даровало ему “успокоение и крепость для продолжения того, что называется жизнью. Этим и определяется сдержанное достоинство искусства Крамского.

Слитно

Какой частью речи является в предложении слитное «неизвестно», зависит от двух факторов: а) относится оно к действию либо предмету; б) если к предмету, то является ли он вещным, имеющим материальное воплощение, или же достаточно ясным, определённым явлением (процессом, событием):

  1. «Слыхала, Маша замуж вышла? – А за кого? – Толком неизвестно, он не из наших». Неопределённость предмета обсуждения (новобрачного) явно обозначена («не из наших»), значит, пишем «неизвестно» слитно, и оно в этом случае наречие. Синоним «неведомо»; частичные «непонятно», «неясно»; архаичный «безвестно».
  2. «Машина наша бегает резво, да стара, неизвестно, сколько ещё проездит» – «неизвестно» относится к глаголу «проездит» с наречием «сколько». Глаголы с предлогами не употребляются; «прилагательные для глаголов» (образно выражаясь) это и есть наречия. Но наречие «сколько» уже есть при глаголе (указывает на признак действия), а «неизвестно» обозначает признак признака – неизвестность. Значит, «неизвестно» здесь наречие, употреблённое как предикатив, для чего и выделено запятыми. Синонимы те же. Частично синонимическое выражение «без понятия».

  3. «Самовозгорание гниющей на открытом воздухе древесины неизвестно ни в лесоводстве, ни в лесотехнике, поэтому налицо стремление порубщиков-браконьеров скрыть следы преступления». Явление, к которому относится «неизвестно», точно определено (самовозгорание древесных материалов), и союзное слово здесь другое («поэтому», это указательное наречие причины). Так что здесь «неизвестно» однозначно прилагательное среднего рода в краткой форме. Для проверки заменим полным «неизвестное». Звучит корявенько, но остаётся понятным, и принадлежность сомнительного слова к данной части речи определена верно. Синоним «неведомо» в этом случае будет также краткой формой прилагательного «ведомое» с приставкой «не».
  4. «Усиленное таяние ледников Гренландии беспокоит учёных и общественность, но пока неизвестно, вызвано оно глобальным потеплением или известными ранее многолетними циклическими колебаниями температуры Северной Атлантики». Явление (таяние) описано более-менее ясно, однако спорное слово входит в союзное словосочетание «…, но пока неизвестно, …», отделенное запятыми, причём определяет смысл и его, и последующего подчинённого (дополнительного) предложения, то есть выступает в роли также и предикатива. Прилагательные не бывают ни союзными словами, ни предикативами. Значит, и здесь «неизвестно» – наречие. Синонимы те же, что и в п. 1.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.