Кто такие «ночные ведьмы»

Алан-э-Дейл       20.07.2022 г.

Война и женщины

Да, женщинам не место на войне. Не для того они предназначены. Но если так уж случилось, если нужно, то воевать они могут, не хуже, а то и лучше мужчин. В те поистине грозовые годы проверялась, по сути, способность общества к выживанию. И общество выжило. В том числе и благодаря женщинам, которые сутками трудились у станков, голодали (а в блокадном Ленинграде и умирали от голода), недосыпали, сражались на фронте, наконец. Медики и связисты, партизанки и подпольщицы. И многие другие. А еще пилоты ночных бомбардировщиков. В том числе и “Ночные ведьмы”.

https://www.youtube.com/watch?v=GnZvbBYS9gQ

Вылазки

За время войны полк совершил около 23 672 боевых вылета, в том числе в следующих боях:

  • Кавказская битва — 2920 боевых вылетов.
  • Кубань, Тамань, Новороссийск — 4623 боевых вылета.
  • Крымское наступление — 6 140 боевых вылетов.
  • Наступление Белоруссии — 400 боевых вылетов.
  • Польское наступление — 5421 самолето-вылет.
  • Немецкое наступление — 2000 боевых вылетов.

Всего полк налетал 28 676 часов, сбросил более 3000 тонн бомб и более 26000 зажигательных снарядов, повредив или полностью уничтожив 17 речных переходов, девять железных дорог, две железнодорожные станции, 26 складов, 12 топливных складов, 176 броневиков, 86 стрельб. точек и 11 прожекторов . Помимо бомбардировок, подразделение выполнило 155 поставок продовольствия и боеприпасов советским войскам.

Летчик- наблюдатель

Гирш Меерович Баран вступил в ряды Красной Армии еще в 1937 году. Жил в Ленинграде, учился в Военно-морском училище имени Фрунзе.

Гирш Баран с сокурсниками в Ленинграде. Фото: из семейного архива

Гирш Баран в училище имени Фрунзе. Фото: из семейного архива

Сначала судьба закинула молодого лейтенанта в Баку, потом последовал перевод на север, где шла Зимняя война. Начало Великой Отечественной войны, по воспоминаниям родственников, он встретил в артиллерийских войсках.

В авиацию Карельского фронта, а точнее в 7-ю воздушную армию Гирш Баран попал в 1942 году, когда фронт стабилизировался и активных наступательных действий ни одна, ни другая сторона не проводили.

Основной задачей авиации на этом участке фронта была разведка, доставка диверсионных групп и продуктов для партизан. Финны на захваченных областях организовали серьезную противовоздушную оборону, поэтому любой боевой вылет был сопряжен с огромным риском.

Ил-2 на заправке. Фото: World war photo

Каким образом из артиллерийских войск судьба закинула молодого лейтенанта  в авиацию – неизвестно. Вполне возможно, что Гиршу, как артиллеристу было проще рассмотреть на земле вражеские батареи.

О том, каким был фронтовой путь летнаба Гирша (так в документах называли летчика-наблюдателя или штурмана) можно судить по наградным листам. В 1944 году он получил сразу два ордена: Орден Красной Звезды и Орден Отечественной войны I степени.

Наградной лист Барана Г.М. Фото: «Память народа»

Из наградного листа Гирша Барана Мееровича, представленного к ордену Отечественной войны I степени:

«Капитан-лейтенант Баран Г.М. с января 1942 года находится на Карельском фронте. За это время совершил всего 31 успешный боевой вылет. С 21.06.1944 г. При прорыве обороны противника совершил всего 8 боевых вылетов в район Лодейное Поле на разведку переднего края обороны противника и артиллерийских позиций.

Несмотря на сильный зенитный огонь противника и плохую погоду, тов. Баран как летнаб умело и настойчиво добивался успешных разведданных о противнике, за что имеет благодарность от командующего артиллерией 7-й армии. Особо отличился тов. Баран при выполнении задания 27.06.1944 года по разведке на полный радиус действия самолета ИЛ-2, добыв ценные данные о противнике».

Более подробно о заслугах летчика-наблюдателя написано в наградном листе, когда Гирша Барана представляли к Ордену Красного знамени. Наградной лист датирован 21 октября 1944 года.

Наградной лист Барана Г.М. Фото: «Память народа»

«За период с января 1942 года совершил 52 боевых вылета, из них на разведку – 18, на корректировку артогня нашей артиллерии – 18, на фоторазведку – 12, на выброску продуктов партизанам – 4.

6 июля 1944 года при прорыве финской обороны на реке Свирь продвижению наших наземных войск мешали две батареи противника. Для подавления их был вызван самолет-корректировщик капитана-лейтенанта Барана. Как  опытный  штурман-корректировщик с большим опытом практической работы по корректировке артогня нашей артиллерии капитан-лейтенант Баран с поставленной задачей справился на отлично. Батареи противника были подавлены, после чего на данном участке фронта путь для продвижения вперед нашей пехоте был свободен.

На Мурманском направлении, летая на фоторазведку переднего края обороны противника, давал штабу отличные фотоснимки, произведенные с малой высоты».

Свирско-Петрозаводская операция июня-августа 1944 года позволила освободить территорию КФССР от финской оккупации, вывела Финляндию из войны и серьезно снизила напряженность на северном участке фронта. Германия, лишившаяся поддержки своих скандинавских союзников, больше не могла влиять на поставки помощи СССР.

Авиация Карельского фронта возвращалась на советские аэродромы, отвоеванные у финнов. Эскадрилья Гирша Барана в ноябре 1944 года перебазировалась в Петрозаводск. 30 ноября штурмовик Ил-2 Гирша Барана и летчика Александра Малышевского вылетел из аэродрома Сегежи, но в Петрозаводск не прилетел. В самолете помимо пилота и штурмана был техник Анвар Абзалетдинов.

Разбитый самолет обнаружили неподалеку от поселка Пиндуши на склоне холма. По всей видимости, из-за плохой погоды пилот не заметил приближающуюся землю, и самолет разбился.

Родственники Гирша долгое время не знали о его судьбе. Сначала пришли известия, что он пропал без вести, лишь спустя 4,5 месяца в лесу нашли остатки самолета и три трупа. Невесте Гирша написали, что летчиков похоронили в Петрозаводске. Никто не подумал о том, что в условиях недавно завершившейся войны, когда в лесах оставалось множество тел бойцов, везти останки летчиков из-под Пиндуш в Петрозаводск для захоронения — по меньшей мере странно.

Майор Раскова Марина Михайловна

В годы Второй мировой войны допуск женщин к боевым действиям не было распространенной практикой. Обычно их роль ограничивалась медиками или поставщиками медицинских услуг. Однако майор Марина Раскова (1912-1943) была полна решимости изменить этот статус-кво. Несмотря на то, что она была из среднего класса и ее первоначальной профессией была музыка и оперное пение, жизнь Расковой развивалась совершенно иначе.

Летчик Раскова Марина Михайловна

Травма уха и смерть отца заставили ее отказаться от творческих занятий и заняться инженерным делом. Работая чертежником в Военно-воздушной академии, Марина увлеклась самолетами. В 1930-х годах она стала пилотом и первой женщиной-штурманом в Советских ВВС.

Ее называли «русской Эмилией Эрхарт», потому что она быстро завоевала сердца своих современников, устанавливая различные рекорды дальних перелетов, самый известный из которых – от Москвы до Комсомольска-на-Амуре на Дальнем Востоке.

— Реклама —

Когда разразилась Вторая мировая война, Раскова вместе со многими другими женщинами пошла проситься добровольцем на фронт. Однако просьбы почти всех из них были отклонены, «потеряны», отмечены красным знаком, забыты и все это делалось для того, чтобы дамы сами отказались. Расковой среди них не было, наоборот, она воспользовалась ситуацией вокруг плана Барбаросса и перешла на личные контакты с Иосифом Сталиным.

Марка России с изображением Марины Расковой, выпущенная в 2012 году

В сентябре 1941 года она организовала несколько встреч с советским лидером, на которых пыталась убедить его в необходимости создания чисто женских отрядов – с одной стороны, это отличало бы его от врагов, а с другой – там бы нашли себе место многие добровольцы.

Награды «Ночных ведьм»

Первоначально считавшиеся самыми некомпетентными пилотами, «Ночные ведьмы» в конечном итоге стали самым награждаемым женским подразделением в Красной Армии.

  • Двадцать три из них удостоены награды «Герой СССР»,
  • 2 награждены медалью «Герой Российской Федерации»,
  • 1 была удостоена звания «Герой Казахстана».

Ночные ведьмы: Ирина Себрова и Надежда Попова

Среди многих сильных и отважных участников «Ночных ведьм» выделим имена Ирины Себровой (1914–2000) и Надежды Поповой (1921–2013).

Первая окончила перед войной Московский аэроклуб. Помимо медали Героя Советского союза она награждена медалью Советской гвардии. Она является рекордсменкой среди «ведьм», так как участвовала в более 1000 сражениях.

А вот Надежда Попова – одна из «роковых» дам в рядах 588-го полка. Она прошла курсы авиаторов и стала летчиком. В 16 лет она впервые прыгнула с парашютом, а в 18 лет стала инструктором по авиации. Во время одного из полетов в качестве «ночной ведьмы» она вернулась на базу с 42 пулевыми отверстиями в самолете, шлеме и карте, которые использовала.

Потери

Безвозвратные боевые потери полка составили 23 человека и 28 самолётов. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести.

Самым трагичным в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов.

Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии. В ту ночь погибли: Анна Высоцкая со штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина с штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой.

Однако помимо боевых, были и иные потери. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина. А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. В итоге лётчицы Полина Макагон и Лида Свистунова погибли сразу, Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале. В живых осталась только одна лётчица — Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы — у неё были перебиты ноги, однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей, она стала инвалидом 2-й группы. Также погибали экипажи ещё и до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.

1 of 28

Боевой самолет ПО-2 «Ночных ведьм»

Подвиг механиков

В воспоминаниях летчицы описывают подвиг механиков, которым приходилось трудиться круглосуточно. Ночью заправка самолетов, днем обслуживание самолета и ремонт.

«…Около часа длится полет, а на земле ждут механики и вооруженцы. Осматривать, заправлять самолет, подвешивать бомбы они умели за три-пять минут. Трудно поверить, что молодые тоненькие девочки в течение ночи своими руками и коленками, без всяких приспособлений подвешивали каждая до трех тонн бомб. Эти скромные помощники летчиков показывали подлинные чудеса выносливости и мастерства. А механики? Целые ночи работали на старте, а днем — ремонт машин, подготовка к следующей ночи. Были случаи, когда механик не успевала отскочить от винта при запуске мотора и ей перебивало руку…

…И тогда мы ввели новую систему обслуживания — дежурными сменными бригадами. За каждым механиком закреплялась определенная операция на всех самолетах: встреча, заправка или выпуск… Вооруженцы тройками дежурили у машин с бомбами. Руководил один из старших техников АЭ.

Боевые ночи стали напоминать работу отлаженного заводского конвейера. Вернувшийся с задания самолет уже через пять минут был готов к новому вылету. Это позволяло летчикам в некоторые зимние ночи делать по 10–12 боевых вылетов».

В СМИ

Советский конверт 1982 г., посвященный 40-летию образования полка.

Кино- и телепрограммы

  • В 1974 году в советском фильме « В бой идут одни старики» две «Ночные ведьмы» изображены как любовные увлечения главных героев.
  • В 1981 году советский полнометражный фильм « Ночные ведьмы в небе» сняла Евгения Жигуленко , Герой Советского Союза , одна из военнослужащих полка.
  • В 2001 году должен был быть снят совместный британско-российский фильм с Малькольмом Макдауэллом , Софи Марсо и Анной Фрил в главных ролях , но он не получил поддержки со стороны американской студии.
  • В 2013 году вышло два разных спектакля. Сначала появилась короткая анимация под названием The Night Witch память Надежда Попова — скончавшегося в начале этого года введен в эксплуатацию в сотрудничестве с The New York Times Magazine ‘ S Жития Они жили выпуск, и режиссер Элисон Klayman . Во-вторых, был снят и распространен российский сериал « Ночные ласточки» , основанный на сюжете 588. В том же году было объявлено о полнометражном фильме, который будет написан Грегори Алленом Ховардом и профинансирован внуком Бориса Ельцина , но с момента первоначального объявления обновлений не было.
  • В 2019 году Хайди Джо Маркел, продюсер фильма « Падение Олимпа» и его сиквелов, присоединилась в качестве исполнительного продюсера к сценарию под названием «Ночные ведьмы», написанному Стивеном Проузом, который выиграл сорок конкурсов сценаристов, больше, чем любой другой сценарий, доступный в настоящее время.
  • The Night Witches — Sizzle Reel (в настоящее время сценарий для кинопроекта) состоит из архивных кадров Ночных ведьм.

Ссылки в СМИ

  • «Ночные ведьмы» появились в давно существующем британском комиксе « Джонни Ред» , созданном Томом Талли и Джо Колкухауном для Battle Picture Weekly . Писатель Гарт Эннис , который с детства был фанатом стриптиза, позже написал мини-сериал из трех комиксов под названием « Поля сражений: Ночные ведьмы» .
  • Еще один комикс, в котором появились Ночные ведьмы, — «Великий герцог» Яна и Ромена Гюго (Archaia Entertainment, 2012).
  • «Операция Nachthexen», рассказ в номере Commando 4599 (май 2013 г.), по общему мнению, был первым разом, когда женщина была главным персонажем в истории в этой публикации. Добавление еще двух историй, «Охота на ведьм» (4616, июль 2013 г.) и «Возвращение воина» (4635, сентябрь 2013 г.), привело к трилогии «Сага о Нахтексене». Все три рассказа написаны Маком Макдональдом и проиллюстрированы Карлосом Пино. Главного героя зовут Яна Белинки.
  • Джейсон Морнингстар «s Night Ведьма является столешницей ролевой игры (трибуна Games, 2015).
  • Red Sisters, Black Skies — это ролевая игра с живыми актерами для 18 игроков, которая проходит на Конвенте ролевых игр Phenomenon 2017 в Канберре по мотивам « Ночных ведьм» Джейсона Морнингстара . Игра проходила в течение двух сессий и предполагала социальное взаимодействие между ночными рейдами в течение 3 дней. GM Melody выиграл лучший новый приз дизайнера.
  • Полк является темой первого одноименного трека на студийном альбоме шведской пауэр-метал-группы Sabaton 2014 года Heroes .
  • В 2017 году компания Big Finish Productions , производящая официальные пьесы Доктора Кто , выпустила историческое приключение Роланда Мура «Ночные ведьмы» с участием Второго Доктора .
  • Лейтенант Людмила Горбунова из « Мировой войны Гарри Горлицы » является членом Ночных ведьм.
  • В романе Кэтрин Ласки « Ночные ведьмы» главный герой намеревается вступить в отряд, а ее старшая сестра уже служит «Ночной ведьмой».
  • «Сапфировое небо » Белинды Александры рассказывает историю исчезновения Натальи Азаровой, Ночной ведьмы .
  • «Охотница » Кейт Куинн рассказывает вымышленный рассказ глазами одной «Ночной ведьмы» во время Второй мировой войны, переплетенный со сказкой об охотнике за нацистами.
  • 14-я серия 6-го сезона « Истории пьяных» с субтитрами «В тылу врага» и первая трансляция 23 июля 2019 года включала рассказ о «Ночных ведьмах», где Эмили Дешанель играла роль Марины Расковой .

Дорога на фронт

«Ночные ведьмы»

В конце 1941-го, в Поволжье, начало создаваться летное соединение, основу которого составляли девушки. Оно планировалась из трех полков — истребительного (Як — 1), бомбардировочного (Пе — 2) и ночного бомбардировочного. Объединение формировалось под началом той самой Марины Расковой. Из трех полков два были смешанные, а третий, как раз ночной бомбардировочный был полностью женским. Именно эта часть и была вооружена самолетами, на которых училось летать не одно поколение летчиков. У — 2 кстати, в 1944-м переименовали в По — 2, по фамилии конструктора его создавшего, Поликарпова, который в том году скончался.

Командиром части стала пилот с опытом полетов в 10 лет, Евдокия Бершанская. В конце мая 1942 года 588 ночной легкий бомбардировочный авиаполк прибыл на фронт, а уже в начале июня произошли первые вылеты на задания.

Ольга Лисикова

Для Ольги Михайловны Великая Отечественная стала не первой войной в жизни. Она окончила Батайскую летную школу, а в 1939-1940 годах участвовала в войне с белофиннами. Уже через год девушка вступила в ряды «ласточек», но убивать она не планировала – изначально девушка летала исключительно на санитарных самолетах. Она перевозила раненых, медикаменты и кровь для переливания. Но однажды Ольгу попытался сбить немецкий «Мессершмитт». Отвечать ей было нечем, ведь самолет не был предназначен для боя, но девушка провернула несколько ловких маневров: прижала вражеский самолет к земле, а затем заставила петлять по ущелью. Одним из выстрелов врагу все-таки удалось задеть хвост санитарного самолета, но Лисикова держала ситуацию под контролем. В итоге «Мессершмитт» спикировал настолько низко, что уже не смог подняться и разбился. После этой истории Лисикова пересела в кабину двухмоторного DC-3 (крупнейшего американского транспортного самолета в годы Второй мировой), став единственной в СССР женщиной-командиром самолетов этого типа. На счету девушки 408 вылетов, в том числе в блокадный Ленинград, немецкий тыл и Заполярье. Ольга Лисикова прожила долгую жизнь и умерла 7 сентября 2011 года в Санкт-Петербурге в возрасте 94 лет.

Техническое оснащение

46-й гвардейский Таманский полк (588 полк) – уникальное в своем роде соединение, существовавшее в Красной армии в период ВОВ. Оно объединило в себе три авиаполка: хрупкие девушки летали на истребителях, тяжелых и легких бомбардировщиках. Но если в полку истребителей и тяжелых бомбардировщиков были также и летчики-мужчины, то на легких истребителях летали только женщины.

Касалось это всех: и штурманов, и комиссаров, и командиров, и прочего обслуживающего персонала. Самая тяжелая работа выполнялась женскими руками. У вновь прибывающих в полк летчиц не было никаких навыков ночного полета, поэтому они часами тренировались под куполом, имитировавшим ночную темноту.

Позднее полк из Энгельса был перенаправлен в Краснодар, и они стали совершать полеты над Кавказом. Девушки выполняли сложнейшие полеты. Иногда за одну ночь они могли совершить пять – шесть боевых вылетов. Но это летом, а зимой это число достигало 10 – 12 полетов.

Летали девушки из «Дунькиного полка»на бипланах Поликарпова, сокращенно По-2. Вначале в полку было только 20 единиц техники. За два года этот показатель увеличился до 45 легких бомбардировщиков

Биплан Поликарпова, на котором летали девушки, изначально создавался не для использования в военных действиях, а для учебных полетов. В нем отсутствовал отсек, в который должны были помещаться бомбы. Выход был найден: снаряды размещались под брюхом По-2 в специально приспособленных для этой цели держателях.

Максимальная скорость, которую могла развить машина – 120 км/ч. Но даже при таких скромных показателях летчицы творили настоящие чудеса маневрирования. И это при том, что каждый самолет нёс на себе груз в 200 кг. Вылеты проводились исключительно по ночам. Их могло быть несколько.

Полеты совершались не только в экстремальных условиях. Ни у одной из девушек не было парашютов, и в случае, если самолет оказывался подбитым, летчица могла только погибнуть. Места, в которых, согласно правилам техники безопасности, должны были лежать рюкзаки с парашютами, закладывалось бомбами. Эти дополнительные 20 килограмм боезаряда могли стать настоящим спасеньем в смертельном бою.

До 1944 года самолеты не имели пулеметов. Управление мог осуществлять и пилот, и штурман. Поэтому если один из них погибал или оказывался тяжело раненым, то второй мог довести самолет до аэродрома.

Собранные из фанеры легкие бомбардировщики По-2 были настоящими самолетами-невидимками.

Если он летел в ночное время на бреющем полете и минимальной высоте, то для вражеских радаров он становился невидимым. Немецкие пилоты на своих истребителях боялись низко опускаться, и этот страх очень часто спасал летчицам жизнь. Но если самолет попадал в луч прожектора, то его сбивали очень быстро.

Ночи-максимум

Летчица Марина Чечнева, в 21 год стала командиром 4-й эскадрильи Вспоминает Марина Чечнева: «Летать над горами трудно, особенно осенью. Нежданно-негаданно наваливается облачность, прижимая самолет к земле, вернее к горам, приходится лететь в ущельях или над разновысокими вершинами. Тут каждый незначительный поворот, малейшее снижение грозит катастрофой, к тому же вблизи горных склонов возникают восходящие и нисходящие потоки воздуха, которые властно подхватывают машину. В таких случаях от летчика требуются недюжинные хладнокровие и мастерство, чтобы удержаться на нужной высоте…

…Это были «ночи-максимум», когда мы находились в воздухе по восемь-девять часов подряд. После трех-четырех вылетов глаза закрывались сами собой. Пока штурман ходила на КП докладывать о полете, летчица несколько минут спала в кабине, а вооруженцы тем временем подвешивали бомбы, механики заправляли самолет бензином и маслом. Возвращалась штурман, и летчица просыпалась…

«Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным — снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница…»

Минута отдыха

«Конечно, девчонки оставались девчонками: возили в самолетах котят, танцевали в нелетную погоду на аэродроме, прямо в комбинезонах и унтах, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого голубые трикотажные кальсоны, и горько плакали, если их отстраняли от полетов»

Девушки сочинили свои шутливые правила.«Гордись, ты женщина. Смотри на мужчин свысока! Не отбивай жениха от ближней! Не завидуй другу (особенно если он в наряде)! Не стригись. Храни женственность! Не топчи сапоги. Новых не дадут! Люби строевую! Не выливай раку, отдай товарищу! Не сквернословь! Не теряйся!» Летчицы в воспоминаниях описывают свою мешковатую форму и огромные сапоги. Форму по размеру для них пошили не сразу. Потом появилось два вида формы – повседневная с брюками и парадная с юбкой. На задания, конечно, вылетали в брюках, форма с юбкой была предназначена для торжественных встреч командования. Конечно, девушки мечтали о платьях и туфлях.

«После построения все командование собралось в нашем штабе, мы доложили командующему о своей работе и своих проблемах, в том числе о громадных кирзовых сапогах… Брюками нашими он тоже остался не очень доволен. И вот через какое-то время сняли со всех мерки и прислали нам коричневые гимнастерки с синими юбками и красные хромовые сапожки — американские. Только воду они пропускали, как промокашка. Долго после этого считалась у нас форма с юбками «Тюленевской», и надевали мы ее по приказу полка: «Форма одежды парадная». Например, когда получали Гвардейское знамя. Летать же в юбках, или бомбы подвешивать, или мотор чистить, конечно, было неудобно…»

Прихожу днем в землянку к вооруженцам. Дождь ее промочил насквозь, льет изо всех щелей, на полу лужи. Посередине стоит девушка на стуле и вышивает какой-то цветочек. Только вот ниток нет цветных. И я писала сестре в Москву: «У меня к тебе очень важная просьба: пришли мне цветных ниток, а если бы могла сделать подарок нашим женщинам и прислать побольше. Наши девочки за каждую ниточку душой болеют, каждую тряпочку используют для вышивки. Сделаешь большое дело, и все будут очень благодарны». Из этого же письма: «А сегодня после обеда у нас образовалась компания: я сижу за вышивкой незабудок, Бершанская — роз, крестом, Анька вышивает маки, а Ольга читает нам вслух. Погоды не было…»

Летчица Полина Осипенко

Другая героиня из этой отважной троицы женщина-максималист — Полина Осипенко. Человек удивительной судьбы, чей пример наглядно показывает, как можно своим упорством и трудом добиться любых целей

Не поступив в Качинскую лётную школу, Полина не отчаялась и устроилась работать в столовую для пилотов. Тренировочные полеты происходили на нескольких площадках. Регулярно к 12 часам на фанерном У-2 доставляли завтраки для пилотов. На этих бипланах будущая прославленная летчица как раз и получала свои первые навыки.

Поворотный момент в судьбе Полины случился в тот момент, когда К. Е. Ворошилов однажды посетил Качинское училище. Немного расхрабрившись, летчица обратилась с просьбой к военачальнику, чтобы ее зачислили в учебное заведение. И ее приняли вопреки установленным правилам. Окончив летное училище, Полина зачислилась в авиационную часть. Там она совершенствовала свои навыки так же упорно и настойчиво, как когда-то в колхозе была ударницей труда и ставила сельскохозяйственные рекорды.

В 1936 году летчица Полина Осипенко поднялась на высоту 9 100 метров, установив свой первый мировой рекорд. До нее так высоко не поднималась ни одна женщина в мире! Дальше были другие достижения, в том числе и легендарный беспересадочный перелет Москва — Дальний Восток, после которого ее наградили званием Героя Советского Союза. В мае 1939 года уже в звании майора Полина Осипенко при загадочных обстоятельствах погибла в авиакатастрофе вместе с летчиком Анатолием Серовым. Подробности гибели Полины Осипенко и Анатолия Серова неизвестны до сегодняшнего дня.

История и тактика

Полк выполнял задачи по преследованию и высокоточным бомбардировкам немецких вооруженных сил с 1942 года до конца Второй мировой войны. В наибольшей степени у него было 40 экипажей из двух человек. Полк совершил более 23 тысяч самолето-вылетов, сбросив более 3 тысяч тонн бомб и 26 тысяч зажигательных снарядов. Это был самый титулованный женский отряд в советских ВВС: многие пилоты к концу войны выполнили более 800 вылетов, а 23 из них были удостоены звания Героя Советского Союза . Тридцать два его члена погибли во время войны.

Оригинальный прием

Изначально этот женский авиационный полк не приветствовали в вооруженных силах с распростертыми объятиями. Многие из их коллег-мужчин считали их неполноценными и относились к ним с неуважением. Женщинам полка мужчины также передали на руки обмундирование и крупногабаритную обувь, а также элементарные инструменты (например, линейки, фонарики и карандаши), в которых не было «роскоши», которую мужчины-солдаты получали с собой. свои инструменты (например, радар, оружие и радиоприемники).

Женщины-летчицы Великой отечественной войны

8 октября 1941 года Сталин решил создать три авиационные части, состоящие только из женщин: летчиков и инженеров. В ответ тысячи женщин вызвались добровольцами, из которых для каждого из трех подразделений были отобраны только по 400. Большинство из них в возрасте от 17 до 26 лет.

Среди причин желания участвовать в боях, кроме чисто патриотических, была потеря близкого родственника или любимого человека. Обучение, которое должны пройти женщины, требовало многих лет опытных летчиков-мужчин, но они должны пройти все этапы гораздо быстрее, менее чем за год.

В итоге было создано три подразделения:

  • 586-й боевой авиационный полк, в который отбирали только лучших летчиц. Среди них были асы, в том числе и небезызвестная Лилия Литвяк.
  • В 587-м бомбардировочном полку были задействованы те дамы, которые показали хорошие результаты и соответствовали основным стандартам.
  • В последний, 588-й ночной бомбардировочный полк, входили наиболее непригодные для войны. Это была «паршивая овца» среди женщин-добровольцев, и Раскова назначила их командиром одну из лучших летчиц, майора Евдокию Бершанскую (1913–1982). Как и Марина, до войны она была инструктором авиации и хорошо зарекомендовала себя за многолетнюю службу.

История создания подразделения

История будущих ночных ведьм начиналась в Энгельсе. Именно в этом городе в 1941 году лейтенант службы государственной безопасности СССР Марина Раскова сформировала 46 гвapдeйcкий нoчнoй бoмбapдиpoвoчный aвиaциoнный полк. В его состав входили только женщины-летчицы, средний возраст которых был 17 – 22 года.

Чтобы создать чисто женское летное подразделение, Раскова была вынуждена задействовать все личные связи. Весьма кстати пригодилось и личное знакомство с товарищем Сталиным. В то, что затея будет успешной, мало кто верил. И, тем не менее, отмашка на высшем уровне была получена, и будущие Ночные ведьмы получили всю необходимую летную технику.

Командиром женского полка была выбрана Евдокия Бершшанская, имевшая за плечами 10 лет летного стажа. Под ее чутким руководством летчицы сражались до самой победы. Советские солдаты в шутку называли женское летное подразделение «Дунькин полк».

Объясняли они это тем, что в его составе летали только женщины и еще оправдывали это шутливое прозвище именем командира подразделения – Евдокия. Немцы же летчиц очень боялись и называли их Ночными ведьмами за их внезапные ночные появления на своих бесшумных юрких самолетах.

Женщины идут воевать

Великая Отечественная война — война народная. Никто не остался в стороне. Воевали все — мужчины, женщины, дети. Практически каждый советский человек внес свою лепту на пути к Великой победе. Через некоторое время после начала военных действий на территории СССР женщины, оставаясь в тылу, устали смотреть на то, как их мужчин забирают на фронт. Именно тогда советские девушки приняли решение пойти защищать Родину «огнем и мечом» наравне со своими мужьями и братьями. Все началось с полковника Марины Расковой, которую называли «Советской Амелией Эрхарт». Она горячо желала отправиться на фронт. Заручившись поддержкой единомышленниц, Раскова обратилась к Иосифу Виссарионовичу Сталину с просьбой организовать полк женщин-летчиц.

В октябре 1941 года генсек удовлетворил ее просьбу. Так появился легендарный 588-й полк ночных бомбардировщиц ВВС СССР, которых окрестили «ночными ведьмами». Он состоял полностью из женщин.

Валентина Гризодубова

Полина Осипенко. (pinterest.com)

В отличие от Полины Осипенко, чей славный путь трагически оборвался в 1939-м, и Марины Расковой, погибшей в 1943-м, Валентина Гризодубова прожила до 1993 года. Валентина с детства была привязана к небу: еще ребенком она летала на аэроплане вместе с отцом, авиаконструктором, летчиком и изобретателем. С малых лет судьба Валентины Гризодубовой была предопределена.

Поступив в Харьковский технологический институт, Валентина все еще грезит мечтой стать летчицей, и она добивается приема у наркома С. Орджоникидзе. Благодаря его содействию 4 ноября 1928 г. она зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончив обучение за три месяца, Гризодубова далее поступает в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, а затем в 1929 году в школу летчиков-инструкторов в Пензе, по окончании которой была направлена инструктором в Тушино, где до 1934 года подготовила 36 летчиков.

Она по праву была назначена командиром самого известного женского экипажа страны, ее лидерские качества проявились не только в рекордном авиаперелете Москва — Дальний Восток, но и во время Великой Отечественной войны. В 1942 году Валентине Степановне поручили комплектование целого авиационного полка, состоявшего исключительно из мужчин-летчиков. В активе полковника Гризодубовой более 200 боевых вылетов, в том числе ночные бомбардировки (132 вылета), а также доставка за линию фронта боеприпасов и военных грузов.

Валентина Гризодубова. (pinterest.com)

После войны у Гризодубовой сложилась блестящая карьера, которая пришлась на, пожалуй, лучшее время советского авиастроения, чьими наработками мы пользуемся по сей день. В жизни Валентина Степановна была прекрасным отзывчивым человеком, готовым на большие поступки ради несправедливо обиженных. По утверждению ее приемного сына, именно она заступилась за репрессированного в 1939 году С. П. Королева и позволила ему освободиться досрочно в 1944 году с дальнейшим назначением на должность главного конструктора по летным испытаниям.

Почему «ведьмы»?

В примитивной конструкции самолетов были и свои плюсы. Она затрудняла их обнаружение на радарах и делала их более маневренными, позволяя какое-то время передвигаться с выключенным двигателем. Благодаря этому «ведьмы» могли фактически подкрадываться к ничего не подозревающему врагу и сбрасывать на него свои бомбы. Самолеты с отключенными двигателями, скользя в воздухе, лишь еле слышно шелестели своими крыльями будто метлами. Именно эта особенность принесла им прозвище «ночные ведьмы», данное им немецкими солдатами, которые с ужасом отмечали, что их небольшие самолеты похожи на ведьминские метлы в ночном небе.

Летали «ведьмы» всегда группами по три самолета и только в ночи. Два самолета использовались как приманка, чтобы вызвать огонь противника, в то время как третий начинал бомбардировку.

Эти молодые девушки, вчерашние школьницы, вселяли в немецких солдат жуткий страх. Под покровом ночи фрицы боялись даже закурить сигарету и случайно разоблачить свое месторасположение. О них ходили слухи. Немцы поговаривали, что советские врачи прибегли к экспериментальной медицине, чтобы улучшить зрение летчиц. За одну сбитую «ведьму» немецким солдатам обещали в награду Железный Крест.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.