Поляницы: женщины-воительницы в былинах славян

Алан-э-Дейл       09.11.2022 г.

Как добраться в Поляницу

Ехать до Ивано-Франковска или Львова, оттуда – автобусом или маршруткой в сторону Буковеля до села Поляница.

Для тех, кто едет собственным транспортом, по автотрассе Львов – Рахов – Мукачево (Н-09), около села Татаров  повернуть по указателю в сторону Буковеля к селу Поляница.

Приезжайте в Поляницу, это родные Карпаты, они не хуже швейцарских Альп. Сами убедитесь.

Цены на проживание в отелях, указанных в статье, актуальны, если бронировать в октябре месяце 2016 года. Очень вероятно, что ближе к высокому сезону цены могут вырасти

Также обратите внимание, что большинство выгодных предложений уже забронировано. Поэтому поспешите и наслаждайтесь сезоном зима 2016/2017

Если статья понравилась, расскажите друзьям 🙂

Гостиницы Поляницы

Поляница – живописный посёлок в Ивано-Франковской области, где расположен самый популярный горнолыжный курорт Украины – Буковель. Уникальность местности заключается в том, что она входит в состав Карпатского Национального парка.

Только здесь вы увидите сразу пять потрясающих гор, со всех сторон окружающих поселок. Неподалеку слышится шум знаменитого водопада Шешорский Гук, который считается красивейшей достопримечательностью не только курорта, но и всей Украины.

Отдых в Полянице – всего пару шагов до лучшего горнолыжного курорта страны

Полянице – это лучшие горнолыжные трассы, море зимних и летних развлечений и, наконец, кухня с местным колоритом! Увеличение потока туристов всегда начинается к горнолыжному сезону.

В летний период курорт тоже не пустует – спрос есть всегда.

Ведь отдых в Полянице – это доступность развитой инфраструктуры и наслаждение видами на Карпатские горы, прогулками по заповедным паркам и посещение интересных мест.

Зимой

Зима – это время, когда в посёлке очень много туристов, и все они приехали покататься на лыжах, сноубордах, снегоходах и сегвеях. Причём зимний сезон здесь начинается в конце ноября и продолжается вплоть до апреля. Отели в Полянице заняты на месяцы вперед, но жилья здесь хватает, поэтому, если вы внезапно решили поехать на курорт, вы сможете отыскать номер на нашем портале.

Нет лыж? Не проблема! В Полянице работает несколько пунктов проката снаряжения. Для тех, кто не умеет стоять на лыжах, работают школы, где инструкторы за день-два научат вас основным азам.

А после того, как вы накатаетесь вдоволь, можно перекусить в местной колыбе или ресторане. Национальные блюда, травяные чаи, наливки сделают ваше пребывание еще приятнее.

Летом

В летний сезон Поляница предлагает отдых столь же насыщенный  – для этого есть все условия. Здесь строится множество туристических и развлекательных объектов и развивается инфраструктура, особенно последние два года.

  В 2014 году рядом в Буковеле создали озеро, которое теперь является самым большим искусственным водоёмом в Украине.

Там можно позагорать на пляже, расположившись под зонтиками на лежаках; покататься на водных лыжах, гидроциклах, заняться вейкбордингом.

Помимо досуга на озере, вам будут интересны велотуры, пешие прогулки, походы в горы, катание на лошадях.

Выбираем жилье в Полянице

Но курорте есть достаточно большой выбор гостиничных комплексов, мини-отелей, небольших коттеджей и других вариантов проживания в частном секторе. Но лучшие отели Поляницы весьма комфортны, дают возможность курорту держать марку. При этом соотношение цены и качества представляемых услуг выше всяких похвал. Во многом благодаря им этот зимний курорт поднял свою репутацию.

Как только вы решили ехать, продумайте ваше проживание в Полянице. Это будет гостиница ближе к подъёмникам или тихий коттедж на окраине; нужна вам большая комната со всеми удобствами или достаточно небольшого номера со спальным местом. На нашем сайте большой выбор жилья в Полянице с подробными описаниями и возможностью быстро забронировать номер.

Поляница: отели на любой вкус

Многие гостиничные комплексы курорта выполнены в национальном карпатском стиле и гарантируют европейский комфорт. Поселившись в одной из них, в вашем распоряжении окажется не только инфраструктура, но и достопримечательности старинного поселка.

Забронировать отель в Полянице лучше заранее, особенно в том случае, если речь идет о поездке в период горнолыжного сезона. Наш удобный сервис бронирования к минимуму проблемы резервирования жилья и даже позволяет сэкономить средства.

Доступен в круглосуточном режиме.

Цены на проживание

На горнолыжный отдых в Полянице принимают самые разнообразные по уровню гостиницы, коттеджи и виллы. Если вы хотите разместиться как можно дешевле, приезжайте в самом начале или конце сезона. Цены на отели Поляницы формируются по законам горнолыжного курорта- чем ближе к трассам, тем дороже.

Проживание в 2-местном стандартном номере в среднем обойдется на двоих 550-700 UAH, в полулюксе – 800-1000 UAH, в люксе или апартаментах – 900-1500 UAH. Назвать цены на жилье в Полянице  дешёвыми нельзя, но и уровень обслуживания, а также комплектация номеров находятся на очень высоком уровне.

Бронирование номеров онлайн

Вы можете выбрать оптимальный вариант для проживания по собственным критериям отдыха и оформить бронирование гостиницы  в Полянице в любое время с помощью нашего сервиса. Мы стараемся делать всё возможное, чтобы на портале были предложения только от лучших отелей курорта!

БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ

В главе, посвященной Добрыне Никитичу, мы уже упоминали о сюжете, в котором Настасья Микулишна выступает одним из глав
ных персонажей. Пойдем иным путем. Вспомним другой сюжет — историю о том, как сложилась эта могучая супружеская пара.

Былина о Добрыне Никитиче и Настасье Микулишне имеет две основные вариации. Согласно одной, витязь едет во чисто поле и замечает следы богатырского коня. Из любопытства ли или из желания помериться силами он отправляется на поиски седока и находит незнакомого воина, с которым решает сойтись в бою. Но ни палицей, ни мечом не может его ударить. У Добрыни отнимаются руки, как будто нечто удерживает его от кровопролития. И только когда богатырь понимает, что напротив него невероятной силы, но женщина, становится очевидно: такова воля судьбы. Поленица пленила сердце Добрыни, он сватается к ней и, получив согласие, играет в Киеве громкую свадьбу.

Вторая версия является менее миролюбивой и продолжает былину о Добрыне и Змее. Возвращаясь после славной победы, богатырь вступает в бой с незнакомым воином, но на этот раз терпит поражение. Настасья Микулишна сдергивает противника с седла, не глядя сует в карман. Лишь потом она задумывается, а кто же попался ей под горячую руку. Принятое решение оказывается весьма простым. Если воин придется ей по сердцу, она станут ему женой, а уж коль не глянется — срубит голову. На счастье Добрыни, сердце девицы дрогнуло при взгляде на витязя, и былина завершается счастливо.

Поделиться ссылкой

Настасья Микулишна

Николай Рерих. «Настасья Микулишна». 1943. Новосибирский государственный художественный музей

Константин Васильев. «Настасья Микулишна». 1968

«Поленица удалая, дочь Микулы Селяниновича». Эксиз иллюстрации к былине о Василии Буслаеве для журнала «Шут». 1898. Государственный Русский музей

Сестра Василисы, младшая дочь Микулы Селяниновича, была женой Добрыни Никитича. Встретились они во чистом поле, куда богатырь отправился после сражения со Змеем Горынычем. В пути он увидел богатыршу удалую, решил проверить «Или нет у Добрыни силы по-старому? / Или нет у него хватки по-прежнему?» :

В поединке поляница одолела Добрыню. Они понравились друг другу, и богатырь к ней посватался: «Свадьбой провели да и окончили». Позже князь Владимир отправил Добрыню на заставу охранять Русь-матушку от степных наездников. Настасья Микулишна подобно Пенелопе ждала своего возлюбленного долгие 12 лет. За это время к ней несколько раз сватался другой небезызвестный богатырь — Алеша Попович. Через шесть лет Добрыниной службы он привез жене весть о его «смерти», а через 12 лет — приехал вместе с князем и княгинею, чтобы играть свадьбу с поляницей. В этот раз «не хотою взяли — неволею». Добрыня вовремя узнал о торжестве и приехал на пир гостем незваным с гуслями. Поколотил Алешу Поповича, забрал Настасью Микулишну и вернулся в свой терем белокаменный.

Воскресение (1889—1899)

Кадр из фильма «Воскресение» — Михаил Швейцер/Мосфильм, 1960

Последний роман Льва Толстого, который он сам считал своим лучшим произведением. Это история искупления некогда распутного офицера. Он соблазнил невинную воспитанницу своей тетушки, и оставив ей деньги, не попрощавшись уехать вновь на службу. Для него это был лишь эпизод, а вот жизнь девушки была сломана — она забеременела, вынуждена была уехать, искать себе средства для пропитания.

В итоге они встречаются в суде: он в качестве скучающего присяжного, а она как подсудимая. Узнав ее страшную историю, бывший офицер переживает невероятный внутренний перелом. Он едет за девушкой на каторгу, чтобы облегчить ее существование… Роман отражает духовные скитания и самого Толстого.

Настасья Окульевна

Сергей Соломко. «Марья Лебедь белая»

Иван Билибин. «Михайло Потык». 1902

Леонид Кипарисов. «Михайло Потык и Марья Лебедь белая». 2016

«Душа-девица» Настасья Окульевна — одна из героинь сказания о богатыре Михайло Потыке. Она спасла его от происков бывшей жены, Марьи Лебеди белой. Пока Михайло сражался с врагами в чистом поле, Марья стала возлюбленной царя и уехала с ним. Вернувшись, богатырь бросился за ней в погоню, попадая по пути в ловушки хитрой жены: пил сонное зелье-вино, проваливался в глубокую яму, был превращен в горючий камешек. В последний раз, напоив богатыря, распяла Марья его в подвале на каменной стене и оставила умирать. Тогда-то и спасла Михайлу сестра царя — Настасья Окульевна:

Излечила от ран, достала хитростью от брата саблю и палицу богатырскую, доброго коня. Возвратился Михайло к царским палатам, убил и бывшую жену, и царя. Женился на Настасье Окульевне и стал править.

Златогорка

По другой версии, описанной в книге Александра Асова «Атлантида и Древняя Русь», матерью Сокольника была богатырша, поляница Златогорка (Златыгорка). Причем, сам Сокольничек знал, кто его отец. Он и разыскал Илью Муромца только для того, чтобы отомстить ему.

Интересно, что аналогичная история развивается и в другом варианте былины. Согласно ему, Илья Муромец какое-то время действительно встречался со Златогоркой (или даже женился на ней), но та родила не сына, а дочь. Повзрослев, дочь Златогорки, так же сжигаемая желанием мести, как и Сокольничек, отправилась на поиски Муромца.

Война и мир (1863—1869)

Кадр из сериала BBC «Война и мир» — Том Харпер/BBC Cymru Wales, 2016

Толстой немыслим без своего главного романа-эпопеи, которую его жена Софья Андреевна вручную переписывала несколько раз, внося бесконечные правки. В «Войне и мире» ему удалось описать и военные события, и как они отразились на жизни нескольких поколений.

Описал он и Москву, и Петербург и судьбы целых дворянских семей, а кроме того, дал невероятно объемные психологические портреты самых разных героев — вжился и в юную Наташу Ростову, и в старого сварливого князя Болконского, и даже в самого Наполеона. Войну 1812 года против Франции в массовом сознании часто воспринимается именно через призму творения Толстого. Изначально автор планировал писать роман про декабристов, но копая первопричины восстания 1825 года, он вышел именно на эту войну и решил разобрать, как она перевернула судьбу России.

Настасья Королевична

Николай Каразин. «Дунай Иванович убивает жену». 1885

Константин Васильев. «Рождение Дуная». 1974

Сергей Соломко. «Настасья Королевична»

Настасья Королевична — возлюбленная Дуная Ивановича. Богатырь встретился с ней, когда отправился в Литву сватать князю Владимиру королевну Апраксью. Отец Апраксьи, литовский король Данила Манойлович, не отдал дочь сватам, и тогда богатыри увезли ее силой. Вслед за «добывшими невесту» отправилась сестра Настасья.

Дунай Иванович вступил с удалой поляницей в поединок и вскоре — как это случалось и в других былинах — сделал ей предложение. А Настасья Королевична приняла его.

В Киеве отпраздновали две свадьбы. Однако Дунай Иванович с молодой женой недолго прожили вместе. Богатырь как-то похвалился своей удалью, а Настасья Королевична ему возразила: «А ничем-то ведь я не хуже тебя: сила моя есть побольше твоей, а ухваточка моя удалее тебя» .

Такая фраза задела его честь — и он вызвал жену на поединок. Каждый должен был попасть стрелой в серебряное кольцо на голове соперника. Поляница попала, а вот Дунай Иванович убил жену. Узнав, что она носила в утробе младенца, богатырь от горя вонзил в себя копье. От его крови родилась Дунай-река, а от крови Настасьи Королевичны — река Непра.

Самые известные поляницы

Среди русских амазонок в былинах больше всего выделялись две дочери богатыря Микулы Селяниновича. Звали их Василиса и Настасья. Василиса была женой дворянина и обладала недюжинным умом и сообразительностью. С их помощью она смогла вызволить своего мужа из заточения князя Владимира. Обладая огромной физической силой, она, как и её отец, редко применяла её. Василиса Микулишна больше полагалась на свой ум, в отличие от сестры Настасьи.

Настасья Микулишна же умудрилась подраться с самим Добрыней Никитичем! В одной былине она одолела его, схватила за волосы и засунула к себе в карман. А после, разглядев, кого поймала, решила выйти за богатыря замуж. Стала Настасья героиней и другой легенды, на этот раз про Алёшу Поповича. Но в ней она предстаёт в другом образе, отличном от девы-поляницы.

Примечательна и другая Настасья — дочь Данила Манойловича. По преданиям, она вышла замуж за богатыря Дуная Ивановича. Тот сумел одолеть её в поединке. А на свадебном пиру Настасья Королевична предложила мужу посоревноваться в меткости. Сама она без промаха попала в кольцо, положенное на голову мужа. А когда пришёл его черёд, Дунай промахнулся, и Настасья умерла. Не выдержав этого, Дунай кинулся на собственный меч и умер. Согласно легенде, так появилась река Дунай.

Многие поляницы становились и героинями сказок. Например, Усоньша-богатырша и Марья-Моревна. А если обратиться к официальным документам, то о женщинах, сражающихся наравне с мужчинами, известно ещё со времён князя Святослава. В его дружины входили женщины-лучницы. Участвовали славянки и в битвах с татаро-монголами, литовцами и крестоносцами. В какой-то мере поляницами можно назвать и казачек. Они издревле бились вместе со своими мужчинами, отражая атаки врагов.

  • Гениальные фотографии основателя жанра фотожурналистики Курта Хаттона
  • Нарисованная жизнь Кристофа Неманна
  • Верните 2007 год: как бывшие неформалы реализовали себя в жизни
  • Из-за чего Бродский и Найман устроили потасовку на теннисном столе
  • Слэнговые советские словечки, до сих пор популярные за рубежом

Сватовство в бою

Существует ещё одна любопытная теория, объясняющая появление сходных преданий о женщинах-воительницах у самых разных народов. По мнению историков и антропологов, в древности существовал феномен «оргиастических нападений», когда женщины, собравшись толпой, подвергали мужчин насилию, а затем овладевали ими. «На наш взгляд, ключ к пониманию сущности по крайней мере части амазонских легенд лежит в оргиастических нападениях женщин, имевших место в последний период существования первобытного человеческого стада. Отображение этих нападений и составило основное, первоначальное ядро этих легенд, на которое в дальнейшем наслоились новые моменты, что привело к его более или менее значительному изменению», — писал советский специалист по первобытному обществу Юрий Семёнов в книге «Как возникло человечество». Не исключено, что поединки богатырей с женщинами — это не настоящая, а всего лишь ритуальная, предсвадебная борьба и ритуальные состязания. Владимир Пропп в «Русском героическом эпосе» отмечает, что «женитьба героя когда-то составляла один из главнейших сюжетов эпоса». В преданиях о поляницах немало стандартных народных формулировок, восхваляющих их красоту:У ней белое лицо ровно белый снег, Ягодицы ровно маковицы. Чёрные брови черна соболя, Ясные очи ясна сокола. Так русская былина описывает Василису Микулишну. Бой в чистом поле заменял богатырям и богатыршам сватовство. Поединок становился «испытанием жениха». Завоевать сердце храброй поляницы очень трудно, а порой опасно для жизни. Сразив Добрыню Никитича, Настасья Микулишна решает так:Ежели богатырь он старой, Я богатырю голову срублю; А ежели богатырь он младой, Я богатыря в полон возьму; А ежели мне богатырь в любовь придёт. Я теперича за богатыря замуж пойду. Однако дело не всегда кончалось браком в настоящем понимании этого слова. Некоторые поляницы предлагают богатырям просто «позабавиться». Дети, рождённые поляницами, обладали чудесными свойствами — «по колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Однако любовные связи воителей были крайне непрочными и часто заканчивались разладами, а то и кровопролитием. Например, Дунай Иванович убивает дочь литовского короля Настасью Королевичну (правда, узнав, что она была беременна, накладывает затем на себя руки). «В Настасье королевишне осуществлён идеал амазонки по понятию русского человека, — отмечал критик Виссарион Белинский в «Статьях о народной поэзии». — Жена богатыря должна рождать богатырей, а для этого сама должна быть богатырём своего пола. Поэтому Настасья и мастерица такая из лука стрелять, что за версту сшибла кольцо с головы мужа. Отношения полов, по народному сознанию, всего лучше выражаются в смерти Настасьи». Вероятно, в древние времена ритуальные поединки были для женщин единственным способом продемонстрировать свою силу и независимость, чтобы не стать в браке «собственностью» мужа. Однако в Киевской Руси уже возобладал патриархат, и жены князей по своему положению мало отличались от наложниц-рабынь.

Метки: Загадки истории, Русь, женщина, славяне, былина, амазонки, поляницы

Севастопольские рассказы (1855—1856)

Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» (Фрагмент)

Глядя на самый памятный портрет седобородого Толстого, сложно предположить, что он когда-то был бравым офицером. Тем не менее, несколько лет он служил на Кавказе, а во время Крымской войны 1853-56 годов провел почти год в Севастополе, даже командовал батареей. Это было тяжелым временем для писателя, и все ужасы войны он отразил в «Севастопольских рассказах». Первый из трех рассказов цикла был издан еще когда война была в самом разгаре и имел невероятный успех у публики, ждавшей любых сводок с фронта. В сущности, это было первое реалистическое произведение о войне.

С печи в богатыри

Как известно, из-за своего недуга до 33-х лет Илья Муромец вынужден был жить вместе с родителями. Он не мог ходить и даже двигать руками. Долгие годы Илья просто лежал или сидел на печи. Но однажды в дом к нему заглянули странствующие старцы, которые попросили молодого мужчину принести им воды. И произошло чудо: Муромец поднялся и выполнил просьбу визитеров. После того, как будущий богатырь выпил принесенную им же воду, он исцелился окончательно.

Почувствовав в себе нечеловеческую силу, Илья Муромец по подсказке все тех же старцев отправился в Киев, на службу к князю Владимиру. По пути он сдвинул с земли неподъемный камень, нашел коня, доспехи и оружие. Так началась «вторая», на сей раз активная и полная приключений, жизнь бывшего больного Ильи Муромца.

Характеристика

В былинах это женщины-воительницы, в своих боевых навыках не уступающие мужчинам-богатырям. Чтобы завоевать их руку, будущий муж должен осилить их в поединке, что удаётся с трудом (Настасья Королевична даже выбивает глаз Дунаю стрелой). Их занятие — полякование: они ездят в чистом поле и бьются с богатырями. Из-за силы их могут принять за мужчин (Василиса Микулишна в былине «Ставр Годинович», Настасья Микулишна в былине «Женитьба Добрыни»). В былине о Дунае Ивановиче Настасья Королевишна «ѣздитъ въ чисто поле полякуетъ, слыветъ поляницею преудалою».

Настасья Микулична («Поленица Удалая, дочь Микулы Селяниновича»). Рисунок А. Рябушкина

Так, Добрыня, видя огромного богатыря, вступает с ней в поединок, но терпит позорное поражение. Настасья Микулишна «ухватила Добрыню за жёлты кудри, сдёрнула Добрынюшку со седла долой», не глядя суёт Добрыню себе в карман, и потом задумывается, кого, собственно, в карман сунула. Решает: если богатырь понравится — я его в мужья возьму, если не понравится — голову срублю. Достаёт Добрыню, и тот ей нравится, она берёт его в мужья.

В описаниях пиров князя Владимира часто некие пирующие поленицы упоминаются в запевах вместе с пирующей дружиной.

Корни

Б. А. Рыбаков связывал обилие женских воинственных персонажей в сказках и несколько былинных сюжетов, в которых действует поленица, с дотатарским степным миром скифо-сарматского происхождения. Это может быть отражение контактов киевских воинов с аланскими или болгарскими степняками.

Д. М. Балашов считал, что поленицы напоминают конных степных сарматских воительниц: они обычно умелые наездницы и искусные лучницы. «С этой точки зрения былины отражают победы славян над сарматами: Дунай и Добрыня побеждают полениц в богатырском поединке и обретают над ними власть мужа над женой. В пользу степного происхождения образа поленицы говорит тот факт, что, согласно былине, из крови убитой Дунаем Настасьи берёт своё начало Непра-река (то есть Днепр — река, бывшая пограничной со степью). Кроме того, известно, что у сарматов были весьма сильны пережитки матриархата, поэтому нет ничего удивительного в том, что память об этом народе сохранилась в эпосе в образе женщин-воительниц». В сюжетах свадеб полениц с богатырями, по его мнению, «допустимо видеть столкновение славян с сарматами, перекрёстные браки с которыми отмечал ещё Тацит».

Амазонка в древнегреческой керамике

Балашов пишет: «Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жёны богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — „поляницы“ — славянское. По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представления о поляницах утвердились в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова „богатырь“, название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытия они уже исчезли».

Современный исследователь пишет о родстве полениц с образами женщин-воительниц в тюркском эпосе: «В эпических произведениях встречается множество образов отважных наездниц, владеющих мечом и искусством охоты. Таковы героини киргизского дестана «Джангъыл Мирза“, уйгурского — «Нёзюгюм“, башкирского дестана «Зая Тюлек“, киргизского эпоса «Манас“, алтайского и хакасского дестана «Алтын Арыгъ“, а также азербайджанского эпического сказания о Кёр-оглы. Полагаем, что «богатырши-паляницы“ попали в славянский фольклор в результате контакта с тюркскими народами. Тюркские воительницы, в частности, есть в татарском войске в былине «Илья-Муромец и Калин-царь“». Поединок жениха с невестой, отмечает исследователь, у тюркских народов в эпоху средневековья был частью свадебного обряда и не предполагал фатального исхода.

Вдова из «Тальянской земли»

Конечно, при такой силе и отваге Илья Муромец не остался без внимания дам. Причем, в фольклорных произведениях можно найти не только сведения о его законной жене, но и о случайных связях. Например, согласно сборнику Николая Ончукова «Печорские былины» 1904 года, однажды богатырь повстречался со своим сыном, о существовании которого он ранее даже не догадывался.

Муромец чуть не затеял бой с дерзким молодым человеком по имени Сокольничек, но в процессе предварительного разговора понял, что перед ним стоит его родное чадо. Сокольничек описал свою мать, в которой Илья узнал свою прежнюю зазнобу. Женщина эта была «вдовой калачницей» из «земли Тальянской». Там Муромец, по его же собственным словам, служил когда-то местному королю.

Биография и образ Василисы Микулишны

Отец Василисы — богатырь Микула Селянинович. Ее младшая сестра Настасья Микулишна позже стала женой Добрыни Никитича. О ранней биографии героини, кроме ее происхождения, ничего не известно. Когда девочка выросла, ее отдали замуж за Ставра Годиновича из Чернигова.

В былине отражено описание внешности Василисы — роскошные косы, лицо «как белый снег», соболиные брови и «ясные очи».

Согласно былинному сюжету, муж героини Ставр на пиру у князя Владимира стал хвалиться женой, которая не только удивительно хороша собой, но и «хитра-мудра ретивым сердцем». При этом он неблагосклонно отзывался о княжеской дружине и намекал, что его супруга в военном деле смыслит не меньше, чем в домашнем хозяйстве, и легко смогла бы одолеть любого бойца. Речи подданного разгневали и одновременно заинтересовали князя. Посадив хвастуна в подземелье, он отправил за загадочной супругой двух богатырей, Алешу Поповича и Добрыню Никитича.

Прекрасная Василиса, прослышав о беде, в которую попал муж, обрезала косы и сама вышла навстречу посланникам, переодевшись татарским послом. Князь сначала не заподозрил подвоха и любезно принял «добра молодца», устроив пир, однако его жена Апраксия нашептала на ухо Владимиру, что под личиной посла скрывается женщина: она поняла это по «тихой поступи», мягким манерам и тому, что она «жмет коленцы», садясь на лавку.

Князь не поверил жене и решил испытать посла, чтобы тот выдал себя. Василисе пришлось париться в жаркой бане, биться с другими богатырями и обыгрывать князя в карты (в мультфильме — в шахматы). Она с честью прошла испытания и окончательно сбила Владимира с толку, затребовав в жены его дочь Забаву Путятишну. Тому ничего не оставалось, как согласиться.

На предсвадебном пиру богатырка явно грустила, и, чтобы развеселить ее, Владимир велел доставить из темницы Ставра, слывшего талантливым гусляром. По другой версии, привести его на пир потребовала сама Василиса. Узнав переодетую жену, Ставр кинулся к ней. Разоблаченная женщина во всеуслышание объявила об обмане и потребовала у Владимира свободы для мужа. Изумленный князь признал, что его воин хвастался женой не зря, и вскоре супруги вместе отправились домой.

Былина кончается возвращением Ставра и Василисы под родной кров. Этим героиня как бы противопоставляется «высшему свету» и государственным делам: как бы ни была велика ее сила, интересы Василисы прежде всего сосредоточены на семье и ее безопасности. Женщина-богатырь не пытается «сделать карьеру» при княжеском дворе, хотя Владимир, без сомнения, пожелал бы, чтобы воительница пополнила ряды его дружины. Она не стремится демонстрировать характер и мощь, не собирается оборонять Русь от врагов и не ищет приключений — для нее важнее родной дом.

Считается, что в основе сказа о Василисе лежат исторические факты: якобы «дева невиданной красоты» однажды действительно хитростью вызволила мужа из темницы, куда он попал за провинности и политические разногласия. Описанные события имели место сотней лет раньше, чем в былине — в 1118 году: дело происходит при дворе Владимира Мономаха, а не Владимира Красное Солнышко. Ставр с женой сбежали тайно, но потом все же вернулись к князю и во всем ему сознались. Правитель, подивившись хитрости подчиненных, не только простил обоих, но и даровал свою милость, разрешив Ставру торговать в столице беспошлинно, что намекает на то, что герой принадлежал к купеческому, а не боярскому роду.

Примечания

  1. // Толковый словарь русского языка в 4 томах / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М., 1939. — Т. 3.
  2. // Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899–1901 гг., с напевами, записанными посредством фонографа. В 3‑х тт.. — СПб., 2003. — Т. 3.
  3. От «поле». Ср. «поляковать» — частое занятие богатырей, то есть ездить в поле на ратное дело (на бой, на войну).
  4. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. — М. : Наука, 1994. с. 589
  5. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и Русские княжества / Б. А. Рыбаков. — М. : Наука, 1993. стр. 158
  6. Балашов Д. М. Из истории русского былинного эпоса / Д. М. Балашов // Русский фольклор : Т. 15. — Л.
    Наука, 1975. — С. 26-54.
  7. Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Том 3. Индийские и иранские языки. М., Языки славянских культур, 2010. С. 250.
  8. Юбилейный сборник в честь Всеволода Федоровича Миллера, изданный его учениками и почитателями. М., Типо-лит. А. В. Васильева, 1900. С. 158.
  9. Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., Наука, 1982. С. 310.
  10. Топорков А. Л. Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., Ладомир, 1996. С. 75, 89.
  11. Русская устная словесность. Примечания М. Сперанского. М., Издание М. и С. Сабашниковых, 1916. С. 402.
  12. Былины. Ред. В. И. Чичеров. Сост. П. Д. Ухов. М., Изд-во Московского университета, 1957. С. 112.
  13. Беломорские старины и духовные стихи: собрание А. В. Маркова. Ред. А. В. Марков, Т. Г. Иванова, С. Н. Азбелев. Сост. С. Н. Азбелев. М., Институт русской литературы (Пушкинский дом), 2002. С. 364.
  14. Юбилейный сборник в честь Всеволода Федоровича Миллера, изданный его учениками и почитателями. М., Типо-лит. А. В. Васильева, 1900. С. 156-158.
  15. Лобач В. А. Богатыри, осилки и девы-воительницы
    в топонимических преданиях восточных славян. Балто-славянские исследования–XX: Сб. науч. трудов. — М., 2019. — 480 с. ISSN-13: 977-2658-576-00-8 ISSN-8: 2658-576-6 DOI: 10.31168/2658-5766 Стр. 367-368.

Дева-воительница

Кадр из фильма «Властелин колец»

В мифах и сказаниях

Дева-воительница — женщина, которая сражается наравне с мужчинами. Этот образ можно найти во многих мифах. В Древнем Египте верили в богинь войны Сехмет и Нейт. В Древней Греции прославляли богиню военной стратегии Афину. Скандинавские девы-воительницы — валькирии — решали, кто из погибших воинов попадёт в небесный чертог. А в славянских былинах были женщины-богатыри — поленицы.

В фэнтези

В произведениях фэнтези дева-воительница участвует в любых сражениях, будь то битва на мечах или волшебных палочках. Она часто оказывается членом знатной или королевской семьи. В этом случае ей изначально приписывают традиционную гендерную роль — будущая жена и мать наследника. Поэтому её желание владеть мечом, а не строить глазки принцам, многие воспринимают в штыки.

Феминистская исследовательница кино Кэтлин Роу Карлин в статье «Крик, популярная культура и феминизм третьей волны: „Я не моя мать“» , что в современной культуре сильные героини обрели новую популярность благодаря феминизму. Например, фэнтези-сериал «Баффи — истребительница вампиров» стал настоящим хитом в 90‑е годы. Как раз это время принято считать началом третьей волны движения. Главная героиня Баффи не похожа на беспомощную принцессу. Она борется со злом, искореняет нечисть и защищает жителей города Саннидейл.

Феминистская исследовательница Кэрол Пирсон в работе «Герой внутри: шесть архетипов, по которым мы живём» говорит, что женщина-воин сочетает в себе заботу о других и военное мастерство. Она применяет силу, чтобы изменить мир к лучшему, а не чтобы победить и обрести власть. Дева-воительница отстаивает свою волю и право быть той, кем хочет.

Примеры

Эовин из «Властелина колец», Ария и Бриенна из «Игры престолов», Аннабет из «Перси Джексона», Алина Старкова из «Тьмы и кости», Зена из «Зена — королева воинов», сёстры Холливелл из «Зачарованных», Тина из «Фантастических тварей и где они обитают», Тауриэль из «Хоббита».

Фортуна отворачивается

Переломным моментом в судьбе знаменитой циркачки стала ссора с Иваном Поддубным, после которой Агафья приняла решение навсегда покинуть труппу и строить карьеру самостоятельно. Что послужило причиной разрыва, осталось невыясненным. Известно только, что для Поддубного этот разрыв стал тяжелым ударом, и он предпринимал шаги к примирению. Однако избалованная славой и деньгами силачка уже не думала смотреть назад. Привыкшая к тому, что ей на арену сыплются горсти золотых монет, а за кулисами ждут дорогие подарки от поклонников, она приняла решение делать международную карьеру, испросив разрешение на свободный выезд заграницу у самого Николая II, восхищавшегося ее выдающимся талантом.

Однако с успехом начавшиеся гастроли по Германии резко оборвала наступившая в России революция. Публика мгновенно утратила былой интерес к цирковым развлечениям и теперь думала совсем о других вещах. Не имея больше денег продолжать дорогие заграничные гастроли, Агафья Завидная вынуждена была вернуться в родной Никополь. Там она составила скромную цирковую труппу со своим младшим братом Марком, и они стали колесить уже по окрестным городам и селам, где вместо золота и дорогих подношений с артистами расплачивались пшеницей и другими продуктами.

Окончательно крест на цирковой карьере знаменитой силачки поставили полученные ранения. Как это произошло, опять же, точно неизвестно. Одни пишут, что Агафье нанес удар саблей пьяный махновец, другие говорят об огнестрельном ранении, полученном от одного из зрителей во время выступления, третьи рассказывают про разъяренного поклонника-милиционера, получившего от Агафьи оплеуху за наглые домогательства и ответившего ей револьверной пулей. Так или иначе, от полученных ран силачка так и не оправилась и, не имея больше возможности зарабатывать любимой профессией, умерла в нищете в 1935 году.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.