Самые известные российские балерины

Алан-э-Дейл       12.07.2022 г.

Шоу «Танцы»

Осенью 2020 года уроженец Ландриано получил приглашение войти в состав жюри последнего сезона телепроекта. И, конечно же, как человек любознательный и живо увлекающийся современными тенденциями, не думал отказаться.

Якопо Тисси в жюри шоу «Танцы»

Для Якопо это стало потрясающим опытом. Он не только увидел множество новых для себя жанров (контемп, тверк, пилон), а еще и примерил амплуа честного, беспристрастного, но понимающего судьи.

Итальянец органично вписался в несменяемую команду наставников — Мигеля, Татьяны Денисовой и Егора Дружинина. Поразил всех знанием русского языка и неравнодушным отношением к участникам шоу «Танцы» на ТНТ.

«Я часто создаю себе лишние проблемы»

— «Внутри я сталь», — однажды сказала про себя прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. А вы из какого металла?

— Про металл не знаю, но в балете, разумеется, надо быть сильной личностью, чтобы постоянно преодолевать стресс, усталость, боль. Нельзя к себе слишком прислушиваться, жаловаться, стонать. Профессия обязывает быть бойцом, а не нытиком. Балет — искусство для стойких телом и духом. Будучи перфекционисткой, я часто создаю себе лишние проблемы. Для меня важна конкуренция не с другими артистами, а с самой собой.

— Характер — это судьба и в балете?

— Человек я решительный и целеустремленный. Насколько помню себя, всегда хотела танцевать. Когда первый раз в шесть лет приехала с мамой из родного Марселя в Париж и увидела Оперу Гарнье, то сразу заявила, что буду выступать в этом театре.

— «Мне хотелось бы оставить след после себя», — сказали вы недавно. Какой именно?

— Моя личная жизнь складывается очень счастливо — вот только что вышла замуж. Однако во время ковида поняла, что без театра, без зрителя ощущаю вокруг себя пустоту. Может, это звучит претенциозно, но пусть останется память о танцовщице Амандин Альбиссон. Хотя я не претендую на то, чтобы меня вспоминали через столетие.

Любовь бывает

Балет «Ромео и Джульетта»

Фото: Ann Ray

— Вы называете себя эпикурейкой, которой совсем не чужды радости жизни, включая застолья. Разве это совместимо с балетом?

— Еще как! Не лишаю себя никаких удовольствий. Для собственного равновесия и гармонии не следую никакому режиму, не встаю по утрам на весы, чтобы не расстраиваться из-за лишних граммов. Позволяю себе вкусно поужинать с мужем и друзьями. После гала-концерта в Москве до следующего спектакля у меня оказалось 10 свободных дней, которые я провела со своей подругой в Неаполе, дегустировала пасту и пиццу. Следую завету Оскара Уайльда: «Лучший способ преодолеть искушение — это ему предаться».

— Некоторые бывшие этуали жалуются, что после сцены им трудно найти себя, жизнь кажется пресной.

— Такое бывает. Поскольку танцовщицы уходят на пенсию в 42 года, у меня еще есть 10 лет на размышления. Непременно займусь творчеством, которое необязательно будет связано с балетом.

Екатерина Кондаурова

Еще одна прима Мариинского театра. Это не «фарфоровая», «кружевная», а прорезанная в камне балерина. Екатерина Кондаурова замечательно справляется с технически сложными номерами и демонстрирует на сцене потрясающую драматическую игру.

Эта танцовщица долго не получала ролей в классических произведениях, за ней было закреплено амплуа исполнительницы современных партий. Потом балерина выучилась классическим па-де-де.

Вместе с коллегами из Мариинского театра Екатерина Кондаурова часто гастролировала по зарубежным странам: она ездила в США, Нидерланды, Великобританию, Китай, Германию, Норвегию.

Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская в первый раз вышла на сцену Мариинки, когда ей было четыре года. В конце XIX века она училась на балерину в Петербургском театральном училище.

Кшесинская долго выступала в Мариинском театре. Ее выступления отличали жизнерадостность, яркая артистичность. Говорят, что эта балерина была фавориткой последнего российского царя Николая II.

Матильда Кшесинская отличалась не только непревзойденным талантом, но и твердой позицией, железным характером. Танцовщице приписывают увольнение князя Волконского, директора Императорских театров.

После революции Кшесинская уехала во Францию и там вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата Николая II.

Детство и юность

Тисси родом из маленького итальянского города Ландриано. На свет будущий артист балета появился 13 февраля 1995 года. И с малых лет, слыша музыку, пытался показать движения, напоминающие танцевальные па.

В семье воспитывалась еще младшая сестра. К слову, родители мальчика были далеки от искусства. Отец занимался в медицинской сфере, работал менеджером. Мать — продавец.

Якопо Тисси в детстве

Однако когда наследник проявил желание заниматься танцами, те с воодушевлением поддержали стремления сына. В интервью итальянец неоднократно рассказывал о том впечатлении, которое произвел на него балет. В возрасте 5–6 лет Якопо впервые увидел его по телевизору и сказал родителям, что очень хочет научиться двигаться так же.

Мать и отец записали сына в местную балетную школу, там мальчик постигал трудную науку до 11 лет. А затем приехал в Милан на смотр для поступления в Академию театра «Ла Скала».

Испытания юный танцор прошел с легкостью, и его зачислили в престижное заведение. При этом семья решила не переезжать — каждый день сына возили на занятия, тратя на дорогу до двух часов.

В то время руководителем балетной труппы был назначен Махар Вазиев — он же и принимал выпускные спектакли у воспитанников.

Тисси понравился педагогу — после пройденных экзаменов Махар Хасанович предложил бывшему студенту работу в Ла Скала. Но 18-летний парень отказался. Ему тогда захотелось увидеть мир, попробовать реализовать себя в других странах.

Поэтому после окончания академии Якопо переехал в столицу Австрии. Год, проведенный в Вене, стал для молодого артиста продуктивным. Он получил новые впечатления от жизни в чужой стране. Что касается развития в профессиональном плане, ему некоторое время пришлось выступать в составе кордебалета. Впрочем, иногда доставались и сольные роли. Через год Тисси решился вернуться на родину, где продолжил развиваться в Ла Скала.

Размер пенсии у балерины

Пенсионные выплаты, предназначенные балеринам, зависят от того, сколько творческая личность проработала в данной должности. Кроме этого, когда происходит расчет пенсии, учитывают такие условия как:

  • основное суммарное начисление;
  • региональные, льготные и премиальные надбавки;
  • другие доплаты.

Если балерина ранее официально работала в другой сфере, то, когда выполняется расчет пенсионных отчислений, это время не берется во внимание. Отработанный стаж подлежит подтверждению, для этого необходимо представить трудовую книжку

Отработанный стаж подлежит подтверждению, для этого необходимо представить трудовую книжку.

При расчете стажа не берутся во внимание декретные отпуска и отдых, оформленный за счет работника

Пенсионные баллы

С начала 2015 года подсчет пенсионных выплат производится по новой формуле. Кроме этого, для того чтобы начать получать их, необходимо накопить 30 и более пенсионных баллов. Нововведение отрицательно скажется на тех, кто имеет не продолжительный стаж.

Внимание! Размер одного балла зависит от уровня инфляции. Не зависимо от того, в каком возрасте балерины уходят на пенсию, каждый год на законодательном уровне подлежат изменению две величины: предел размера отчислений для страховых взносов и стоимость пенсионного балла

Не зависимо от того, в каком возрасте балерины уходят на пенсию, каждый год на законодательном уровне подлежат изменению две величины: предел размера отчислений для страховых взносов и стоимость пенсионного балла.

Пример расчета

Размер ежемесячной пенсионной выплаты рассчитывается по алгоритму.

  • происходит расчет ставки, которая зависит от размера зарплаты гражданина и выработки лет;
  • определяется минимальный размер пенсионной выплаты, учитывая региональное расположение. Как правило, он составляет от 40% до 55% от ставки.

Если балерина отработала более чем положено для ухода на пенсию, то за каждый отработанный год доплачивается 1%. Размер доплат не может быть больше 75% от зарплатной ставки.

Якопо Тисси сейчас

Знаменательной в творческой биографии артиста стала роль принца Зигфрида в балете «Лебединое озеро», где его партнершей выступила уже известная российской аудитории балерина Ольга Смирнова. Премьера спектакля состоялась в феврале 2020 года.

Естественно, в период пандемии были прекращены не только выступления, но и тренировки. Якопо делился впечатлениями об этом периоде в «Инстаграме», сильно переживая за близких, находящихся в это время в Италии. Выполняя предписания о самоизоляции, артист поддерживал форму дома, в Москве.

После вынужденного перерыва танцор вернулся на сцену Большого театра только в сентябре, в «Девятом вале» (в рамках одноактовых спектаклей «Четыре персонажа в поисках сюжета»).

Сейчас Тисси стремится к тому, чтобы усложнить уже знакомые ему партии и, конечно же, мечтает о новых ролях. Итальянец чувствует себя в Москве как дома, желая развиваться именно в русском балете.

«Танцовщикам было не по себе»

— Вы завоевали в Москве главный балетный приз «Бенуа де ла Данс» — правда, со второй попытки. Тем не менее справедливость восторжествовала?

— Два года назад меня впервые номинировали с «Дамой с камелиями» на этот приз, но его присудили другой артистке. Сейчас всё сложилось удачно. Для меня «Бенуа де ла Данс» очень важен как международное признание миром танца, для которого он равноценен кинематографическому «Оскару». Мы поделили приз с Екатериной Крысановой (прима-балерина Большого театра. — «Известия»). Она получила его за «Жизель» в редакции Алексея Ратманского, я — за современную постановку Матса Эка «Кармен». Нет, мы не ревнуем, потому что обе заслужили победу, которая нас объединяет.

— Вы уже танцевали на сцене Большого?

— Первый раз два года назад на гала-концерте в Большом мы с Эдвином Ревазовым (премьером балетной труппы Гамбургского оперного театра. — «Известия») исполнили па-де-де из «Дамы с камелиями». Второй раз выступала совсем недавно в «Жизели». Волнительно выходить на легендарную сцену, на которой выступали балетные боги и богини. Вдохновляет, что зал не равнодушен, бурно на всё реагирует, сопереживает, радуется, волнуется, и ты переживаешь вместе с ним.

Любовь бывает

Балет «Жизель»

Фото: Yonathan Kellerman

— Пандемия, которая еще не сказала последнего слова, стала для вас тяжелым испытанием?

— Я прошла через несколько этапов. Вначале отнеслась к ковиду относительно спокойно, не паниковала, видимо, не понимала до конца масштабов нагрянувшей беды. Скорее была нетерпелива, меня тяготила неизвестность, неопределенность, хотелось быстрее вернуться в театр. На конкурсе «Бенуа де ла Данс» мы обсуждали балетные новости с Евгенией Образцовой, с которой делили гримерку в Большом театре. Она рассказывала, что русские артисты не прекращали выступать. Напротив, в Париже мы первые месяцы сидели дома на карантине, пытались поддерживать форму экзерсисами на кухнях, в коридорах и на лестницах.

Только в сентябре прошлого года вернулись в театр на балетные классы и репетиции. Ждали открытия театров, которое бесконечно откладывалось. Поэтому я пребывала в состоянии фрустрации. Несколько представлений дали для трансляции в пустом зале. Танцовщикам было не по себе. Спектакль психологически тяжело играть без зрителей. В итоге выступления на сценах Оперы Гарнье и Оперы Бастилия начались только в последних числах мая, а залы стали полностью доступными для публики лишь с конца июля.

Сергей Полунин

Когда Сергей жил в Лондоне, он встречался с балериной из Королевского балета Хелен Кроуфорд, однако пришло время уезжать в Россию, и он принял решение расстаться с девушкой. Сам танцор рассказывает, что его привлекают исключительно балерины: «Привыкаешь к балетному стандарту. И все остальные женщины кажутся странными — мышц тут и там не хватает».

Сейчас Полунин живет в маленькой квартирке в центре Москвы, рядом с театром, один или нет — неизвестно. О своей личной жизни он рассказывать не любит, и тем не менее не скрывает, что с этим дела обстоят не очень-то хорошо. В интервью Микки Рурку для журнала Interview Сергей не без иронии отметил: «У меня репутация не очень, поэтому с девушками сложно».

Если у вас не побежали мурашки от этого танца, то вам срочно нужна арт-терапия.

Зожник следит за творчеством Сергея Полунина и с радостью отметим, что он сильно вырос в профессиональном плане за последние три года.

Репертуар

Мариинский театр

  • 2003 — «Ромео и Джульетта»
  • 2004 — «Сильфида»
  • 2004 — «Щелкунчик»
  • 2006 — «Бахчисарайский фонтан»
  • 2006 — «Спящая красавица»
  • 2006 — «Золушка»
  • 2007 — «Жизель»
  • 2008 — «Дон Кихот»
  • 2008 — «Карнавал»
  • 2009 — «Аполлон»
  • 2010 — «Петрушка»
  • 2010 — «Конёк-Горбунок»

Большой театр

  • 2012 — «Спящая красавица»
  • 2012 — «Анюта»
  • 2012 — «Драгоценности»
  • 2012 — «Шопениана»
  • 2012 — «Дочь фараона»
  • 2012 — «Аполлон Мусагет»
  • 2013 — «Баядерка»
  • 2013 — «Онегин»
  • 2013 — «Марко Спада»
  • 2014 — «Дама с камелиями»
  • 2017 — «Легенда о любви»
  • 2017 — «Пламя Парижа»
  • 2019 – «Зимняя сказка»
  • 2019 – «Парижское веселье»
  • 2020 – «Спартак»

«Эпоха Петипа»

Знаковой фигурой петербургской школы балета второй половины XIX века стал французский балетмейстер Мариус Иванович Петипа. Он прибыл в Петербург по приглашению петербургского Большого театра, так как видел потенциал в развитии балетной культуры именно здесь. За свою творческую жизнь Петипа поставил более 70 балетных постановок, 46 из них — в России. Главными в балете для Петипа были артистичность исполнения, грация и чувственность. Благодаря любви к своему делу, Петипа фактически создал классический русский балет путём синтеза гармонии музыки и хореографии. Он отвергал эффекты и яркие представления в балете, считая их губительным для балета:

«Она развращает публику, отвлекая её от серьёзных балетов и приучая к феериям, которые вводят на балетную сцену такие господа, как, например, Манцотти, написавший феерию — да, да, не балет. А феерию — «Эксцельсиор».

Сцены из балета «Лебединое озеро» Фото: culture.ru

В период «эпохи Петипа» симфонический оркестр стал действующим лицом постановки, придавая спектаклю законченную эмоциональную окраску, объединяя хореографию и музыку в единое целое. Творческие союзы Петипа с Чайковским и Глазуновым подарили миру такие шедевры искусства как «Лебединое озеро» (1895), «Щелкунчик» (1892), «Спящая красавица» (1890), «Раймонда» (1898).

«Пролог. Дары фей». Художник — К. Коровин, 1914 г. Фото: mariinsky.ru

Премьера «Спящей красавицы» состоялась 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра. В спектакле были задействованы только лучшие артисты балета того времени: Феликс Кшесинский, Павел Гердт, Платон Карсавин, Мария Петипа, Анна Иогансон и другие. Сюжет «Спящей красавицы» идеально подходил для драматургии симфонии и балета — каждый из четырёх актов имел законченный сюжет и мог существовать отдельно, но при этом был частью общей симфонии, которую можно было оценить только целиком. Хотя постановка была холодно принята критиками, она стала классикой мирового балета и триумфом творческого союза Петипа и Чайковского.

Большая роль в становлении и прославлении школы классического русского балета также принадлежит талантливым мастерам исполнительской деятельности — Павлу Андреевичу Гердту и Екатерине Оттовне Вазем.

В историю русского балета Гердт вошёл как первый исполнитель романтических партий принца Дезире («Спящая красавица»), принца Зигфрида («Лебединое озеро») и принца Коклюша («Щелкунчик»). Его исполнительская манера стала образцом танцевального стиля на протяжении нескольких десятилетий. Однако главным принципом стиля Петипа было главенство балерины в спектакле, а премьер балета занимал подчинённое место. Екатерина Оттовна Вазем была постоянной партнёршей Гердта. Она уступала ему в выразительности, но в технике не знала равных. Мастерство Вазем было эталоном танцевального искусства своего времени. Исполненные ей роли в балетах «Жизель», «Баядерка», «Корсар», «Бабочка», «Пахита» и другие были с успехом приняты публикой и критиками.

Екатерина Вазем в костюме Никии. Второй акт балета «Баядерка» Санкт-Петербург, 1877 г.

После окончания творческой деятельности Вазем преподавала женский средний класс в Петербургском театральном училище. Среди её учениц были Анна Павлова, Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская и Агриппина Ваганова.

Михаил Барышников

Отправившись однажды на гастроли, он не вернулся на родину, попросив убежища в США. В Америке Барышникову удалось не только исполнить множество самых разнообразных партий, но и сделать собственные постановки. Михаил Барышников прославился как танцовщик, наделенный не только безукоризненной техникой, но и огромной физической силой, позволявшей совершать невероятно высокие и длинные прыжки в воздухе, которые специалисты и любители балета называли фантастическими. Кроме того, ему свойственна редкая выразительность движений и чувство юмора, а скорость, с которой он перемещается по сцене, вызывает впечатление то вихря, то молнии.

В 1970−80-х Барышников был лицом балета. Затем он решил заняться кино и танцем модерн. Сегодня Михаил Барышников, пожалуй, самый влиятельный и известный танцор нашего времени.

Анна Павлова

Слава пришла к ней в 1907 году после миниатюры «Умирающий лебедь». Павлова должна была выступать на благотворительном концерте, но её партнер заболел. Буквально за ночь балетмейстер Михаил Фокин поставил новую миниатюру на музыку Сан-Санса.

Анна Павлова. (wikipedia.org)

Исполнив в 1913-м последнюю партию на сцене Мариинки, балерина собрала труппу и переехала в Лондон. Павлова впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже неподготовленной публике.

В каждый спектакль она вносила много своего. Привычные образы она трактовала и танцевала по-новому, порой совершенно меняя сценическую жизнь спектакля.

Майя Плисецкая

Эта танцовщица является одной из самых знаменитых русских балерин. Балетное искусство нравилось ей с ранних лет. Когда Майе было 9 лет, она поступила в Московское хореографическое училище. Потом балерина училась в Большом театре: ее наставницей стала Агриппина Ваганова. Статуса солистки танцовщица добилась за два года.

Стержнем биографии Плисецкой стал балет Чайковского «Лебединое озеро». Она исполнила партию Одиллии-Одетты.

Примой балерина стала благодаря очень сложным прыжкам, выразительности пластики и врожденному артистизму. Этой танцовщице очень хорошо удавались трагические образы, ей также нравилось экспериментировать с современными танцами.

В начале 90-х годов Майя Плисецкая была уволена из Большого театра, но она не отчаивалась и продолжала выступать сольно. Благодаря большой любви к своему делу и огромному количеству энергии балерина смогла дебютировать в день своего семидесятилетия.

Агриппина Ваганова

Агриппина Ваганова не была похожа на своих однокурсниц из театрального училища. Ей не хватало природной пластики, гибкости.

Чтобы добиться успеха, начинающая балерина уделяла тренировкам очень много времени. Она создала собственную технику, которая потом стала легендарной. Критики говорили об отточенных движениях, сильных прыжках и «стальном носке» танцовщицы.

Методика преподавания, которую создала Агриппина Ваганова, в будущем стала использоваться многими педагогами балетного искусства. Танцовщики, которых обучала балерина, выступали по всему миру.

В 1931 году знаменитая танцовщица становится художественным руководителем в Мариинке.

Балет

Еще в Милане артист познакомился со спецификой российского балета. Некоторое время его наставниками были Ольга Ченчикова и Владимир Деревянко. За год работы в Италии репертуар танцора пополнился такими великими произведениями, как «Щелкунчик», «Золушка» и «Дон Кихот».

Партнершей Якопо в «Спящей красавице» выступила прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. В интервью Тисси поделился, что это стало для него невероятным опытом, наполненным незабываемыми эмоциями. Уже добившаяся признания Захарова помогала юному коллеге, а впоследствии уже в Москве не раз выходила с ним на сцену.

Якопо Тисси и Алена Ковалева

К слову, столицу России уроженец Ландриано уже посещал в 2014 году в рамках выступлений на сцене Кремлевского дворца в честь юбилея МГАХ. В память врезались мастер-классы от звезды балета Николая Цискаридзе. Тот демонстрировал иностранным танцорам новые комбинации, делился полезным опытом.

Уже тогда Тисси загорелся мечтой выступить в Большом театре, хотя в ту поездку смог оценить здание только снаружи.

В 2016 году Махар Вазиев стал руководителем балетной труппы Большого театра. Бывший наставник предложил Якопо попробовать силы в Москве, и тот согласился. Так в 2017 году артист кардинально изменил жизнь и переехал в Россию.

Родители поддержали сына, хоть и понимали, что расстояние будет преградой для частых встреч. А Тисси с упоением занялся изучением иностранного языка — и уже через полгода смог не только разговаривать, но и писать на русском.

Сразу после переезда Якопо упорно тренировался, посещал спектакли театра. Педагогом для итальянского танцора стал Александр Николаевич Ветров. И уже в 2017 году исполнил ведущую партию в спектакле «Бриллианты» (на музыку Петра Ильича Чайковского).

Также артист примерил амплуа Париса из «Ромео и Джульетта» и принца Щелкунчика. В 2018 году репертуар пополнился ролями принца Дезире («Спящая красавица»), Солора («Баядерка») и Жана де Бриена («Раймонда»).

Позже солист Большого театра примерил образ рыбака в спектакле «Дочь Фараона», великолепно сыграв эту роль в дуэте с молодой балериной Аленой Ковалевой. 2019 год принес юному таланту возможность показать со сцены влюбленного Ромео и графа Альберта из «Жизель».

Детство и юность

Евгения Образцова появилась на свет 18 января 1984 года в Ленинграде. Театр стал частью жизни Жени с юных лет, ведь будущая актриса росла в творческой семье. Родители девочки были танцовщиками. В детстве Евгения много времени проводила в закулисье и на репетициях. Драматическое искусство также увлекало будущую исполнительницу, но она отдала предпочтение танцу.

Евгения Образцова в детстве с отцом

Став выпускницей Академии русского балета им. А. Я. Вагановой в 2002 году, Образцова начала служить в Мариинском театре. Дебютный сезон принес гастроли во Франции и центральную роль в постановке «Ромео и Джульетта».

Алисия Алонсо

Эта женщина познакомила Кубу с балетом и сделала это искусство популярным на острове. Получив оразование в США, в конце 1940-х она вернулась на родину и открыла балетную школу. После революции 1959 года Алонсо получила поддержку властей. Ее труппа превратилась в Национальный балет Кубы.

Алонсо много выступала в театрах и даже площадях, ездила на гастроли, её показывали по телевидению. Один из самых ярких ее образов — партия Кармен в одноименном балете. Танцовщина настолько ревностно относилась к этой роли, что даже запрещала ставить этот балет с другими исполнительницами.

Алонсо объездила весь мир, получив множество наград. А в 1999 году ЮНЕСКО вручила ей медаль Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.

Нина Капцова

Нину Капцову в 1996 году, сразу после окончания Московской государственной академии хореографии, приняли в труппу Большого театра. Она с детства была отличницей и не привыкла работать вполноги.

Результат усердных тренировок налицо: в 2011 году Капцова получила звание примы Большого. После чего закрепила свой успех ведущими партиями в балетах: «Изумруды», «Иван Грозный», «Онегин». Сегодня приму-балерину можно увидеть на сцене Большого в образе Маргариты Готье в «Даме с камелиями», а также в «Классической симфонии».

https://youtube.com/watch?v=cDoiVKtqrFo

Елена Дудник, “Аргументы и факты“

Новый русский балет

Продолжателем симфонизации балета стал балетмейстер Михаил Фокин. В своих работах он перешёл к одноактным балетам и единству художественного произведения. Он добивался углубления драматургии и исторической достоверности спектаклей благодаря сценографии, декорациям, гриму и костюмам актёров балета. Фокин считал, что костюмы в первую очередь должны соответствовать сюжету, а не быть только балетными костюмами. В его постановках не было вальсов, польки и финальных галопов, свойственных «старому» балету.

Пойдя по стопам Дидло, Фокин изменил роль кордебалета: он считал, что в постановке важен каждый артист и каждое движение.

Чтобы сохранить целостный образ спектакля, упразднили аплодисменты после каждого номера, что вызывало волну негодования среди балетоманов.

Михаил Фокин

Михаил Фокин поставил больше 70 спектаклей, в числе которых знаменитый балет «Петрушка», «Египетские ночи», «Виноградная лоза» и ставший классикой и символом XX века знаменитый номер Анны Павловой «Умирающий лебедь».

Анна Павлова в образе умирающего лебедя

Балет «Петрушка» был поставлен специально для «Русских сезонов» Дягилева 1911 года и стал триумфом реформаторской деятельности Фокина. Он вобрал в себя не только глубокую драматургию одиночества на фоне праздной толпы, но и выразительность движений под гениальную музыку Стравинского. На сцене блистали звёзды своего времени — Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Благодаря «Русским сезонам» Карсавина и Нижинский приобрели мировую известность.

Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в образе Петрушки, 1911 г.

Творческий союз Фокина и Карсавиной начался с новой редакции «Шопенианы» в 1907 году. Затем были партии в балетах «Жар-птица», «Карнавал», «Призрак оперы». 22 декабря 1907 года на концерте, где Карсавина исполняла ассирийский «Танец с факелом», впервые Анна Павлова танцевала свой знаменитый монолог «Умирающий лебедь». Партия «Жар-птицы» наряду с «Умирающим лебедем» Павловой была одним из символов своего времени.

Впервые Анна Павлова и Михаил Фокин вместе танцевали па-де-де в дивертисменте «Виноградная лоза», затем были балеты «Эвника» и «Египетские ночи», где Павлова на сцене танцевала с живой змеёй. Павлова обладала невероятной хрупкостью, воздушностью и неповторимой техникой прыжков.

Анна Павлова, балет «Египетские ночи», 1910 г.

В постановках Фокина «Бабочки», «Эрос», «Эвника» на сцене Мариинского театра участвовала знаменитая на весь мир прима-балерина Матильда Кшесинская. Однако реформаторские идеи Фокина были чужды Кшесинской, и их творческий союз просуществовал недолго.

Становление

4 мая 1738 года французский танцмейстер Жан Батист Ланде открыл первую школу балетного танца — «Танцовальная Ея Императорского Величества школа». В стенах Зимнего дворца Ланде начал обучать 12 русских девочек и мальчиков из семей дворцовых служащих. Впоследствии ученики Ланде помогали ему в преподавании искусства танца.

Репродукция картины Жана Батиста Ланде неизвестного художника

Первая балетная труппа была создана из учеников Ланде в 1742 году. Обучаясь у иностранных танцмейстеров, русские девушки и мужчины привносили в танец национальную самобытность и выразительность. 1 августа 1759 года — в день тезоименитства императрицы Елизаветы Петровны и по случаю победы над прусскими войсками при Франкфурте — была торжественно поставлена балет-драма «Прибежище добродетели», имевшая небывалый успех.

Особый виток в развитии русский балет получил во времена правления императрицы Екатерины Великой, когда возникла традиция организации крепостных балетов: помещики организовывали у себя в усадьбах труппы из числа крепостных крестьян. Наибольшим успехом пользовался балет помещика Нащокина.

Указом Екатерины II в 1783 году была создана русская оперно-балетная труппа. В репертуаре петербургского Большого театра наряду с итальянской оперой стали появляться произведения русских авторов: опера Е. Фомина «Ямщики на подставе», балет первого русского балетмейстера И. Вальбреха «Новый Вертер» на музыку С. Титова.

Петербургский балет первой половины XIX века тесно связан с деятельностью французского балетмейстера Шарля Дидло. Получив управление труппой петербургского балета, он провёл ряд значительных реформ, повлиявших на технику танца: были упразднены обязательные к ношению парики, шиньоны, кафтаны, башмаки с пряжками; введены обтягивающие трико и газовые туники

Так облегчённые в весе танцоры могли совершенствовать технику, чему Дидло уделял большое внимание. Особое внимание в постановках уделили полётам

Также была пересмотрена и расширена деятельность кордебалета.

Фото: vk.com/@samoilovfamilymuseum-chto-ne-tak-s-portretom-istominoi

Балет Дидло был пронизан романтическими настроениями, он старался наполнить традиционные античные сюжеты человеческими судьбами и стремлениями, пантомимой и танцевальностью. Поставленные им постановки «Зефир и Флора», «Рауль де Креки, или возвращение из Крестовых походов», «Хензи и Тао, или Красавица и Чудовище», «Кавказский пленник, или Тень невесты» отличались особой драматургией, живой актёрской игрой и ясностью сюжетных линий.

Портрет Екатерины Телешевой. Художник — О. Кипренский, 1828 г.

Ученицами Дидло были Авдотья Истомина, воспетая Пушкиным, ранняя любовь Грибоедова — Екатерина Телешева, а также Мария Данилова и Вера Зубова. Благодаря их таланту и яркой актёрской игре балет, руководимый Дидло, занял одно из первых мест в Европе.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.