Что такое самоанализ: причины, необходимость, цели, развитие

Алан-э-Дейл       24.07.2022 г.

Самоанализ занятия по ФГОС

Целью такого рода аналитики является выявление проблем в образовании и их исправление. Выявляется необходимость изменения структуры образования. Исследование занятия по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), его техники и особенности, закреплены государством. Урок в норме состоит из трех этапов:

  1. Актуализация знаний и умений, выявление проблем, предоставление плана занятий.
  2. Реализация плана.
  3. Выявление результатов и подведение оценок.

При самоанализе урока учитывается:

  1. Организация урока, поведение учеников и учителя. Обнаружение наличия структурности преподавания и ведения урока.
  2. Анализ содержания урока. Выявляется, насколько продуктивно было проведено занятие, усвоили ли ученики полученные знания, был ли урок интересным.
  3. Анализ формы и уровня преподавания педагога своим ученикам. Определение методики преподавания учителя.
  4. Анализ работы и инициативы учеников.
  5. Анализ проделанной домашней работы и прорабатывание недочетов.
  6. Оценка обстановки, класса, соблюдения санитарно-гигиенических норм. Прибрано ли вокруг, не наблюдается ли посторонних запахов. Выявление того, отвлекает ли что-то от процесса обучения.
  7. Оценка психологической обстановки. Комфортно ли ученикам, нету ли накаленной обстановки, которая помешала бы обучению.

Самоанализ

Вот некоторые правила самоанализа, которые я сформулировала в процессе работы:

– Беспристрастность. В процессе самоанализа нужно сохранять отстраненность, как будто вы изучаете другого человека и его поведение. При анализе прошлых отношений, например, нужно не проживать их заново, вовлекаясь эмоционально, а наблюдать как бы со стороны за собой и партнером.

– Нужно научиться видеть причинно-следственные связи, которые не всегда легко выявить. Главное – помнить, что ничто не происходит просто так, без причины, а, поняв причину, вы сможете уберечь себя от повторяющихся ошибок в будущем. Опыт дан нам для того, чтобы на нем учиться, а для этого нужно видеть, какие последствия влекут за собой наши решения.

– Мнение со стороны. Когда вы уже проделали большую работу и определили причины той или иной проблемы, полезно озвучить ее кому-нибудь, чьим суждениям вы доверяете. Это может быть психолог, друг, близкий родственник. Близкие люди находятся близко не просто так, они могут помочь нам лучше понять себя, подтвердить наши теории или внести в них законную толику сомнения.

Алгоритм самоанализа:

1. Выбор проблемы и разреза, в котором она будет рассматриваться (отдельно или вместе с другими частями жизни, в каком периоде).

2. Анализ, выявление закономерностей. Как только вы нашли у себя в прошлом/настоящем повторяющийся паттерн поведения – считайте, что половину работы вы уже сделали.

3. Определение причин, из-за которых этот паттерн сформировался. Это самая трудная и самая важная часть, здесь вы должны быть максимально честны с собой. Если полениться или пожалеть себя и неправильно определить причину, дальнейшая работа не принесет плодов.

4. Решение изменить паттерн, т.е. решить проблему. По сути изменение шаблона поведения – это просто перестать так делать. Но частенько многие алгоритмы доведены до автоматизма и включаются на подсознательном уровне.

5. Что для этого нужно предпринять? Выделить время для работы над собой, иначе вам всегда будет некогда. Нужно избавиться от старой неэффективной модели и найти и внедрить новую… более конструктивную.

Некоторые техники:

– Эффективное прощение по Свияшу (изменение негативных установок на позитивные) – Методика «Спокойное присутствие» (с помощью нее можно менять эмоциональное восприятие) – Работа с психологом

Методы саморазвития здесь

6. Первые шаги для воплощения плана в жизнь.

В процессе самоанализа ваш лучший помощник – осознанность, изучение психологии, отслеживание своих реакций и их интерпретация. (с)

Вопрос психологам

Спрашивает: оксана

Категория вопроса: Самопознание

05.04.2013

Здраствуйте! Меня зовут Оксана! Мне 29 лет. Мне кажется что я потерялась или запуталась в жизни. Я не могу найти себя. Последнее время вечно гонюсь за чем-то, но нечего достичь не могу. Одним словом какой-то бардак в голове. Никому не верю, а если хочу довериться, то сразу в голове начинаю думать о том, что меня обманыват. Много во мне не уверенности, не умения правильно общаться с мужчинами. Я не за мужем.

Как провести самоанализ? (1 ответ)

ТОП лучших советов психологов

Как провести самоанализ? (1 ответ)

Как правильно провести беседу с сыном о вреде курения? (1 ответ)

Как правильно провести с сыном беседу? (1 ответ)

Все советы психологов (всего 427923 совета)
Получите рекомендации от лучших психологов!

Психолог онлайн БЕСПЛАТНОили обратитесь к психологу по скайп или анонимно

Хватит! Читать советы для других людей!

Получите Ваш бесплатный советпсихолога прямо сейчас

Или…
Найдите ответ на свой вопрос!В базе из 400 тысяч советов

Советы по категориям

Отношения
Семья
Секс
Дети
Здоровье
Красота и внешность
Работа, бизнес, карьера
Стресс и депрессия

Пищевое поведение
Кризисы
Зависимости
Страхи и фобии
Сон и сновидения
О смерти
Самопознание
Эмоции и чувства

Деньги
Отдых
Я и психолог
Психология и психологи
Интересно
Другое
Все советы психологов

Ваши чувства как ключ

Вернемся к основам самоанализа. Главное в методике самоизучения своего подсознательного — это максимально снизить сопротивление.

Необходимо пытаться забыть про свои привычки и пристрастия, отнестись к самому себе как будто к другому человеку. Нужно забыть свои чувства на данный момент, и сконцентрироваться на своих чувствах ранее, в какой-то определенный момент

Здесь важно ваше желание. Чем выше желание постичь себя, тем меньше должно быть сопротивление

Например, вы испытываете страдания от того, что расстались с некогда близким вам человеком. Вы не можете полноценно спать, работать, общаться и мысли Ваши направлены только на это.

Для того чтобы понять, что же произошло с Вами, вы должны успокоиться и вспомнить свои чувства к этому некогда близкому вам человеку на разных этапах. Вспомните, что вы чувствовали, когда он дарил вам цветы, когда Вы вместе смотрели интересный фильм, когда первый раз поссорились из-за Вашего флирта на вечеринке со своим знакомы. Вспомните, как Вы читали гороскопы и один из гороскопов Вам внушил, что Вы якобы «водолей», а Ваш близкий человек — «рак», поэтому «водолей» всегда флиртует, а «рак» замкнут и эти два «знака» несовместимы. Если Вы честно и объективно попытаетесь провести самоанализ, вспомните слова Вашей мамы по поводу Вашего близкого человека. Вспомните, что флиртовать со знакомым на вечеринке, собственно, и не хотели, но гороскоп просто обязывал Вас вести себя в полном соответствии с Вашим «знаком».

Углубитесь в себя:

  • Что вы чувствовали, когда первый раз встретились?
  • Страх одиночества?
  • Страх показаться толстой?
  • Страх запаха изо рта утром, когда вы один раз встали позже обычного и не успели почистить зубы?
  • Какие были Ваши чувства, когда Вы первый раз остались наедине?

Сопротивление и Ваше Я обязательно направит Вас по ложному следу, и заставит отторгнуть попытку самоанализа. Да, Ваш близкий совершенно точно чрезмерно ревнивый. Он ведь должен войти в ваше положение, признать Вашу свободу.

А теперь представьте все, что Вы чувствовали в те моменты, но с точки зрения стороннего наблюдателя. Как бы Вы отнеслись к другой девушке, которая на вечеринке открыто флиртует со знакомым, заранее зная, что ее близкому человеку это не нравится. И вы наверняка увидите, что Ваше поведение было не просто некрасивым, но не к месту и не ко времени. Что Ваше поведение спровоцировала та бредятина, которую выдумывают люди и называют «гороскоп». Что эти «гороскопы» противоречат друг другу, потому что являются не более чем выдумкой человеческой в силу фантазии и маркетинга…

Мы поверхностно рассмотрели лишь самый первый метод самоанализа самого себя и своего поведения, дали поверхностный взгляд на самоизучение. Чтобы вы поняли, что это такое и в каком направлении вам идти.

Далее мы рассмотрим с вами, какие методики для самоанализа существуют и что выбрать конкретно вам.

Обязательно подпишитесь на обновления моего блога и расскажите о нем друзьям!

Любовь к себе заложена в человеке с рождения

Обратите внимание, как любят себя маленькие дети. Ведь они просто обожают все свое маленькое тельце, гордятся даже своими экскрементами

Все мы родом из детства, всем нам когда-то было знакомо это чувство. Современный социум определил рамки, в которые может вписаться далеко не каждый, в силу своей уникальности.

Не вписавшаяся в современные рамки часть человечества, вместо признания своей неповторимости, обросла кучей комплексов неполноценности.

Так что вам надо просто вернуть утраченное, немного забытое, но такое знакомое с детства чувство любви к себе.

Если вы читаете эту статью, то первый шаг, осознание проблемы, вами уже сделан, а, стало быть, вы на пути к успеху!

Роль самоанализа урока

Каждый педагог должен уделять время самоанализу урока, так как это позволит изучить свои результаты и повысить эффективность уроков. По причине часто смены подходов и требований к современному уроку у учителя могут возникнуть проблемы с распределение времени и структурой занятий. Зачем нужен самоанализ урока? Все очень просто. Учитель, который не умеет анализировать и выявлять недочеты в своей деятельности, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.

В педагогических ВУЗах к сожалению очень мало уделяют внимания проблеме самоанализа урока. В итоге молодым педагогам трудно самостоятельно анализировать свою деятельность на уроке. Требуется много сил и самоотдачи, чтобы научиться смотреть на свою педагогическую деятельность не с субъективной, а с объективной стороны.

Молодому педагогу тяжело разобраться со всеми тонкостями и новшествами современного ФГОС. Отсюда и отсутствие стремления к самоанализу. Кроме того, обили бумажной работы и несоответствие существующего оборудования в школах рекомендуемому напрочь отбивает желание вникать в тонкости педагогической деятельности, превращая её в бездуховную рутину.

В современной педагогике существует четко обозначенное определение самоанализ урока. Данное определение зафиксировано во ФГОС второго поколения и позволяет полностью осознать сущность и роль самоанализа урока в деятельности педагога.

Именно самоанализ урока играет важную роль в выявлении недостаточно эффективных методов и приемов, которые мешают добиться поставленных учебных задач в отведенные временные сроки.

Рисунок 1. Самоанализ урока

Роль самоанализа урока в рамках ФГОС нового поколения определяется его обширными возможностями в сфере направления педагогического мастерства каждого отдельного учителя при помощи регулярных самонаблюдений и работы над ошибками. Умение педагога анализировать собственные уроки является одним из важнейших факторов повышения уровня образования в целом.

Цели

Во время самоанализа может возникнуть чувство сопротивления, требующее проработки

В такие моменты важно понимать, что временные ухудшения – это часть процесса самопознания. Во время раскрытия подавленных, травмирующих ситуаций человек всегда ощущает тревогу

Главная цель самоанализа — раскрывать скрытые ранее от сознания эмоции, потребности и чувства. Только столкнувшись с правдой, человек может освободиться и начать действовать.

В повседневной жизни самоанализ нужен в первую очередь для самореализации. Он помогает принимать ответственные решения и отстаивать свои позиции.

Попросите близких людей описать, как они видят вас со стороны

Что, как им кажется, происходит у вас в голове? Нравится ли им то, что они видят? Помните: чужое неприятие вашего поведения — это не всегда сигнал, что его нужно изменить. Мнения людей субъективны, у всех разные вкусы. Впечатления окружающих в данном случае должны интересовать вас только для познания себя, а решение меняться — приниматься для вашего блага, а не для удовольствия кого-то другого. Сравните чужое восприятие с собственным. Насколько сильно они отличаются? Какое вам нравится больше и почему? Возможно, другие люди отчётливо видят те ваши стороны, которые вы не замечаете или не воспринимаете всерьёз.

Проблема самопознания

Самопознание включается в самосознание в качестве одного из основных процессов, обеспечивающих его содержание и динамику. Оно определяется динамической стороной самосознания и лежит в основе его функциональных проявлений. Именно с такой позиции можно широко рассматривать самопознание, анализировать его возможности.

Как говорил древнегреческий философ Сократ: «Познай самого себя». То есть это первоочередная и очень непростая задача: не познание окружающего мира, а познание самого себя. Много философов и учёных мыслили об этом, пытались решить эту проблему, ответить на вопрос «что такое человек», а точнее – «что такое Я». Но эта проблема не решена до сих пор, как и любая другая философская проблема.

Проблема самопознания неразрешима, но крайне важна сама по себе. Акт самопознания и акт самооценки называется рефлексией, когда человек делая нечто осознаёт сам себя. Когда он, делая что-то, думает о себе, понимает, что это делаю Я.

Существующая закономерность в соотношениях самосознания и самопознания иногда рассматривается с противоположных точек зрения:

  • в первом варианте в самопознании видят условия самосознания;
  • во втором – только его результат.

Несмотря на очевидное значение самопознания в методологическом, теоретическом и прикладном планах, эта проблема до сих пор остаётся недостаточно изученной. Подвергается сомнения само право на существование самопознания как научного понятия и научной проблемы.

В качестве более точных его эквивалентов в современной научной литературе часто используются такие понятия, как «знание о своих психических состояниях», «представление о себе», «самооценка», «образ самого себя» и т.д.

Самоанализ педагогической работы

В своих работах педагоги указывают субъективные цели и задачи своей деятельности, техники и приемы педагогики исходя из персонального опыта, предлагают идеи на тему того, какие преобразования стоит вносить в систему образования. Также делятся своими личными наблюдениями касаемо ее качества. В некоторых случаях авторы указывают итоги внутреннего тестирования и сопоставляют их с оценками учащихся.

Такой вид самоанализа существует, чтобы наблюдать за динамикой образования. Он помогает учителю выявить сильные и слабые стороны своей работы и прогнозировать план усовершенствования педагогики.

План самоанализа урока

В настоящее время на помощь учителю может прийти стандартный план составления самоанализа урока

Он позволит грамотно структурировать свою работу и не упустить из виду ни одного важного аспекта

План самоанализа урока в обязательном порядке включает в себя структуру характеристики класса, в котором проводился анализируемый урок.

I. Характеристика класса включает в себя следующее:

  1. межличностные отношения;
  2. недостатки биологического и психического развития;
  3. недостатки подготовленности класса.

Немаловажным элементом плана самоанализа урока является роль или другими словами, место урока в изучаемой теме и в изучении предмета в целом.

II. Место урока в изучаемой теме в плане самоанализа урока отражается посредством выявления характера связи урока с предыдущим и последующим уроками по предмету.

III. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях которые обозначены во ФГОС, а именно:

  1. образовательная цель урока,
  2. развивающая цель урока,
  3. воспитывающая цель урока.

Следом за характеристикой цели урока следует характеристика плана урока.

IV Характеристика плана урока включает в себя:

  1. содержание учебного материала;
  2. методы обучения;
  3. приёмы обучения;
  4. формы организации познавательной деятельности.

Следующим шагом в процессе самоанализа урока является изучение того, как был построен урок в соответствии с планом, т.е. насколько объем выполненных заданий совпадает с запланированным объёмом.

V. Соответствие реального построения урока запланированному.

В рамках данного пункта плана учитель проводит разбор этапов урока, а именно, анализирует как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока, на получение конечного результата.

VI. Структурный аспект самоанализа урока:

  1. анализ каждого элемента урока;
  2. его вклад в достижение результата;
  3. доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

Отдельно следует выделить функциональный аспект в рамках самоанализа урока. Он необходим для выявления ошибок педагога в расчете сложности заданий. Кроме того, данный аспект позволяет оценить уровень достижения поставленных целей и сформулированных на их основе задач.

VII. Функциональный аспект:

  1. насколько структура урока соответствовала общей цели;
  2. соответствие возможностям класса;
  3. анализ стиля отношений учителя и учащихся;
  4. влияние на конечный результат урока.

VIII. Аспект оценки конечного результата урока:

  1. формирование универсальных учебных действий на уроке;
  2. определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
  3. причины разрыва;
  4. выводы.

Проведение самоанализа

Проведение самоанализа необязательно приурочено к какому–либо этапу деятельности, педагог может его проводить самостоятельно, работая:

  • по совершенствованию обучения,
  • по использованию технических средств,
  • по применению методов воспитания,
  • по совершенствованию форм обучения,
  • по результатам применения новых методов в педагогической науке,
  • по результатам применения собственных разработок для обучения и новых технологий,
  • по практическому применению новых, экспериментальных методов воспитания,
  • по результатам организации самообразования.

При помощи самоанализа  можно сделать предварительные выводы о результатах своей работы, акцентировать внимание на сложных вопросах, наметить способы улучшения недоработанных моментов. Нельзя, чтобы самоанализ превратился в отчёт о проделанной работе, а содержал выводы и оценки ключевых моментов, которые были намечены ранее. После самоанализа формулируется вывод по результатам решения поставленной задачи, почему им была поставлена именно эта задача, какие подходы применил педагог при решении задачи, и как это повлияло на конечный результат

После самоанализа формулируется вывод по результатам решения поставленной задачи, почему им была поставлена именно эта задача, какие подходы применил педагог при решении задачи, и как это повлияло на конечный результат.

В самоанализе есть необходимость указывать информацию, которая несёт содержательный смысл

Важно то, почему были использованы именно эти технологии для достижения поставленной цели и насколько они сказались на конечном результате

Если в самоанализе не говорится о трудностях, с которыми столкнулся педагог в процессе решения задачи, то может сложиться мнение, что всё получается само собой. Только в практической деятельности возможен профессиональный рост

Важно показать, как решалась на практике, возникшая в процессе работы, трудность. Можно отразить собственный диалог с самим собой о том, как вёлся поиск путей выхода из создавшейся проблемы. Самоанализ – это возможность осмысления принятых решений и собственного опыта

Самоанализ – это возможность осмысления принятых решений и собственного опыта.

Устный самоанализ для себя не даёт должного результата. Он должен быть оформлен в письменной форме, чтобы в любой момент можно было вернуться к нему, чтобы ещё и ещё раз можно было пройти путь, который привёл к определённому результату. Как мы говорили выше, самоанализ строится по определённому алгоритму.

Первое, с чем нужно определиться – это тема. Причём, она должна быть актуальной для настоящего времени и соответствовать общим тенденциям.

Второе – это формирование проблемы в рамках предложенной темы.

Третье – это необходимость решения проблемы и какие методические приёмы применялись в ходе исследования.

Четвёртое – это какие собственные наработки лежали в основе исследования, чем они обоснованы, применительно к решению данной проблемы. Если это связано с учащимися, то даётся характеристика уровня их развития.

Пятое – это в чём состоит новизна предлагаемого метода или вида деятельности. Здесь возможно сравнение с уже существующими методами и программами.

Шестое – это обоснование предлагаемой технологии или метода и насколько они носят развивающий характер.

Седьмое – это само описание работы, деятельности по реализации предлагаемой темы. В содержании отражаются формы и методы, посредством которых был достигнут результат, а также сравнительная характеристика с существующими.

Восьмое – это подтверждение аргументами необходимости применения новых методов на основании диагностического материала.

Девятое – это выводы, которые доказывают необходимость применения предлагаемого метода или вида деятельности, его оригинальность и, конечно, новизну по сравнению с другими.

Как написать самоанализ педагогической деятельности

Данный вид самоанализа, конечно, более общий, однако, без конкретных примеров из вашей педагогической деятельности в нем также не обойтись. В самом начале работы отметьте основополагающие принципы, которыми вы руководствуетесь в своей работе. Это могут быть педагогические принципы, личный опыт, что угодно — главное на этом этапе заинтересовать рецензента, чтобы он смотрел на вас как на личность интересную и неординарную.

В качестве примера приведу вам те основные принципы, которыми руководствуюсь я сам: сотрудничество и свобода личности. Считаю, что хороший преподаватель должен не заставлять, а заинтересовывать. У вас может быть свой взгляд на это, расскажите о нем рецензенту. Теперь нужно формально описать о своем образовании, стаже, месте работы, нагрузке (включая дополнительную).

Почему узнать самого себя так трудно

Причин несколько:

Нехватка времени. Мы живем в бешеном ритме, ломаем голову над тем, как совмещать работу и семью, гонимся за заработком, подвергаемся стрессам и плохо спим. При таком образе жизни идея о самопознании кажется сущей чепухой. В каждодневном цейтноте нам иногда некогда посидеть в тишине и выпить чашку чая. О каком уж там познании может идти речь. Кстати, рекомендую почитать нашу статью о том, как бороться со стрессом, а также ознакомиться с подборкой книг для улучшения качества сна.

Ставка на внешнее

Мы больше нуждаемся во внешнем успехе, продвижении, статусе, влиянии, материальных благах и недооцениваем важность утоления внутреннего голода. Однако достижение успеха очень тесно связано с самоанализом

Если не обращать внимания на то, что внутри, можно получить опустошение, даже достигнув приличных высот.

Нежелание смотреть правде в глаза. Все мы иногда совершаем нелицеприятные поступки, произносим обидные слова, недостойно себя ведем. Если начать копаться в своей личности, то можно обнаружить там много негативного. А кто любит узнавать о себе такое? Куда проще не замечать и не мешать комфортному восприятию себя любимого. А то еще придется что-то менять и рушить мир, к которому так привыкли.

Неосознанность действий. Многие вещи в своей жизни мы делаем неосознанно. Поскольку мозгу сложно концентрироваться на всех действиях в каждом моменте, всех чувствах и эмоциях, он идет по пути меньшего сопротивления и включает автопилот.

Отождествление себя со своими мыслями. Обладая ярко выраженным критическим мышлением, человек забывает, что он является совокупностью ума, чувств и тела. При таком ограниченном способе исследования себя достигнуть самопознания крайне трудно.

Руководство только чувствами. Это предполагает обратную предыдущему пункту ситуацию, когда человек идет на поводу сиюминутных чувств, не учитывая то, что оценка действительности может быть искажена в силу разных факторов.

Пример из моей жизни

Самоанализ помогал и помогает мне регулярно и во многом. Каждый раз, когда я испытываю внутреннее беспокойство, негативные эмоции, я обращаюсь к этому методу. В качестве примера расскажу о том, как в свое время (годы назад) самоанализ помог мне справиться с самоповреждающим поведением – намеренным травмированием тела.

Самоповреждение бывает разным. Часто речь идет о порезах на теле. В моем случае была другая форма, но тоже часто встречающаяся – обдирание кутикул ногтями. Относится к дерматилломании. Сначала это имело неосознанный характер (как часто и бывает), то есть я замечала уже разодранные пальцы, кровоточащие раны. При этом я не могла сказать, когда и почему я это сделала (снова все идет по классическому сценарию).

Вот на какие вопросы я отвечала в процессе самоанализа (пример написания самоанализа себя):

Что такое самоповреждающее поведение? Это проявление аутоагрессии.
Откуда берется агрессия, направленная на самого себя? Это трансформация агрессии, направленной на что-то или кого-то из внешнего мира. Если не можешь выразить гнев на этот объект, то подавляешь негатив, и потом он выплескивается в виде самоповреждения.
В каких ситуациях я повреждаю себя? Это было самое сложное. Долгое время я не могла вывести проблему на осознанный уровень. Вела дневник, постепенно удалось записать основные ситуации.
Что общего в этих ситуациях? Какие эмоции и чувства я испытываю, кроме очевидной агрессии? Раздражение, нежелание делать то, что мне нужно делать (общаться с кем-то/другой вариант – зависит от ситуации), злость.
Почему я это испытываю? Потому что это идет в разрез с моими истинными желаниями и интересами

Я заставляю себя делать что-то, что противоречит моей натуре, или препятствую выходу чего-то важного.
Что я чувствую в процессе самоповреждения? Успокоение, расслабление.
Возможно, я в чем-то боюсь себе признаться? Например, в том, что отношения с конкретным человеком изжили себя. Или в том, что конкретная работа не приносит радости и не интересна

Или в том, что я не умею спокойно и прямо говорить о том, что мне не нравится, а вместо этого коплю негатив.
Почему я боюсь себе в этом признаться? Чего я на самом деле боюсь? Обидеть этого человека, если разорву с ним отношения? Неопределенности, если брошу эту работу?
Почему я этого боюсь? Каких ресурсов мне не хватает, чтобы решиться на важный шаг и стать счастливой?
Где мне раздобыть нужные ресурсы, инструменты?

И знаете, что было дальше? Облегчение. Все стало понятнее, появился план. Ненужные элементы исключались из жизни, а вместе с ними уходила агрессия и, как следствие, аутоагрессия. А на всякий пожарный случай (если что-то заставит меня нервничать и злиться) у меня есть такой прием: вместо повреждения пальцев нужно перебирать в руках какой-то предмет, например, ластик, резинку для волос, ручку и т.д. Этот метод рекомендуют психологи всем людям со склонностью к самоповреждению в ситуациях, когда не удается совладать с импульсом. Главное – вывести все на осознанный уровень, научиться отслеживать начало.

Так было в моем случае. У другого человека с той же проблемой (самоповреждение) индивидуальный самоанализ может пойти по другому пути. Например, причинение себе вреда более осознанное, а причина – душевная боль. Многие люди, которые режут себя, говорят о том, что физическая боль усмиряет душевную, отвлекает их. Тогда и план коррекции будет другим, и дальнейшие вопросы для самоанализа будут другими. Ведь и причины такого поведения здесь другие.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.