Скрипка страдивари (фото). из какого дерева делали скрипки страдивари, сколько их?

Алан-э-Дейл       06.07.2022 г.

Куда исчезли бесценные сокровища

Самое любопытное во всей этой истории – связь кражи скрипки Страдивари и большой политики. 1996 год был годом выборов президента России. Сегодня уже мало кто помнит, что тогда за власть боролись несколько претендентов. Помимо Бориса Ельцина в выборах учувствовали лидер КПРФ Геннадий Зюганов, генерал Александр Лебедь, бессменный вождь либеральных демократов Владимир Жириновский, лидер «Яблока» Григорий Явлинский, бывший президент СССР Михаил Горбачев и многие другие деятели. Понятно, что в штабах кандидатов были готовы пойти на все ради повышения рейтинга. Вот воры и решили использовать этот момент. Они вышли на связь с представителями одного из кандидатов. Предполагалось, что именно он должен выкупить за миллион долларов и вернуть в музей бесценный экспонат. Поступок бы непременно попал в СМИ.

Вообще в 90-е годы прошлого века, когда государство было ослаблено, за пределы России уходили бесценные сокровища. Кабинеты сотрудников ФСБ, где хранилось задержанное на границе, напоминали филиалы музеев. Каждый день составлялись сводки об изъятии предметов искусства.

На аукционах с молотка – часто за бесценок – продавались картины великих живописцев, предметы антиквариата. И, конечно, среди всех этих сокровищ были старинные музыкальные инструменты. Однако петербуржским чекистам удалось предотвратить вывоз за рубеж ценнейших скрипок школы Страдивари. Позже этот факт лег в основу сценария знаменитого телевизионного сериала. Кто не помнит лихого «русского Джеймса Бонда» Леху Николаева в исполнении Михаила Пореченкова?

«Все это придумывалось, – говорит сценарист Игорь Агеев. – Более того, мы выруливали на того Леху Николаева и его партнера в исполнении Андрея Каско, к которому привык зритель. И что первое приходило на ум? Мы даже иронизировали на тему скрипки, что ее все время похищают и все время снова возвращают».

Этот случай тоже стал темой для кинематографистов. «Это была то ли новость, то ли передача, то ли это вообще утка о том, что в музеях подлинники стали подменять хорошими копиями, – говорит Игорь Агеев. – А сам подлинник оказывался где-то в частной коллекции: либо у нас, либо уходил за рубеж. Мы сразу заинтересовались, и возникла серия, которая называлась «Страсти по Филонову» – про подмену картин Филонова в Русском музее».

Многие туристы, приезжающие в Петербург, приходят посмотреть на Дворец князя Юсупова, расположенный на реке Мойке. Ведь именно здесь в 1916 году был убит знаменитый старец Григорий Распутин, и это стало знаковой вехой в судьбе династии Романовых. Но мало кто знает, что с этим дворцом и его хозяевами связана и другая страница истории. Скрипка Страдивари, с которой Давид Ойстрах выигрывал престижные музыкальные конкурсы, называлась «Юсупов».

«Одна из последних скрипок, которая была обретена у нас в стране, найдена при очень неожиданных обстоятельствах, – говорит историк Владимир Фортунатов. – Наверное многие слышали про то, что в особняке Юсуповых, который на Мойке (а у Юсуповых в Петербурге было семь особняков и домов), обнаружили в подвалах тайник.

Я. Штайнер

Выдающийся скрипичных дел мастер Германии – Якоб Штайнер. Он опередил своё время. При жизни он считался лучшим. Созданные им скрипки имели большую ценность, чем те, что делал А. Страдивари. Учителем Якоба, предположительно, был итальянский скрипичный мастер А. Амати, так как в его работах прослеживается стиль, в котором работали представители этой великой династии. Личность Я. Штайнера остаётся загадочной до сих пор. В его биографии много тайн. Ничего не известно о том, когда и где он родился, кто были его мать и отец, из какой семьи он происходил. Но образование у него было прекрасное, он владел несколькими языками – латинским и итальянским.

Предполагается, что у Н. Амати Якоб обучался в течение семи лет. После этого он вернулся на родину и открыл свою мастерскую. Вскоре эрцгерцог назначил его придворным мастером и дал хорошее жалованье.

Скрипки Якоба Штайнера отличались от других. Свод дек у неё был более крутым, что позволяло увеличить объём внутри инструмента. Шейку, вместо привычных завитков, венчали львиные головы. Звук его изделий отличался от итальянских образцов, он был уникальным, более чистым и высоким. Резонаторное отверстие имело форму звезды. Лак и грунт он использовал итальянские.

Читайте далее:

Скрипичных дел мастер амати

Гварнери скрипичный мастер

Страдивари скрипичный мастер

Итальянский скрипичный мастер

Скрипичные мастера италии

В чем секрет Страдивари: легенды и научные предположения

Инструменты Страдивари, которые по звучанию были чистыми, нежными, отождествлялись у многих владельцев с живым существом. В душе каждого человека музыка, сыгранная на скрипке Антонио, находила отклик, можно было прочувствовать всю многогранность таланта музыканта. Инструменты помогали раскрыть весь потенциал того, кто ими владеет.

Современного вида скрипки создаются с применением передовых технологий, используя лучшие сорта дерева, но звук все равно не такой, как у Страдивари. Уже на протяжении нескольких веков ведутся ожесточенные споры о том, какой секрет хранил знаменитый мастер. Поговаривают, что тайну создания идеального музыкального инструмента Страдивари узнал в одной из аптек, но что именно тогда порекомендовал ему аптекарь – неизвестно.

https://www.youtube.com/watch?v=VDxjwjBA9MUVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Почему Скрипки Страдивари Такие Дорогие (https://www.youtube.com/watch?v=VDxjwjBA9MU)

Профессор Джозеф Нагивари утверждал, что дерево первоначально подвергалось химической обработке, чтобы увеличить силу звука и сделать его чище. В ходе экспериментов было выяснено, что подобный подход никак не влияет на звучание инструмента, хотя теоретически это возможно.

В свое время специалисты решили проанализировать состав лака, которым мастер покрывал скрипки и другие инструменты. Поиски в этом направлении также не дали результатов, поскольку выяснилось, что лак, используемый Антонио, по структуре ничем не отличается от того, что применялся обычными мебельщиками того времени. Нашелся даже человек, который принял все эти эксперименты за святотатство, когда в ходе опытов специалисты решили смыть часть лака с поверхности скрипки. Но шокированного почитателя вскоре удалось усмирить, поскольку инструмент не стал звучать хуже.

Современные изготовители скрипок утверждают, что волшебное звучание скрипки обуславливается необычным химическим составом. Тогда ученые Массачусетского университета решились на еще один опыт, в ходе которого выяснилось, что пронзительный и изящный звук был достигнут из-за классической ошибки в процессе создания инструментов.

Путем экспериментов выяснилось, что неподражаемое звучание обосновывается специфическими F-образными отверстиями, форма которых была сделана случайно. Когда совершается резка по тонкому дереву, невозможно избежать несовершенств, однако ученые единодушно согласились, что это больше походит на великое открытие, чем на пресловутую ошибку.

Многие сходятся во мнении, что секрет скрипок Страдивари заключается в том, что мастер очень любил свою работу, поэтому именно трудолюбие помогло ему создавать шедевры легендарного уровня. В настоящее время секрет волшебных инструментов так и не был раскрыт. Однако энтузиасты не унимаются. Возможно, когда-нибудь тайна веков спадет и мы, наконец, узнаем, что же всю жизнь скрывал Антонио Страдивари.

https://www.youtube.com/watch?v=wEzlv6mjfT4Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Мифические инструменты Страдивари.Документальный фильм (https://www.youtube.com/watch?v=wEzlv6mjfT4)

4.

«Скрипичный лес» с потомками тех самых елей, из которых Страдивари создавал свои скрипки.
Ель сорта «хазельфихте» — это вариант европейской ели, которая произрастает в Альпах. Основная гипотеза — звук связан с плотностью используемой древесины. Добиться такого качества один в один пока не удается. К тому же, Страдивари использовал набор разных смол от нескольких сортов деревьев. Утрачен и рецепт и сами деревья – некоторые из них были вырублены в Европе. Плюс Страдивари проводил эффективную обработку против грибков и насекомых. Покрывал очень тонким лаком, что тоже только добавляло звучания.

Более того, с годами звучание инструментов Страдивари становится только глубже и красивее.

Впрочем, современные инструменты тоже делаются на весьма высоком уровне. Согласно исследованию, большинство обычных людей не замечают разницы в качестве звука между скрипкой Страдивари и ее лучшими современными аналогами. Однако специалисты эту разницу замечают легко и мечтают воскресить древнюю технологию.

Биография

Происхождение

Антонио Страдивари родился в Кремоне — как считается, в 1644 году, хотя точная дата не зарегистрирована. Его родителями были Алессандро Страдивари (итал. Alessandro Stradivari) и Анна Морони (итал. Anna Moroni). Полагают, что с 1657 по 1667 год он служил бесплатным учеником у Николо Амати, то есть выполнял черновую работу.

Изготовление инструментов

1 июля 1667 года Страдивари женился и поселился в доме рыбака (Casa del pescatore), где открыл собственную мастерскую. С этого времени, а именно с 1667 года, Антонио на этикетках не называет себя учеником Амати.

Скрипка Страдивари из собрания Мадридского королевского дворца

Первую скрипку, выпущенную под своей фамилией, Страдивари изготовил в 1666 году и до 1683 года точно придерживался стиля Амати, но с 1688 года мастер начинает экспериментировать, и, чем ближе к 1690 году, тем его инструменты становятся крупнее. Скрипки этого периода получили условное название «аматизе». Резкий отход от школы Амати выявляется лишь в 1691 году, и на свет появляется собственный тип скрипки. Это так называемые удлинённые скрипки (allonge), у которых клён уже исключительно радиального распила и тембр звука с сопрано меняется на меццо-сопрано. В 1698 году он опять вернулся на короткое время к модели Амати и только около 1704 года в возрасте 60 лет Страдивари окончательно сконструировал свою модель скрипки, которую по совершенству никто ещё не смог превзойти. Этот период продолжался с 1704 года по 1725, около 21 года. В этом промежутке различают два периода: с 1704 по 1717 года, когда ель на инструментах с шелковистым блеском, правильная по наслоению и плотная, и нижние деки чаще всего выполнены из одного куска, и второй период с 1717 года, когда для своих дек мастер стал употреблять сорт ели «хазельфихте».

В 1681 году Страдивари купил дом, расположенный рядом с монастырём доминиканцев в Кремоне. В доме было три этажа, в каждом из них по три окна, выходящих на площадь, а также подвал и антресоли. Кроме того, на крыше находилась характерная для Кремоны квадратная пристройка, открытая с двух сторон — с южной и западной, которая называлась кремонцами «seccador» (сушильня): именно там мастер сушил скрипки после покраски и часто работал там в хорошую погоду. В этом доме Страдивари провёл остаток своей жизни. Дом сохранялся до 1880 года в нетронутом виде, но затем был куплен владельцем соседнего ресторана и соединён с рестораном, а в мастерской Страдивари хозяин ресторана расположил бильярдную.

По воспоминаниям современников, мастер был высокого роста, худой, на голове постоянно носил белый колпак, шерстяной зимой и бумажный летом, а также передник из белой кожи, когда работал. Благодаря труду и бережливости, мастер сколотил настолько приличное состояние, что в Кремоне появилась поговорка: «Богат, как Страдивари».

20 мая 1698 года умерла жена Страдивари, похороны носили пышный характер, мастер потратил крупную для того времени сумму в 182 лиры. 24 августа 1699 года Страдивари женился вторично. От первого и второго брака у мастера было 11 детей. Только двое, Франческо и Омобоно, занимались искусством отца, но смогли лишь в незначительной мере приблизиться к уровню его мастерства.

У Страдивари было только три ученика: это два его сына — Франческо и Омобоно — и Карло Бергонци.

Кроме скрипок, Страдивари также изготавливал гитары, альты, виолончели и даже одну арфу — по различным каталогам число его работ достигает 1150 единиц.

Антонио Страдивари умер в возрасте 93 лет.

Бухгалтерия гармонии

В новое время вроде бы вплотную подошли к созданию научной теории скрипки, в том числе в нашей стране. В тридцатые годы XX века Н. Н. Андреев, тогда профессор, а затем академик, обосновал формулу для выбора резонансной древесины, в числителе которой – скорость распространения звука в дереве, а в знаменателе – плотность дерева. Затем А. В. Римский-Корсаков (внук композитора) дополнил ее величиной, учитывающей скорость затухания колебаний. Под натиском науки предрассудки вроде бы отступили – ученые сочли, что швейцарская ель ничуть не лучше всякой другой, была бы качественной.

Исследования продолжались, материал ведь известен – дерево, а в разных направлениях древесина сжимается неодинаково. Вдоль доски звук бежит быстрее, чем поперек. Следовательно, оптимального режима колебаний резонатора можно добиться, точно сосчитав соотношение «продольной» и «поперечной» скоростей звука. Чего проще! Однако до сих пор вычислить это соотношение так и не удалось, хотя бьются над этим не одно десятилетие. И дело не только в том, что скрипка состоит из сорока частей, выточенных из разных пород (не говоря уж о лаке). Очень сложна ее форма, ее выгнутый, сводчатый корпус. Звучит-то не столько дерево, сколько резонирующий воздух. Друг к другу словно пригнаны его бесчисленные столбики – разной длины, толщины, открытые, закрытые…

(И все же благодаря этой, пусть приблизительной, теории неотечественная промышленность выпускает скрипки вполне приличного качества. Либеральней стали и требования к струнам. У нынешних скрипок первая струна, ми второй октавы, – стальная. Вторая струна – тоже стальная, но с навивкой тонкой проволоки из серебра или алюминия для того, чтобы увеличить массу на единицу длины, не увеличивая жесткости. Третья и четвертая – из нейлона или, как и встарь, из кишок, но тоже с навивкой).

Инструменты Линзи Стоппард

8-ое место занимают 2 дизайнерские скрипки – черная и белая, – выполненные из золота, инкрустированные россыпью драгоценных камней и тысячами кристаллов Сваровски.

Бэн Ли, участник скрипичного рок-дуэта «FUSE», заказал у знаменитого в ювелирных кругах Тео Феннелли золотые скрипки для себя и своей напарницы Линзи Стоппард. Работа над этим заказом длилась довольно долго ‒ аж 9 месяцев.

Особенность скрипок в том, что каждая деталь для них разрабатывалась индивидуально и, будучи золотыми, они должны были не уступать по звучанию инструментам, изготовленным традиционно.

Всегда существовали истинные ценители искусства, которые готовы заплатить немалые, а очень часто просто огромные деньги не только для своего удовольствия. Меценаты и филантропы предоставляют возможность насладится звучанием шедевров, созданных столетия назад, широкой общественности.

Амати скрипка

Амати (итал. Amati) – семья итальянских скрипичных мастеров смычковых инструментов. Родоначальник – Андреа (родился около 1520 года, умер около 1580 года). Является создателем классического типа скрипки. Его сыновья Андреа Антонио (около 1540г.-после 1600г.) и Джироламо (1561г.-1630г.). Наиболее известен сын Джироламо – Николо Амати (1596г.-1684г.), инструменты которого ценятся особенно высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо 2-й (1649г.-1740г.), Гварнери, Страдивари.

Николо Амати воспитал множество учеников, ряд которых стал равен своему

учителю, некоторые же, как, например, А. Страдивари, его превзошли. Из

мастерской Николо Амати вышли: его сын Иеронимо 2-й (1649-1740),

Из других учеников и подражателей Амати можно назвать следующих мастеров: Аббати, Альбани, Альвани, Ансельмо, Барцеллини, Бесетто, (Вимеркати), Герани, Гувернари, Доминикино, (Декоцетти), (далла Коста), Кальварола, Каппа, Кассини, Кастаньери, Колонарди, Корнелли, Монтаньяна, Монгаде, (Мелони), Надотти, де Полис, (Роджери – Джованни Баттиста и Пьетро Джакомо), Руджери – Винченцо и Гиацинто, Снейдер, Сорсана, Тедеско, Тонони, Фалько, Челопиатус, Черутти

На пике мастерства

Самые лучшие музыкальные инструменты были созданы А. Страдивари в период с 1690 по 1725 г. Они были высочайшего концертного качества. Наилучшая скрипка Страдивари, а также и другие инструменты, датированы 1715 годом.

Расцвет его мастерства произошёл после того, как он пережил потерю семьи. После такой ужасной трагедии он впал в отчаянье и не мог работать. Снова продолжить творить ему помог один из учеников. Он однажды пришёл к А. Страдивари, зарыдал и сказал, что его родители умерли, и он не сможет продолжать учиться изготовлению скрипок, так как вынужден теперь зарабатывать на жизнь. Мастеру стало жаль мальчика, и он оставил его в своём доме, а по прошествии нескольких лет усыновил. Отцовство воодушевило его и у него возникло желание — создать свой уникальный инструмент, не копии творений своего великого учителя, а что-то необыкновенное, чего до него никто не делал.

Мастерство

В молодости Страдивари соперничал с Андреа Гварнери, который жил в доме Николо Амати и входил в число его учеников. Постигая ремесленные секреты мастеров итальянской национальности, Антонио начал эксперименты в конце 1660-х годов.

В течение продолжительного периода времени юноша выверял пропорции и подбирал материалы, чтобы придать инструментам изящный вид. Он искал собственных заказчиков из числа аристократов и дождался банкира, однажды нанесшего в мастерскую учителя визит.

Антонио Страдивари и Николо Амати / «Википедия»

С производства комплекта инструментов, предназначавшихся Якову II, репутация уроженца Кремоны стала укрепляться и расти. Отход от практических методов и стиля Николо Амати помог Страдивари не сбиться с собственного творческого пути.

В 1680-х герцог Казимо III де Медичи купил солидную партию скрипок, виолончелей и альтов. Благодаря четким скосам и элегантно вырезанным эфам имя итальянца стало известным у представителей высших кругов.

Стремясь подчеркнуть индивидуальность, мастер пользовался темным лаком и делал удлиненные деки, по-новому резонировавшие звук. После 1698 года инструменты стали короче за счет внутреннего изгиба, напоминавшего разорванный круг.

Находясь в центре скрипичного производства, расположенного в Кремоне, Страдивари изготовил арфу и ряд мандолин и гитар. Знаменитые испанские скрипки из «королевского квинтета» принесли одаренному итальянцу довольно солидный гонорар.

В начале XVIII века мастерство Страдивари достигло вершины, и неподалеку от дома в Кремоне он открыл собственный магазин. Наделенные душой инструменты получали образные названия Antonius Stradivarius Cremonenfis Faciebat Anno — «Добрые времена» и «Дельфин».

В отличие от Андреа Гварнери, работавшего по заказу церкви, Антонио делал произведения искусства для представителей светских слоев. Скрипки, украшенные клеймом автора, пользовались огромной популярностью у людей, неравнодушных к музыке, из европейских городов.

Судя по документальным источникам, количество инструментов Страдивари свидетельствовало о том, что итальянец прибегал к помощи сыновей. Известно, что Омобоно делал сырые заготовки, а также занимался финальной чисткой покрытых слоем лака частей.

Не желая тратить драгоценное время на воспитание будущих поколений, Антонио, в отличие от других итальянцев, не брал в мастерскую учеников. Духовным преемником считался Карло Бергонци из Кремоны, который прославился после смерти наставника в конце 1730-х годов.

Скрипка Антонио Страдивари Gould

Сейчас скрипки Страдивари вместе с виолончелями и альтами хранятся в мировых музеях и в частных коллекциях знаменитых людей. Сделанные гением инструменты не подвержены влиянию времени: при бережном использовании с годами они становятся только ценней.

Шедевр под названием «Восход солнца» стал частью собрания редкостей в Вене, а «Спящая красавица» принадлежит компании Landeskreditbank Baden Württemburg. На скрипке LeBrun играл итальянский маэстро Никколо Паганини, входивший благодаря таланту в европейский творческий круг.

Некоторые произведения Страдивари выставлялись на аукционах, цену $ 15,89 млн имел инструмент «Леди Блант». Представители культурной элиты считают, что на творениях итальянского мастера достоин играть только гений, имеющий природный талант.

Детство и юность

Антонио Страдивари появился на свет в итальянском городе Кремона, точная дата рождения мастера относится к тайнам прошлых веков. Предполагается, что пополнение в семье состоятельных граждан Ломбардии произошло во второй половине 1640-х годов.

Фамилия, доставшаяся итальянцу, имела богатую историю, в переводе означала «дорога» или «человек, имевший ломбард». Согласно земельному пожалованию, предки, звавшиеся «страдивариями», занимались внешней торговлей, соблюдая существовавший стандарт.

Отец Алессандро и мать Анна к моменту рождения Антонио крестили, вырастили и воспитали как минимум троих детей. Пробел в биографии скрипичного мастера связан с потерей документов, уничтоженных из-за эпидемий, которые привели к гибели тысяч людей.

Портрет Антонио Страдивари

Родители мальчика, пережившие трудное время, захотели, чтобы в детстве ребенок занялся полезным трудом. Сына отдали в подмастерья местному создателю скрипок, спустя некоторое время Николо Амати сделал Антонио учеником.

Некоторые современные исследователи считали, что юный Страдивари начинал у Франческо Руджери, основателя династии мастеров. В пользу такой точки зрения свидетельствуют музыкальные инструменты, которые изготовил будущий гений в конце 1650-х годов.

Кроме этого, существовала гипотеза, что Страдивари работал столяром и резчиком по дереву, украшавшим скрипки для богатых людей. Пройдя стартовый курс подготовки у Франческо Пескароли, мальчик попал под крыло известных в Кремоне профессиональных учителей.

Сохранились скрипки, сделанные Антонио в 16–17-летнем возрасте, его имя появилось на этикетках в 1660-х годах. Это стало отправной точкой для самостоятельной карьеры и способствовало последующему успеху в итальянских музыкальных кругах.

В чём секрет скрипок Страдивари?

Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики — а звук всё равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз учёные выдвигают все более и более фантастические версии. По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание. Легенды гласят, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.

Ещё одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.

Учёные не оставляют попыток понять, чем же обусловлена чистая уникальная звучность страдивариевских скрипок. Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клён, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов. Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов?

Используя ядерный магнитный резонанс и инфракрасную спектроскопию, им были проанализированы образцы древесины пяти инструментов. Нагивари утверждает: если будет доказано воздействие химического процесса, окажется возможным изменение современной технологии изготовления скрипок. Скрипки зазвучат на миллион долларов, а реставраторы обеспечат лучшую сохранность старинным инструментам.

Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выяснилось, что его состав содержит наномерные структуры. Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии? Был проведён интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари. 600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-бальной шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки.

Однако, были и другие исследования, в ходе которых выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики. Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашёлся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент — полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. И что же? Скрипка не стала звучать хуже.

В свою очередь изготовители скрипок и музыканты также не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией. И в качестве доказательства их мнения свидетельствуют результаты ещё одних научных исследований. Так, учёные Массачусетского технологического института доказали, что особенный «мощный» звук скрипок Антонио Страдивари был вызван случайной ошибкой в ходе производства этих инструментов.

Как передает The Daily Mail, исследователи поняли, что столь необычное глубокое звучание скрипок знаменитого на весь мир итальянского мастера вызвана F-образными отверстиями — эфами. С помощью анализа множества других инструментов Страдивари ученые сделали вывод, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке. Один из исследователей Николас Макрис поделился собственным мнением: «Вы режете по тонкому дереву и не можете избежать несовершенства. Форма отверстий в скрипках Страдивари отклоняется от традиционной для XVII–XVIII веков на 2%, но это похоже не на ошибку, а на эволюцию».

Бытует также мнение, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придаёт изделиям кремонского мастера дополнительное очарование. Но учёные-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается. Нам остаётся только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…

Говорят, в мире каждые две недели кто-нибудь да «открывает» тайну Антонио Страдивари. Но на самом деле за 300 лет секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют, словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом.

ИсточникПо материалам

Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Сравнение качества звука

Прежде всего, эти инструменты известны качеством звука, который они производят. Однако многочисленные слепые эксперименты с 1817 года по настоящее время (по состоянию на 2014 год) так и не обнаружили никакой разницы в звучании между скрипками Страдивари и высококачественными скрипками в сопоставимом стиле других мастеров и эпох, а также акустического анализа. В особенно известном тесте в программе BBC Radio 3 в 1977 году скрипачи Исаак Стерн и Пинхас Цукерман и скрипичный эксперт и дилер Чарльз Беар пытались различить «Чакону» Страдивари, Гварнери дель Джезу 1739 года, Вильом 1846 года и Британская скрипка 1976 года, которую играет за ширмой профессиональный солист. Двум скрипачам разрешили сначала сыграть на всех инструментах. Никто из слушателей не назвал более двух из четырех инструментов. Двое слушателей определили скрипку 20-го века как Страдивари. Скрипачи и другие критикуют эти тесты по разным причинам, например за то, что они не являются (в большинстве случаев), судьи часто не являются экспертами, а звуки скрипок трудно оценить объективно и воспроизводимо.

На тесте в 2009 году британский скрипач Мэтью Траслер сыграл на своем 1711 Страдивари, который, как говорят, стоит два миллиона долларов США, и на четырех современных скрипках, сделанных швейцарским скрипичным мастером Майклом Ронхаймером   . Одна из скрипок Ронхаймера, сделанная из дерева, которое исследователь Empa (Швейцарская федеральная лаборатория материаловедения и технологий) Фрэнсис Шварц обработал грибками, получила 90 из 180 голосов за лучший тон, а скрипка Страдивари заняла второе место с 39 голосами. Большинство (113) слушателей ошибочно идентифицировали скрипку-победитель как скрипку Страдивари. Анализ обработанной древесины показал снижение плотности, сопровождающееся относительно небольшим изменением скорости звука. Согласно этому анализу, обработка улучшает коэффициент звукового излучения до уровня древесины в холодном климате, которая, как считается, имеет лучший резонанс.

В двойном слепом тесте 2012 года, опубликованном в исследовании « Предпочтения игроков среди новых и старых скрипок », опытные игроки не могли отличить старые инструменты от новых, играя на них в течение короткого времени в маленькой комнате. В дополнительном тесте, проведенном в концертном зале, одна из скрипок Страдивари заняла первое место, но один из участников заявил, что «аудитория в концертном зале по существу сомневалась в том, какие инструменты были лучше в каждом из парных сравнений инструментов. «и» Я мог сказать небольшие различия в инструментах … но в целом они все были великолепны. Ни один из них не звучал существенно слабее, чем другие «Современные скрипки были оценены как обладающие лучшими звуковыми качествами, и в исследовании снова им отдали предпочтение. 2017 г.

Хотя многие солисты мирового уровня играют на скрипках Антонио Страдивари, бывают заметные исключения. Например, Кристиан Тецлафф раньше играл на «довольно известном Страде», но перешел на скрипку, сделанную в 2002 году Штефаном-Петером Грайнером . Он заявляет, что слушатель не может сказать, что его инструмент современный, и считает его превосходным для Баха и лучше, чем Страдивари для «больших романтических концертов и концертов 20-го века ».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.