Правила введения прикорма и таблица воз: как, когда и сколько?

Алан-э-Дейл       14.06.2022 г.

Подробная оценка, рекомендации, проблемы

Вопросы гармоничного формирования будущего мужчины и женщины, всецело лежат на плечах родителей. Подростковая оценка свой внешности, не всегда является объективной, и зачастую приводит к надуманным проблемам и комплексам.

Данный период, требует более внимательного и чуткого отношения к детям со стороны взрослых. Изменяющиеся параметры, желательно, контролировать, а причины и способы разрешения ситуации обсуждать совместно с ребенком.

Низкорослость или наоборот, слишком большая длинна тела, могут являться предрасположенными факторами, передающимися от близких родственников. Терапия в таком случае, не проводится. При отсутствии генетических причин, требуется консультация врача. Самостоятельно делать выводы и применять кардинальные меры, не следует.

Для того, чтобы минимизировать риски возникновения отклонений в развитии, важно придерживаться ряда рекомендаций:

  • наладить полноценный сбалансированный рацион питания;
  • исключить применение низкоуглеводных, жестких, экспресс-диет, возможны только ограничения жирных и высококалорийных продуктов;
  • присутствие регулярной физической активности;
  • соблюдение положенного времени для сна и отдыха;
  • алкоголь, табак, наркотические психотропные вещества – под запретом.

Обязательно почитайте: Типы фигуры у женщин как определить: для чего нужно знать, методы, характеристика и особенности

Оценка веса по индексу массы тела

Определить пропорциональность развития, возможно по формуле индекса массы тела. Для того, чтобы высчитать ИМТ, требуется разделить исходную массу тела на рост (в м.), возведенный в квадрат.

К примеру, рост ребенка составляет 143 см. – это 1,43 м., вес – 47 кг.

Производим вычисление: 47 / (1,43*1,43) =22,9

Таблица № 7 Оценка ИМТ

Коэффициент Соответствие массы тела росту Рекомендации
До 16,5 Сильное истощение При значительном дефиците массы, требуется обследование.
16,6-18,5 Незначительный недобор Наладить питание, добавить витаминный комплекс.
18,6-25 Норма Поддерживать режим.
25-30 Немного повышенный Уменьшить потребление высокоуглеводной пищи, повысить ежедневную активность: зарядка, прогулки, медленный бег.
30-35 Избыточный вес (первая степень ожирения) Коррекции по назначению врача.
35-40 Вторая степень ожирения
От 40 Сильное ожирение (3-я степень)

Оценка роста

Измерять высоту ребенка, рекомендуется ежемесячно. Сопоставляя табличное значение с данными на измерительной линейке, важна правильная интерпретация результатов.

Таблица № 8 Оценка показателей роста

Очень низкий Серьезный признак задержки физического развития. Ребенок должен пройти обследование.
Низкий Может указывать на отставание. Нередко встречается среди недоношенных детей.
Ниже среднего Небольшой недобор, но в пределах нормы.
Средний Норма. Характерно для большинства подростков.
Выше среднего Возможны отклонения, либо наследственная черта.
Очень высокий Указывает на эндокринные нарушения. Обращение к врачу.

Для объективного восприятия полученных результатов, полностью полагаться на табличные формулировки, не следует

Важно учитывать наследственные факторы, образ жизни, особенности протекания пубертатного периода, играющие весомую роль в формировании растущего человека

Оценка по весу

Табличные коэффициенты носят приблизительный характер и используются в качестве ориентира.

Таблица № 9 Оценка показателей массы тела

Большой недовес
Явный признак истощения. Необходима терапия под контролем врачей.
Низкий
Указывает на отставание. Рекомендовано обследование.
Меньше средней
Немного не добирает до нормы. Требуется пополнение рациона полезными продуктами и микроэлементами.
Средний
Норма. Показатель здорового развития.
Излишняя масса
Существует риск ожирения

Важно откорректировать питание и увеличить физическую активность.
Очень большой
Явный признак ожирения. Обязательное обращение к диетологу.

Даже в пределах нормы, внешне тело может казаться худоватым или наоборот полноватым. Это зависит от скорости формирования скелета или соотношения жировой и мышечной ткани в организме.

Малыш учится быть самостоятельным

В этом возрасте ребенок при любой возможности стремится обслуживать себя сам:

  • Самостоятельно одевается и раздевается (исключение составляют только сложные предметы гардероба — колготки, перчатки, обувь со шнурками);
  • Без помощи взрослых аккуратно ест и пьет за столом, пользуется салфеткой;
  • Выполняет все гигиенические процедуры — умывание, мытье и вытирание рук, чистка зубов, расчесывание волос; пользуется горшком (в основном без напоминаний), носовым платком;
  • Стремится поддерживать в чистоте руки и одежду;
  • Участвует в поддержании порядка в доме, помогает взрослым — вытирает ноги, входя в квартиру, делает уборку в доме, в своей комнате, складывает игрушки, застилает постель, убирает одежду в шкаф, ухаживает за домашними животными и растениями.

Почему таблицу нельзя считать универсальной?

Давайте еще раз некоторые моменты проговорим:

  1. У ВОЗ есть только общие рекомендации по тому, как должен быть устроен прикорм и в каком возрасте его нужно вводить;
  2. Никакой действующей или разработанной ВОЗ таблицы прикорма – не существует. Это выдумка вполне определённой мамы, которая переписала обычную педиатрическую схему введения прикорма, сделав ее более детальной, с разбивкой на продукты;
  3. Ввод прикорма по этой схеме и с таким объемом прикорма приводит в 7-8 мес. ребенка к полному отказу от прикорма и нарушениям в сфере питания ребенка.

Какие еще ошибки можно встретить в схемах по введению прикорма?

Нет учета индивидуальных особенностей детей;

Например, если у ребёнка не выявлены нарушения пищеварения и он хорошо прибавляет в весе, то прикорм, как правило, начинают с овощей. Это наиболее часто встречающийся вариант.

А вот если, наоборот, у малыша недостаток веса, то многие педиатры рекомендуют сначала вводить каши, а уже потом: овощи, мясо, кисломолочные продукты.

Нормы объёма овощей и каши на 7-й день прикорма по каждому продукту – до 180 грамм.

Это количество далеко от реальности. Мало какой ребёнок в 6-7 месяцев осилит этот объём.

Ни в коем случае не давите на своего малыша, чтобы скормить всё это количество, иначе создадите серьёзную нагрузку для его пищеварительной системы. Более эффективным может оказаться предложение ему нескольких блюд меньшего объёма.

Таблица последовательного введения продуктов сосредоточена в рамках педиатрического прикорма, согласно которому сначала маленькими порциями даются пюреобразные продукты, затем, по мере привыкания к ним, их количество постепенно увеличивается, консистенция становится гуще.

Пока один продукт не доведён до нужного объёма, другой не вводится.

Уже более 10 лет я учу мам, как вводить прикорм по системе естественных потребностей ребенка. Это предполагает знакомство малыша с пищей, исходя из его интереса к ней и готовности к прикорму.

Продукты не разминают в пюре, а дают очень маленькими кусочками. Ребёнку не готовят отдельные блюда, а предлагают то, что едят взрослые.

Цель такого прикорма – не накормить его досыта, а сформировать устойчивый интерес к еде и правильное пищевое поведение. Подробнее читайте в статье: Педагогический прикорм>>>.

Введение прикорма по ВОЗ подразумевает бережное введение прикорма, без сокращения грудных кормлений. Именно такому подходу и учимся на курсе Азбука прикорма.

Как увеличить рост подростков витаминами?

Согласно исследованиям учёных лишь два процента людей вырастают до установленной величины, которая генетически заложена в организме. Остальные из-за причин, перечисленных выше, не дорастают на целых 5-10 сантиметров до необходимого роста.

Маленький рост у подростков, как увеличить с помощью витаминов?

Благотворно влияют на рост витамины.

  • Витамин D — помогает в формировании всех костей, хрящей в организме, именно он обеспечивает нормальное поступление и усвоение кальция
  • Витамин B — точнее группа витаминов (В1, B2, B6, B12 и т.д.) нормализуют поставку углеводов, белков, жиров
  • Витамин С — способствует усвоению всех необходимых элементов для роста
  • Витамин А — обязателен, именно он участвует в так нужном для организма синтезе белков

Как вырасти?

Что делать при отклонениях от нормы?

В первую очередь не надо волноваться. Если такие результаты вызваны заболеваниями, то патологии будут выявлены при дальнейшем обследовании, от которого не стоит отказываться

Каждой мамочке важно помнить, что показатели центильных таблиц – это не диагноз, они лишь говорят о том, что стоит более внимательно отнестись к «нестандартному» ребенку

Для детей грудного и раннего возраста

Оптимальное питание на протяжение первых двух лет жизни способствует здоровому росту ребенка и улучшает его когнитивное развитие. Оно также снижает риск набора избыточного веса и ожирения и развития НИЗ позднее в жизни. 

Рекомендации по здоровому питанию для грудных детей и детей других возрастных групп схожи с рекомендациями для взрослых, но важны также следующие компоненты:

  • В течение первых 6 месяцев жизни дети должны находиться на исключительном грудном вскармливании.
  • Грудное вскармливание детей необходимо продолжать в течение первых двух лет жизни и позднее.
  • С шестимесячного возраста грудное молоко необходимо дополнять разнообразными надлежащими безопасными и питательными продуктами. В прикорм не следует добавлять соль и сахар. 

На какие таблицы ориентироваться – отечественной педиатрии или ВОЗ?

До начала 90-х врачи ориентировались при измерениях показателей на старые нормы, которые ранее приняла ВОЗ. В это время Всемирная организация здравоохранения тщательно занялась изучением устаревших стандартов и сделала неутешительные выводы.

Оказалось, что многие антропометрические нормы были сильно завышены. На основе этих данных медицинские специалисты многих стран могли делать неверные выводы об отставании в развитии малышей. Следствием этого стало докармливание детей смесями, которое в результате могло спровоцировать ожирение.

ИНТЕРЕСНО: почему возникает ожирение у детей и подростков?

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/5pxGqOG-5JM

Параллельно со стандартами ВОЗ в России практиковалось использование отечественных графиков, которые составлены на основе статистических данных именно в нашей стране. Данные в них оказались более точным и помогали допускать меньше ошибок. В 1993 ВОЗ провела ряд статистических анализов и обновила данные антропометрических показателей для детей. Установили новые стандарты, которые остаются актуальными до сих пор.

Что такое нормы роста и веса и как к ним относиться?

В исследовании ВОЗ приняли участие около девяти тысяч детишек, воспитывающихся в благоприятных условиях. На основе полученной информации были составлены графики, определяющие нормы физического развития, которые показывают:

  • абсолютные значения в идеальных условиях;
  • отклонения, вызванные заболеваниями и другими неблагоприятными факторами;
  • взаимосвязь длины и массы тела, определяющие степень гармоничности развития.

Это своего рода ориентир для родителей, помогающий им рассчитать пропорции своего чада, согласно имеющимся таблицам и формулам, в случае необходимости — обратиться за консультацией к педиатру.

Физическое развитие: крупная и мелкая моторика

От 2 до 3 лет ребенок закрепляет двигательные навыки, с которыми он знакомился постепенно с того момента, как пошел. Теперь он оттачивает свое мастерство управления телом и конечностями, развивает ловкость, повышает скорость и точность выполнения движений.

Крупномоторные навыки

  • Ребенок хорошо ходит, бегает, прыгает на двух ногах, приседает и сидит на корточках, кувыркается, поднимается и ходит на цыпочках, перешагивает через препятствия и проползает под ними, уверенно спрыгивает с небольшой высоты, залезает на шведскую стенку, недолго балансирует и прыгает на одной ноге, может пройти по наклонной доске, стоя подбирает предметы, поднимается, не теряя равновесия, вверх по лестнице чередующимися шагами, в 2 года самостоятельно преодолевает лестничные спуски и подъемы, к 3 годам — не держась за перила, танцует, хорошо повторяя движения и чувствуя ритм.
  • Ловит мяч двумя руками, при броске попадает в цель (кольцо, корзина), перебрасывает его через препятствия, бьет ногой по мячу, не теряя равновесия, осваивает трехколесный велосипед, самокат, приобретает первые навыки плавания, катания на коньках и лыжах.
  • Выполняет одновременно несколько действий: поет, хлопает в ладоши, кружится, пританцовывает.

Мелкомоторные навыки

  • Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами (к возрасту 3 лет — тремя пальцами) и рисует ими простые линии и формы, проводит прямую линию, копирует круг, лепит из пластилина, нанизывает бусы на шнурок, листает книгу постранично, хорошо управляет указательными пальцами обеих рук, начинает осваивать ножницы.
  • Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков (дом, мост, паровоз).
  • Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой.

Что такое центильные таблицы?

Центилем называется показатель определенной величины, которую имеют все обследуемые контрольной группы. Центильная таблица представляет собой систематизированные статистические данные о развитии детей различных возрастов. Данные о средних показателях для мальчиков и девочек представлены в отдельных таблицах.

На процесс формирования организма влияет множество факторов:

  1. Нормальное питание – при нарушении рациона организм ребенка не обеспечивается питательными веществами, витаминами и минералами в необходимом количестве или, наоборот, получает их в избыточном объеме, что влияет на рост и развитие.
  2. Наследственность — если параметры родителей не соответствуют усредненным стандартам, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь генетическую предрасположенность к увеличению или уменьшению основных показателей.
  3. Гормональный фон – при нарушении синтеза гормонов в гипофизе, надпочечниках, щитовидной, поджелудочной и половых железах происходят сдвиги в формировании различных систем организма.
  4. Внешние факторы – на развитие ребенка оказывают влияние уровень физических нагрузок, длительность ночного отдыха, психологический комфорт и отсутствие стрессов. При сильно повышенных психических нагрузках рост ребенка значительно замедляется.
  5. Влияние на рост и развитие могут также оказать условия окружающей среды.

Очень большое влияние на рост и размеры ребенка оказывает половая принадлежность: мальчики растут гораздо быстрее маленьких представительниц прекрасной половины человечества. Исключение составляет только пубертатный период, в который девочки вступают в среднем на 2-3 года раньше. После вступления в подростковый возраст мальчики быстро догоняют сверстниц.

В центильных таблицах представлены показатели детей от первого месяца жизни и до 17 лет. Хотя в большинстве случаев врачи пользуются ими только для оценки развития детей раннего возраста (чаще до года). Выглядеть таблицы могут по-разному, но суть остается неизменной: средние значения – это норма, верхние и нижние показатели свидетельствуют о том, что, возможно, существуют нарушения развития.

Таблица роста и веса для девочек от 1 до 10 лет

Рост детей начинает замедляться, как только малышам исполняется год, поэтому для ребятишек с года до трех нормы определены уже не помесячно, а через три каждые месяца. Для детей от 3 до 7 лет – с периодичностью раз в полгода, а для детей в возрасте от семи до десяти лет – нормы изменяются раз в год.

К году и трем месяцам девочка в норме должна дорасти до 77,5 см и весить 9.600 гр. Нижние рамки нормы: 74,83 (рост в сантиметрах) и 8.500 (вес в граммах), верхние рамки: 80,3//10.900.

Следующая контрольная точка определена для возраста в год и шесть месяцев. Норма: 80,65//10.200. Нижний рубеж: 77,7//9.100. Верхний: 83,5//11.600.

В год и девять месяцев нормы для девочек составляют 83,65//10.900. Нижняя граница нормы: 80,6//9.600. Верхняя граница: 86,7//12.300.

К двум годам в норме девочки вырастают до 86,4 см и весят 11.500 гр. Нижний рубеж нормы: 83,2//10.200. Верхний рубеж: 89,6//13.000.

Средний рост и вес для малышек в возрасте 2 года 3 месяца: 88,3/12.100. Нижняя граница: 84,8//10.700. Верхняя граница: 91,7//13.700.

Девочки в 2,5 года должны вырасти до 90,7 см и весить 12.700 гр. Нижний рубеж нормы: 86,9//11.200. Верхние рамки: 94,3//вес 14.400.

В 2,9 года средние значения таковы: 92,9//13.300. Нижние границы: 89,3//11.700, верхние: 96,6//вес 15.100.

Рост трехлеток должен составлять 95 см, а вес – 13.900 гр. Данные менее 91,3//12.200 оцениваются как низкие, а показатели выше 98,8//15.800 – как высокие.

В 3,5 года нормативы для девочки: 99//15.000. Нижний рубеж – это 95//13.100, а верхний – 103,1//17.200.

Средний рост и вес для четырехлетней девочки: 102,6//16.100. Нижние рамки нормы: 98,4//14.000, а верхние рост и вес: 107,1//18.500.

В 4,5 года нормативы для девочки: 106,2//17.200. Нижние границы: 101,6//14.900, а верхние: 110,7//19.900.

Средний рост и вес для девочки пяти лет: 109,4//18.200. Нижние рамки нормы: 104,7//15.800, а верхние: 114,2//21.200.

В 5,5 лет девочки должны вырасти до 112,2 см и весить 19.000 гр. Параметры менее 107,2//16.600 считаются низкими, а показатели более 117,1//22.200 – высокими.

Нормативы для шестилеток: 115,1//20.200. Нижние границы: 110//17.500. Верхние – 120,2//23.500.

К 6,5 годам девочки вырастают до 118 см и весят 21.200 гр. Нижними рамками в 6,5 лет являются показатели 112,7//18.300, а верхними – 123,3// вес 24.900.

Средний рост и вес для семилетних девочек: 120,8 и 23.000. Нижние границы: 115,3//21.300, верхние границы: 126,3//26.300.

У детей старше семилетнего возраста антропометрические показатели контролируются раз в год. Нормативы для восьмилетних девочек – 126,6//25.000. Нижний рубеж для восьмилеток будет 120,8 и 21.400. Верхний рубеж – 132,4//30.000.

Нормы для девятилетних: 132,45//28.200. Нижние границы: 132,5 и 27.900, верхние – 138,6//вес 34.000.

Десятилетняя девочка в среднем должна иметь рост 138,55 см и массу – 31.900 гр. Данные меньше 132,2//27.100 оцениваются как низкие, а показатели выше 145//38.200 – как высокие.

Как использовать таблицы?

В строке, соответствующей возрасту вашего ребенка, необходимо определить, между какими значениями находятся показатели малыша, и оценить результат.

  • От -1 SD до +1 SD – относится к области средних значений (около 50 деток из 100 обладают подобными показателями).
  • От -3 SD до -1 SD, а также от +1 SD до +3 SD – величины выше и ниже среднего, они являются вариантом нормы. Такое же физическое развитие практически у 43-47% малышей.
  • Ниже -3 SD или выше +3 SD – слишком низкие или высокие значения антропометрических показателей, в этой ситуации лучше обратиться к лечащему врачу, однако от 3% до 7% детей с такими же результатами замеров абсолютно здоровы.

Нормы роста и веса подростков

В 12-13 лет – переломный момент в жизни девочки. Если до этого момента рост и вес молодых леди мог приблизительно уравниваться со сверстниками мужского пола, то затем происходит гормональная перестройка. Это приводит к набору массы тела, однако она все равно дает меньшие показатели, чем нормы мальчиков в такое же время. Хотя бывают исключения.

10-11 или 12-13 лет – далеко не точно определенная точка, когда девочка достигает полового созревания. У многих этот момент может произойти гораздо раньше: в 9-11 лет. Переходный период характеризуется тем, что нервная система работает «на износ», стараясь выдержать гормональную перестройку. Это объясняет многие странные вещи в поведении подростков: отрицание норм, стремление совершать необдуманные поступки, повышенную потребность в общении.

В связи с тем, что у девочки в 10-11, 12-13 лет изменяется соотношение гормонов в организме, может произойти скачок массы тела в ту или иную сторону, усилиться рост. Если таблица показывает избыточный вес или его критический недостаток, следует бить тревогу. Недостаток в весе или росте девочки 10-11, 12-13 лет может свидетельствовать о замедлении в развитии ребенка (учитывать надо и наследственный фактор: если мама и папа худощавые, маленького роста, то низкие показатели могут быть обусловлены именно этим фактором), а ожирение говорит о гормональном нарушении, которое нужно лечить.

Скачок роста и веса у девочки в 11-13 лет может произойти с началом менструации. Это будут вполне нормальные показатели, которые затем сами нормализуются. Родителям стоит внимательнее присматриваться к своему ребенку.

Если взрослых все же заботит нормальный вес и рост у девочек-подростков 12-13 лет, организация ВОЗ предлагает им высчитать индекс массы тела. Этот метод расчета подходит и для подростков 10-11, 12-13 лет, и для малышей до года.

Для этого показатель роста сначала возводится в квадрат. Например, 1,56х1,56=2.4. Затем следует разделить показатель веса на полученное число. Допустим, вес подростков 19 кг. Делим 19 на 2,4. Получается показатель 19,7 кг. Как утверждает таблица, при росте 1.56 средний нормальный вес должен составлять 19-25 кг. Указанное число входит в установленные ВОЗ рамки, однако близко к критической точке. За таким ребенком с 10-11, 12-13 лет стоит понаблюдать, нормализовать режим питания и физических нагрузок.

Необходимо ли руководствоваться нормами для оценивания физического развития новорожденного

Вовремя обнаруженные нарушения позволяют предотвратить тяжелые заболевания, поэтому руководствоваться нормами оценки физического развития новорожденного нужно обязательно.

Наблюдение помогает диагностировать:

  1. Заболевания центральной нервной или эндокринной систем. Если младенец хорошо ест, но при этом не набирает должного веса, это может свидетельствовать о рахите, анемии, иммунодефиците и т.д.
  2. Недостаток гормона роста, на что указывает большое отставание от нормы длины тела.
  3. Неправильную работу щитовидной железы или надпочечников. Такое подозрение возникает, когда ребенок набирает излишний вес при нормальном росте.

Нормы антропометрического развития разработаны ВОЗ и являются универсальным ориентиром для родителей и врачей. Благодаря этим таблицам любая мама может самостоятельно рассчитать оптимальный вес и рост ребенка и понять, есть ли риск для его здоровья.

Выводы

  • От рождения до 1 года: кроме общеизвестной многосторонней пользы для здоровья, грудное вскармливание может помочь не допустить также и чрезмерное увеличение веса. И хотя точный механизм пока не установлен, дети, находящиеся на грудном вскармливании, более четко ощущают свой голод и чувство сытости, защищая себя таким образом от переедания.
  • От 1 года до 5 лет: вырабатывать полезные привычки лучше с ранних лет. Помогите ребенку установить правильные пищевые предпочтения, предлагая ему разнообразную здоровую пищу. Поощряйте детскую природную склонность к активности и помогайте ему развиваться.
  • От 6 до 12 лет: поддерживайте физическую активность ребенка каждый день. Пусть это будет спортивная секция или подвижные игры во дворе. Поощряйте активность и дома — в повседневной домашней работе и в совместных играх и прогулках по выходным. Приучайте ребенка выбирать полезные и здоровые продукты, помогите ему самому собрать свои бутерброды в школу.
  • От 13 до 18 лет: подростки часто склоняются к фастфуду, но постарайтесь подтолкнуть их к более здоровой еде. Например, к сэндвичам с печеным куриным мясом, салатам и порциям поменьше. Научите их готовить дома вкусную здоровую еду и лакомства. Помогите им поддерживать физическую деятельность каждый день.
  • Все возрасты: сократите время, проводимое ребенком перед телевизором, компьютером и за видеоиграми. Боритесь с привычкой ребенка есть, смотря в телевизор или монитор компьютера. Старайтесь готовить и предлагать ребенку разнообразную здоровую еду. Старайтесь завтракать, обедать и ужинать с ребенком вместе. Поощряйте детей есть овощи и фрукты не менее пяти раз в день, ограничьте сладкие напитки и никогда не пропускайте завтрак.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.