Скрытый смысл в русских народных сказках

Алан-э-Дейл       08.06.2022 г.

Тайны за семью печатями

Яйцо — глубокий символ, олицетворяющий мироздание. В свете этого совсем не случайно, что в некоторых вариантах начинался переполох, куры летали, ворота скрипели. Но ещё яйцо — символ зарождения чего-то нового.

В мифологии Индии бог Брахма долгое время спал в золотом яйце. Пробудившись, создал землю, небесный свод, духов и, наконец, людей из разных частей своего тела (что привело к делению их на касты). Появление мироздания из яйца — весьма выразительный образ. Любопытно, что в этом контексте оно золотое. Налицо ассоциации с солнечным светом.

В греческой мифологии яйцо — весьма интересный предмет

Красавица Леда привлекла внимание самого Зевса. И тот, приняв облик лебедя, овладел ею

Результатом этого стали несколько яиц, рождённых Ледой. Из одного из них появилась на свет Елена Прекрасная — будущая невольная виновница Троянской войны. Такая своеобразная нить, протянутая от чудесного рождения к разрушению.

В литературе разбивание яйца — процесс совсем не простой. Как тут не вспомнить «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, где шла война между Лилипутией и Блефуску. А всё из-за спора, с какого конца разбивать яйцо. Вражда между тупоконечниками и остроконечниками стала нарицательной для обозначения бессмысленных противоречий.

Кадр из д/ф «Гулливер в стране лилипутов». Художник Эрнё Зорад

Детство (1852)

Кадр из фильма «Детство. Отрочество. Юность» — Петр Фоменко,1973

С этого произведения большинство русских детей начинают знакомство со Львом Толстым. «Детство» — часть биографической трилогии, и одна из первых попыток препарировать чувства и мысли, найти их природу. Автор пристально наблюдает за своим героем, маленьким Николаем (а фактически за самим собой) на переходном этапе его жизни — отец забирает его в Москву из родного дома, отнимает от любимой матери, которая олицетворяет чистоту и уют. Позже она умирает, и счастливое детство героя на этом заканчивается. Толстой в подробностях разбирает обиду, стыд, стеснение, волнение — все, что переживает ребенок.

КОЛОБОК

     — Да при том, что колобок — это и есть наша Луна!
     И эта сказка не детская. Она для взрослых, но благодаря детям дожила до нашего времени и будет жить еще очень долго… Хранители этой замечательной сказки — дети, а смысл её должны понимать взрослые… Дети со своей задачей справились… Взрослые подкачали! Так-то, Юра.
     — Ну и как её понимать? В ней ведь сплошная глупость!
     — Так же, как и в сказке «Курочка Ряба». Логики никакой, а смысл громадный, — уже серьёзно сказал хранитель.
     — Давай разберём «Колобка» вместе.
     С чего она начинается?
     Что некий дед предложил своей старенькой жене испечь колобок. Вот бабушка по сусекам поскребла, метлой помела и собрала муки на выпечку — на колобок.
     — Так?
     — Так, — согласился я. — Теперь, кто такие дед с бабкой?
     Возможно сам Сварог с матерью Сва — Ладой. Они часто выступают в образе стариков в наших сказках. Может и намёк на нашу древнюю метрополию… Скорее всего и то, и другое. Образы наверняка собирательные

Важно то, что приготовлением выпечки была занята женщина-хранительница единства, согласия и любви. Отсюда слово лад или Лада!

Сказка «Колобок» сакральный смысл

Оберёг славянскому народу и, вместе с тем, сказ о создании Человека. А вы думали это просто история похождений хлебобулочного изделия? Как бы ни так.

Снова сказка начинается с упоминания основы основ — старика и старухи. И тут важна каждая деталь, ведь каждое слово в сказании — не просто так.

Просит старик «Испеки старуха колобок». Здесь снова видна первостепенность мужской энергии — идея, мысль, задумка исходит от Мужского начала, равно как и подсказка как именно этот процесс начать «по сусекам поскреби, по амбарам помети». 

Женская же энергия — податлива, созидательна. И вы думаете, что о мукЕ в её прямом понимании речь? Не-а. Речь на самом деле о прахе, из которого, как известно, всё создано и в который всё превращается в итоге. Плюс мука здесь — аналогия первой стихии, Стихии Земли.  

Далее старуха замешивала тесто.  В современном варианте часто значится «на сметане», но скорее всего, изначально подразумевалась вода, т.к. тут по смыслу как искомый паззл в головоломке подходит упоминание второй стихии — Стихии Воды. Далее испекла в печи, и вот третья стихия — Стихия Огня. И положила на окошко остынуть. Стихия Воздуха. И положила она что? Колобок.

В древнеславянских верованиях слово «Коло» олицетворяло одновременно колесо, круг и обозначало способность к беЗконечным перерождениям, как сансара в буддизме или индуизме. И вот мы видим зашифрованный в символах образ созданной Человеческой Души.

Далее Колобку сделалось скучно, и он покатился. Сам его путь с окна на лавку, с лавки на половицы, далее в сени, на крыльцо, на дорожку, за околицу и по тропинке в лес, символизирует ту самую свободу воли, свободу выбора, которая присуща каждому человеку от рождения. А как уж он ей воспользуется, в своей жизни зависит только от него самого.

Тайные знания и практики давно перестали быть тайной за семью печатями. Вы можете убедиться в этом, попробовав простые практики, меняющие вашу жизнь.

Друзья, если вам понравилась эта статья, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

Небольшое напутствие

Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.

Для того чтобы понять истинную суть сказок, в особенности, русских, человек должен отодвинуть на задний план своё нынешнее мировосприятие, и постараться посмотреть на мир и жизнь в нём тем взглядом, которым на них смотрели люди, жившие в те далёкие времена, когда сказки только начали появляться.

Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства.

Помните: волшебство есть, и оно окружает вас повсюду!

Вариант 2

Сказки, конечно, учат. В них нет, как в баснях, такой уж морали – в конце отдельной строкой, но всё и так понятно. Общее направление – это учиться добру, побеждать зло.

В сказках, понято, всё просто. Вот если бы в жизни всё так было: добро и зло, белый и черный… Сказка учит проходить препятствия, побеждать зло, не поддаваться злым чарам. Учат находить свою любовь, смело идти вперёд, помогать всем. Не бояться.

Но они не учат анализировать, почему, например, Кощей злой. Может, у него была несчастная любовь, травма в детстве… Не просто так он таким стал. То есть мы учим основы

В жизни, думаю, нужно применять осторожно эти уроки. Просто дальше они усложняются

Так ведь во всём – сначала мы учим базу, а после уже усложняем.

В принципе, все сказки похожи тем, что добро побеждает. Бедный трудяга получает помощь (обычно волшебную), отправляется в путь (а на это нужна смелость), встречает разные трудности, всех побеждает… И ещё герой встречает разных существ волшебных. Обычно они ему помогают, хотя иногда нужно пройти испытания. Вот, например, баба Яга. Страшная, но могущественная. Может и съесть! Но если ей помочь, то подарит, например, клубочек, который дорогу показывает. Говорят, что подобное и в жизни бывает, но только, конечно, Яга уже не бабка, а, например, завуч… И в конце сражаешься с чудовищем, побеждаешь, становишься принцем. То есть происходит превращение.

И ещё я слышал, что сказки намекают на внутреннее путешествие. То есть ты стараешься понять себя, раскрыть в себе новые качества… Встречаешься со своими «драконами», хотя бы со страшным зверем – Лень. Побеждаешь его, а тогда становишься «принцем», то есть открываешь новые качества, добиваешься цели.

Можно сказать, что сказки, так как они много раз повторялись всё новым поколениям уже так вошли в сознание и подсознание, что влияют на человечество. Главное, что они учат добру, хорошему ещё до религии, до государства…

2, 5 класс

Чердак и камин

Золушка жила «на чердаке, под самой крышей, на тоненькой подстилке» (Здесь приводим текст в пересказе Шарля Перро, переведенный Н. Касаткиной. — Прим. авт.). Дом символизирует сознание, а крыша — духовное начало. Тонкая подстилка и весь образ жизни героини указывают на аскезу, инструмент саморазвития и духовной практики.

Камин — это сердце дома. Дж. Купер в «Энциклопедии символов» называет очаг внутренним духовным центром.

Золушка топит печь и выносит золу, а зола — результат борьбы огня, преображение. Получается, что героиня постоянно преображается, взрослеет. Когда она получает начальный опыт, появляются и роскошное платье, и неповторимые туфельки, да и бал затевается так кстати. Пройдя определенный этап развития, девушка готова блистать на нем.

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Загадки по сказкам — лучшая подборка


Загадки по сказкам — лучшая подборкаЗагадки по сказкам — лучшая подборка:

Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом… Кем же были эти Маленькие дети? (Семеро козлят.)

Была она артисткой Прекрасной, как звезда, От злого Карабаса Сбежала навсегда. (Мальвина.)

Вот совсем нетрудный, Коротенький вопрос, Кто в чернильницу сунул Деревянный нос? (Буратино.)

Человек немолодой Вот с такущей бородой. Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, И вообще для всех людей Он отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из вас Кто же это? (Карабас.)

Чуть больше ноготка. В кроватке из ореха Девочка спала. И такою маленькой Милою была. Ты читала такую книжку? Как зовут эту малышку? (Дюймочка)

Дюймовочки жених слепой Живет все время под землей. (Крот.)

В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Красная Шапочка.)

Она была подружкой гномов И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка.)

Скорей бы приблизился вечер, И час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете Поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает Откуда я, как я зовусь, Но только лишь полночь настанет, К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)

Дед и баба вместе жили, Дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчурку в пар. Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали? (Снегурочка.)

Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка (Снегурочка.)

Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)

Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит.)

Этот сказочный герой С хвостиком, усатый, В шляпе у него перо, Сам весь полосатый, Ходит он на двух ногах, В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах.)

Сказки для подростков

     Считалось, что волшебные сказки — для подросткового возраста, для тех, кто собирается в недалеком будущем заводить семью.
     В сказках всё заканчивается свадьбой, потому что дальше неинтересно, предсказуемо.
     Рассказывается главное — как человек проходит определенные стадии, как ответственно относится к свадьбе, показывает знание обряда, умение обращаться к опыту предков.
     Если все условия выполнены и соблюдены — семья будет счастливой.

     Василиса Прекрасная сходила к Бабе-яге, обрела мудрость, которая необходима для замужества.
     Она заранее всё знает, предвидит.
     Наткала ткань, подарила её (не продала!) с помощью старушки царю, сшила рубашку.
     Раньше рубашку шила только невеста своему жениху, при этом она запиралась в комнате, чтобы никто не вошёл, потому что исполняла определенный ритуал, вышивала знаки, заговоры, которые притянут к ней царя.
     В итоге — свадьба и счастливая жизнь.

     — Мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней,
     — считает Светлана Курячая.
     — К сожалению, многие негативно относятся к термину язычество, не понимая, что дохристианская культура была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью.
     И помните слова Юрия Лотмана:
     «Культура — это атмосфера, которую создает народ для собственного выживания».

О чём говорят сказки? 

     Время и продолжительность жизни допотопного человечества 
     Многие сказки несут в себе крупицы древней мудрости.
     В их число входят румынские и молдавские сказки.
     В молдавской Сказке о поросёнке говорится о времени, когда беременность женщин продолжалась больше трёх лет и проходила без родовых мук, а на земле жили драконы, василиски, многоголовые гидры и прочие чудовища.
     Это могло быть между 24 млн. и 70 тыс. лет, скорее даже в начале этого периода

2кн.стр.4 (Сидоров Г.)
— Ты, что русских народных сказок не читал?
     — Вроде бы читал, — смутился я, — да и сейчас перечитываю.

— Ну, тогда вспоминай, кто всегда был главным соперником наших витязей?
И не только русских, но и индийских, и иранских, и западноевропейских?
     В народной традиции этих зверюг обычно именуют или змеями, как в Индии — нагами, или драконами.
     — Но я всегда считал, что все предания о сражениях людей со всякими там Горынычами, всего лишь память о последних уцелевших на Земле гигантских ящерах, — сказал я.
     — А между тем есть вполне конкретные их описания. Например, у того же Афанасьева. Этот великий русский подвижник смог докопаться до сути и понять, кто они. Из его дневников, ящероподобные, прежде всего, богатыри-поединщики. Они закованы в непроницаемую чешуйчатую броню, имеют короткий плоский хвост, змееподобную голову и длинные гибкие руки. Чаще всего люди-ящеры представляют собой витязей-одиночек. Но иногда они окружают себя и эскортом, — старик на несколько секунд замолчал, а потом добавил, — они владеют грозным лучевым оружием. Но в то же время многие мифы отмечают их воинскую честь: с людьми эти твари, как правило, сражаются на равных — оружием холодным, и даже когда проигрывают не прибегают к своей грозной технике. В мифах говорится, что они очень умны и мудры, что люто ненавидят людей, но иногда, очень редко, становятся и друзьями…

— Интересно, куда драконоподобные подевались в наше время? — думал я.
     — Наверное, забились в свои пещеры и нос не показывают. — И я напрямую задал этот вопрос «знахарю».
     — Тебе же всё известно! — сказал он удивленно.
     — Пещеры, пещерами, а под землёю в гигантских пустотах у них целые города, особенно на дне Мирового океана, но дело совсем не в этом, — сделал паузу «знахарь».
     — Не лезли бы они в наши земные дела. А то ведь лезут, и ещё как!

КОЛОБОК

Попросил Рас Деву: — Испеки мне Колобок. Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему — Ворон: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес. Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился. Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: — Колобок-Колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, Лисонька, — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его — “ам”, и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни “почти ватрушкой”, как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). “Замес” Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на
убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — “съедают” часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. — Это про Небеса и Ярило-Солнце. Интересно, как бы современные сказочные новоделы изобразили бы красного Колобка? Подмешали румян в тесто?

Для детишек еще пара-другая загадок: Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц) Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился. (Месяц) Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто ее не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце) Кто на свете всех богаче? (Земля)

Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с
зодиакальным знаком Льва.

Смысл, спрятанный от нас

Изначально сказка «курочка Ряба» была намного длиннее, и история была в ней другая. Когда разбилось яйцо, в деревне начались настоящие страсти: попадья пироги выкинула, сорока ноги поломала, а в одной из версий, кто-то даже повесился. Видимо один из рассказчиков решил не пересказывать всю эту ужасную историю и придумал хороший финал. Так сказка дошла до наших дней, но совсем лишилась какого-либо смысла.

Специалисты, которые исследуют фольклор, имеют разные мнения по поводу этой сказки. Одни говорят, что яйцо олицетворяет созидание и разрушение мира. Дед с бабкой смотрят на него, радуются, как бы созидают мир. Само по себе яйцо означает рождение, золото олицетворяет смерть, мышка, разбивающая яйцо, как посредник между двумя мирами, жизнью и смертью.

Некоторые специалисты проводят параллель между сказкой и историей из библии про Адама и Еву. Где они бабка с дедкой, а яйцо — яблоко. Еще одна версия, что бабка с дедкой олицетворяют в сказке старость. Они настолько слабы, что не могут разбить яйцо, а мышка разбила. Возможно, эта сказка о взаимосвязи событий, когда люди раздувают из мухи слона, и от этого начинают страдать люди. Вот такая казалось бы небольшая сказка, которую мы читаем своим детям и вот так много смыслов может быть заложено в ней. Остается только выбрать то, что кажется наиболее подходящим вариантом.

РЕПКА

Текст сказки наверняка все помнят c детства. Разберем эзотерику сказки и те грубые искажения образности и логики, которые были нам навязаны.

Читая эту, как и большинство других якобы “народных” (т.е

языческих: “язык” — “народ”) сказок, обращаем внимание на навязчивое отсутствие родителей. Т.е., перед детьми предстают сплошь неполные семьи, чем с детства внушается мысль, что неполная семья — это нормально, “все так живут”

Растят детей одни только дедушки и бабушки. Даже в полной семье стало традицией “сдавать” ребенка на воспитание старичкам. Возможно, эта традиция утвердилась во времена крепостного права, как необходимость. Многие скажут мне, что и сейчас времена не лучше, т.к. демократия — тот же рабовладельческий строй. “Демос”, по-гречески, — не просто “народ”, а народ зажиточный, “верхушка” общества, “кратос” — “власть”. Вот и выходит, что демократия — власть правящей верхушки, т.е. то же рабовладельчество, только имеющее в современной политической системе стертое проявление. Кроме того, религия также является властью верхушки для народа, и также активно участвует в воспитании паствы (сиречь: стада), для своей и государственной верхушки. Что мы воспитываем в детях, рассказывая им сказки под чужую дудку? Продолжаем “готовить” новых и новых крепостных для демосов? Или рабов Божиих?

С эзотерической точки зрения, какая картина предстает в современной “Репке”? — Линия поколений прервана, нарушен совместный благой труд, идет тотальное разрушение гармонии Рода, Семьи,
благополучия и радости семейных взаимоотношений. Какие люди вырастают в неблагополучных семьях?.. И этому учат нас новоявленные сказки.

Конкретно, по “РЕПКЕ”. Двое, самых главных для ребенка героев, отец и мать, отсутствуют. Рассмотрим, какие Образы составляют суть сказки, и что же конкретно было убрано из сказки на символическом плане. Итак, действующие лица: 1) Репка — символизирует Корни Рода. Она посажена
Предком, самым Древним и Мудрым. Без него и Репки бы не было, и совместного, радостного труда на Благо Рода. 2) Дед — символизирует Древнюю Мудрость 3) Бабка — Традиция, Дом 4) Отец — защита и опора Семьи — убран из сказки вместе с образным значением 5) Мать — Любовь и Забота — убрана из сказки 6) Внучка (дочка) — Потомство, продолжение Рода 7) Жучка — охрана достатка в Роду 8) Кошка — благостная обстановка Дома 9) Мышка — символизирует благосостояние Дома. Мыши заводятся только там, где есть избыток, где каждую крошку не считают. Эти образные значения связаны между собой, как матрешка — одно без другого не имеет уже смысла и полноты.

Вот и думай потом, ведомо или неведомо были изменены русские сказки, и на кого они “работают” теперь.

Смысл народной сказки

В этой статье вы узнаете:

Однако никто не поспорит с тем, что среди огромного многообразия сказок, есть три особенные, стоящие для всех нас как бы отдельно.

В них вроде бы незатейливый текст, но почему-то другие сочиняются и забываются, а именно эти три сказки передаются из поколения в поколение уже много веков. Это сказки для самых маленьких, известные всем от мала до велика. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

Однако, так ли прост их смысл? И почему именно они, а не другие так

нравятся детям и взрослым? И почему именно эти три сказки не канули вглубь веков, а продолжают пересказываться и сейчас практически без искажений? Уверяю вас, вам будет чему удивиться, прочитав эту статью до конца.

Всё дело в том, что в этих трёх дошедших до нас сказках заключена ни больше, ни меньше — тайна Мироздания. Сильно? То ли ещё будет. Древние славяне мыслили образами, одна буквица чего стоила, в ней каждый знак одновременно символ и слово, а все вместе они — послание и завет последующим поколениям. Наши предки были мудры и поэтому смысл и образ вкладывали во всё.

Сказка «По щучьему веленью»

Что мы знаем из сказки: Молодой человек по имени Емеля сидел на печи и ничего не делал. В один из дней, пойдя на реку за водой, он выловил щуку. Щука попросила Емелю её отпустить, а взамен согласилась исполнить несколько желаний. После недолгих раздумий Емеля попросил у щуки царевну и дворец, что и получил в итоге, а также стал красавцем.

Скрытый смысл: Печь символизирует собой пространство сознания, в котором герой сказки находился большую часть времени, и из которого выбираться очень не хотел, т.к. всё время созерцал сам себя. Однако человек не может находиться в гармонии, если его внутренний мир никак не связан с внешним.

«Познакомившись» с щукой, Емеля осознал свои истинные желания и обрёл намерение, которое выражается в словах: «По щучьему велению, по моему хотению». Щука же, в свою очередь, представляет собой природу-мать, по отношению к которой Емеля и проявил внимательность. И уже затем природа дала ему возможности для реализации своего намерения и самосознания.

Фраза: «По щучьему велению, по моему хотению» означает единство двух граней бытия – Духа человека и его Души. Щуку также можно трактовать как «Щура», т.е. пращура – родоначальника всего и человеческого духа. Река, из которой Емеля решил набрать воду, является неким энергоинформационным каналом, в который можно проникнуть, только выйдя из привычных рамок и отказавшись от сковывающих убеждений. В конечном счёте, Емеля, посредством освобождения своего духа, достиг недоступных человеку в обычном состоянии сознания возможностей и стал властелином своей судьбы. Кроме того, становление Емели прекрасным принцем – это проявление внутренней красоты на внешнем плане.

КЛЮЧИ К СЛАВЯНСКИМ ВОЛШЕБНЫМ СКАЗКАМ

      В русских народных сказках змей является охранителем границы в Царство Небесное.
     Сама граница описывается как огненная река, называемая Смородинка /»мор» – смерть, «один» – один, т.е. смерть одна/.
     Через неё ведёт мост, называемый «калиновый» /на санскрите «кали» – «злосчастный»/, т.е. на эту границу может ступить только тот, у кого яйцехоре /семя дьявола/ проявилось в полной мере.
     Перейти же через мост может тот, кто убьёт змея, /яйцехоре/ – всю свою скотскую стихию. 
     ЯЙЦЕХОРЕ – оплодотворённая живатмой агга – частица праха; «семя дьявола» в каждом существе. 
     Является источником саморазрушения и страданий.
     Яйцехоре, одухотворённое Живой, преобразуется в Светье тело Живы. 
     При этом Жива становится Параматмой. 
     Если этого не происходит, то яйцехоре преобразуется в каррох – демоническую материальность, т.е. таким образом увеличивает прах («яйце» – яйцо, сфера, «хоре» – центр, основа).

Крейцерова соната (1887—1889)

Кадр из фильма «Крейцерова соната» — София Милькина, Михаил Швейцер/Мосфильм, 1987

Эта небольшая повесть вызвала невероятно бурную реакцию в обществе, ей зачитывалась молодежь, но одно время она даже была запрещена к печати царской цензурой. По сюжету муж убивает жену в порыве ревности. Его оправдывают, и через много лет рассказывая об этой истории случайному попутчику, он размышляет, как сильно развращено все общество.

Ему противно, что девушек с юности готовят быть хорошими женами и угождать мужьям, а для юношей считается нормальным предаваться разврату  до брака. Толстой транслирует собственное разочарование в институте брака, его кризис. При том он вообще призывает отказаться от всего плотского, предназначение женщины он видит именно в рождении детей и уходе за ними.

Сказкотерапия

Рассмотрев основные архетипы и смыслы русских сказок, вернемся к сказкотерапии (более подробно ознакомиться с этой темой вы можете в другой нашей статье – «Сказкотерапия как метод психологической коррекции»). Ее суть — воздействие на подсознание человека. Мы выяснили, что в основе каждой истории лежат универсальные архетипы, при помощи которых терапевт может проработать любую ситуацию, просто рассказывая историю.

Еще более действенный метод, который часто используют сказкотерапевты в работе со взрослыми, — придумывание собственных историй. Чтобы добиться желаемых изменений в жизни, надо в первую очередь изменить себя, но далеко не каждый понимает эту необходимость и осознанно к этому стремится. Сказка помогает постичь собственный внутренний мир и найти варианты решений назревшего конфликта, внутреннего или внешнего. Узнавая в сказочном персонаже себя или придумывая нового героя, человек не полностью отождествляет себя с ним и тем самым получает возможность свободно выразить все свои тайные желания, переживания и мысли, обычно скрытые глубоко в подсознании («это не про меня — значит, можно»). Навь — это не только мир мертвых, это еще и подсознание, где, общаясь со своим внутренним героем, можно встать на путь трансформации.

Подобно Ивану-царевичу, человек попадает в волшебный мир, где он не скован рамками условностей и поэтому может найти нестандартные способы решения своих проблем. В результате терапии он самостоятельно отыскивает пути выхода из затруднительных ситуаций, понимает, какими ресурсами обладает сам, а с чем не может разобраться без посторонней помощи. Итог — сознание человека изменяется, мысли роятся в голове даже после того, как сказка окончена. А это значит, что положительные изменения не заставят себя ждать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.