30+ упражнений для развития креативного мышления

Алан-э-Дейл       09.11.2022 г.

Оглавление

Книги по развитию креативного мышления

Разнообразие
книг по развитию креативного мышления весьма велико, как в сегменте
русскоязычной литературы, так и на других языках. Одни рассказывают интересные
жизненные истории о том, как формируется человек креативный, что на него влияет
и почему одни становятся «генераторами идей», а другие останавливаются в своем
развитии (Дэйв Тротт. «Один плюс один равно три»).

Другие
рассматривают работу когнитивных функций, которые связаны с принятием
нестандартных решений, разрешения сложных ситуаций, «озарений и инсайтов».

Наш мозг
— самый удивительный орган, и знание механизмов, происходящих в нем, дает
возможность по-новому взглянуть на креативность, как критерий развития и
эволюции «Homo sapience» (Дэвид Иглмен, Энтони Брандт
«Креативный вид. Как стремление к творчеству меняет мир»).

Практические
техники, упражнения и советы возможно узнать и применить на практике, если
прочитать книгу «Рисовый штурм и еще один способ мыслить нестандартно» Майкл
Микалко.

Все эти книги, а также и многие другие, дают ответы на большинство вопросов, связанных с креативным мышлением. Они увлекают за собой читателя, погружая его в увлекательный мир познавательных процессов, происходящих в мозге, а также раскрывают тайну происхождения гениальности.

Визуализируйте идеи с помощью скетчей

Выражать мысли можно не только с помощью слов: попробуйте создавать визуальные заметки, используя фигуры, стрелки и другие средства.

Как объясняется в книге Бетти Эдвардс «Откройте в себе художника», за вербальные и когнитивные способности в основном отвечает левое полушарие мозга, тогда как зрительные процессы обрабатываются в правом полушарии.

Скетчи возможных решений помогут развить креативные механизмы и быстрее находить удачные идеи. Исследование Университета Дрекселя показало, что этот художественный подход также затрагивает системы вознаграждения мозга и позволяет нам чувствовать себя более деятельными и мотивированными.

Цели и задачи курса

Вообще, тему развития творческого мышления можно исследовать чуть ли не до бесконечности, находя в ней все новые грани и оттенки. Поэтому мы не будем пытаться найти «Святой Грааль», ради которого все затеяно, а укажем на несколько, на наш взгляд, наиболее важных целей, достойных кропотливой работы над креативной составляющей своего разума.

Итак, развитое творческое мышление и воображение позволят вам:

1  
Мыслить нестандартно. Мыслительные шаблоны и клише уже давно потеряли свою актуальность и только снижают эффективность человека, чего бы это ни касалось. Развитое творческое мышление помогает находить неожиданные решения сложных проблем, быстрее преодолевать трудности, продуктивнее работать, больше успевать, добиваться результатов там, где остальные пасуют.
2  
Добиваться успеха. Открытие бизнеса, накопление денег, инвестиции, ведение переговоров, публичные выступления, заключение сделок – везде нужен творческий подход, т.к. именно он делает человека на голову выше других, формирует его репутацию и авторитет, помогает ему стать незаменимым членом команды. Впрочем, креативность пригодится даже грузчику на складе или офис-менеджеру в небольшой фирме.
3  
Развивать интеллект. Большинство по-настоящему творческих людей обладают высоким IQ. А это значит, что развитие креативности оказывает совокупный эффект на развитие интеллектуальных способностей. Вы становитесь умнее и эрудированнее, расширяется ваш кругозор и пополняется багаж знаний, в мозге образуются новые нейронные связи, что, помимо прочего, благотворно сказывается на здоровье и даже продлевает жизнь.
4  
Быть интересным. Творческое мышление делает из человека интересного собеседника, с которым можно поговорить на разные темы и необычно провести время. Подспудно развиваются и чувство юмора, навыки коммуникации, умение конструктивно разрешать конфликты. Творческие люди, словно магнит, выгодно отличаясь от обывателей, притягивают к себе окружающих и завоевывают преданных друзей.
5  
Развиваться духовно. Творчество – это всегда выход за рамки, и именно поэтому, всецело воздействуя на личность человека, оно делает его одухотворенным, смотрящим вглубь вещей, видящим более остальных. Не мудрено, что многие творческие люди живут в гармонии с собой и миром, четко понимают свою миссию и предназначение, занимаются любимым делом и черпают счастье из каждого проживаемого дня.

Какие бы цели вы перед собой не ставили, будь то сугубо прагматичные вещи, такие как продвижение по карьере, получение степени доктора наук или развитие собственного бизнеса, либо нечто «не от мира сего», например, поиск смысла жизни, создание неповторимых предметов искусства или написание романа, творческое мышление везде сыграет вам только на руку и позволит приблизиться к мечте намного быстрее.

Однако прежде чем приступать к развитию творческого мышления и креативности, необходимо понять, что именно они собой представляют. Поэтому продолжить мы хотим небольшим разговором о смысле, вкладываемом в эти понятия.

Семь креативных техник для любого вида творчества

Существуют сотни разнообразных техник креативности, что любопытно, при помощи них люди придумывают в том числе другие креативные техники, так что их будет становиться все больше и больше. В статье вашему вниманию предлагается семь интересных креативных техник, которые вы можете использовать в творчестве, личной жизни и при решении любых проблем. Но перед тем как перейти к техникам, не забывайте, что ключевым моментом является постановка задачи или проблемы. Только потом можно начинать думать о проблеме, либо же смотреть на саму постановку проблемы под другим углом. Иначе вы можете искать решение проблемы, которую сами для себя нечетко сформулировали. Читать подробнее…

2

Примеры креативного подхода

Чтобы вам было понятно, как креативность работает в повседневной жизни и в бизнесе, приведу несколько показательных примеров.

Тюбик пасты

В середине XX века всем известная компания по производству зубной пасты Colgate искала способы увеличить прибыль. Рынок был насыщен, оборот достигал миллионов долларов, казалось, что все способы уже исчерпаны.

Проводилось множество круглых столов и мозговых штурмов, где предлагалось увеличить вложения в рекламную кампанию, поглотить мелких конкурентов и т. п. Все эти советы не устраивали руководство компании.

В итоге одному рядовому сотруднику на производстве пришла гениальная идея: увеличить диаметр горлышка тюбика. Что и было сделано. Это позволило сократить использование одного тюбика пасты с двух недель до одной и принесло компании дополнительные 20 % прибыли.

Кроссовки крупным планом

Компания Puma заплатила футболисту Пеле за то, чтобы тот начал завязывать шнурки на своих кроссовках за несколько минут до начала финального матча чемпионата мира 1970 года между Бразилией и Италией.

Этот эпизод, естественно, попал в объективы телекамер, и весь мир увидел, что легендарный футболист играет в кроссовках Puma. Такой трюк обеспечил компании небывалую популярность и успех.

Бром по 27 центов

Пока американские производители держались в стороне от европейского рынка, немецкий химический гигант не совался в Америку – таков был негласный договор. Но Герберт решил рискнуть и направил в Англию первую партию своего товара, которая разошлась на ура. После этого ему удалось наладить регулярные поставки.

Находчивый сосед

Однажды на просторах интернета мне попалась забавная история. Молодой человек делил комнату в студенческом общежитии с неряшливым и нечистоплотным соседом. Тот мог неделями не убираться, не мыть за собой посуду и т. п. В общем, серьезно омрачал жизнь своим присутствием. Никакие угрозы и уговоры на него не действовали.

Тогда парень придумал гениальный способ решения проблемы. Он зарегистрировался от имени девушки на сайте знакомств, на котором частенько зависал сосед. Разместил красивую фотографию и завязал общение с ничего не подозревающим неряхой. Спустя какое-то время сосед пригласил “новую знакомую” домой, на что та ответила согласием. Вот тут-то сосед взял себя в руки и буквально вылизал комнату до блеска.

Как работает дизайн-мышление

Процесс решения проблемы состоит из пяти этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототип, тест.

Рассмотрим каждый этап подробно на двух контрастных примерах, когда дизайн-мышление помогло лично мне.

Владелец тюменского сервисного центра попросил меня разработать лендинг. Прежде я делал их только для своих проектов и мне было легко: я знал, что хочу рассказать и донести до пользователей. Но про ремонт смартфонов я не знал ничего.

1 этап. Эмпатия

Эмпатия — умение включиться в переживания и опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует. Это главное качество дизайн-мышления, так как именно оно позволяет отстраниться от своих предположений и убеждений, взглянуть на проблему глазами пользователя.

Настоящий дизайнер — всегда эмпат. Он ищет наиболее комфортное решение. Делать проекты, в которых вы разбираетесь, — легко. Если вы увлекаетесь рэпом, сделать лендинг для рэпера просто. Но если заказчик торгует на финансовой бирже, придётся вникнуть в его бизнес, разобраться в процессах и понять, что он чувствует, когда общается с людьми. Посмотрим, как эмпатия работает на практике.

Чтобы понять, что важно для клиентов сервиса по ремонту телефонов, я погрузился в атмосферу заказчика. Взял интервью у владельца бизнеса и провёл с командой рабочий день

Наблюдал за тем, какие вопросы задают клиенты, что их волнует, когда они отдают свои смартфоны на ремонт.

2 этап. Фокусировка

Систематизируйте информацию, которую вы получили с помощью эмпатии, анализируйте наблюдения и выделяйте ключевые проблемы пользователя. Цель фокусировки — сформулировать вопрос, на который вы будете искать ответ на следующем этапе.

Общаясь с командой, я понял — большую часть времени они тратят, чтобы ответить на одни и те же вопросы: на какой срок даётся гарантия, какие случаи гарантийные, нужно ли вносить предоплату. В итоге я сформулировал вопрос: как сэкономить время клиента и команды?

3 этап. Генерация идей

Когда вы определили проблему пользователя, придумайте и проработайте нестандартные решения. Откажитесь от критического мышления, к которому мы все так привыкли. Критика может загубить хорошую идею. Записывайте всё, даже самые бредовые мысли. Как креатив кончится, отберите жизнеспособные идеи и переходите к следующему этапу.

Я предложил несколько решений проблемы:

  • сделать на лендинге раздел с ответами на вопросы;
  • снять видео, где директор сервиса отвечает на вопросы;
  • написать серию постов в соцсетях.

4 этап. Прототипирование

Здесь задача — проверить работоспособность идей на практике. Достаточно сделать бюджетную версию продукта с функциями, которые помогут решить обозначенную задачу.

Прототип поможет:

  • в случае успеха — найти верное решение, заметить недостатки, доработать и создать продукт;
  • в случае неудачи — опровергнуть гипотезу, сохранить время и деньги.

Если прототип удачный, переходите к следующему этапу. Если нет — попробуйте определить проблему заново.

Ответы на вопросы — понятный и универсальный вариант, который работает на всех платформах. Пользователь выбирает нужный вопрос, и ответ уже на экране.

5 этап. Тестирование

Тестируйте готовый продукт и лучшие решения, которые разработали в ходе прототипирования. И хотя это финальный этап, дизайн-мышление — повторяющийся процесс: используйте результаты тестирования, чтобы определить и решить другие проблемы. Это можно сделать с помощью обратной связи от клиентов.

Я сверстал прототип раздела, показал, как он будет выглядеть.

Вместе с заказчиком мы протестировали его с разных устройств и убедились, что всё работает. После этого я , добавил фоновую картинку и анимацию.

Что такое креативность и чем отличается от творческого мышления (кратко)

 Кратко, простыми словами, не вдаваясь в теоретические подробности, поясню, что такое креативность.

Креативность – это способность находить новые пути решения, непривычно, за рамками стереотипов,  мыслить. Это смекалка в обычных житейских условиях и нестандартных ход мыслей в профессиональной деятельности. Креативные люди легче и быстрее генерируют идеи, у них  свое, отличное от других,  видение на вещи. Такие люди часто замечают что-то необычное в обычном мире, у них как будто немного другое зрение.

Мне, как тренеру часто задавали вопрос: «Креативность и творческое мышление – это одно и то же?». Это синонимы. Просто слово «творчество» чаще употребляется в сфере искусства, а слово «креатив» в профессиональной или учебной сфере.

В современных профессиях все чаще и чаще можно встретить требование к должности – обладание креативным мышлением:

  • Дизайнеры
  • Маркетологи
  • Таргетологи

И в привычных профессиях, таких как педагоги, кулинары и менеджеры по продажам никак нельзя без творческого подхода.

Тренинг по развитию креативного мышления

Креативность
возможно развивать не только индивидуальными играми и упражнениями. Для
большинства компаний важна работа в команде (своеобразный «командный дух»), это
позволяет вести компанию вперед к достижению новых вершин и к прибыли.

Рассмотрим несколько упражнений для развития креативности в команде:

Разогрев
перед тренингом

«Откуда,
почему, что, как»

Участвующим
в тренинге дается необычный предмет или, как вариант, его фотография
(назначение этого предмета не должно быть очевидным). Каждый по кругу должен
ответить на следующие вопросы:

Для чего
он предназначен?

Из какой
области этот предмет?

Как этот
предмет используется?

Запрещаются
повторения в ответах. Приветствуются «свежие», оригинальные ответы на каждый из
поставленных вопросов.

Для чего это упражнение? Активизация быстроты мышления, реакции, пробуждение к выдвижению новых инновационных идей.

Упражнения во время тренинга

«101
неудачная попытка»

Нескольким
командам предоставляется горстка палочек, из которых за ограниченное время (20
мин) необходимо построить самое высокое здание. Обычно у команды, мыслящей
рационально, получается самое небольшое здание. Те же, кто мыслит нестандартно,
пытаются найти оригинальное решение, при неудаче не «опускают» руки, тогда и
получается наилучший результат.

Для чего
это упражнение? Упражнение дает понять, что неудачи необходимы. Они дают
возможность роста, открывая новые возможности.

«Мозговой
штурм»

Существуют
несколько вариантов этого упражнения. Основная идея заключается в том, чтобы
участники по какому-нибудь вопросу выдвигали любые, самые нелепые соображения,
а другие участники не подвергают суждения критике, а пытаются их дополнить и
усовершенствовать.

Для чего
это упражнение? Учит не отвергать новые идеи, а пытаться из нелепости создать
нечто новое, что в перспективе принесет успех.

Командные тренинги необходимо проводить для генерации новых идей, придумывания новых продуктов и услуг. От этого выигрывает не только компания (в виде получения прибыли), но и потребители, у которых появляется возможность улучшить свою жизнь, сделав ее более комфортной.

Упражнения для тренировки и развития творческого мышления

Чтобы ум начал работать творчески, нужно его приучить работать в разных направлениях. Вам помогут следующие упражнения на развития креативного мышления.

Упражнение «Найти другое применение предмету». Возьмите, к примеру, обычный предмет табуретку и попытайтесь придумать что ещё с ней сделать. Можно её перевернуть и использовать как подставку для ёлки. Можно использовать её гладкую поверхность в качестве стола. Можно такой метод применить и к словам. Возьмите любое слово и придумайте с ним нестандартную фразу или метафору. Представьте смысл образно, затем сверните и замените символом. Постарайтесь найти этот символ в очертаниях какого-нибудь предмета.

Упражнение «Рассказ из ограниченного количества слов». Чем больше вы ограничиваете для себя реальное пространство, тем больше стимулируется выработка всевозможных мыслей, как можно применить эти слова (как в критической ситуации, когда подключается ресурсы подсознания). Не бойтесь высказывать мысли с фантастическими идеями, не следует ограничивать себя только реальными смыслами.

Это упражнения, которые вам помогут развить креативность.

Упражнение «Сочетая несочетаемое». Попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Например, горячий лед, твердая вата, темный день. Такая игра в ассоциации способствует перестройки ума на другой лад.

Упражнение «Слова наоборот». По пути на работу, на учебу, видя названия магазинов и кафе, попытайтесь прочитать эти и другие названия наоборот. Например, аптека – «акетпа». Затем пытайтесь, таким образом, читать не только названия, но и словосочетания и фразы.

Упражнение «Сначала развязка». Ещё одно замечательное упражнение способствует перестройке на нестандартный лад. Попробуйте начать читать книжку не сначала, а с середины или конца. Таким образом первой по смыслу будет развязка, а последним предисловие.

Изучение иностранного языка. Лучшей гимнастикой для ума является изучение иностранного языка. Если вы уже знаете какой-то иностранный язык, то возьмите учить второй. Старайтесь, чтобы языки ни имели сходной структуры (например, немецкий, китайский). Изучая чужой язык, вы постепенно станете видеть структуры родного языка. Это позволит вам воспринимать события и предметы более многогранно, с позиции восприятия другого языка. Такая эрудиция в отношении «определений и их связей» достаточно сильно способствует развитию нестандартного мышления.

Упражнение «Перефразируй это». При обдумывании определенной задачи или идеи старайтесь мысли о ней выразить косвенно, с помощью свободных ассоциаций. Попробуйте перефразировать свои мысли, пересказать другими словами.

Заведите себе блокнот, в который будете записывать все пришедшие в голову неожиданные идеи. Старайтесь сохранить каждую идею, даже если она на первый взгляд кажется совсем глупой.

Расширяйте свой кругозор. Если вы узнали в разговоре или из книги какое-то незнакомое слово, не ленитесь посмотреть значение слова в словаре. Если это слово взято из исторического контекста, узнайте, что оно означало в те времена, и с каким временным периодом связано, какие события способствовали его возникновению. Изучите, например, такие слова и фразы, как «примус», «красный октябрь».

Тренажер креатива у взрослых, ТОП-6 упражнений

Тренажер креатива для взрослых

Поскольку креативность – это умение найти что-то новое, то неудивительно, что все предложенные упражнения направлены на развитие именно этой черты и расширение кругозора. Возраст развития креативности неограничен, поэтому заниматься можно как детям, так  и взрослым.

Ассоциации

Это
упражнение выполняется так. Нужно наобум назвать 4 любых слова, а потом
придумать критерий, по которому одно из них будет лишним. Например: слова
«попугай», «кресло», «фарш», «река».

Критерий
№1: Река – лишнее, потому что попугай, кресло, фарш могут находиться в доме, а
река – нет.

Критерий
№2: Река – лишнее, потому что она – жидкость, а все остальные предметы — нет.

Критерий №3: Река – лишнее, потому что только она является словом женского рода.

Более сложные варианты ассоциаций

  • Нужно составить список из 5 слов, а
    потом взять первое и каждое последующее слово, и найти в них общее.
  • Быстро, на ходу, назвать 6 слов, а потом
    разделить их на два столбца по одному из признаков.
  • Составить оглавление будущей статьи из
    трех любых слов, названных наугад. Затем закрыть глаза и выбрать два слова
    случайным образом. С этими словами, на ходу, придумать сцену преступления.
    Далее добавить еще пару слов, которые станут уликами для раскрытия
    преступления.

Вопросы

Метод
вопросов также отлично развивает творческое мышление. Можно делать все:
опровергать избитые истины, размышлять над историей, интересоваться судьбой
человечества. Задавать такие вопросы нужно по-чаще:

  • Отчего именно так, а не по-другому?
    Поможет докопаться до сути, понять мотивацию.
  • Почему бы и нет? Помогает раскрыть
    запреты, ограничения на пороге к позитивному.
  • А если? Помогает расширить кругозор,
    уйти от избитых истин.

Максимум возможностей

Иногда,
если человек видит хорошую возможность, он в нее вцепляется мертвой хваткой. На
этом дверь его мышления захлопывается, и все потенциально возможные варианты
исчезают в зародыше.  Задача – снять этот
барьер, добиться выбора идей, а затем уже выбрать самое лучшее. То есть нужно
просто сгенерировать идеи, продумать все возможности без эмоций относительно
того, хорошие они или нет. Тренировку мышления лучше начинать с пустяков, а
затем  уже переходить к серьезным
задачам.

  • Придумать 50 способов, как использовать пустую пластиковую коробочку от сметаны.
  • Найти 100 способов, как озаглавить текст.

Ментальные карты

Составление
ментальных карточек поможет увидеть новые связи в большом куске информации.
Сгруппированные ключевые понятия помогут структурировать, привести в систему, а
потом в целой картинке найти новые ассоциации. Алгоритм следующий:

  • Взять чистые листы А4, разноцветные
    фломастеры и карандаши.
  • Бумагу положить горизонтально.
  • В центре нужно в виде какого-то знака
    изобразить волнующий вопрос.
  • Провести от этого знака лучи в виде
    линий. Лучей должно быть много, не менее 10.
  • На каждой линии написать основные
    способы решения, идеи.
  • К каждому лучу нужно добавить
    ассоциативные слова и понятия.
  • Оценить результат, попытаться найти
    новые взаимосвязи.
  • Проанализировать картину в целостности,
    соединить стрелками то, что навеяло новые пути решения.
  • Ненужное зачеркнуть.

6 слов

Нужно прописать суть задачи одним предложением из шести слов. Например: «Сдать экзамены на права на отлично», «Освоить компьютерные технологии за год обучения». Сделать нужно все четко и быстро, а потом эту задачу воплощать в жизнь.

Лучшие книги, развивающие интеллект

Некоторые составляют списки книг, которые могут помочь в развитии определенных направлений умственной деятельности. Иногда такие списки имеют возрастные ограничения (для студентов, школьников), иногда составляются с определенной профессиональной направленностью.

Если вы стремитесь повысить свой общий уровень умственных возможностей, то стоит прочитать следующие книги, развивающие интеллект:

  • «Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок» Д. Рок. Автор дает свои рекомендации на основании проведенных исследований и рассказывает, как оптимально использовать мыслительные процессы и усовершенствовать свое мышление;
  • «Супертренинг для мозга» С. Вуттон, Т. Хорн. Руководство предлагает множество методик и тренингов по улучшению памяти и внимания, развитию мышления на различных уровнях, причем для самых разных категорий читателей. Полученные навыки помогут в реальной жизни добиться заметных позитивных изменений;
  • «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания» Д. Фоер. Автор предлагает ряд популярных мнемотических методик, помогающих развить память, причем материал изложен в доступной и увлекательной форме;
  • «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное» К. Лоберт, М. Бастер. Авторы знакомят читателя с эффективными способами повышения концентрации вниманий, развития умения быстрого принятия решений, расширения возможностей памяти;
  • «Развитие мозга» Р. Сайп. В работе излагаются методы подготовки мозга к продуктивной деятельности и способы повышения ее эффективности: приемы быстрого запоминания информации, ускоренного чтения, расстановки приоритетов и принятия правильных решений.

Полезными будут также следующие труды: «Правила мозга» Д. Медина, «Помнить все» А. Думчев, «Как люди думают» Д. Чернышев, «Японская система развития интеллекта и памяти» Р. Кавашима и т. д.

Стереотипы в мышлении

С накоплением жизненного опыта формируются определенные установки, вырабатываются схемы принятия решений в различных ситуациях. Со временем они все больше укрепляются в сознании, становятся привычными. Человек начинает мыслить и выполнять действия по шаблону, автоматически, затрачивая при этом минимум усилий.

Это позволяет действовать быстро, однако, зачастую является серьезной помехой для того, чтобы разглядеть более эффективные варианты принятия решений, изобрести новые способы выполнения хорошо известных задач. Таким образом, человек ограничивает себя своими же стереотипами мышления, не может увидеть новых открывающихся перед ним горизонтов.

Проявляйте любопытство и удивляйтесь

Становясь взрослыми, люди теряют это свойство или стесняются его проявлять

Забудьте о том, что думают окружающие, интересуйтесь тем, что привлекло внимание, узнавайте малейшие детали. Любопытство помогает не только узнать новые факты, но и набраться опыта

Попробуйте побыть немного ребенком, ведь дети так любопытны, а образное мышление у них только развивается. Задавайте больше вопросов. Спрашивайте о любых привлекающих вас явлениях, но не просто узнавайте ответ, а анализируйте, применяйте новый факт к разным обстоятельствам. Это поможет развить абстрактное мышление и научиться мыслить более широко.

Монотонная работа, скучная жизнь – и вот мы перестаем удивляться, а ведь в мире так много интересного. Удивление – это способность восхищаться окружающим миром. Удивление и любопытство часто идут рядом, и это неслучайно. Невозможно развить творческое мышление без умения удивляться и проявляться любопытство.

Рисуйте

Это упражнение не требует каких-либо развитых навыков рисования, но оно полезно для развития моторики рук, а та в свою очередь, действует на работу мозга.

Возьмите карандаш или ручку. Рисуйте то, что приходит в голову. Дополните их необычными деталями, это поможет развить абстрактное мышление. Изобразите то, что не существует в реальности, но вы можете создать это в вашем воображении

Перестаньте обращать внимание на качество, важна сама суть процесса

Творческое мышление доступно каждому, надо всего лишь заставлять свой мозг работать, подпитывать его новой информацией и уметь находить интересное и необычное в окружающем мире. Люди творческих профессий никогда не стоят на месте, они творят, изменяются и получают от этого удовольствие. Именно удовольствие от творчества поможет развить его и сделать частью вашей жизни.

Этапы и особенности мышления дошкольников

Наглядно-действенное мышление

В самом нежном возрасте, примерно в 1,5-2 года малыш «думает» руками: исследует игрушку, разбирает её, нередко ломает.

Этими действиями он пытается в доступной ему форме исследовать окружающие предметы и сформировать о них собственное представление. То есть он использует наглядно-действенный образ мышления, когда оно полностью определяется его целенаправленными активными действиями по исследованию и попытке изменения окружающих вещей.

Основная задача родителей на этом этапе – не препятствовать попыткам малыша изучать руками окружающие предметы. Даже несмотря на то что его действия очень часто могут привести к поломке предмета, при этом крошечный «исследователь» может даже пораниться сам. Тут уже и будет важна функция родителей, которые могут поощрять его желание познавать, одновременно следя за мерами безопасности.

Для тренировки подобного способа мышления хорошо подходят предметы, которые могут заметно изменяться от воздействия манипуляций ребёнка:

  • наборы для прикладной деятельности;
  • игрушки-сортеры;
  • игры с подвижными материалами: снегом, водой, крупой, песком.

Нужно стараться, чтобы во время игры у малыша формировалась чёткая ассоциация «действие – его результат», впоследствии это поможет ему при занятиях математикой и логикой.

Наглядно-образный тип мышления

Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до первого класса. В это время у ребёнка начинает активно работать наглядно-образный тип мышления. При этом наглядно-действенное мышление не вытесняется полностью. Ребёнок продолжает осваивать мир и предметы в нём, работая над ними руками, но кроме этого, он начинает соображать, оперируя системой уже сформировавшихся у него образов.

Особенно ярко данный вариант мышления проявляется в способностях к рисованию. Когда ребёнок рисует предмет, например, домик, то он уже представляет его в своём воображении, ведь в его памяти уже запечатлелись его характерные черты (стены, окошко, крыша). Полученное изображение при этом не получает индивидуальных чёрточек, являясь лишь собирательным образом, сложившимся к этому времени в представлении ребёнка.

Будет прекрасно, если ребёнок с удовольствием будет визуализировать возникающие в его голове образы, воплощать их в действительность. Помогают этому следующие занятия:

  • конструирование;
  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация.

Словесно-логическое мышление

У дошкольников в возрасте 5-7 лет начинает активно проявляться следующая ступень мышления – словесно-логическая. Например, если задать вопрос: «Что такое кот?» 3-4-летнему ребёнку, то ответом будет что-то вроде «Котик – это Барсик, живущий во дворе у бабушки». А 5-6-летний ребёнок ответит уже иначе: «Это такое животное, которое пьёт молоко и ловит мышей». В этом ответе уже прослеживается способность малыша к анализу, который является важнейшей мыслительной операцией. Благодаря ему у детей дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие мышления.

Творческое мышление

Наличие этого типа мышления определяет творческие способности, позволяющие принимать нестандартные решения. От желания родителей развивать в ребёнке творческое начало будет зависеть степень развития в нём творческих способностей. В отличие от предшествующих способов мышления творческий не связан с процессом роста и формирования у ребёнка интеллектуальных способностей. Любому малышу присущи формы психической деятельности – воображение и фантазия, без них невозможно возникновение творческого процесса. Взрослым же нужно создать соответствующую обстановку, где ребёнку было бы проще развивать свой творческий потенциал. Для этого подходят любые виды творчества:

  • изобразительное;
  • литературное;
  • музыкальное;
  • хореографическое.

Не бывает детей, неспособных к творчеству, родители должны об этом помнить. Даже дети с отставанием в развитии способны в предложенных задачах находить нестандартные решения, главное, чтобы учителя и родители способствовали этому.

Как развить воображение: шесть способов

Ищите новые хобби

Согласно исследованию Калифорнийского университета в Сан-Франциско, занятия творческими хобби в нерабочее время увеличивают работоспособность сотрудников. Самый надежный способ пробудить воображение — попробовать себя в деле, в котором у вас нет никакого опыта. Изучение нового требует, чтобы мозг думал (а нейроны соединялись) иначе. Это открывает новые перспективы и создает почву для творчества.

Мечтайте

Согласно отчету креативного агентства We Are Social, среднестатистический пользователь интернета в возрасте от 16 до 64 лет каждый день проводит в Сети 6 часов 43 минуты — это 100 дней в год, более четверти своей жизни. Постоянное поглощение информации не оставляет времени, чтобы помечтать. По данным исследования научного издания Behavioral Scientist, люди, которые погружаются в грезы в течение дня, чаще принимают творческие решения и испытывают приливы вдохновения. Постарайтесь помечтать, а не скроллить ленту соцсетей, пока ждете очереди в магазине, едете в автобусе или перекусываете на скамейке в парке.

Гуляйте

Ходьба погружает в креативное, вдохновленное состояние. Исследование Стэнфордского университета 2014 года показало, что при ходьбе креативность в среднем на 60% выше. Постарайтесь отправиться на прогулку без телефона и не по проторенному маршруту.

Окружайте себя креативными людьми

Согласно исследованию научного журнала Child Development, дети из творческих семей растут более креативными. Этот лайфхак работает и со взрослыми: творческое окружение вдохновляет думать нестандартно.

Играйте

Согласно исследованию психологического журнала Journal of Play, игры в детском возрасте влияют на развитие креативности в будущем. Позвольте себе отказаться от рациональных аспектов взрослой жизни и принять другую реальность: пусть коробка станет ракетой, а телефон — космическим бластером. Пригласите друзей или семью присоединиться к вам, а еще лучше попросите детей принять вас в их игру и учитесь у мастеров.

Если поначалу задание покажется сложным, стоит попробовать дать волю воображению в медитации, установить контакт с внутренним ребенком, начать вести дневник и вспомнить свои детские фантазии.

Окружайте себя синим цветом

Исследование Университета Британской Колумбии в Ванкувере показало, что синий цвет повышает производительность при выполнении творческих задач, потому что ассоциируется с открытостью и умиротворением. Добавьте синие предметы в интерьер или просто создайте обстановку, которая вдохновляет.

Сколько времени нужно, чтобы развить креативное мышление

Целую жизнь. Ведь мозг стремится расставить рамки и шаблоны. Он заботится о нашей безопасности, загоняя в скучную, унылую жизнь. Творческое мышление — это навык, и как любой навык, он требует тренировок. Регулярных, постоянных. 

Самый сложный только первый этап — когда нужно применять силу воли.

Согласно исследованиям ученых, привычка формируется в результате ежедневных действий за 18-254 дня. Выдержите марафон — получите суперприз.

Как развить творческие способности: выводы

Поздравляем! Если вы читаете эту часть, значит, решительно настроены повысить креативность мышления. 

Давайте обобщим шаги, с которых нужно начать:

Выберите форму обучения, которую воспринимаете лучше всего: чтение, видеоуроки, игровая форма, подкасты.

Заведите место для креативных заметок. Как вам удобнее излагать мысли: писать ручкой или печатать? В зависимости от этого купите блокнот или создайте заметку в телефоне.

Выделите временной промежуток, который сможете ежедневно выделять для тренировок. Рекомендуем начинать с 5-15 минут. Так мозг не перегружается и проще не свернуть с начатого пути.

Нет свободного времени? Записывайте все свои дела в течение дня, а вечером проанализируйте: что из этого отнимает время впустую? Смело заменяйте это дело на развитие креативного мышления. Например, что важнее: бездумно листать вечером соцсети или вложиться в собственное развитие?

Остался самый простой, но самый важный шаг: каждый записывайте все свои мысли!

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.