Описание свойств воображения в психологии

Алан-э-Дейл       10.11.2022 г.

Оглавление

Исцеление с помощью воображения

Психологи утверждают, что самый лучший способ стать здоровым — это представить себя таковым. Цветущий и полный сил образ в нашем сознании довольно быстро становится реальным фактом, и болезнь отступает. Этот эффект детально описывают и медицина, и психология. Тема «Воображение и его влияние на онкологию» была детально изучена доктором Кэлом Саймонтоном, ведущим специалистом по раковым недугам. Он утверждал, что медитация и аутотренинг помогали пойти на поправку даже тем пациентам, у которых была диагностирована последняя стадия заболевания.

Результат поразил всех: через полтора года у некоторых больных не осталось даже следов недуга. Доктор Саймонтон уверен, что позитивные картинки в нашем мозге, воля и стремление способны творить настоящие чудеса. Воображение всегда готово воплотиться в реальную форму. Поэтому там, где война, стоит представлять мир, где ссоры – гармонию, где болезнь – здоровье. У человека много скрытых способностей, но только воображение даёт нам возможность подняться над всеми ограничениями, преодолевая пространство и время.

Создание образов

Человек создает образы в воображении несколькими способами:

  1. Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
  2. Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
  3. Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.

Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.

От счетов к хай-теку

Промышленная революция XIX века, информационные революции века XX сменяют друг друга. Все идет на увеличение, усложнение и ускорение. Значение развитого воображения тоже усиливается.

Еще полвека назад детей в школе учили считать на счетах. Современную жизнь невозможно представить без компьютеров и скоростного интернета — добавочной реальности, создающей абсолютную связь между людьми.

Человечество стоит на пороге нового технологического прорыва — роботов и искусственного интеллекта. Не успели подумать, чем это нам грозит, а некоторые и испугаться, как новая напасть — коронавирус. Природа принуждает человечество к объединению, иначе с эпидемией не справиться. Только объединенное человечество сможет перейти в новую фазу развития — уретральную.

Как это ни странно звучит, но помочь нам пережить пандемию может… развитое воображение.

Индивидуальные особенности развития воображения

У каждого человека разная степень развитости воображения, что отражается на его деятельности и отношениях в социуме. Индивидуальность людей в том, что они отличаются своим собственным видением мира.

Человеку со слабым воображением трудно решать задачи, связанные с мысленным проектированием и представлением конкретных объектов. Недостаточно развитое воображение делает жизнь менее яркой и эмоциональной.

Люди существенно отличаются по доминирующим типам воображения: зрительный, слуховой, кинестетический. Но бывает, что у человека сильно развиты все типы, что отражается в его характере и поведении.

В этом видео вы узнаете о психологии воображения:

Воображение в литературе

Писатели через свое искусство отображают жизнь, используя воображение. Они не просто копируют ее, но прибегают к созданию художественных образов, в которых жизнь отражается в своих наиболее ярких чертах. Также в образах отражается личность писателя, его установки, взгляды.

Создание произведения включает в себя три основных этапа:

  • Подготовка — в этом периоде продумывается замысел произведения, собираются, изучаются и обдумываются материалы.
  • Создание — на этом этапе специально собранная и уже имеющаяся информация перерабатывается.
  • Окончательная отделка.

Воображение при работе с литературой проявляется не только у писателей, но и у читателей. В зависимости от жизненного опыта, образованности, индивидуальных особенностей выделяют четыре типа литературного воображения:

  • Слабовыраженное, при чтении у индивидов не возникают представления, содержание запоминается в общей форме.
  • Представления возникают, но они в той или иной степени не соответствуют содержанию текста. Процесс воссоздания образа заменятся процессом конкретизации из личного опыта.
  • Стремление к наиболее точному представлению описанного объекта. При возникновении несоответствия описанного образа и представленного ими читатели анализируют текст и сознательно воссоздают образ таким, каким его изобразил автор.
  • Воображение полностью приспосабливается к художественному описанию объектов. У таких индивидов по ходу чтения возникают образы, которые соответствуют тому, что описано автором.

Функции воображения

Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:

  1. Познавательная. Это функция и мышления, и воображения. Способствует расширению кругозора, получению новой информации и знаний, составлению плана действий в незнакомой ситуации. Учит человека руководствоваться догадками, рассуждениями соображениями.
  2. Функция прогнозирования. Человек может представить, что последует за его действиями. Этот вид воображения участвует в формировании мечтаний и грез.
  3. Понимание. Проявляется в возможности предположить, что чувствует и переживает другой человек в той или иной ситуации, какие у него сейчас эмоции и ощущения. Этот тип воображения чем-то похож на эмпатию. Он позволяет заглянуть во внутренний мир собеседника и понять, что его волнует в данный момент.
  4. Защита. Когда человек проигрывает в уме какую-то ситуацию, возможный исход событий или последствия своих действий, он может предупредить неприятности, защитить себя от проблем.
  5. Саморазвитие. Эта функция воображения помогает фантазировать, придумывать что-то новое, творить.
  6. Воспоминания. В подсознании всплывают образы из прошлого.

Не у каждого человека есть все функции воображения. Их набор зависит от характера, поведения, личностных качеств.

Мистер Геликоптер

Важную роль в жизни будущего авиаконструктора сыграла мать, которая посвятила свою жизнь воспитанию пятерых детей. Больше всего ее интересовали искусство и изобретения Леонардо Да Винчи. Увлечения матери попали на благодатную почву. Звуковой ребенок любил слушать мамины рассказы о бесконечности Вселенной и загадочных звездах. Но больше всего поражали его детское воображение рассказы о Леонардо Да Винчи и его идее создать «железную птицу» — летающую машину, которая поднималась в воздух с помощью мощного винта.

Мать привила будущему великому авиаконструктору любовь к музыке и литературе. Настольной книгой маленького Игоря стал роман Жюля Верна «Робур-завоеватель», где описан летательный аппарат, отдаленно напоминающий вертолет. Однажды после чтения этого романа мальчику приснилось, что он находится на борту летающего корабля, из окон которого видно море и остров с пальмами. Этот сон станет явью через 30 лет — все это он увидит на борту спроектированного им самолета-амфибии.

После окончания гимназии родители определили Игоря в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, где уже учился их старший сын. Это было привилегированное учебное заведение, но Игоря не привлекала военная карьера, пусть и связанная с морем. Он отслеживал все технические новинки, во внеурочное время что-то конструировал в учебных мастерских. Желание строить аэропланы и летать на них окончательно созрело после появления в газетах сообщений о первых полетах американцев — братьев Райт.

Игорь Сикорский бросает училище и дальнейшую жизнь посвящает реализации своей мечты (более подробно можно почитать здесь).

Сикорский создал около 15 типов самолетов. После его изобретений начала развиваться многомоторная авиация. С 1939 года он перешел на конструирование вертолетов. На вертолетах Сикорского был совершен в 1967 году первый в мире перелет через Атлантический, а в 1970 году — через Тихий океан, правда, с дозаправкой в воздухе. Его изобретения положили начало новой эпохи, и за конструктором закрепилось прозвище «Мистер Геликоптер».

Как развить воображение: шесть способов

Ищите новые хобби

Согласно исследованию Калифорнийского университета в Сан-Франциско, занятия творческими хобби в нерабочее время увеличивают работоспособность сотрудников. Самый надежный способ пробудить воображение — попробовать себя в деле, в котором у вас нет никакого опыта. Изучение нового требует, чтобы мозг думал (а нейроны соединялись) иначе. Это открывает новые перспективы и создает почву для творчества.

Мечтайте

Согласно отчету креативного агентства We Are Social, среднестатистический пользователь интернета в возрасте от 16 до 64 лет каждый день проводит в Сети 6 часов 43 минуты — это 100 дней в год, более четверти своей жизни. Постоянное поглощение информации не оставляет времени, чтобы помечтать. По данным исследования научного издания Behavioral Scientist, люди, которые погружаются в грезы в течение дня, чаще принимают творческие решения и испытывают приливы вдохновения. Постарайтесь помечтать, а не скроллить ленту соцсетей, пока ждете очереди в магазине, едете в автобусе или перекусываете на скамейке в парке.

Гуляйте

Ходьба погружает в креативное, вдохновленное состояние. Исследование Стэнфордского университета 2014 года показало, что при ходьбе креативность в среднем на 60% выше. Постарайтесь отправиться на прогулку без телефона и не по проторенному маршруту.

Окружайте себя креативными людьми

Согласно исследованию научного журнала Child Development, дети из творческих семей растут более креативными. Этот лайфхак работает и со взрослыми: творческое окружение вдохновляет думать нестандартно.

Играйте

Согласно исследованию психологического журнала Journal of Play, игры в детском возрасте влияют на развитие креативности в будущем. Позвольте себе отказаться от рациональных аспектов взрослой жизни и принять другую реальность: пусть коробка станет ракетой, а телефон — космическим бластером. Пригласите друзей или семью присоединиться к вам, а еще лучше попросите детей принять вас в их игру и учитесь у мастеров.

Если поначалу задание покажется сложным, стоит попробовать дать волю воображению в медитации, установить контакт с внутренним ребенком, начать вести дневник и вспомнить свои детские фантазии.

Окружайте себя синим цветом

Исследование Университета Британской Колумбии в Ванкувере показало, что синий цвет повышает производительность при выполнении творческих задач, потому что ассоциируется с открытостью и умиротворением. Добавьте синие предметы в интерьер или просто создайте обстановку, которая вдохновляет.

Что дает воображение человеку

Воображение – неотъемлемая часть трудовой деятельности человека. Созданию любого предмета предшествует его осмысление в виде конкретного образа.

Все виды творчества основаны на способности человека к воображению.

Какие функции выполняет

  1. Регуляторная – определяет поведение человека, помогает ему совершать конкретные практические действия.
  2. Эмоциональная – целенаправленное создание образов в психотерапевтических практиках, влияет на эмоциональное состояние человека.
  3. Репрезентативная – отражает реальность в психике в виде конкретных образов.
  4. Футуристическая – помогает прогнозировать будущее, моделировать и создавать его.

Что дает воображение человеку

Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:

  • помогает в общении с другими людьми;
  • дает возможность визуализировать цель;
  • способствует развитию творческих талантов;
  • участвует в принятии решений и создании новых идей;
  • помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления, который вы никогда не видели.

Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.

А нужно ли воображение ребенку? Ответ однозначный: да. Без него невозможно полноценное развитие. Первые несколько лет жизни ребенок изучает мир вокруг него. И если по каким-либо причинам у него не работает в полную силу воображение, тормозится формирование важных способностей.

Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.

Скандал в благородном семействе, или Возможно ли творчество без воображения?

Итак, ученому и изобретателю необходимо воображение. Нужно ли оно художнику? На первый взгляд, ответ очевиден. Но, видимо, не всем. По крайней мере, в художественных училищах работают над техникой, а не над развитием воображения студентов. Каков результат?

В начале 2000-х волна подделок захлестнула художественный рынок. Подделки попадают даже на аукционы Christie´s и Sotheby´s, так как их качество настолько высоко, что даже эксперты затрудняются однозначно судить об авторстве представленных на их суд работ. Грандиозный скандал разразился в мае 2000 года, когда аукционные дома Sotheby’s и Christie’s опубликовали свои каталоги. Оба дома предложили покупателям одну и ту же картину — «Вазу с цветами» Поля Гогена. Каждый дом был уверен в том, что выставляет оригинал.

Конечно, художники-копиисты таким способом делают деньги. Но встает законный вопрос: почему обладатели такой великолепной техники не создают собственные картины, ведь никакие деньги не могут заменить реализации. Ответ прост: для собственного творчества им не хватает воображения. Сравните их судьбу с судьбой, например, Сальвадора Дали, который говорил в свойственной ему эпатажной манере о воображении так: «Если человек не может представить галопирующую лошадь на помидоре, он — идиот!»

Без воображения не может быть творчества, а следовательно, и культуры, ведь основной инструмент культуры — искусство — невозможно без творческого воображения. Фрейд определял культуру как «способ существования, которое выбрало человечество в целях собственного сохранения». Культура консолидирует общество, ограничивает нашу все возрастающую неприязнь. Без культуры общество нежизнеспособно.

В прошлом люди с развитым воображением продвигали науку и культуру. Что изменилось в наш технологический век?

Определение и виды

Воображение — процесс, во время которого создаются образы, которые являются новыми, но основаны на былом опыте. Данное определение имеет связь с фантазией и мышлением. При помощи воображения индивид можно представлять результаты поступков, правильно себя вести в непонятной ситуации.

По мнению физиологии воображение представляет собой процесс, при котором образовываются временные нейронные связи, является результатом деятельности головного мозга.

Воображение — это процесс, во время которого происходит мысленное преобразование действительности, появляется способность к созданию новых образов реальности при переработке смыслового интеллектуального практического и чувственного опыта. Оно может характеризоваться устойчивостью образов, их яркостью, новизной, широтой, оригинальностью и правдивостью.

Виды воображения в психологии представлены следующими формами:

  • активное — человек прикладывает силу для вызова определенных образов в своем подсознании;
  • пассивное — образы формируются без непосредственного участия человеческого мышления, не зависят от его желаний, в жизни не воплощаются.

Пассивный вид в свою очередь делится на:

  • преднамеренный — образы, создаваемые воображением, не имеют общей связи с волей, которая была бы способна их осуществить;
  • непреднамеренный — образы появляются, когда имеет место расстройство сознания, в момент дремоты, во сне.

Кроме того, различают типы воображения в зависимости от категорий, которые их объединяют.

  1. По предмету: образный; эмоциональный вид; словесно-логический.
  2. По типу труда: технический вид; художественный.
  3. В зависимости от образов: конкретный вид; абстрактный.
  4. По результатам: творческий вид — формирование образов, которые в настоящее время не существуют; воссоздающее воображение — когда мысленно воспроизводятся существующие образы.

Воображение необходимо людям для трудовой деятельности. Оно всегда имеет направленность на труд, практическую деятельность. Перед тем, как человек совершает поступок, он мысленно представляет свои действия и возможные результаты.

Функции воображения

Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые. Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в «спящем» состоянии.

  • Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
  • Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
  • Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
  • Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
  • Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
  • Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.

Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.

Механизмы создания образов

Без воображения не было бы книг и фильмов

Образы, возникающие в воображении, не появляются из ниоткуда. Они исходят из полученных представлений о реальных явлениях и объектах.

Жизненные впечатления комбинируются в воображении человека, приобретая различные формы.

Процессы воображения делятся на два уровня:

  1. Анализ впечатлений.
  2. Синтез полученных образов.

На первом уровне представления об объекте абстрагируются от прочих образов, рассоединяются их составляющие, происходит анализ. В дальнейшем эти образы преобразуются: сочетаются в разные комбинации или перевоплощаются в абсолютно новые представления.

Этот синтезирующий процесс имеет множество форм. Агглютинация – одна из распространенных форм синтеза, в ходе которой новый образ создается с помощью передачи характеристик одного предмета другому.

Таким способом в воображении создавались образы древних богов и мифических существ. В искусстве и прочих творческих процессах широко используется прием агглютинации.

Например, для того, чтобы нарисовать несуществующее животное, в нем сочетались черты разных известных зверей и птиц. С помощью агглютинации увеличиваются или уменьшаются части какого-то объекта или объект полностью. Так создавались сказочные великаны и гномы.

Благодаря внедрению существующих представлений в новые ситуации, получаются новые связи с абсолютно отличающимся значением. Человек достигает соответствий в этом сочетании, представляя цель и контролируя процесс.

Синтез представлений осуществляется через схематизацию и акцентирование. Схематизация происходит в результате недостаточно полного восприятия объекта. В итоге целостный образ может быть искаженным и не соответствующим действительности.

Также схематизация может проявляться при забывании каких-либо свойств объекта и более обобщенном его представлении. Человек может сознательно или бессознательно выделять в образе определенные черты.

Акцентирование заключено в заострении внимания на главных свойствах образа и создании типичного представления о предмете. В этом сложном творческом процессе обобщения человек выделяет основные, по его мнению, черты в образе и отражает реальность через свою призму.

Воображение в психологии

Человеческий мозг способен не только воспринимать и запоминать информацию, но и проделывать с ней всевозможные операции. В давние времена первобытные люди сначала были полностью похожи на животных: они добывали еду и строили примитивные жилища. Но человеческие способности развивались. И в один прекрасный день люди поняли, что голыми руками охотиться на зверя гораздо труднее, чем с помощью специальных приспособлений. Почесав затылок, дикари сели и придумали копьё, лук и стрелы, топор. Все эти предметы, перед тем как были созданы, воплотились в виде образов в человеческом мозге. Такой процесс и называется воображением.

Кроме того, определение воображения в психологии можно сформулировать и по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своём сознании, удерживать его образ. Часто воображение путают с восприятием. Но психологи утверждают, что эти познавательные функции мозга принципиально разные. В отличие от восприятия воображение создаёт образы, опираясь на память, а не на внешний мир, также оно является менее реальным, так как часто содержит элементы мечты и фантазии.

Классификация видов воображения:

  • Активное (произвольное) — преднамеренное построение образов с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности, развивается в процессе труда.
  • Пассивное (непроизвольное) — возникновение новых представлений при ослаблении сознательного контроля со стороны личности и без непосредственного ее намерения.

Активное воображение

Произвольное воображение развивается с детства, когда в играх дети примеряют на себя те или иные роли. Необходимость наиболее точного отображения роли приводит к активной работе воображения. Оно продолжает развиваться в дальнейшей деятельности человека, когда для выполнения той или иной задачи ему нужно представить результат работы, а также необходимые операции.

В процессе активного воображения большую роль играет осознанность человека, его активное отношение к формированию и преобразованию образов. В основе такой деятельности лежит умение вызывать и изменять необходимые представления.

Задачи активного воображения:

  • Передача действительности через фантазии — воспроизведение увиденных явлений, запоминание их, преобразование действительности.
  • Регуляция поведения — прогнозирование программы действий, корректировка поведения в соответствии с целью, установка взаимосвязи между деятельностью и ее результатами.
  • Управление эмоциями — снятие напряжение через успокаивающие образы.

В группе активного воображения выделяют следующие подвиды:

  • продуктивное (творческое);
  • репродуктивное (воссоздающее);
  • мечта.

Продуктивное (творческое) воображение

Данный тип отвечает за формирование представлений, не имеющий прообразов в реальном мире. В сознании человека формируется модель определенной ситуации, явления или объекта на основе жизненного опыта и знаний. Трудность заключается в объединении имеющихся элементов в единое целое, благодаря чему создается уникальность итогового образа.

Продуктивное воображение проявляется в процессе творчества человека: искусстве, науке, технической деятельности.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение

В ходе репродуктивного воображения возникают новые образы на основании восприятия описания, схем, чертежей, записей. Целью такого вида воображения является создание максимально приближенного к реальности образа.

Воссоздающее воображение играет важную роль в обучении, позволяя уяснить суть изучаемого через создаваемые образы.

Мечта

Является особой формой активного воображения, которая заключается в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта направлена в будущее и выступает как причина, мотив той или иной деятельности человека.

Пассивное воображение

Непроизвольное воображение начинает проявляться у детей младшего возраста. Наиболее ярко — в сновидениях, в полусонном состоянии, когда представления возникают, сменяются, соединяются самопроизвольно. Однако пассивное воображение имеет место и в состоянии бодрствования.

Пассивное воображение проявляется в двух подвидах:

  • преднамеренном (грезы);
  • непреднамеренном.

Преднамеренное воображение (грезы)

Создание образов, которые изначально воспринимаются человеком как неосуществимые, нереальные. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания. При этом контроль проявляется в отборе образов, которые вызвали бы у человека определенное эмоциональное состояние.

Непреднамеренное воображение

Проявляется при особых состояниях личности или организма, когда человек не управляет процессом создания образов. Разновидностями являются сновидения и галлюцинации.

Сновидения — образы, возникающие у человека в фазе быстрого сна, представляют собой создание новых образов в результате сочетания информации из долговременной памяти, а также информации, полученной в течение дня.

Во время галлюцинаций образ возникает без реального внешнего раздражителя. Специфика заключается в том, что этот образ оценивается человеком без критики, как истинно существующий объект. Причинами возникновения галлюцинаций могут быть как органические факторы (воздействие наркотиков, алкоголя, температура, недостаток кислорода), так и психогенные (состояние аффекта).

Роль воображения в жизни человека

Если вам кажется, что прожить можно и без него, то вы сильно заблуждаетесь. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ. Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми. Представим такую ситуацию: муж говорит, что идёт с друзьями в баню, но обещает компенсировать своё отсутствие романтическим походом в ресторан. Злая и обиженная поначалу жена, предвкушая красивые свечи, пенящееся шампанское и вкусные морепродукты, подавляет свой гнев и избегает ссоры.

силой мысли

Идеомоторный акт – тоже практическое воплощение воображения. Им часто пользуются иллюзионисты, когда пытаются найти спрятанные в зале предметы. Суть его в том, что, представляя движение, маг провоцирует его. Артист замечает микроизменения во взгляде или сжатии рук зрителей и безошибочно определяет того, у кого находится нужная ему вещь.

Примеры воображения, воплотившегося в жизнь

Любое техническое изобретение можно назвать воображением, воплотившимся в жизнь, так как изначально это является образом в сознании ученого. Также практически все девайсы, транспорт, бытовые приборы были когда-то описаны в книгах писателей-фантастов, а сегодня эти предметы являются неотъемлемой частью нашей жизни.

Например, электронная книга была описана в романе «Возвращение со звезд» Станислава Лема как электронное средство с одной страницей, содержимое которой меняется от прикосновения.

В одном из своих произведений Жюль Верн описал аппарат, который передвигается по воздуху с помощью горизонтальных и вертикальных винтов, — современный вертолет.

Виды воображения и их характеристика, отличие активного от пассивного

В зависимости от степени осознанности выделяют:

  1. Непроизвольное (пассивное).
  2. Произвольное (активное).

Пассивное возникает, когда осознанная часть мышления ослаблена. Человек не прилагает специальных усилий, а воображаемые образы приходят сами собой.

Бывает преднамеренным и непреднамеренным. Первое возникает, когда перед человеком проплывают образы, основанные на его личных предпочтениях и особенностях характера. Второе – это сновидения и галлюцинации. Во сне мышление человека перерабатывает полученный днем опыт и создает фантастические сцены.

Активное воображение – это когда человек осознанно им управляет. Примеры: решение задач, написание сценария к фильму, создание эскиза картины.

Его подразделяют на воссоздающее и творческое.

Первое подразумевает способность психики человека воссоздавать предметы, события и явления, которые он никогда раньше не видел. Например, при чтении сказок, научно-фантастических романов.

Второе позволяет человеку создавать новые образы, генерировать гипотезы, решать научные задачи, создавать произведения искусства.

Одним из видов активного воображения является мечта – сознательное прогнозирование желаемых результатов.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.