5 лучших книг виктора гюго, которые следует прочитать всем

Алан-э-Дейл       09.11.2022 г.

Краткое содержание романа «Отверженные»

Повествование романа начинается в 1815 году. Мы сразу знакомимся с главным героем произведения – Жаном Вальжаном. Перед нами предстает озлобленный на весь мир бывший каторжанин. Постепенно читатели узнают историю Вальжана – мужчина попал за решетку на целых 19 лет из-за того, что украл в хлебной лавке буханку хлеба, чтобы спасти умирающую от голода женщину. Инспектор полиции Жавер – который смотрит на мир только с позиции буквы закона – не видит разницы между Жаном Вальжаном и каким-нибудь закоренелым преступником. Поэтому он способствует получению Вальжаном максимального срока заключения, а когда узнает, что Жан сбежал, считает делом своей жизни вернуть беглого преступника за решетку.

Козетта с куклой, холст, масло. Автор Леон Франсуа Комер.

Вальжан, сбежав из заключения, ненавидит всех на свете, и люди отвечают ему взаимностью. Единственный человек, который отнесся к нему по-человечески, был католический епископ Мириэль Диньский. Но, озлобившись даже на бога, Вальжан крадет у епископа серебряную посуду. Поворотным событием в судьбе беглого каторжанина становится момент, когда священнослужитель, обнаружив пропажу, не только не сдает его в полицию, но от всего сердца прощает воришку и даже дарит ему в придачу серебряные подсвечники.

Жан Вальжан обескуражен. Он вдруг понимает, что к нему все еще можно относится по-человечески, с сочувствием и добротой. Это осознание переворачивает все в его душе и мировоззрении, и мужчина решает изменить свою жизнь.

 Смерть Фантины (мать Козетты) из «Отверженных». Автор Émile-Antoine Bayard, Музей Парижа 

Вальжан берет себе вымышленное имя Мадлен и основывает фабрику по изготовлению мелких изделий из черного стекла, благодаря чему улучшается финансовое состояние всего города, а самого Мадлена позднее выбирают мэром. Однако, инспектор полиции Жавер продолжает поиски Жана Вальжана, а потому мужчине все время приходится быть начеку.

Когда умирает Фантина – женщина, которую Вальжан оберегал, он берет ответственность за устройства судьбы ее дочери Козетты.

Смерть Эпонины из «Отверженных». Автор Fortuné Méaulle

Часть втораяКОЗЕТТА

Книга перваяВАТЕРЛОО

I. Что можно встретить по пути из НивелляII. ГугомонIII. 18 июня 1815 годаIV. АV. Quid obscurum1 сраженийVI. Четыре часа пополудниVII. Наполеон в хорошем настроенииVIII. Император задает вопрос проводнику ЛакостуIX. НеожиданностьX. Плато Мон-Сен-ЖанXI. Плохой проводник у Наполеона и хороший у БюловаXII. ГвардияXIII. КатастрофаXIV. Последнее кареXV. КамброннXVI. Quod libras in duce?XVII. Как надо смотреть на ВатерлооXVIII. Восстановление священных правXIX. Поле сражения ночью

Книга втораяКОРАБЛЬ «ОРИОН»

I. Номер 24601 становится номером 9430II. Читатель прочтет двустишие, быть может, принадлежащее чертуIII. Из которой видно, что кольцо цепи должно было подвергнуться некоторой предварительной обработке, чтобы разбиться от удара молотком

Книга третьяИсполнение обещания, данного умершей

I. Вопрос о водоснабжении в МонфермейлеII. Два законченных портретаIII. Вина людям и воды лошадямIV. Появление на сцене куклыV. Малютка однаVI. Которая, быть может, доказывает сметливость БулатрюеляVII. Козетта в темноте бок о бок с незнакомцемVIII. Неприятность принимать у себя бедняка, который может оказаться богачомIX. Тенардье маневрируетX. Кто ищет лучшего, иногда находит худшееXI. Номер 9430 опять выступает на сцену, и Козетта выигрывает его в лотерею

Книга четвертаяЛАЧУГА ГОРБО

I. Хозяин ГорбоII. Гнездо для совы и малиновкиIII. Два несчастья, соединенных вместе, составляют счастьеIV. Наблюдения главной жилицыV. Пятифранковая монета, падая на пол, звенит

Книга пятаяПОГОНЯ

I. Стратегические зигзагиII. К счастью, по Аустерлицкому мосту ездят повозкиIII. Смотри план Парижа от 1728 годаIV. Бегство на ощупьV. Глава, которая была бы невозможна при газовом освещенииVI. Начало загадкиVII. Продолжение загадкиVIII. Загадка усложняетсяIX. Человек с колокольчикомX. В которой объясняется, как Жавер попал впросак

Книга шестаяМАЛЫЙ ПИКПЮС

I. Улица Малый Пикпюс, номер 62II. Послушание Мартина ВергиIII. СтрогостиIV. ВесельеV. РазвлеченияVI. Малый монастырьVII. Несколько силуэтов среди мракаVIII. Post corda lapidesIX. Целый век под апостольникомX. Происхождение «Вечного моления»XI. Конец Малого Пикпюса

Книга седьмаяВ СКОБКАХ

I. Монастырь — понятие отвлеченноеII. Монастырь — факт историческийIII. При каких условиях можно уважать прошлоеIV. Монастырь с точки зрения принциповV. МолитваVI. Абсолютное достоинство молитвыVII

Предосторожности, которые следует принять, прежде чем произнести осуждениеVIII. Вера, нравственность

Книга восьмаяКЛАДБИЩА ПРИНИМАЮТ В СВОИ НЕДРА ТО, ЧТО ИМ ДАЮТ

I. Где говорится о способе войти в монастырьII. Фошлеван в затрудненииIII. Мать ИннокентияIV. Из которой видно, что Жан Вальжан как будто начитался Аустина КастильскогоV. Недостаточно быть пьяницей, чтобы быть бессмертнымVI. Между сосновыми доскамиVII. Что значит потерять билетVIII. Удачный допросIX. Заключение

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или Декарта, но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.

Виктор Гюго в 1853 году

Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.

Писатель Виктор Гюго

Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.

Виктор Гюго писал не только романы, но и стихи

Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.

Автограф Виктора Гюго

Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.

Книги Виктора Гюго

Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

Виктор Гюго биография. Краткая биография

Гюго Виктор Мари — французский писатель, поэт, яркий представитель романтического литературного направления — родился в Безансоне 26 февраля 1802 г. Его отцом был высокопоставленный военнослужащий, поэтому, будучи ребенком, Гюго успел побывать на Корсике, Эльбе, в Марселе, Мадриде, что впоследствии сыграло определенную роль в его формировании как писателя-романтика. Заметный отпечаток на формирование его личности сыграли монархистские и вольтеровские взгляды матери. После развода она забрала Виктора, и в 1813 г. они поселились в Париже. В столице продолжилось его образование: в 1814 г. Гюго стал воспитанником частного пансиона Кордье, с 1814 по 1818 г. являлся учеником лицея Людовика Великого.

Заниматься сочинительством Гюго начал в 14-летнем возрасте. Его первые публикации – дебютные стихи и роман «Бюг Жаргаль» — относятся к 1821 г. Виктору было 19, когда смерть матери заставила его искать источник средств к существованию, и он выбрал ремесло литератора. Стихотворный сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) приглянулся Людовику XVIII и принес автору ежегодную ренту. В этом же году состоялась женитьба Гюго на Адели Фуше, в браке с которой он стал отцом пятерых детей.

Предисловие к драме «Кромвель», написанной в 1827 г., привлекло к Гюго всеобщее внимание, поскольку стало настоящим манифестом нового — романтического — направления во французской драматургии. Благодаря ему, а также повести «Последний день осужденного» (1829) и стихотворному сборнику «Восточные мотивы» (1829) автор приобрел огромную известность

1829 год положил начало крайне плодотворному периоду в его творческой биографии, который длился вплоть до 1843-го.

В 1829 г. Гюго пишет еще одно ставшее резонансным произведение — драму «Эрнани», которое поставило точку в литературных спорах, ознаменовав окончательную победу демократического романтизма. Драматургические опыты сделали Гюго не только прославленным, но и состоятельным автором. Кроме того, активное сотрудничество с театрами подарило еще одно приобретение: в его жизни появилась актриса Жюльетта Друэ, которая являлась его музой и любовницей более трех десятков лет. В 1831 г. был опубликован один из самых популярных романов Гюго — «Собор Парижской Богоматери».

В 1841 г. писатель становится членом Французской Академии, что означало официальное признание его заслуг в области литературы. Трагическая гибель дочери и зятя в 1843 г. заставила отказаться от активной общественной жизни в пользу занятий творчеством: именно в то время возник замысел масштабного социального романа, который Гюго условно назвал «Невзгоды». Однако революция 1848 г. вернула писателя в лоно общественно-политической деятельности; в этом же году его избрали в Национальное собрание.

В декабре 1851 г., после государственного переворота, Виктор Гюго, выступивший против самопровозглашенного императора Луи Наполеона III Бонапарта, вынужден был бежать из страны. Он провел на чужбине почти два десятка лет, живя на британских островах, где им были написаны получившие огромную известность произведения, в частности, лирический сборник «Созерцания» (1856), романы «Отверженные» (1862, переработанные «Невзгоды»), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).

В 1870 г. после свержения Наполеона III состоялось триумфальное возращение Гюго, в течение долгих лет служившего олицетворением оппозиции, в Париж. В 1871 г. его избрали в Национальную Ассамблею, однако консервативная политика большинства привела писателя к отказу от депутатского поста. В этот период Гюго продолжал литературную деятельность, однако им не было создано ничего, что приумножило бы его славу. Кончину в 1883 г. Жюльетты Друэ он пережил как тяжелейшую потерю, а спустя два года, 22 мая 1885 г. не стало и самого 83-летнего Виктора Гюго. Его похороны стали событием национального масштаба; прах великого писателя покоится в Пантеоне – там же, где упокоены останки Руссо и Вольтера.

Теоретизация романтизма

В кратком содержании биографии Виктора Гюго обязательно следует выделить в отдельный пункт его вклад в развитие теории романтизма. Он на протяжении всей своей жизни стремился его осмыслить. Гюго призывал отказаться от высокопарных, строгих форм классицизма, пропагандировал творческую свободу.

Вершиной эпохи французского романтизма стало его «Предисловие к «Кромвелю». Шекспировская драма «Кромвель» в ту эпоху носила новаторский характер, но все равно оставалась недостаточно подходящей для сцены. Но «Предисловие» переломило ход в борьбе двух направлений. В произведении Виктор Гюго рассказывает о своей точке зрения развития литературы. По его мнению, существует три эпохи: время, когда человек создает оды, гимны, то есть лирика; в античную эпоху появляются эпопеи; третий период — это становление христианства.

Именно в последний период, когда показана борьба добра и зла, закономерно появление нового жанра — драмы. В наше время, конечно, такой взгляд на литературное развитие кажется упрощенным и наивным. Но в тот период это имело огромное значение. Эта теория доказывала, что появление романтизма — это естественное явление, которое может показать все контрасты Нового времени.

Гюго, Наполеон III и изгнание

С приходом к власти Луи-Наполеона (с 1848 по 1870), Гюго погрузился в политические дискуссии. В это время Луи-Наполеон назначает его пэром и всячески поддерживает, так как именно Гюго способствовал мирным выборам его как президента Французской республики.

Выиграв, Луи-Наполеон нацелился на абсолютную власть: он разгромил типографии и издательства газет, посылал солдат в Италию против Папы Римского.

Гюго, который всегда романтизировал харизматичных лидеров, переосмыслил позицию. Он критиковал зло политической власти и стал главным игроком оппозиции против Луи-Наполеона.

Он насмехался над Президентом, написав памфлет «Наполеон малый».

Луи-Наполеон отомстил, заключив в тюрьму сыновей Гюго — Чарльза и Франсуа-Виктора. В декабре 1851, Луи-Наполеон объявил себя Императором Наполеоном III, а Гюго сформировал комитет Сопротивления, но императорские солдаты сокрушили оппозицию. Гюго стал политическим изгнанником.

Гюго покидает Париж и проведет следующие четырнадцать лет на острове Гернси (Англия), где и напишет кульминационный роман «Отверженные». В романе всей жизни он показал упорство, героизм и человечность приговоренных к маргинальной жизни. Это эпическое полотно того времени, манифест всех идей столетия революций, и особенно революции 1848 года.

Он пишет политические работы: поэмы «Возмездие», «Легенду веков». Это эпические работы о борьбе за свободу и прогресс общества. Так, он объявил короля Франции Луи XIV тираном, прославил победу Англичан над Испанской Армадой и изобразил Наполеона III лягушкой.

Хотя Наполеон III публично помиловал политических изгнанников, Гюго жестко ответил: «Я поклялся, что останусь в изгнании до конца; либо я, либо Наполеон Малый». В это время Гюго все больше говорит о свободе. Он осудил казнь Джона Брауна в 1859-м, который пытался поднять рабов на восстание в Вирджинии. Призывал Джузеппе Гарибальди создать либеральную демократию в Италии. «Свобода», говорил Гюго тысячам людей на острове Джерси, «это самое ценное, чем обладает человечество. Пища и вода — ничто; одежда и кров – излишества. Тот свободен, кто стоит с высоко понятой головой, пусть даже голодный, обнаженный и бездомный. Я посвящаю свою жизнь, всю, что осталась, свободе — свободе для всех».

Ксения Жилко

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание книги Архипелаг ГУЛАГ Солженицына Литературный труд Солженицына А.И. «Архипелаг Гулаг» описывает нам те далекие годы, когда в нашей стране преследовалось инакомыслие.
  • Сказки матери — краткое содержание книги Цветаевой Марина Ивановна Цветаева является известной поэтессой двадцатого века. Ее творчество поражает теми чувствами, которые она пыталась донести, и тем, как она это делала. Но также Марина Ивановна была замечательнейшим прозаиком
  • Мальчики — краткое содержание повести Достоевского В самом начале повести предстает портрет 30-летней вдовы Красоткиной, которая вышла замуж в юном возрасте. В браке прожила всего лишь год, но успела обзавестись сыном Колей. Когда мальчик был маленьким,
  • Хамелеон — краткое содержание рассказа Чехова Действие происходит на торговой площади. Городовой по фамилии Елдырин и урядник по фамилии Очумелов обходят вверенную им территорию. Проходя по маршруту, мужчины видят удивительную картину.

Компрачикосы: реальность или вымысел

После прочтения романа «Человек, который смеётся», многие задаются вопросом «Были ли на самом деле компрачикосы и куда они делись?». Ответить на вопрос сложно, эта тема мало изучена.

Виктор Гюго исчезновение компрачикосов поясняет сменой монаршей династии. Вильгельм Оранский в конце XVII века положил конец торговле детьми. Скупщики младенцев быстро канули в Лету.

Но если верить Гюго, организация была интернациональной, охватывала несколько стран. Вильгельм Оранский мог распоряжаться только на территории Англии. А как же Германия, Испания, Франция? Исчезнуть враз и повсеместно преступники не могли.

Готфрид Келлер «Портрет короля Англии Вильгельма Оранского» / Национальная галерея Шотландии

Американский историк Джон Бойнтон Кайзер в своей работе «Компрачикосы» выдвигает мнение, что преступную группировку, как и её название, писатель выдумал. Если бы фабрика уродов реально существовала, бесчинство в течение века невозможно было бы скрыть.

Нет никаких исторических следов об отлаженной деятельности скупщиков детьми, хотя отдельные случаи отмечались в Испании, а в средневековье бедным семьям разрешалось продавать детей при крайней нужде. Неслучайно все статьи про компрачикосов, которые можно найти на просторах Интернет, в энциклопедиях и словарях, – не более, чем отсылка к роману Гюго «Человек, который смеётся».

Откуда же возникла история про скупщиков младенцев? Есть только одно объяснение. В детстве Гюго вместе с семьёй проживал в Испании. Предполагается, именно там он услышал легенду о компрачикосах, которыми испанки пугали детей. При создании романа писатель объединил легенду и несколько реальных фактов, сделав собственные выводы.

Детство Виктора Гюго

Гюго был третьим сыном Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго (1774-1828) и Софи Требюше (1772-1821); его братьями были Абель Жозеф Гюго (1798-1855) и Эжен Гюго (1800-1837). Он родился в 1802 году в Безансоне в регионе Франш-Конте на востоке Франции. Леопольд Гюго был свободомыслящим республиканцем, считавшим Наполеона героем; напротив, Софи Гюго была католичкой и роялисткой, у которой была тесная связь и, возможно, роман с генералом Виктором Лагори, который был казнен в 1812 году за заговор против Наполеона.

Детство Гюго пришлось на период национальной политической нестабильности. Наполеон был провозглашен императором Франции через два года после рождения Гюго, а восстановление власти Бурбонов произошло до его 13-го дня рождения. Противоположные политические и религиозные взгляды родителей Гюго отражали силы, которые боролись за первенство во Франции на протяжении всей его жизни: отец Гюго был высокопоставленным офицером в армии Наполеона, пока не потерпел поражение в Испании (это одна из причин, почему его имени нет на Триумфальной арке).

Так как отец Гюго был офицером, семья часто переезжала и Гюго многому научился в этих путешествиях. В детстве, во время семейной поездки в Неаполь, Гюго увидел обширные альпийские перевалы и снежные вершины, великолепное синее Средиземное море и Рим во время торжеств. Хотя ему было всего пять лет тогда, он прекрасно помнил шестимесячное путешествие. Они остановились в Неаполе на несколько месяцев, а затем отправились обратно в Париж.

В начале семейной жизни, мать Гюго Софи последовала за мужем в Италию, где он получил должность (там Леопольд служил губернатором провинции около Неаполя) и в Испанию (там он возглавил три испанских провинции). Устав от постоянных переездов, требуемых военной жизнью, и вступив в конфликт с мужем из-за того, что он не разделял католических убеждений, Софи временно разлучилась с Леопольдом в 1803 году и поселилась в Париже с детьми. С этого момента она оказывала наибольшее влияние на образование и воспитание Гюго. Как результат, ранние работы Гюго в области поэзии и художественной литературы отражают ее страстную преданность королю и вере. Лишь позже, во время событий, приведших к французской революции 1848 года, он начал бунтовать против собственного католического роялистского образования и поддерживать республиканизм и свободомыслие.

Брак и дети Виктора Гюго

Молодой Виктор влюбился и, вопреки воле своей матери, был тайно помолвлен ​​с подругой детства Адель Фуше (1803-1868). Из-за своих близких взаимоотношений с матерью, Гюго дождался ее смерти (в 1821 году), чтобы вступить в брак с Адель в 1822 году.

У Адель и Виктора Гюго в 1823 году родился первый ребенок, Леопольд, но мальчик умер в младенчестве. В следующем году, 28 августа 1824 года, родился второй ребенок четы, Леопольдина, а затем — Чарльз, 4 ноября 1826 года, Франсуа-Виктор, 28 октября 1828 года, и Адель, 24 августа 1830 года.

Старшая и любимая дочь Гюго, Леопольдина, умерла в возрасте 19 лет в 1843 году, вскоре после заключения брака с Чарльзом Вакри. 4 сентября 1843 года она утонула в Сене в Вилькье, тяжелые юбки увлекли ее на дно, когда лодка перевернулась. Ее молодой муж погиб, пытаясь спасти ее. Эта смерть оставила ее отца опустошенным; Гюго в это время путешествовал со своей любовницей по югу Франции, и узнал о смерти Леопольдины из газеты, которую прочел в кафе.

Он описывает свой шок и горе в знаменитом стихотворении «Вилькье»:

После он написал еще множество стихов о жизни и смерти своей дочери, и по крайней мере один биограф утверждает, что он никогда полностью не оправился от ее гибели. В своем, вероятно, самом известном стихотворении «Завтра, на рассвете» он описывает посещение ее могилы.

Гюго решил жить в изгнании после государственного переворота Наполеона III в конце 1851. Покинув Францию, Гюго недолгое время жил в Брюсселе в 1851 году, прежде чем переехать на Нормандские острова, сначала в Джерси (1852-1855), а затем на меньший остров Гернси в 1855 году, где он оставался до того, как в 1870 г. Наполеон III покинул власть. Хотя Наполеон III провозгласил всеобщую амнистию в 1859 году, согласно которой Гюго мог бы благополучно вернуться во Францию, писатель остался в изгнании, вернувшись только когда Наполеон III лишился власти в результате поражения Франции во франко-прусской войне в 1870 году. После осады Парижа с 1870 до 1871 Гюго снова жил в Гернси с 1872 по 1873 г. прежде чем окончательно вернуться во Францию ​​до конца своей жизни.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.