Жорж санд

Алан-э-Дейл       09.11.2022 г.

Личная жизнь

Между матерью и дочерью время от времени происходили ссоры. Однажды между ними разразился серьезный конфликт – Софи-Виктория заставляла Санд выйти замуж за человека, который был ей отвратителен. В случае неповиновения, мать обещала заточить дочь в монастырь.

Жорж Санд осознала, что избавиться от «заботы» матери ей поможет только замужество. Еще при жизни о ее любовных похождениях слагали легенды. Ей приписывали романы с известными литераторами Парижа.

Завистники заявляли, что по причине нереализованного в полной мере материнского инстинкта, Санд подсознательно встречалась с мужчинами значительно младше ее. Кроме этого ходила молва о ее любовных отношениях с актрисой Мари Дорваль.

Жорж Санд и Фредерик Шопен

Жорж только один раз состояла в официальном браке. Ее мужем, с которым она прожила около 14 лет, был барон Казимир Дюдеван. У супругов родились сын Морис и дочь Соланж. Данный брак было трудно назвать счастливым.

Это объяснялось тем, что Казимира совершенно не интересовали книги, музыка, политика и другие подобные сферы. Вместо этого мужчина предпочитал общаться с соотечественниками, которые не тяготились интеллектуальными вопросами.

Это привело к тому, что Санд начала часто впадать в депрессию отмечая, однако, что ее муж был честным человеком и прекрасным отцом для ее детей. Они долгое время пытались сохранить брак, но разные взгляды на жизнь оказалась выше желания воспитывать детей в полной семье.

Жорж Санд не скрывала собственной любвеобильной натуры. У нее были романы с поэтом Альфредом де Мюссе, и композиторами Ференцем Листом и Фредериком Шопеном. Отношения с Шопеном оставили глубокую рану в сердце писательницы.

Брак Жорж Санд

Впрочем, первый непосредственный толчок к писательскому творчеству ей дали события сугубо частной жизни. В 1822 г. 18-летняя Аврора Дюпен была выдана за соседа семейства Дюпен по имению Казимира Дюдевана. Дюдеван был аристократ по происхождению, но буржуа по складу характера. Точнее, это был дворянин, прочно приспособившийся к новым буржуазным порядкам, умевший извлекать для себя из них выгоду. Человек очень ограниченный и практичный, он сначала со снисходительным пренебрежением, а потом с открытой неприязнью стал относиться к литературным стремлениям молодой супруги. Для него эти мечтания были причудой, с которой он как супруг не намерен был считаться. Поэтому очень впечатлительная и страстная Аврора почувствовала себя чужой в Дюдевановском поместье. И она решилась на шаг необычный и возмутительный для господствующих моральных понятий того времени — она просто бросила своего мужа, уехала в Париж, завела себе любовника — писателя Жюля Сандо — и начала писать романы. Романы эти сначала выходили под мужским псевдонимом Жорж Санд. И они сразу же оказались в центре внимания читающей публики и стали предметом ожесточенных споров. Псевдоним писательницы был очень скоро раскрыт, и интерес к романам Жорж Санд еще более возрос — еще бы, эти романы, в которых жены бунтуют против мужей и с полным сознанием своей правоты разрывают священные узы брака, эти романы написаны женщиной, которая сама порвала с мужем и не побоялась далее открыто защищать свое право на толкование брачной и любовной морали.

В 1836 г. Париж был взбудоражен бракоразводным процессом мадам Авроры Дюдеван, писательницы Жорж Санд. Оскорбленный супруг утверждал, что тот, кто написал столько безнравственных сочинений, как его жена, не достоин воспитывать своих детей. Он обвинял ее в том, что она «посвящена в самые позорные тайны разврата», а адвокат Ж. Санд читал отрывки из ее романов, доказывая гениальность писательницы.

Жорж Санд

В 1833 году Жорж Санд познакомилась с молодым поэтом Альфредом де Мюссе. Несмотря на разницу в возрасте, их охватила страсть. Поэт переехал в квартиру баронессы и стал с ней жить. В том же году Жорж закончила свой новый роман «Лелия». Первый экземпляр был прочитан возлюбленным писательницы. Мюссе пришёл в восторг и даже помог Санд, написав богохульные стихи для Стенио.

«Лелия» вызвала бурю в литературном обществе Парижа. Главная героиня, во многом похожая на Жорж, вела себя, по мнению общества, непристойно, борясь за собственное счастье. Особенно жёстко критиковал новое произведение журналист Капо де Фёйид: «В тот день, когда Вы откроете книгу «Лелия» закройтесь в своём кабинете (чтобы никого не заразить). Если у вас есть дочь и вы хотите, чтобы душа её осталась чистой и наивной, отошлите её из дому, пусть она играет в саду со своими подругами». Позднее писательница отредактирует роман.

Отношения с Мюссе продолжались до 1834 года. Этот роман лёг в основу сюжета книги «Она и он», вышедшей в 1859 году.


Альфред де Мюссе. (mirfaces.com)

В 1835 году баронесса серьёзно задумалась о разводе со своим мужем. В этом она положилась на адвоката Луи Мишеля, страстного республиканца, мысли которого оказали значительное влияние на формирование политических взглядов Жорж Санд. В начале 1836 года суд рассмотрел заявление писательницы и принял решение оставить детей матери. Но возникшие при разделе имущества разногласия привели к тому, что Казимир Дюдеван решил обжаловать решение суда. Благодаря стараниям адвоката Санд получила Ноан и стала воспитывать дочь.

В 1830-х писательница познакомилась с известным музыкантом-романтиком Ференцем Листом, и эта встреча переросла в настоящую дружбу. По возвращении в Женеву он написал своё «Фантастическое рондо», посвящённое господину Жорж Санд. Она не осталась в долгу и скоро написала «Контрабандиста» — «лирическую сказку», которая была вдохновлена музыкой Листа.

Композитор познакомил Санд с известным аббатом де Ламенне. Его грубые манеры, крайняя степень упрямства и странная одежда — всё это покорило её, и уже скоро она стала его поклонницей и сторонницей. Чтобы спокойно общаться с аббатом, Санд сторонилась некоторых своих знакомых и вступала в споры с критиками. Неудивительно, что, когда Ламенне решил начать издавать собственную газету «Монд», она предложила ему свою помощь: «Он так добр, я так его люблю, что отдам ему столько крови и чернил, сколько он потребует».

В результате этого творческого сотрудничества появились «Письма к Марси». В их основу была положена собственная переписка Санд с Элизой Туранже, бесприданницей. Однако после «Шестого письма», затрагивавшего проблему равенства полов, испуганный аббат закрыл журнал.


Фенерис Роберт де Ламенне. (meisterdrucke.ru)

В 1848 году Жорж Санд организовала вместе с Пьером и Луи Виардо газету «Ревю Индепендент», где позже опубликовала несколько своих произведений: «Орас», «Консуэло» и «Графиня Рудольштадт».

Биография Жорж Санд

Настоящее имя писательницы — Аврора Дюпен. Она родилась и 1804 г. в дворянской семье в имении Ноан во французской провинции Берри. До 1817 г. она воспитывалась у бабушки, старой аристократки, враждебно относившейся к революции и установленным после нее порядкам. Последующее воспитание в монастырском пансионе влияло на будущую писательницу в том же направлении — девушек воспитывали там в почтении к «королю-мученику» и к «вандейским святым». Казалось бы, все способствовало тому, чтобы Аврора Дюпен стала убежденной монархисткой, противницей революции.

Но, помимо этих влияний, в ее жизни оказались достаточно сильными и другие впечатления. Детство и юность Аврора Дюпен провела в деревне, играла с крестьянскими детьми, глубоко и искренне переживала очарование деревенской природы. Даже те монархические и религиозные настроения, которые воспитывали в ней и религиозная бабка, и монастырский пансион, оказались направленными не столько против революции, сколько против буржуазной действительности, против буржуазного торгашества и расчетливого практицизма. Будучи уже сознательным человеком, она начала читать произведения Руссо, и ей, выросшей на лоне патриархальной деревенской природы, руссоистская критика буржуазной цивилизации представилась подлинным откровением. Произведения Руссо укрепили в ней любовь к патриархальной природе, неприязнь к буржуазии и попутно заронили в ее душу мечту о равенстве и братстве всех людей.

Следующим решающим впечатлением было чтение романтических писателей — Шатобриана, Байрона. При этом Байрон как бы нейтрализовал у нее Шатобриана — у последнего она взяла не его апологию католицизма и монархии, а романтическую грусть, тоску по утраченному нецивилизованному детству человека. Чтение Байрона рождало в восприимчивой душе девушки тоску по яркой и сильной, активной, действующей личности. Наконец, последующее знакомство с идеями утопического социализма — с деятельностью Сен-Симона, Фурье, мечты о женском равноправии — довершило «воспитание чувств» будущей писательницы, и Аврора Дюпен стала тою Жорж Санд, перед которой преклонялись самые гениальные и прогрессивные умы того времени.

Биография

САНД, ЖОРЖ (Sand, George, псевд.; наст. имя – Амандин Люси Аврора Дюпен , по мужу – баронесса Дюдеван ) (1804–1876), французская писательница. Родилась 1 июля 1804 в Париже. Ее отец, внук маршала Мориса Саксонского, служил адъютантом у Мюрата, мать была парижской портнихой. Ранняя смерть отца внесла раздор в отношения матери-плебейки и бабушки-аристократки, в чьем доме в Ноане (пров. Берри) Аврора Дюпен провела большую часть своего детства. Бессистемное образование, полученное в деревне, она восполнила тремя годами (1817–1820) обучения в английском католическом монастыре в Париже. В восемнадцатилетнем возрасте вышла замуж за Казимира Дюдевана, неотесаного провинциального дворянина, который был совсем не пара импульсивной Авроре. В 1831 она добилась права жить раздельно, получив весьма скудное содержание, и перебралась в Париж. Здесь началась ее связь с молодым литератором Жюлем Сандо, вдвоем они сочинили очень неровный роман Роз и Бланш (Rose et Blanche, 1831), выпустив его под именем Жюль Санд. В следующем году она добилась большого успеха, написав роман Индиана (Indiana, 1832) и издав его под именем Жорж Санд. В 1833 Жорж Санд совершила знаменитую поездку в Италию вместе с А.де Мюссе, история их любви легла в основу ее книги Она и он (Elle et lui, 1859). В числе других мужчин, которые пользовались более или менее платоническим расположением Жорж Санд, были Ш.О.Сент-Бёв, П.Мериме, доктор П.Паджелло (соперник Мюссе), М. де Бурж, Ф.Ламенне, П.Леру, Ф.Лист, О.Бальзак, А.Дюма-отец, Г.Флобер и Фр.Шопен.

Ее обширное творчество традиционно делится на четыре периода. Первый – идеалистический, он отмечен лирической и романтической манерой письма; в те годы она истово защищала права угнетаемой обществом женщины и боролась за свободу любви в романах Индиана, Валентина (Valentine, 1832), Лелия (Lélia, 1833) и др. Второй период был мистико-социалистическим. Под влиянием Ламенне, де Буржа и Леру Санд проповедовала смешение классов через любовные и брачные союзы; эта фаза представлена такими книгами, как Странствующий подмастерье (Le Compagnon du tour de France, 1840), Консуэло (Consuelo, 1842), Мельник из Анжибо (Le Meunier d’Angibault, 1845). В романах третьего периода, созданных по большей части после возвращения писательницы в Берри вследствие тяжелых переживаний, связанных с крахом революции 1848, используются незамысловатые деревенские сюжеты: Чертова лужа (La Mare au diable, 1846), Маленькая Фадетта (La petite Fadette, 1848), Франсуа-найденыш (Francois le champi, 1849), Мастера мозаики (Les Maîtres sonneurs, 1853). Сочинения четвертого периода в основном представляют собой чисто любовные истории, примерами могут служить Маркиз де Вильмер (Le Marquis de Villemer, 1860) и Жан де ля Рош (Jean de la Roche, 1860).

Последние годы жизни Жорж Санд провела в своем имении, где пользовалась всеобщим уважением и заслужила прозвище «добрая дама из Ноана». Там же она скончалась 8 июня 1876.

Литература

Моруа А. Жорж Санд. М., 1968
Санд Ж. Собрание сочинений, тт. 1–15. М., 1993
Венкстерн Н.А. Жорж Санд. М., 1993

Биография

В 14 лет Аврора поступила в католический монастырь, где познакомилась с религиозными традициями. Она начала верить в Бога и даже хотела стать монахиней, но старшие люди отговорили ее этого поступка, ведь человек может жить по религиозным правилам и в светской жизни. Когда девушке было 17 лет, госпожа Дюпен начала болеть. Боясь отдать внучку недостойной матери, она хотела выдать ее замуж, но терпела неудачи, так как мало кто хотел связываться с дочерью Делаборд. Аврора лишилась бабушки в 1821 году и вернулась в семью Делаборд, но с матерью у нее были холодные и конфликтные отношения.

Спустя год Аврора Дюпен познакомилась с бароном Казимиром Дюдеваном, за которого позже вышла замуж. В этом браке появилось на свет два ребенка. Но романтическая натура Авроры не чувствовала отдачи от своего супруга, мечтая о настоящей, возвышенной любви. Брак продлился восемь лет, после чего девушка развелась с бароном, забрала детей и уехала с ними в Париж. Там ей нужно найти способ прокормить себя и сына с дочерью, поэтому она начинает заниматься литературным творчеством.

Карьера и политика

Казимир Дюдеван , муж Санд, в 1860-х годах.

Жорж Санд Чарльз Луи Грация ( около  1835 г. )

Первым литературным творчеством Санда было сотрудничество с писателем Жюлем Сандо . Они опубликовали несколько рассказов вместе, подписав их Жюлем Сандом. Первый опубликованный роман Санд Rose et Blanche (1831) был написан в сотрудничестве с Сандо. Впоследствии для своего первого независимого романа « Индиана» (1832) она взяла псевдоним, который сделал ее знаменитой — Жорж Санд.

Санд была самой популярной писательницей (любого пола) в Европе к 27 годам, более популярной, чем Виктор Гюго и Оноре де Бальзак в Англии в 1830-х и 1840-х годах, и она оставалась чрезвычайно популярной как писатель на протяжении всей своей жизни и долгое время. после ее смерти. В начале карьеры ее работы пользовались большим спросом; к 1836 году первый из нескольких сборников ее сочинений был опубликован в 24 томах. Всего за время ее жизни было опубликовано четыре отдельных издания ее «Полного собрания сочинений». В 1880 году ее дети продали права на ее литературное поместье за ​​125 000 франков (что эквивалентно 36 кг золота или 1,3 миллиона долларов в долларах США 2015 года).

Опираясь на свой детский опыт сельской местности, Санд написала пасторальные романы «Море дьябле» (1846), « Франсуа ле Шампи» (1847–1848), «Маленькая фадетта» (1849) и Les Beaux Messieurs de Bois-Doré (1857). «Зима на Майорке» описывает период, который они с Шопеном провели на этом острове с 1838 по 1839 год. Среди других ее романов — « Индиана» (1832 г.), « Лелия» (1833 г.), « Мопра» (1837 г.), « Le Compagnon du Tour de France» (1840 г.), « Консуэло». (1842–1843) и Ле Менье д’Анжибо (1845).

Театральные и автобиографические пьесы включают Histoire de ma vie (1855), Elle et Lui (1859, о ее романе с Мюссе), Journal Intime (посмертно опубликовано в 1926 году) и Correspondence . Санд часто ставила свои театральные работы в своем небольшом частном театре в поместье Ноан.

Политические взгляды

Санд также писал литературную критику и политические тексты. В молодости она была на стороне бедных и рабочего класса, а также на стороне прав женщин . Когда началась революция 1848 года , она была ревностным республиканцем. Санд открыла собственную газету, издававшуюся в рабочем кооперативе.

В политическом плане она стала очень активной после 1841 года, и лидеры того времени часто советовались с ней и прислушивались к ее советам. Она была членом временного правительства 1848 года, издавшего серию пламенных манифестов. В то время как многие республиканцы были заключены в тюрьму или отправились в ссылку после государственного переворота Луи-Наполеона Бонапарта в декабре 1851 года, она осталась во Франции, поддерживала неоднозначные отношения с новым режимом и договаривалась о помиловании и смягчении приговоров для своих друзей.

Санд была известна своим причастностью и писаниями во время Парижской Коммуны 1871 года, когда она выступила в Версальском собрании против « коммунаров », призывая их к насильственным действиям против «повстанцев». Она была потрясена насилием Парижской Коммуны и написала: «Ужасное приключение продолжается. Они выкупают, угрожают, арестовывают, судят. Они захватили все мэрии, все общественные учреждения, они грабят боеприпасы и продовольствие «.

Отход от романтического эгоцентризма

Вообще спекулятивное мышление не было сильной стороной Жорж Санд — «Лелия» и «Спиридион» остались своего рода монументальными памятниками неплодотворному увлечению романтической и христианско-спиритуалистической философией. Но зато моральный аспект философских и идеологических учений — ту точку, где слова могут воплотиться в дела, где отвлеченная идея соприкасается с реальной жизненной практикой, — Жорж Санд чувствовала очень остро. Поэтому-то она и отошла очень скоро от романтического эгоцентризма. 

В ее «Письмах путешественника» (1834-1837) и романах второй половины 30-х и 40-х годов индивидуализм предстает как роковой изъян души, губительный не только для других, но и для самого пораженного им человека («Мопра»; «Орас», 1842; «Лукреция Флориани», 1847). Писательница переделывает роман «Лелия», и во втором его издании (1839) эгоцентрическая позиция также подвергается сомнению. Судьбы героев Жорж Санд все более приводятся в связь с общественными движениями прогрессивно-освободительного характера; такова роль карбонарской темы в романе «Симон» (1836), американского эпизода в жизни героя романа “Мопра”. И все большую весомость приобретает в романах писательницы тема народа. 

Детство и юность

Амандина Аврора Люсиль Дюпен родилась первого июля 1804 года в столице Франции – Париже. Отец литераторши – Морис Дюпен – выходец из знатного рода, который праздному существованию предпочел военную карьеру. Мать романистки – Антуанетта-Софи-Виктория Делаборд, дочь птицелова – имела скверную репутацию и зарабатывала на жизнь танцами. Из-за происхождения матери аристократичные родственники на протяжении долгого времени не признавали Амандину. Смерть главы семейства перевернула жизнь Санд с ног на голову.

Госпожа Дюпен, бабушка Жорж Санд

Госпожа Дюпен (бабушка писательницы), которая ранее отказывалась от встреч с внучкой, после кончины горячо любимого сына признала Аврору, но общего языка с невесткой так и нашла. Между женщинами часто возникали конфликты. Софи-Виктория боялась, что после очередной ссоры престарелая графиня назло ей лишит Амандину наследства. Дабы не испытывать судьбу, она покинула усадьбу, оставив дочь на попечении свекрови.

Детство Санд нельзя назвать счастливым: она крайне редко общалась со сверстниками, а служанки бабушки при каждом удобном случае выказывали ей неуважение. Круг общения писательницы ограничивался престарелой графиней и учителем месье Дешартром. Девочка так сильно хотела иметь друга, что выдумала его. Верного соратника Авроры звали Корамбе. Это волшебное существо было и советчиком, и слушателем, и ангелом-хранителем.

Жорж Санд в детстве

Амандина тяжело переживала разлуку с матерью. Девочка видела ее лишь изредка, приезжая с бабушкой в Париж. Госпожа Дюпен стремилась свести влияние Софи-Виктории к минимуму. Устав от чрезмерной опеки, Аврора задумала побег. Графиня прознала о намерении Санд и отправила отбившуюся от рук внучку в Августинский католический монастырь (1818-1820 годы).

Там писательница познакомилась с религиозной литературой. Превратно истолковав текст Священного Писания, впечатлительная особа на протяжении нескольких месяцев вела аскетичный образ жизни. Отождествление со святой Терезой привело к тому, что Аврора лишилась сна и аппетита.

Портрет Жорж Санд в молодости

Неизвестно, чем мог закончиться этот опыт, если бы аббат Премор вовремя не вразумил ее. Из-за упаднических настроений и постоянных болезней Жорж более не могла продолжать обучение. С благословения настоятельницы бабушка забрала внучку домой. Свежий воздух пошел Санд на пользу. Через пару месяцев от религиозного фанатизма не осталось и следа.

Несмотря на то что Аврора была богата, умна и хороша собой, в обществе она считалась совершенно неподходящей кандидатурой на роль жены. Низменное происхождение матери делало ее не вполне равноправной в среде аристократической молодежи. Графиня Дюпен не успела подыскать внучке жениха: она умерла, когда Жорж было 17 лет. Начитавшаяся работ Мабли, Лейбница и Локка девушка осталась на попечении у неграмотной матери.

Дом Жорж Санд в Ноане

Пропасть, образовавшаяся за время разлуки между Софи-Викторией и Санд, была непомерно большой: Аврора любила читать, а мать считала это занятие пустой тратой времени и постоянно забирала у нее книги; девочка стремилась в просторный дом в Ноане – Софи-Виктория держала ее в маленькой квартирке в Париже; Жорж горевала о бабушке – бывшая танцовщица то и дело осыпала почившую свекровь грязными ругательствами.

После того как Антуанетте не удалось принудить дочь выйти замуж за человека, вызывавшего в Авроре крайнюю степень отвращения, разъяренная вдова волоком притащила Санд в монастырь и пригрозила ей заточением в келье-темнице. В тот момент юная литераторша осознала, что освободиться от гнета деспотичной матери ей поможет брак.

Баронесса Дюдеван

После смерти бабушки Аврора переехала к матери в Париж, где вскоре, опять же по настоянию матери, вышла замуж за барона Казимира Дюдевана. Довольно быстро стало понятно, что между супругами пролегает пропасть. Нести бремя брака становилось всё тяжелее, и Аврора оставила мужа, не получив формально развода.

Жорж Санд. (albumimag.wordpress.com)

В начале 1830-х баронесса Дюдеван писала в дневнике: «Революция продолжается непрерывно, как заседания палаты. Кругом штыки, мятежи, руины, а все живут так весело, как будто сейчас мирное время. Мне это очень нравится». В один год вышли «Собор Парижской Богоматери» Гюго, «Введение во Всеобщую историю» Мишле и пьеса «Антони» Дюма.

Аврора со своими новыми друзьями, среди которых был Жюль Сандо, с радостью приветствовала всё новое. Чтобы окончательно освободиться от «женского рабства», девушка стала носить мужское платье: редингот, шляпу, шерстяной галстук и сапоги.

Порвав с прошлым, баронесса оказалась лишена средств — ей нужно было самостоятельно зарабатывать. Она пробовала работать в библиотеке и писать портреты, но не особенно преуспела. Настоящее удовольствие Авроре приносило писательство — у неё уже был готов роман «Эме».

Благодаря рекомендации Аврора смогла познакомиться с Гиацинтом Табо де Латушем, который «создал больше авторов, чем произведений». Он привёл на французский Парнас Гёте, учил Бальзака и стал посмертным издателем работ Адре Шенье. Именно Латушу баронесса читала свой первый роман. «Я не нашёл тут и намёка на успех», — таков был вердикт. Несмотря на советы оставить писательство и вернуться домой, она устроилась на работу газету Латуша.

В это же время дебютировал Жюль Сандо, возлюбленный Авроры. Первой его работой стала статья, в написании которой участвовала баронесса Дюдеван. Однако её имя как соавтора не было указано. Дело было в том, что свекровь запретила невестке использовать свою фамилию при издании книг. Аврора осмелилась предложить прочитать данный текст Латушу, и он ему очень понравился.

Время шло, и творческий дуэт завершил свой новый роман — «Роз и Бланш» о жизни монахини и актрисы, в котором Латуш увидел только подражание старым романтикам. По его настоянию, в книге появилось большое количество шуток. Роман пользовался успехом и довольно быстро разошёлся.

Баронесса Дюдеван начинала работать над новой книгой уже в одиночку. Её «маленький Жюль» заболел чахоткой и не мог принимать участие в создании произведения. Однако черновики будущей «Индианы» он оценил довольно высоко. Роман был практически закончен, когда влюблённых начал волновать вопрос авторства. Сандо не хотел, чтобы над чужим произведением стояло его имя. В то же время Аврора не могла подписаться ни Дюдеван, ни Дюпен, так как её родственники были против. Решение оказалось довольно простым: девушка оставила фамилию Санд, изменив Жюля на Жоржа

Для неё особенно важно было использовать мужское имя, так как она хотела избавиться от мысли о рабском положении женщины.

Первый печатный экземпляр «Индианы» оказался в руках требовательного Латуша. Он быстро пролистал его и вынес свой вердикт: «Позволь! Это же подражание; школа Бальзака! Ну, конечно, подражание! Конечно, Бальзак!» Аврора смолчала. На следующий день она получила письмо от Латуша, в котором тот искренне раскаивался и просил прощения. Просидев за чтением романа всю ночь, редактор осознал, что сильно заблуждался.

Когда книга вышла из печати, во всех газетах начали появляться восхищённые отзывы читателей и критиков. Бальзак в числе первых написал, что роман Жорж Санд «является редакцией правды против фантастики, современности — против Средневековья, личной драмы — против тирании исторического жанра». Даже Гюстав Планш, выступавший против Гюго, поставил её выше мадам де Сталь. Успех был безоговорочным.

Смерть

Последние годы жизни Аврора Дюдеван провела в своем имении во Франции. Она занималась детьми и внуками, которые обожали слушать ее сказки («О чем говорят цветы», «Говорящий дуб», «Розовое облако»). Под конец жизни Жорж даже заслужила прозвище «добрая дама из Ноана».

Жорж Санд в старости

Легенда французской литературы ушла в небытие 8 июня 1876 года (в 72 года). Причиной смерти Санд стала кишечная непроходимость. Именитая писательница была похоронена в семейном склепе в Ноане. Друзья Дюдеван – Флобер и Дюма-сын – присутствовали при ее захоронении. Узнав о кончине литераторши, гений поэтического арабеска Виктор Гюго написал:

Литературное наследие писательницы сохранилось в сборниках поэм, драм и романов.

Могила Жорж Санд

Помимо прочего, в Италии режиссер Джорджо Альбертацции по мотивам автобиографического романа Санд «История моей жизни» снял телефильм, а во Франции были экранизированы произведения «Прекрасные господа из Буа-Доре» (1976 год) и «Мопра» (1926 год и 1972 год).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.